Эмоциональный уровень языковой личности



Эмоциональный уровень языковой личности и средства его объективации


Теория языковой личности (ЯЛ)

 

Основоположником теории ЯЛ по праву считается Ю.Н. Караулов, хотя сам термин и понятие ЯЛ впервые в лингвистику были введены В.В. Виноградовым /Виноградов 1930/. «Языковая личность - вот та сквозная идея, которая, как показывает опыт её анализа и описания, пронизывает и все аспекты языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка» /Караулов 1987, 3/. Под ЯЛ Караулов понимает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, предлагая описание ЯЛ по следующим параметрам /там же, 43/:

·характеристика семантико-строевого уровня её организации, что предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определённых значений;

·реконструкция модели мира или тезауруса данной личности на основе произведённых ею текстов или на основе специального тестирования;

·выявление жизненных или ситуативных доминант ЯЛ, её установок, мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а также в особенностях восприятия чужих текстов.

Таким образом, в структуре ЯЛ выделяются 3 уровня: вербально-семантический (языковая картина мира - ЯКМ), тезаурусно-когнитивный (концептуальная картина мира - ККМ) и мотивационно-прагматический. Обоснованием выделения этих уровней является наличие на каждом уровне соответствующих единиц и отношений между ними, их обособление и взаимодействие в процессе речемыслительной деятельности (РМД). Однако чёткость обособления этих уровней присуща им только в теоретическом плане, на практике границы между ними размыты.

Базисным понятием теории ЯЛ является понятие картины мира - «исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании её носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека» /Серебренников 1988, 21/. Картина мира предстаёт, следовательно, как субъективный образ объективной реальности, который опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них. Это значит, что ККМ богаче ЯКМ, т.к. в её создании участвуют различные типы мышления, в том числе и невербальные. «Память может сохранить и музыкальный мотив, и аромат цветка, и вкус плода, …которые лишены дискретности и не допускают материальной репрезентации» /Звегинцев 1982, 75/. Без использования естественного языка возможны и некоторые виды абстрактного мышления, например, математическое. Специфика ЯКМ состоит в том, что она не образует самостоятельной картины мира, существующей наряду и параллельно с ККМ, а как бы «встроена» в неё. ЯКМ, единицами которой являются слова, словоизменительные и словообразовательные формативы, синтаксические конструкции, выполняет две основные функции:

· означивание элементов ККМ;

· экспликация средствами языка ККМ (наряду с жестами, мимикой, модой, социально-культурными стереотипами и др. «следами»).

Единицами ККМ являются С-модели - идеальные модели в индивидуальном сознании. По определению О.Л. Каменской /1990, 23/, в С-модели «индивид реализует личностную экспликацию данных (представлений, мнений, знаний) о том или ином фрагменте внешнего мира, то есть то, что он (индивид) думает, воображает, предполагает, знает об объектах мира и их отношениях, включая и абстрактные отношения между классами объектов». ККМ также имеет две функции:

· интерпретативная, т.е. осуществление видения мира;

· регулятивная, т.е. осуществление ориентации человека в мире.

ККМ формирует тип отношения человека к миру - природе, другим людям, самому себе как члену этого мира, задаёт нормы поведения человека в мире, определяет его ценностную ориентацию. Ядро ККМ составляет образ мира, который не является врождённым, а формируется у человека в процессе всей его жизнедеятельности, в ходе всех его контактов с миром и на базе самых разнообразных его способностей.

Единицей мотивационного уровня является мотив, задаваемый «таким целевым состоянием отношения «индивид - среда», которое само по себе желательнее и удовлетворительнее наличного состояния» /Хекхаузен 1986, 34/. Понятие мотивации объединяет всю совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждения к жизненно необходимым целям, т.е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. Высокий уровень мотивированности является одним из неотъемлемых атрибутов человеческой деятельности, в том числе и коммуникативной. По определению Т.М. Дридзе /1980, 25/, «деятельность - это осознанная, мотивированная, предметная и целенаправленная социально регламентируемая активность, опосредствующая все связи человека с его естественным (природным) и искусственным (социокультурным) окружением». Именно уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов действия отличают деятельность от поведения, трактуемого как «неосознанная (мало осознанная) активность» /там же/. Единица деятельности - действие, направленное на достижение некоторой конкретной осознаваемой цели.

«Специфика текстопорождающего действия как одного из видов коммуникативной деятельности, в отличие от предметно-практической и познавательной деятельности, заключается, прежде всего, в том, что это действие (и, соответственно, его результат - текст) в подавляющем большинстве случаев не является самоцелью» /Каменская 1990, 113/. В зависимости от частной цели, которую автор ставит перед коммуникативным актом, О.Л. Каменская выделяет три основных праксиологических направления текстопорождающего действия: информационное, побудительное и аффективное. Порождение информационного текста вызвано целью передачи реципиенту нового знания. Побудительная цель инициирует текст, направленный на непосредственное или опосредованное побуждение реципиента к некоторым целенаправленным действиям. Аффективная цель инициирует текст, воздействующий на эмоциональную сферу психики реципиента. Таким образом, мотивация коммуникативной деятельности связана с достижением некоторой конкретной цели, которая по существу неотделима от самого мотива и инициирует предстоящий коммуникативный акт.

