Церковь конца XIII , XIV и XV веков



Заказчиками в этот период выступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количество построек осуществляет митрополит.

В старые, традиционные композиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения. Применение для кладки стен грубо отесанного известняка с неровной поверхностью приводит к потере четкости линий и форм и, как следствие, к скульптурной пластичности фасадов. Появляется иная система завершения фасадов, уничтожаются боковые апсиды, вводится стрельчатое завершение окон.

Церковь Спаса на Ковалеве - стоит неподалеку от реки Малый Волховец. Она была построена в 1345 боярином Онцифором Жабиным.

Этот храм является промежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. В архитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как и церкви XII века, она имеет посводное покрытие, но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных апсид, осталась лишь одна. Отличительной особенностью церкви является наличие трех притворов - пристроек с западной, северной и южной сторон. Первоначальная роспись покрывала купол, алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор.

В 1380 году храм Спаса на Ковалеве был расписан всего за один летний сезон на средства боярина Афанасия Степановича и его жены Марии. Общая площадь росписей составляла около 450 квадратных метров. Фрески Спаса на Ковалеве, замечательные по своим художественным достоинствам, представляли собой одно из самых своеобразных явлений русского искусства 14-го столетия. О дате создания росписей сообщала настенная «Летопись храма»: «В лето 6888 (1380) подписан бысть храм Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа а при князе Великом Дмитрии Ивановиче и при всеосвященном архиепископе новгородском Алексии а повелением раба Божья Офанасия Степановича и подружи его Марии, а сверши се месяца августа»7. Авторами росписей ковалевской церкви, как установлено, являлись сербские художники. Исследования фресок позволили установить, что в храме работали пять или шесть мастеров.

Церковь Федора Стратилата, построенная в 1360-1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья, является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению, мастерству церковь – высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластинка фасадов, имеющих трехлопастное завершение – то есть три арки, соединенных друг с другом, средняя возвышается над боковыми. Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.

Новый прием наблюдается и в оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые бровки Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но она находится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей..

Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века8, была расчищена. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно.

Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, - с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII - ХIV веков.

Отличительная черта внешнего облика церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году, - декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранее применявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных многолапостной бровкой.

Церковь знаменита фресками. Она производит сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и по цвету. Поражают смелость композиций, отточенность форм, монументальность. Живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. В 1378 году на средства боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы храм был расписан знаменитым Феофаном Греком. Это единственная из более чем сорока росписей знаменитого византийского мастера, сохранившаяся до наших дней. Спасскую церковь Феофан Грек расписывал, уже находясь в зените своего мастерства. Созданные им росписи церкви Спаса на Ильине занимают совершенно исключительное место среди памятников древнерусской живописи.

Феофан Грек был гениальным живописцем. «Преславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец», — отзывался о нем его современник Епифаний Премудрый9. Феофан Грек был «подлинный артист, в совершенстве владевший мастерством монументалиста, и одновременно философ, восходивший умом и чувством к высочайшим вершинам человеческого духа»10, — пишут о нем искусствоведы В. А. Булкин и О. В. Овсянников. За время своей работы в России Феофан Грек настолько сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя, по словам В. Н. Лазарева, «в такой же мере неотделимо от русского искусства, как имена Растрелли, Кваренги и Росси».

На стенах Ильинской церкви оживает мир грозовой, тревожный, кипящий. Невозможно представить себе композиций более динамичных, более властно захватывающих зрителей в свой круговорот. Здесь и праотцы Ной, Иов, Мельхиседек, Макарий Египетский, подвижники и святые, и ангел, под чьими крыльями, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир. Суровы и страстны их лики, в них нет отрешенного спокойствия, они — само воплощение смятенного и ищущего духа.


