Ритуальные практики в субкультуре детских домов



 

Согласно официальной статистике на 2004 год в России насчитывается более 675 тысяч детей-сирот. Количество детей, растущих вне семейных условий, на сегодняшний день превышает численность сирот, оставшихся без родителей после Первой и Второй мировых войн, и составляет до 3,2% детской популяции страны (Астоянц, 2006). У детей, воспитывающихся в учреждении, нет опыта сотрудничества, совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы", и "они", такая направленность деятельности только подкрепляет это разделение (Иванов, 2004). Достаточно посмотреть, как играют детдомовцы. По существу им доступны только простейшие игры - манипуляции, характерные для детей 2-3 лет. Следовательно, у таких детей не сформированы те элементы субкультуры, которые дают "вектор" мотивации, ориентации на построение будущей жизни.

Исследовав субкультуру детей, воспитывающихся в детском доме, используя методы экспертного опроса и не включенного системного наблюдения за детдомовцами, мы выявили:

характерные черты детдомовской субкультуры;

как изменяется субкультура детства воспитанников детских домов закрытого и открытого типов, в отличии от субкультуры детей, воспитывающихся в семье;

существующие различия между субкультурами детей, воспитывающихся в детских домах закрытого типа, и детей, воспитывающихся в детских домах открытого типа.

Проведенное исследование показало, что:

воспитанницы детских домов испытывают сложности в ролевых играх, таких как "игра в хозяйку", "игра в семью", " дочки-матери". Однако воспитание в детских домах семейного (открытого) типа значительно улучшает данную ситуацию. У детей возникают представления о материнских и семейных отношениях;

дети не имеют собственного, отдельного от других пространства, что является серьёзной психологической проблемой. В данном случае особенно страдают коммуникативные способности девочек. Особенно ярко это проявляется у девочек, воспитывающихся в детских домах закрытого типа;

существуют трудности в коммуникации воспитанников детских домов к своим сверстникам из семей, т.к. существует зависть, ненависть и потребительское отношение к последним. Особенно трудно дается обряд рукопожатия для мальчиков из детских домов со сверстниками из семей, т.к почти ко всем людям детдомовцы относятся с опаской;

воспитанники из детского дома начинают жить по принципу "выживает сильнейший". Именно поэтому они не не могут играть в коллективные игры по правилам. Агрессия свойственна всем воспитанникам детских домов, независимо от пола и возраста;

в субкультуре детдомов существует феномен "стайности", который проявляется в одежде, разговоре и поведении;

среди воспитанников детских домов существует раннее проявление сексуальности, что говорит о низкой моральной базе этих детей.


Заключение

 

Таким образом, субкультуры сети Интернет, с одной стороны, влияют на культуру общества, например, через распространение "йазыка падонков", с другой - массовая культура во многом сама формирует субкультуры Интернет, исходя из "сиюминутных" потребностей общества.

Субкультуры "глобальной паутины" с течением времени будет развиваться, видоизменяться и выходить на новые "рубежи", и обществу стоит видеть как реальные угрозы, так оценивать их положительные стороны.

В байкерской субкультуре социологи обнаруживают естественную экспериментальную площадку символически публичную для всех, но закрытую для тех, кто вне этой субкультуры. Учитывая наличие уже полувековой истории российского байкерства на фоне публичной демонстрации своего обособленного от масс существования, сохранение своей культурной символики, анализ принципов сосуществования внутри байкерского общества и в целом специфики социокультурного пространства данной субкультуры представляет особый интерес для современного социолога, особенно тогда, когда ученый имеет возможность изучить особенности культуры, используя научные методы, находясь внутри нее. Планируется повторный выход в байкерскую среду в рамках очередного ежегодного летнего фестиваля в Одессе. Так возникнет основание для более глубоких ретро - и про - спективных сравнений.

На наш взгляд, более целесообразно было бы создавать в стране детские дома семейного типа. При этом следует создавать в них такие условия, при которых более взрослые дети из одной семьи будут заботиться о младших детях - это воспитывает детей более самостоятельными и ответственными, а также дает детям представление об отношениях в семье. Также следует ввести в детские дома семейное воспитание и обучение детей грамотному составлению семейного бюджета, что будет способствовать нормальной социализации детей.


Список литературы

 

1. Запесоцкий А.С. (2006) Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ИГУП.

2. Зоркая Н.А. (2007) Информационные предпочтения жителей России. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, №4.

3. Омельченко Е.Л. (2008) Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН.

4. Альтернативная культура. Энциклопедия. - Екатеринбург, 2005 - с.78-80

5. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура - М., 2005, с.139 Кауйя Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры - М., 2007, с.146-147

6. Воронов В. (2007) Что нужно знать о молодежной субкультуре // Социс, №1.

7. Иванова Н. (2004) О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. №4.

8. Кудрявцева В.Т. (2007) Социальный и психологический смысл явлений детской субкультуры // Журнал прикладной психологии. №1.

9. Кузнецов Т.Ю. (2008) Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социс. № 11.

10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. (2008) Психология сиротства / Под ред.Е. Строгонова. СПб.: Питер. 2008.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!