Глава II . Влияние католичества на культуру Западной Европы в эпоху Средневековья



Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных её отраслей (сфер). Однако при этом необходимо учитывать духовную доминанту социокультурного процесса Средневековья, или религиозные ориентиры общества. Постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.

 

Церковь и её роль в жизни общества

Все мировоззрение феодального общества Западной Европы в эпоху Средневековья оставалось преимущественно религиозным. Средневековой образ мира был полностью основан на религии, и библейские представления занимали в миросозерцательной системе огромное место.

Христианская церковь обладала огромным экономическим и политическим могуществом. В 756 году на небольшой части территории современной Италии образовалось папское государство – Церковная область. Уже в ранний период папы настойчиво боролись за верховную власть епископата над светскими властями.

Церковь была также тесно связана с повседневной жизнью людей: именно она определяла нравственные нормы, регулирующие поведение человека в быту.

 


Монастыри – центры европейской цивилизации

В «великом движении за христианизацию» Европы самое активное участие приняли монахи. Монастыри готовили и посылали миссионеров в различные страны Европы. Особенно много монастырей было в Ирландии, которую называли «островом святых». Монастыри, являясь средоточием религиозной жизни, были и центрами средневековой цивилизации. В своих мастерских монастырь сохранял прежние ремесла и искусства, в библиотеках – христианскую литературу. Здесь развивалась латинская письменность, которая в тот период носила международный характер и способствовала культурным связям со странами континента, здесь учили псалмам, письму, счету, грамматике и заботились о переписке книг.

В монастырях жили и творили наиболее образованные люди той эпохи, оставившие немалый след в истории европейской культуры. Монахи переписывали древние рукописи, писали иконы. Некоторые монахи становились епископами, а позднее и папами. Одним из таких пап был Сильвестр II, разносторонне образованный человек, хорошо разбирающийся в математике, астрономии, музыке и способствующий усилению и распространению христианства.

 

Христианская философия.

 

За тысячелетнюю историю Средневековья христианское вероучение прошло большой путь, изменяясь само и вызывая изменения в различных сферах жизни общества.

Духовными зачинателями Средних веков многие ученые с полным основанием считают богословов. Их исключительная роль заключалась не только в том, что они развивали религиозное учение, но и в том, что они спасли основное наследие из античной культуры, изложили его в доступной для средневековой мысли форме и придали ему необходимое для того времени христианское обличье.

Один из наиболее известных философов Средневековья Беда Достопочтенный (673-735) в наиболее завершенном виде изложил теорию четырех смыслов Священного Писания, занимался разбором и толкованием Библии.

 

Образование и наука в средневековой Европе

 

Важной была позиция церкви и в отношении научного познания.

В период Средневековья все существовавшие тогда церкви, как епископальные, так и монастырские, находились в руках духовенства. Церковь сама подбирала состав учащихся, исходя из того, что основной целью было воспитание церковных служителей, и определяла программу обучения. Воспитанников церковных школ учили молитвам, порядку отправления религиозного культа и чтению по латыни Евангелия. Кроме того, в школах преподавались античные дисциплины: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Впрочем, все они рассматривались лишь как вспомогательные по отношению к церковным: на занятиях риторикой учили, как грамотно оформлять необходимые для церкви и государства документы, диалектика (формальная логика) должна была помочь в спорах с еретиками, музыка использовалась при богослужении, знание астрономии позволяло определять сроки наступления церковных праздников.

 

Литература

 

Библия – самая известная и наиболее распространенная в мире «священная книга». Библия в переводе с древнегреческого означает «книги». Библия делится на две неравные части. Ветхий завет, почитаемый иудеями и христианами, состоит из 50 книг (39 канонических и 11 неканонических). Новый Завет, почитаемый только христианами, включает 27 книг. Книги с XIII века (кардинал Стефан Ленгтон) поделены на главы, а в XVI веке главы были разделены парижским типографом Робертом Этьеном на стихи; те и другие пронумерованы, что облегчает цитирование и ссылки.

Ветхий Завет – древнейшая часть Библии. Его 39 книг, дошедших до нас, христиане именуют каноническими (т.е. правильными) книгами. Остальные 11 книг Ветхого Завета католицизм приравнял к каноническим книгам и именует «второ-каноническими».

Среди книг Ветхого Завета особенно почитаемы первые пять – Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Остальные канонические книги христианскими богословами делятся на две группы: исторические книги и писания. Среди исторических книг укажем те, которые имеют особенно большое значение для истории: книга Иисуса Навина, книга Судей, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры и книга Неемии. В состав исторических книг включают и книги пророков – 4 больших и 12 малых.

В писания включаются все остальные, весьма разнородные по своему содержанию книги. Это своего рода художественные произведения, философские трактаты, сборник молитвенных песнопений Псалтырь, книга причитаний – Плач Иеремии.

В 11 неканонических книг входят: вторая книга Ездры, Товита, Юдифи, Премудрости Соломона и т.д. Все они на самом деле внутренне едины с книгами каноническими.

Новый Завет насчитывает 27 книг, переведенных с древнегреческого языка. Это четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния святых апостолов, Послания апостолов и Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Почти все страницы текста Ветхого и Нового Завета оснащены обильными сносками («параллельными местами»), призванными демонстрировать единство их содержания.

