Исторические условия возникновения Древнерусского государства.



Предгосударственное объединение Киевская Русь пережило 3 стадии своего развития (не было единым).

9-10 век времена Олега и Игоря. 882г. (Олег завоевал Киев (военный поход).) Неопределенность государственной территории. Очень слабые связи между отдельными территориями. Постоянные войны центра с племенами, не желавшими подчиняться центру. Главы племенных объединений других племен пользовались определенной автономией, самостоятельностью и Киевский князь вынужден был с ними считаться. (Было восстание древлян.) Дань собиралась с племен в виде полюдья (осенью, когда созревал урожай, Киевский князь объезжал племена и собирал дань с людей). И когда князь Игорь захотел дважды собрать дань, древляне его убили. И его жена Ольга им мстила (сожгла, перебила).

10 в. Времена Ольги и Святослава. Укрепляются связи между племенными объединениями, но сохраняется их автономия. Появляется дань, продуктовая и денежная. Ольга проводит реформу по упорядочению сбора дани и учреждает погосты (сборные пункты). Святослав вел успешные военные действия, но потерпел неудачу в борьбе с Венгрией.

(После смерти Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк. Тогда третий сын Святослава Владимир бежал, а потом вернулся, захватил власть и убил Ярополка.)

10-11вв. времена Ярополка (Окаянного) и Владимира Святославовича (988г. он принял христианство). Определяется государственная территория. Все больше утверждается идея единовластия князя. Князь Владимир до принятия христианства, устанавливает монотеизм (из всех языческих богов главным считается Бог Перун - и культ Перуна: гром, молнии - этот культ Перуна должен был помогать ему быть правителем). В 988г. из Византии приходит христианство на Русь. Изначально как государственная религия, т.к. язычество себя изживает. А Европа и Византия уже христианская, и чтобы не отстать от мира Россия решает: какую религию принять. (Князь Владимир рассылает гонцов посмотреть все религии, и они выясняют, что христианство ничего не запрещает, как многие религии и имеет красивое песнопениеи храмы). Русь с принятием христианства оказывается в сфере влияния Византии (а не Запада) и христианство принимается в виде православия (а не католичества: служба идет не на латыни и в это время православие принимается в соседней Болгарии). (правильно славить бога).

Старший сын Владимира 1, Святополк занял престол, убив в борьбе он двух братьев. Тогда третий брат Ярослав, княживший в Новгороде, изгнал Святополка. В княжении Ярослава Мудрого (начало 11 в.) завершается существование Руси в едином виде.

Особенности социального строя Древней Руси.

Аппарат управления Киевской Руси, его особенности.

Во главе Киевского государства стоял князь с дружиной. Дружина делилась на старшую и младшую. Отличие между ними: старшая более богатая и привилегированная. Из старшей дружины составлялся совет при князе. Младшая дружина (ее члены-отроки)- менее состоятельны, ее члены – воины. Система управления в целом этого периода называлась численной или (десятичной) по количеству воинов в разных подразделениях (тысячи - тысячники, сотни-сотники)

Наместники князья в городах назывались посадниками. Существовали сборщики податей, сборщики торговых пошлин. Княжеские слуги, выполнявшие разные поручения назывались тиунами. Весь княжеский род был носителем Верховной власти. Земля принадлежала не князю, а роду. И Киевский престол переходил от старшего брата к младшему. У князя в руках основные нити управления:

назначение администрации, охрана торговых путей, организация судебных органов.

Князь судит население главного города Киева, а Киевские судьи, им назначенные, все население других городов. Сохранились уставы князей и договора Киевского князя и других князей с подвластных территорий. Большую роль в управлении играло вече – народное собрание, которое сохранилось еще от родоплеменных традиций. Ему принадлежали законодательные и исполнительные функции. И князья вынуждены были с вече считаться. В разных городах у вече была разная сила, в зависимости от традиций, условий. И самая большая власть у вече – в Новгороде (без вече не решался ни один вопрос). В Киеве слабее. Большая часть поселения - свободные крестьяне. Население городов и сел жило общинами (или мирами) со своими исполнительными органами власти, с которыми князья считались. Русское общество к 11 в. делилось на: 1. лица, свободные, которые служили лично князю. 2. свободные, неслужившие князю, а платившие ему дань общиной (или миром). 3. несвободные (служившие частным лицам).

Известно, что существовало рабство и были рабы из пленных на Руси, которые в последствии становились холопами (полузависимыми людьми). Но рабство большого распространения на территории Руси не имело, а на территории Западной Европы рабство себя изжило. Основные нормы людей 10 –11 веков отражены в юридическом документе под названием “Русская правда”.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!