Усиление тенденций к безвластию. Исторические предпосылки.



                                                   

   К началу XX-го века тенденции к безвластию в массах несколько усилились, причём не только в Европе, но и во всём мире. Марксизм разделился на течения радикальные и ревизионные, из которых часть утратила былой радикализм и чёткость построения программы. Поэтому марксизм несколько утратил свой роль унитарной идеологии пролетариата и не мог больше удовлетворять всех рабочих… В то же время давление государства на личность и мера его вмешательства в экономику заметно увеличились - отчасти это было связано с назревавшей империалистической войной - милитаризм и колониализм, прежняя эксплоатация рабочего класса под покровительством структур глобального управления, а также давление на мелкого производителя, вызванное тенденцией к монополизации, не могли не вызвать решительного противодействия в виде восприятия радикальной идеологии свободы. Особенно это актуально по отношению к ремесленникам и интеллигентному мещанству, которые являются основой для распространения анархических идей.

   В преддверии I Мировой Войны официальный Интернационал уже не мог единить революционеров, что доказали результаты голосований в парламентских организациях стран, вступающих в войну, когда большинство депутатов- социалистов проголосовали за военные кредиты "своим" правительствам. Следует особо отметить, что разлад внутри II-го Интернационала не произошёл в одночасье в начале войны, но явился кульминацией длительного процесса, начавшегося до начала XX-го века.

   В то время, как Интернационал терял своё влияние, усиливалась борьба за полное освобождение личности, которую олицетворяли собой анархисты. Ярким деятелем этой борьбы стал в XIX-ом веке Михаил Александрович Бакунин. Характерно то, как складывались его отношения с Интернационалом. Он был исключён из его рядов за идейное отступничество, и его сторонники тоже были отстранены от участия в едином движении. Однако Бакунину и компании удалось развернуть активную пропагандистскую и революционную деятельность по всей Европе, оказывавшую сильное влияние на рост популярности анархизма в Европе; Социалистический Альянс Бакунина некоторое время успешно конкурировал с Интернационалом, особенно в Испании. Бакунин - представитель так называемого бунтарского направления в анархизме.

    Потеряв веру в непогрешимость Интернационала и его радикализм, некоторая часть рабочих перешла к анархо-синдикализму. Они действовали против капиталистов- эксплоататоров методами так называемого "прямого действия" - стачек и саботажа. Особенно сильны они были во Франции, набрали к концу XIX-го века силу и в Англии. Как мы видим, больше становилось сторонников как индивидуалистического анархизма, так и коллективного. Больше стало однако и отрицательных безрезультатных проявлений - террористических актов и убийств. Например, вспышка терроризма в 1890-1895 годах, особенно сильная во Франции и близкой к ней Испании. Однако такие личности, как Равашоль, Эрьен, Казерио лишь вызвали неприятие общественностью своих методов, повлекшее за собой обострение критики анархистов. Этот период ярко показал неточность и неэффективность террористических ударов по государственному аппарату.

    В 1985-ом году профсоюзы и биржи труда во Франции объединились во Всеобщую Конфедерацию Труда (ВКТ), которая быстро переросла масштабы отдельной страны и объединила большое количество пролетарских профсоюзов в борьбе за свои права.

    XX-ый век анархизм встретил в фазе "количественного" подъёма. В области обновления его теоретической базы, напротив, имел место некоторый идейный застой. Однако, нельзя сказать, что соперничавшие с анархизмом течения потеряли своё влияние в сильной мере. Марксизм по-прежнему правил умами большинства рабочих. Очевидно стало то, что изменить положение в рядах пролетариата - основного революционного класса - вряд ли удастся без долгой и планомерной агитации. Поэтому в начале XX-го века анархизм стал идеологией по преимуществу мелкой буржуазии - ремесленников, крестьян и прочих мелких производителей. Также к анархистам примкнула часть радикально настроенной интеллигенции. Дело в том, что в то время анархизм в наиболее полной мере отражал интересы этих классов. Мелкий производитель и крестьянин-собственник в наименьшей мере зависели от организации общества "сверху". Налоговые сборы были им ни в коей мере не выгодны - они связывали их возможности, отнимали прибыль, не предоставляя ничего взамен - ведь часто крестьяне довольствовались обменными сделками, предпочитая получать нужный товар без посредников, в том числе государства. Благоустройство инфраструктуры они чаще проводили сами, чем получали со стороны государства. Как итог, главной теоретической основой анархизма в начале XX-го века стало учение Кропоткина, ориентированное на крестьянскую среду. Правда, это учение не ставило себе цели обрисовать конкретные пути воплотить идеалы в революционную действительность.

