Социальная концепция русского православия



Как и все другие вероисповедания, православие переживает глубокий кризис. Непрерывно сокращается его воздействие на последователей, заметно уменьшается его престиж и значение в повседневной жизни верующих, обесцениваются идеи и установки, игравшие прежде важную роль в качестве регулятора поведения и деятельности людей. Даже по свидетельству самих православных идеологов, все меньше и меньше лиц поддерживают контакты с религиозными организациями и согласуют свой образ жизни и мышления с основополагающими религиозными требованиями. Более того, многие сейчас ясно осознают и тот вред, который приносит религия своими мировоззренческими установками.

В этих условиях церковные деятели изыскивают такие приемы и способы защиты религии, которые позволили бы приспособить систему вероучительных представлений к уровню сознания современного человека и тем самым способствовали бы выведению религии из тупика. При этом православная апологетика учитывает наличие различных категорий и групп верующих, далеко не одинаково относящихся к многообразным приемам и способам интерпретации главных принципов вероучения. А это, в свою очередь, порождает различные тенденции в идеологии современного православия.

Подавляющее большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, решительно пересматривают прежние нравственные установки и нормы жизненной ориентациии верующих, отношение к трудовой деятельности, науке, культуре, гражданским обязанностям. Подобная точка зрения стала преобладающей на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г., неоднократно высказывалась главами Грузинской, Болгарской, Румынской и других православных церквей.

Однако далеко не все богословы и церковные иерархи, признающие необходимость обновления социально-политических, нравственных и практических установок с учетом изменяющейся структуры мышления современных верующих людей, согласны со столь же решительной модернизацией вероучения и культа. Многие из них не без оснований полагают, что пересмотр давно сложившихся догматических и канонических представлений способен еще больше расшатать и без того непрочные позиции церкви, посеять сомнения в правильности церковных утверждений об абсолютной истинности и непогрешимости вероучения, изображаемого высшим достижением духовной жизни человека. С их точки зрения, строгое соблюдение традиционных форм церковной жизни и деятельности будет играть стабилизирующую роль в сохранении веры. Тем не менее сторонников обновления всего религиозного комплекса достаточно много, и их позиция находит поддержку значительного числа верующих.

Однако в современном православии преобладающее место занимает тенденция обновления общественно-политических воззрений и умеренного пересмотра некоторых аспектов вероучения, культа, канонов. Так, например, отказавшись в середине 20-х годов от прежней промонархической ориентации, Русская православная церковь постепенно перешла на позиции лояльного отношения к новому общественному и государственному строю, а затем стала поддерживать внутреннюю и внешнюю политику Советского государства. В последние годы эта тенденция в православии стала особенно заметной. Она включает вопросы сохранения и упрочения мира, борьбу за разрядку международной напряженности, за запрещение производства и использования ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей, сохранение окружающей среды, т. е. все то, что истолковывается церковью как христианское участие в совершенствовании человеческого общества.

В выступлениях иерархов Русской православной церкви содержатся призывы покончить с системой эксплуатации и порабощения народов, разоблачается бесчеловечная сущность захватнических войн и колониального грабежа, осуждаются различные диктаторские режимы и их поддержка международным империализмом.

Социальные установки православия, сориентированные на восприятие непосредственных участников социалистических преобразований в нашей стране в духе „коммунистического христианства", положительно оценивают практическую программу коммунистического строительства. При этом подчеркивается полное соответствие духу евангелия экономических и политических основ развитого социалистического общества, отмечается его жизнеспособность, справедливость, подлинная гуманность. Православные идеологи во всех случаях стремятся подчеркнуть, что „справедливость, применяемая к человеческому окружению, к природным ресурсам, к технике, к системе обладания и эксплуатации, к общественному и личному потреблению, к заботе о будущих поколениях людей, к беспокойству о будущем мира" может рассматриваться, исходя из осознания того, что „заповедь справедливости касается всего творения, всего, что находится под промыслом божиим" (Журнал Московской патриархии, 1979, № 6, с. 59). Социальный аспект всей деятельности церкви, по их мнению, состоит в том, чтобы „образовывать реальное единство верующих земной церкви с торжествующей церковью небесной" (Журнал Московской патриархии, 1979, № 8, с. 62).

Отсюда следует, что сама по себе социально-политическая проблематика не имела бы для церкви принципиального значения, если бы она не способствовала формированию религиозных представлений и не служила поддержанию „краеугольного камня веры". Но Дело не ограничивается только апологетическими целями. Социальное богословие оказывается и одним из активных средств борьбы с научно-материалистическим мировоззрением.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!