Подход к порождению текста как к способу достижения человеком определённой цели и рассмотрение под этим углом зрения используемых им языковых средств является главной особенностью теории речевых актов (ТРА) Остина \ Сёрля /НЗЛ, 1986/. Главное внимание в ТРА уделено иллокуции, понимаемой как намерение говорящего получить с помощью высказывания определённый результат, благодаря осознанию слушающим этого намерения.

 

Эмоциональный уровень языковой личности

 

Хотя трёхуровневая модель ЯЛ хорошо согласуется с процессами речемыслительной деятельности (РМД) и является эффективным инструментом лингвистических исследований, изменение проблем, к решению которых обращается лингвистика, требует адекватной модификации структуры ЯЛ. В частности всё более настойчиво заявляет о себе эмоциональный аспект языка и речи. В связи с этим О.Л. Каменская /1997, 9/ дополняет структуру ЯЛ эмоциональным уровнем, объединяющем эмоции в составе ЯЛ в их концептуальном представлении.

Расширенная модель ЯЛ охватывает основные этапы РМД от коммуникативного намерения (мотивационный уровень) до конечного продукта - текста в отчуждённой от автора форме (моторико-артикуляционный уровень). Переход от трёхуровневой структуры ЯЛ к пятиуровневой является примером интернальной модификации /Каменская 1998, 30/. Второе направление модификации ЯЛ – экстернальное «определяется параметрами коммуникативной среды и соответственно изменением числа её факторов, учитываемых при анализе процесса коммуникации» /там же, 31/. Примером такой модификации может служить предложенное И.И. Халеевой понятие вторичной языковой личности /Халеева 1989/.

Правомерность выделения эмоционального уровня подтверждается экспериментальными данными физиологии о межполушарной асимметрии мозга: правое полушарие «заведует» эмоциональным и образным восприятием человека, а левое - логическим мышлением, но работают они синхронно и взаимосвязанно /Ротенберг 1984/. Эмоции человека протекают на фоне его интеллектуальной деятельности, переплетаются с ней. Само слово «эмоция» (от лат. еmovere - возбуждать, волновать) обозначает душевные переживания, волнения, чувства, например, страх, гнев, радость. Современная наука определяет эмоции как психическое отражение в форме непосредственного субъективного переживания явлений и ситуаций в их отношении к потребностям личности. Причём, одни и те же события в зависимости от состояния памяти могут вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции /Вайнцвайг 1987, 224-225/. Значение эмоций в жизни человека можно представить следующим образом:

· эмоции являются одним из основных регуляторов действий человека;

· в эмоциях отражаются потребности и мотивы личности;

· эмоции отражают окружающий мир, причём специфика эмоционального отражения состоит в том, что оно (в отличие от познавательного) отражает не столько свойства самих вещей, сколько их значение для жизни человека;

· эмоции способствуют сохранению социальной солидарности и общности на различных (суб)культурных уровнях; способность к эмпатии является предпосылкой кооперации между индивидами /Edith 1995, 313-314/;

· эмоции вносят вклад в деятельностную ориентацию индивида, облегчая последнюю за счёт своего типизированного, рутинного характера (особенно при недостатке информации, релевантной для деятельностной ориентации);

· эмоции энергетизируют индивида, дают ему импульс к действиям, хотя и не детерминируют их.

Совокупность эмоций, присущих индивиду, обозначается термином «эмоциональная сфера» (ЭС). ЭС - это личностное образование, структурными единицами которого являются эмоции, различаемые по следующим характеристикам:

· качественные (знак и модальность);

· количественные (продолжительность и интенсивность).

Знак эмоции определяется отношением индивида к своим переживаниям и связан с удовлетворением или неудовлетворением потребностей и ожиданий. Модальность эмоции определяется её содержанием: радость, печаль, возмущение. В количественном аспекте различают кратковременные эмоциональные состояния (волнение, аффект) и более продолжительные устойчивые (чувства, настроения).

Эмоции человека отличаются чрезвычайным разнообразием (психологи насчитывают их более 500), что объясняется сложностью отношений между предметами потребностей, конкретными условиями возникновения этих потребностей и разнообразными видами деятельности, направленными на их удовлетворение. В своей совокупности эмоции - это непрерывный динамический процесс, где каждый квант существует ограниченное время, после чего сменяется следующим, возможно, другой модальности или знака. Можно постулировать существование психического механизма концептуализации эмоций, который селектирует из эмоционального континуума конкретный фрагмент и маркирует его единицей личностного семиотического пространства. Маркированный фрагмент выступает в дальнейшем как эмоциональный концепт. Иногда эмоциональный концепт может встраиваться в С-модель и становиться атрибутом концептуальной системы индивида /Каменская 1993, 41/. Таким образом, эмоции индивида образуют следующий трансформационный ряд:

· эмоции как психические переживания, которые в совокупности составляют эмоциональную сферу индивида;

· эмоции, представленные эмоциональными концептами;

· эмоции в составе С-модели наряду с другими её компонентами.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!