       Неумение вести борьбу постепенно, идти путём частичных успехов было главной проблемой и основной причиной неудач в анархистской практике. Так, ещё Бакунин считал, что "всякое политическое движение, не имеющее своей целью непосредственное, прямое, бесповоротное и полное экономическое освобождение рабочих, <…>, принцип социальной ликвидации,- всякое подобное политическое движение есть движение буржуазное, и, как таковое, должно быть исключено из интернациональных движений"[2, с. 21]. Посудите сами, можно ли было вести успешную борьбу со столь бескомпромиссных позиций?

     Марксисты же, в противоположность, следовали Энгельсу и Марксу, которые ещё в середине XIX-го заявили, что "коммунисты в капиталистическом обществе поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя"[3]. Таким образом, мы видим, какими заметными были расхождения между марксистами и анархистами даже в методах ведения борьбы.

 

Теоретическая база анархизма к началу XX -го века.

       Теоретическую базу анархизма я буду рассматривать с того времени, когда Европа, вступив в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности, освобождению её из под психологического гнёта государства, крушению основ традиционного монархизма, породила собственно анархизм как философское учение. "Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-1840 г.г. - в борьбе с либерализмом и государственным социализмом" [4], - считается теперь. Анархизм противостоял обоим этим движениям, и точным определением его смешанной сути можно считать слова Михаила Бакунина: "Свобода без социализма есть привелегия и несправедливость. Социализм без свободы есть рабство и скотство".

    Уже Уильям Годвин и Макс Штирнер в начале XIX-го века обозначили два главных направления анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом и анрхо-коммунизмом. Штирнер первым признал необходимость революционного преобразования общества и считал выгодным создание сбободных "союзов эгоистов" для того, чтобы они вместе прорубили себе дорогу к индивидуальному счастью…

    Одним словом, суть идеологии анархизма уже понятна - это синтез идеи свободы и социальной справедливости, синтез идей либерализма и коммунизма, и в то же время противоположность обоих. Анархизм, по моему личному убеждению, венчает поиски "золотой середины" в области экономико-политических учений.

    Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865). Он был активным участником революции 1848-го года во Франции, пропагандировал идеи анархизма в массах, проводил, в отличии от Годвина и Штирнера, конструктивную критику государственного строя, он избегал абстрактных схем и прожектёрства. Его философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX-го века основной теоретической базой для революционеров-анархистов. Его недаром называют "отцом европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал философии Прудона и его личным качествам А. И. Герцен.

    Так в чём же, собственно, суть прудонистических концепций? Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон противопоставляет принципы федерализма, децентрализации, взаимопомощи(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления.

     Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и децентрализации управления. "То, что называют в политике властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической экономике называется собственностью, эти две идеи равны друг другу и тождественно, нападать на одну - значит нападать на другую, одна непонятно без другой…" [4] Исходя из этого, Прудон сопоставлял экономическое обеспечение с политической федерацией. Прудон основывался на принципе равновесия, отстаивая как принципы равновесия, так и права личности, так и интересы собственности.

     Лично для меня учение Прудона оказалось настоящей кладезью мудрости, дополненной конкретными и чёткими экономическими обоснованиями и инициативами, не потерявшими актуальности и по сей день. Особенно уважаю учение Прудона за предложенную им идею так называемого "банка обмена", который позволил бы людям, получающим трудовой доход, брать бесплатный кредит.

     Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения XIX-го. "Именно Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма - идею бунта, бескомпромиссной борьбы за полное освобождение личности и общества" [4]. Бакунин был истинным интернационалистом в своей деятельности, что должно быть в каждом анархисте.

     В своих теоретических трудах Бакунин подчёркивал роль государства как разрывающего солидарность людей элемента. "Оно [государство] разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных", - писал русский анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть стремится себя увековечить, "ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует упомянутая опека. "Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё... Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен" [5, с. 24] . Бакунин безжалостно критиковал государственный социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на смену привилегированным классам капитализма придёт "красная бюрократия", так как власть и эксплоатация неразрывно связаны друг с другом и невозможно уничтожить второе, не уничтожив первого. К сожалению, Михаил Александрович оказался прав… В оценке марксистов Бакунин близко сходился с Прудоном. Он радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.

      В общем, можно закончить рассказ о теории анархизма к началу XX-го века на Бакунине, как последнем действительно крупном теоретике анархизма в XIX-ом веке.

 

Глава II

 

Участие анархистов в I -ой Русской Революции.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!