Москва, 4 февраля, Благовест-инфо



 

Теме духовного и нравственного кризиса, сохранения и поддержки традиционной семьи было посвящено первое пленарное заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), которое состоялось 4 февраля в гостинице «Даниловская». ХМКК, организованный по инициативе Русской Православной Церкви в 1993 году, недавно возобновил свою работу после длительного перерыва. Тема «Христианская семья – «малая церковь» и основа здорового общества» оказалась одинаково близкой для представителей РПЦ, Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и ряда крупнейших протестантских деноминаций России.

Заседание возглавили сопредседатели ХМКК: председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ординарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза ЕХБ (евангельских христиан-баптистов) Виталий Власенко.

Как отметил митрополит Иларион, главным итогом встречи стало полное «единодушие, единомыслие и единогласие» участников в выражении тревоги о нравственном состоянии современного общества и в желании «совместно отстаивать основополагающие истины христианского вероучения». Как отмечается в Декларации, принятой на заседании, «не игнорируя наши различия и не собираясь идти на вероучительные компромиссы, мы намерены совместно защищать то, в чем мы имеем согласие – веру в Господа нашего Иисуса Христа и Его святые заповеди».

В своем приветствии в адрес участников пленарного заседания ХМКК Патриарх Кирилл подчеркнул необходимость общего христианского свидетельства о неизменности традиционных семейных ценностей «в склонном к нравственному релятивизму обществе, где институт брака подвергается серьезной переоценке». «Мы, христиане различных конфессий, призваны исповедовать незыблемость евангельских норм о святости брачного союза мужчины и женщины, который апостол уподобляет союзу Христа и Его Церкви», -- говорится в послании. По словам предстоятеля РПЦ, участники межхристианского диалога могут сформировать «общую позицию христианских церквей по развитию светского семейного законодательства», а также «внести важный вклад в общественную дискуссию по проблеме брака, обозначив для нее четкие моральные ориентиры, основанные на Священном Писании».

Обращаясь к участникам встречи с вступительным словом, митрополит Иларион отметил, что современная проблематика семьи включает множество вопросов: это и разводы, брошенные дети и старики, и аборты, и рост числа самоубийств, комплекс проблем биомедицинской этики – эвтаназия, клонирование, использование человеческих эмбрионов и т.д. «Достойно сожаления то, что эти явления нередко объявляются допустимыми в ряде христианских сообществ и даже приветствуются отдельными лидерами некоторых христианских церквей. Сегодня настало время отказаться от политкорректного молчания и с дерзновением заявить о недопустимости пересмотра традиционных норм христианской нравственности под предлогом быть открытым к нуждам и потребностям современного человека», -- сказал глава ОВЦС.

Сопредседатель ХМКК архиепископ Паоло Пецци согласен, что в ряде стран Европы законотворчество по вопросам семьи: легализация абортов, эвтаназии, «гиперпокровительство альтернативным формам брака» – все это «еще больше разрушает традиционные общественные устои» и обязывает христиан к совместному поиску путей выхода из кризиса.

«В настоящее время христиане всех конфессий должны «едиными устами» заявить о непреходящих христианских ценностях. В противном случае нас ожидает то, что постигло многие древние цивилизации», – присоединился к коллегам сопредседатель ХМКК Виталий Власенко. Он подчеркнул необходимость «развенчать секулярный миф о семье» и заново вернуться к христианскому осмыслению роли отца, матери и детей в семье.

Далее фундаментальный доклад о библейском понимании семьи сделал доктор богословия, пастор Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Василий Витюк. «Церковь должна встать на защиту библейского понимания семьи», – сказал он, добавив, что для того, чтобы «семья стала местом спасения, ее саму надо спасать».

Генеральный секретарь Синода Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии, пастор, доктор философии Александр Прилуцкий проанализировал противоречия, с которыми сталкивается традиционная христианская семья в современном мире с его либеральной идеологией, «глубоко враждебной христианству». По словам докладчика, в создании христианской семьи, в преодолении коммуникативного диссонанса огромную помощь молодым может оказать христианская приходская община, основанная на духовном единстве. Говоря о такой современной тенденции как «минимизация личной ответственности», он также коснулся вопросов так называемого гражданского (незарегистрированного) брака, который назвал «безответственным сожительством», «пространством эксперимента», которое дает «ощущение кажущейся независимости».

