XV. Архитектура и изобразительное искусство



Древнее искусство индейцев, особенно на С. страны, связано с развитыми культурами Перу. Сохранились руины крепостей, поселений (часто укрепленных высокими каменными стенами) с 1-2-этажными домами, расписная и фигурная керамика с изображениями животных и геометрическим узором, металлические украшения, петроглифы с изображениями людей, лам, охотничьих сцен. Традиции этого искусства отчасти живут в народном творчестве Ч. (деревянные намогильные столбы арауканов со схематическими фигурами, ткачество, обработка серебра, гончарство, роспись и резьба по дереву). О древней культуре о. Пасхи см. в ст. Океания. С 16 в. строились форты, города с прямоугольной сетью улиц, церкви, 1-этажные дома из адобы с внутренними двориками, появились религиозная живопись и скульптура. В 18 - начале 19 вв. построены городские дома с внутренними дворами, порталами и коваными решётками, церкви и дворцы в стилях барокко и классицизма (архитекторы Х. Тоэска-и-Ричи, М. де Хара), получили распространение декоративная живопись и скульптура, портрет, гравюра (А. Сантелисес). В 19 в. в архитектуре преобладала эклектика, в начале 20 в. - стиль "модерн". В середине 19 в. работали портретисты Ф. Х. Мандьола, А. Гана, во 2-й половине 19 в. - мастера исторической живописи, портрета и пейзажа П. Лира, М. А. Каро, обратившиеся к национальной тематике. Реалистические устремления усилились на рубеже 19 и 20 вв. (живописцы А. Валенсуэла Льянос, Э. Пласа, Х. Ф. Гонсалес, А. Гордон, скульпторы Н. Пласа, В. Ариас). В 20 в. начались градостроительные работы (реконструкция центра Сантьяго), развивались традиции народного зодчества; в середине 20 в. утвердились принципы современной архитектуры (архитекторы С. Ларрайн, Э. Дуарт, Р. Давила, Х. Мартинес) в крупных промышленных и общественных комплексах, высотных зданиях, жилых районах в предместьях Сантьяго, Арики и др. В живописи и графике наряду с модернистской группой "Монпарнас" (кубист К. Мори), сюрреализмом (Р. Матта), абстракционизмом (Н. Антуньес) родилось социально активное реалистическое искусство (К. Эрмосилья Альварес, Г. Нуньес, Х. Вентурельи, П. Лобос, Х. Эскамес), создавались и интимные лирические образы (Э. Барреда, М. Лосано). В скульптуре возрождались монументальные формы, воскрешались древние традиции (Л. Домингес, С. Роман Рохас).

Военно-фашистский переворот (1973) нарушил развитие искусства Ч.

 

XVI. Музыка. Кино.

Музыка.

Древнюю музыкальную культуру сохраняют потомки чилийских аборигенов (в первую очередь арауканы). Разнообразны их сольные и коллективные песни и танцы. Среди музыкальных инструментов арауканов - барабан культрун, погремушка уада (ударные), трутрука, лолкинь, пифилька (духовые). Народная креольская музыка Ч. близка аргентинской. Характерные песни и песенно-танцевальные формы - тонада, самакуэка (чаще куэка), куандо. Основные музыкальные инструменты - гитара, арфа, гитаррон. Профессиональное музыкальное искусство начало развиваться в годы борьбы за независимость и провозглашения республики. В 19 в. в Сантьяго было создано филармоническое общество (1827), открыты музыкальная школа (1849, с 1851 - консерватория), "Театро мунисипаль" (1857), где ставились и музыкальные спектакли. Существенная роль в музыкальной жизни принадлежала иностранным гастролёрам (в 1830 впервые в Ч. выступила итальянская оперная труппа). Среди композиторов 19 в. - М. Роблес, Х. Сапиола, Э. Ортис де Сарате (автор первой чилийской оперы "Цветочница из Лугано", 1895). В 1-й половине 20 в. сформировались 2 основных направления: сторонники национального стиля - композиторы К. Лавин, П. У. Альенде Сарон, К. Исамит Аларкон, Р. Асеведо, Х. Уррутиа Блондель, и музыканты, ориентирующиеся на европейские музыкальные течения, - композиторы Э. Соро, Д. Санта-Крус (Уилсон), А. Летельер Льона, Х. Оррего Салас (с 1961 живёт в США), Г. Бесерра.