У христиан Ветхий и Новый Завет являются источником вероучения и культа. Все догматы, установления веры и правила исповедания религии, само христианское миросозерцание, молитвы, церемонии, празднества и обряды основаны на Библии. Она и сама – непременная принадлежность богослужений.

На Библии построены все остальные вероучительные и богослужебные книги. Из Ветхого и Нового Завета вытекают постановления христианских соборов, писания «святых отцов», катехизисы, пособия для учащихся по «Закону Божию», богослужебные книги. На Библии основаны разнообразнейшие богословские труды и многочисленные сочинения религиозных философов.

Книги в Средневековье были редкостью. Они создавались по заказам императоров, крупных феодалов, епископов и настоятелей монастырей в специальных мастерских – скрипториях. Скриптории существовали при королевском дворе и при крупных церковных центрах.

Большого искусства достигли мастера книжной миниатюры в Англии, Шотландии и Ирландии, особенно в украшении евангелий.

 

Архитектура

 

Формирование архитектуры связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. Среди каменной архитектуры средневековья преобладали культовые постройки. Это было связано с той особой ролью, какую играла в жизни общества церковь. Велось интенсивное строительство обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей.

Романский стиль. Облик массивных каменных романских построек – церквей, монастырей отличался монолитной целостностью и торжественной силой. Внутри романские храмы делились на равные пространственные ячейки и перекрывались сводами, что придавало зданию ощущение незыблемой устойчивости, отождествлявшейся с непоколебимостью божественного миропорядка.

Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа и имели символическое значение. И круглая, и крестообразная формы являлись символами совершенства: круглая форма несла в себе завершенность круга – круга жизни, а крестообразный план здания символизировал не только изображение распятия Христа, но и четыре основных направления, олицетворявших Вселенную.

Храм вмещал массу людей, различных по социальному положению, в том числе многочисленных паломников. Каждая его часть имела свое назначение. Так, восточная часть предназначалась для духовенства. Ближе к алтарю, за трансептом, отодвинутым на запад, находился хор. Вокруг алтарной части располагался полукольцевой обход. Место пересечения продольного нефа и трансепта – средокрестие – образовывало композиционное средоточие храма, увенчанное высокой башней. У перехода нефа в средокрестие возводилась арка, отделяющая народ от духовенства. Характерные для романских храмов подземные сводчатые помещения (крипты), расположенные под алтарем, служили местом хранения реликвий и использовались для погребений.

Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции.

В Англии в конце XI-XII вв. в архитектуре господствовал романский стиль, чему в немалой степени способствовали тесные связи с Францией. Архитекторы и ремесленники из Франции, приглашенные епископами и аббатами, возвели при помощи английских крестьян и ремесленников 95 соборных и монастырских строений.

Готика. Грандиозные, высокие, нарядно декорированные готические соборы резко отличались от церквей романского стиля. Их формы поражали динамичностью и легкостью.

Готический собор – новая ступень в развитии базиликального типа постройки. Характерная черта готической архитектуры – арка стрельчатой формы, во многом определяющая внутренний облик здания. Существенно изменился и внешний вид собора. Храм как бы обращается к площади, поэтому в нем возрастает роль фасада, на который переносятся монументальные, богато украшенные порталы.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции.

В Германии готика появилась во второй четверти XIII века и развивалась на основе художественного опыта французской.

Готические постройки в Англии многое восприняли от романских зданий: они были вместительны и не требовали коренной перестройки.

Готические соборы отразили новое понимание красоты и нравственности. Готическое искусство аллегорично, символично и нравоучительно. Жизнь деятельная и жизнь созерцательная, добродетели и пороки, все с человеческими лицами, располагались в определенном порядке на порталах соборов, украшая их и обеспечивая проповедникам иллюстрации к их нравственным поучениям.

 

Скульптура

 

В романский период необходимость устрашать отступников вызвали к жизни религиозную «проповедь в камне» - для пропаганды своих идей церковь стала использовать грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов. Монументальная скульптура, особенно рельеф, декорировала не только интерьер, но и наружные стены. С конца XI – начала XII вв. ведущую роль в оформлении церквей получили монументальные рельефы, располагавшиеся на порталах, иногда покрывавшие всю фасадную стену. Главное место отводилось изображениям, говорившим о грозном всемогуществе божества

 

Музыка

Уже в конце VI века основой музыкального материала католического богослужения стало 0 одноголосое церковное песнопение, исполнявшееся мужским хором в унисон или солистами на латинском языке. Это так называемый григорианский хорал (по имени папы римского Григория I, которому легенда приписывает утверждение этого певческого жанра). Единообразное христианское пение постепенно вводилось во всех странах западной Европы.

Вывод: Главной ценностью и стержнем западноевропейского мировоззрения Средних веков был христианский Бог, и все направления культуры подчинялись этому главному принципу. «Библией в камне» были скульптура и архитектура, библейские сюжеты выражала в линии и цвете живопись, верой пронизаны литература и музыка. На службе у религии находилась философия; такой же «прислужницей» являлась наука. Этика и право были всего лишь дальнейшей разработкой религиозных истин; на теократической основе строилась и политическая сфера жизни.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!