Представитель Римско-Католической Церкви, директор Центра семьи Архиепархии Божией Матери в Москве, священник Эдуард Шатов говорил о влиянии на семейные отношения современной идеологии консюмеризма, тотальных внешних обновлений. «Если я могу поменять машину (дом, образование, работу), то почему бы не поменять жену – это тоже полезно для моего развития», – такую модель поведения навязывают человеку современные масс-медиа. Однако христианское понимание нерасторжимости брака, «верности на всю жизнь» не может устареть, и свидетельство об этом – важный долг христианских семей, считает священник. Он рассмотрел также проблему социальных ролей в современной семье, говоря о «взаимодополняемости» и взаимном жертвенном служении друг другу всех ее членов, включая бабушек и дедушек.

На заседании ХМКК не раз упоминалось о том, что преодоление демографического кризиса, всесторонняя поддержка традиционной семьи – это общее дело государства, общества, религиозных общин. Необходимость участия христианских организаций в законотворческой деятельности стала темой сообщения директора Института государственно-конфессиональных отношений и права Игоря Понкина «Семейная политика российского государства». Он говорил о «сложностях перевода» христианских семейных ценностей на юридический язык, что необходимо для эффективного оппонирования некоторым законопроектам. Юрист привел в пример «блестящий опыт» французских католиков, которым удалось в 1990-е гг. найти правовую аргументацию невозможности считать семьей однополый союз. Положительный пример такого рода прозвучал и на заседании ХМКК: протоиерей Александр Нагла, представитель Латвийской Православной Церкви, рассказал о том, как христиане Латвии сообща оказали влияние на принятие парламентского решения о недопустимости законодательного уравнивания однополого союза и традиционной семьи.

Далее И. Понкин подверг жесткой критике «кулуарно» готовящийся законопроект «Об образовании в РФ», в котором, по его словам, не предусмотрено никакого механизма укрепления семьи. Напротив, вводимые противозаконно в школах ряда регионов программы полового воспитания «пропагандируют разврат», а «учебник Чубарьяна» («История мировых религий» под редакцией академика РАН Александра Чубарьяна) «пропагандирует секты, в том числе – те, которые разрушают семьи», отметил докладчик. Он также выразил озабоченность «дискредитацией» института отцовства в современном российском общественном мнении и в юридической практике.

В дискуссии участники ХМКК активно обсуждали такие темы как практика смешанных (межконфессиональных) браков, роль СМИ в формировании образа «благополучной» семьи, необходимость христианского добрачного и семейного консультирования, возможность оперативного реагирования на острые общественные события со стороны ХМКК и другие.

Общая единодушная позиция членов ХМКК в отношении поднятой темы была выражена в двух итоговых документах: Декларации и более пространном Итоговом документе. Данные тексты размещены на специальном сайте возобновленного ХМКК.

Подводя итоги заседания, митрополит Иларион заявил на пресс-конференции, что общее стремление христиан России и СНГ защитить традиционные нормы христианской нравственности, которое со всей очевидностью проявилось на первой встрече ХМКК, является «важным свидетельством для наших братьев и сестер на Западе». По его словам, «доминирующие там секулярные представления о семейных ценностях… – это самоубийственная политика, которая идет параллельно со стремлением вытеснить церкви из общественного поля». Глава ОВЦС осудил попытки «модифицировать христианскую нравственность в угоду секулярным стандартам». Сопредседатели ХМКК Паоло Пецци и Виталий Власенко выразили свою солидарность с мнением митрополита Илариона. Архиепископ Пецци уверен, что консолидированная позиция российского христианского сообщества по поводу сохранения традиционных семейных ценностей имеет значение для всего общества, в том числе – и для тех, кто не относит себя к христианам.


Заключение

 

Семейная политика имеет особое значение в наше время, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.

Необходимо стремиться к развитию духовного и культурного уровня семейных отношений. Важным резервом укрепления семьи является улучшение семейного воспитания в школе. Частично этот резерв задействован. В школах введен специальный курс "Этика и психология семейной жизни". Практическое значение его для будущих молодоженов не вызывает сомнения, но он затрагивает только верхний, видимый план семейных отношений. Глубинных же основ семьи, того, что составляет ее духовную сущность, он не касается, в то время как исходным положением должно стать раскрытие не столько частных моментов семейных отношений, сколько фундаментальных основ семьи. Если нет духовного единения, то при всем умении составлять домашний бюджет, готовить пищу, шить и даже при знании психологических основ супружеских отношений семья будет держаться на зыбком фундаменте вещных приоритетов.


Список использованной литературы

 

1. «Психология. Учебное пособие» Москва – 2006 «Социология молодёжи. Учебное пособие» Ростов – 2003. «Реализация конституционного принципа равенства полов»

Москва – 2008

2. www.bg-znanie.ru

3. ru.wikipedia.org

4. www.blagovest-info.ru


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!