Среди музыкантов - дирижёры А. Карвахаль, В. Тева, пианисты К. Аррау, Х. Рейес, Ф. Герра, скрипач П. д’Андурайн, фольклористы и исполнительницы народных песен В. Парра, М. Лойола и др. Основные музыкальные коллективы и учреждения сосредоточены в Сантьяго: Симфонический оркестр Ч. (основан в 1941), Муниципальный симфонический оркестр Сантьяго (основан 1955), хор Чилийского университета (основан 1945), струнный квартет Сантьяго (основан 1954), Национальная консерватория, Институт распространения музыкального искусства (основан 1940). В Ч. издаётся журнал "Revista Musical" (с 1945, с 1946 под названием "Revista Musical Chilena").

Захватившая власть военная хунта жестоко преследует прогрессивных деятелей культуры Ч. В 1973 был зверски убит исполнитель революционных песен В. Хара. Многие музыканты покинули страну.

Кино.

Рождение национального кино Ч. относится к 1902, когда неизвестный оператор заснял тушение пожара в Вальпараисо. В 1907 в Ч. был выпущен первый документальный фильм "Похороны президента". В 1910-х гг. в кино начали работать П. Сьенна, Н. де ла Сотта. В 1920-х гг. в Сантьяго и Вальпараисо были основаны фирмы - "Джамбастиани-фильм", "Чиле-фильм", "Хансфрей-фильм", "Андес-фильм". В 1916-32 было снято более 80 полнометражных фильмов, в том числе режиссером Сьенной поставлены "Паяцы уходят" (1921), "Рывок расы" (1922), "Гусар смерти" (1925, из истории борьбы за национальную независимость); режиссер де ла Сотта - "Ласточка" (1924), "Молодость, любовь и грех" (1926); режиссер М. Дерваль - "Почему совершила преступление эта женщина?" (1924); режиссер Х. Делано - "Свет и тень" (1926), "Улица мечты" (1929). Эти остросоциальные фильмы были отмечены гуманистической направленностью. В 1934 был поставлен первый звуковой фильм "Север и Юг" (режиссер Делано). Во 2-й половине 30-х гг. ставилось в год 2-3 полнометражных фильма, снимались короткометражные, хроникальные и документальные ленты. Режиссер М. Франк поставил фильм "Заря надежды" (1941). В 40-е гг. выпускались коммерческие псевдофольклорные фильмы. Исключением стали социально-политические комедии режиссера Делано "Девушка из Крильона" (1941) и "Таков Голливуд" (1944). В конце 40-х гг. в связи с общим экономическим кризисом выпуск картин почти прекратился.

В 1949 производилось 1-2 полнометражных фильма в год. Экраны Ч. заполнила кинопродукция США.

С конца 50-х гг. начался новый этап в развитии кино. В Сантьяго при университете в 1957 открылся киноинститут, выпускавший документальные фильмы, в 1960 были созданы экспериментальный Киноцентр и синематека. Молодые деятели возрождали социальную тематику, обращались к политическим событиям ("Возвращение к молчанию", 1966, режиссер Н. Крамаренко). Политическую борьбу конца 60-х гг. отразили прогрессивные ленты "Шакал из Науэльторо" (1969, режиссер М. Литтин) и "Три грустных тигра" (1968, режиссер Р. Руис). Значительными по социальной и художественной направленности были фильмы "Кровавая селитра" (1969, режиссер Э. Сото), "Дом, в котором мы живём" (1970, режиссер П. Каулен), "Вальпараисо, любовь моя!" (1970, режиссер А. Франсия), "Араукана" (совместно с Испанией и Италией, режиссер Х. Колл, 1971).

При правительстве Народного единства работала государственная студия "Чиле-фильм" (президент Литтин). В 1971 был опубликован "Политический манифест: кинематографисты и правительство Народного единства", который призывал к созданию подлинно национального нар. гуманистическую революционную кино. Были созданы ленты, вошедшие в золотой фонд латиноамериканского кино: "Товарищ президент" (1970, режиссер Литтин), "Голос и винтовка" (1971, режиссер Э. Сото), "Свидетели" (1971, режиссер К. Эльсессер), "Благотворитель" (1973, режиссер Б. Хебель), "Земля обетованная" (1973, режиссер Литтин) и др. При правительстве С. Альенде было поставлено 13 художественных и снято 150 документальных фильмов. Ведущие актёры кино: М. Роно, Т. Феррада, Л. Перуччи, Э. Гусман, С. Пасс и др. В Ч. имелось 310 кинотеатров, из них 3 широкоформатных.

После захвата власти фашистской хунтой прогрессивные работники кино подверглись репрессиям, многие вынуждены были эмигрировать. Американские фильмы вновь заполнили экраны страны.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!