Глава 2: Кремль

Ядром и сердцем Великого Новгорода всегда был кремль, или детинец, как его назвали в древности. На протяжении столетий он являлся административным, политическим, общественным, религиозным и культурным центром новгородской земли. Первое упоминание о кремле в летописи датируется 1044 годом. Основанный князем Ярославом Мудрым, новгородский кремль - "каменный город", как свидетельствуют летописи, - является древнейшим из сохранившихся в России кремлей.11

Крепость XI в. имела только двое ворот, к которым подходили главные магистрали Софийской стороны — Великая улица Неревского конца и Пробойная улица Людина конца. Первая шла к северным воротам, где позднее была проездная Федоровская башня, вторая—к южным воротам, которые находились, очевидно, в углу современных Митрополичьих покоев.

Новый этап строительства крепости — ее расширение — относится к началу XII в. Это происходит при князе Мстиславе, сыне Владимира Мономаха, о чем сообщает Новгородская летопись 1116 г.: "В то же лето Мстислав заложи Новгород болии перваго". 12Незадолго до этой даты, под 1097 г., имеется летописное сведение о том, что "погоре детинец город" — это, вероятно, ускорило строительство новой крепости. Деревянный Детинец XI—XII вв. был для своего времени надежной крепостью. За весь период его

существования только один раз он был захвачен врагом — полоцким князем Всеславом

Брячиславичем в 1065 г. Деревянные крепостные стены, стоящие на валу, не раз горели и вновь восстанавливались. На протяжении XII — XIII вв. в летописях нет сведений, имеющих отношение к истории строительства Детинца. В течение XIV – XV вв. происходит постепенная замена деревянных укреплений детинца каменными. Это время оживления строительства в Новгороде после многих лет затишья, вызванного нашествием орд Батыя.

Следующее грандиозное обновление Кремля было связано с важнейшими событиями для исторической судьбы Новгорода - присоединением его к Москве. Это произошло в 1478 г. при великом князе Иване III. Новгород вошел в Московское государство не только как важный экономический центр огромной территории, но и как могучая крепость на северо-западных рубежах Руси. Вскоре после падения независимости его оборонные сооружения были подвергнуты реконструкции, т.к. не вполне соответствовали военной технике того времени. Это обстоятельство и вызвало коренную перестройку. Реконструкция была предпринята на совместные средства Ивана III и новгородского архиепископа Геннадия. Окончание этого строительства Новгородская третья летопись XVII в. относит к 1490 г.

 

Башни кремля

Владимирская башня находится в северо-восточной части кремля и обращена к Волхову, свое название получила по несохранившейся надвратной Владимирской церкви. Башня отличается декоративностью: она имеет пять ярусов, в каждом из которых устроены бойницы, их четкий ритм подчеркивается кирпичными валиками – «бровками». Восточный фасад опоясывает декоративное «полотенце» из кирпичей. По обеим сторонам наружной стены башни расположены два вкладных каменных креста – большой и малый.

Пречистенская башня, через которую выходили к Волховскому мосту, не сохранилась, на ее месте соорудили проездную арку.

В южной части кремля стояла также не сохранившаяся до наших дней Борисоглебская башня.

Дворцовая башня, расположенная на юго-востоке кремля, была одной из красивейших, свое название она получила от находившегося вблизи житного двора (дворца).

Верхнюю часть стен башни украшают орнамент и три круглые розетки. Фундамент башни сложен в 1400 году из каменных блоков - валунов, скрепленных известковым раствором с примесью битого кирпича. Из башни можно было выйти на верхнюю часть стены. Внутри башни в нижних участках сводов существует орнамент, состоящий из сочетания треугольников, ромбов, кругов с лопястями, сеток и т.д, выполненный красно-коричневым цветом.

Спасская башня была проездной - соединяла кремль с Людиным концом Новгорода. Название башни идет от надвратной церкви Спаса, построенной в 1297 году. В древности в нижнем ярусе башни имелись водяные ворота, сохранился их пролет. Башню украшают три круглые кирпичные розетки и «полотенце». Над четырехгранным шатром башни высится маленькая смотровая беседка.

С западной стороны кремля не было естественной преграды, поэтому здесь сделали ров длиной более одного километра. Ширина верхней части рва – 40-50 метров, нижней – 18-20, глубина достигала12-14 метров.

Первая башня на этой стороне - Княжная, построенная в XV веке. По внешнему облику башня Княжная близка Дворцовой. Башня была шестиэтажной и так же как и Дворцовая, с двух сторон имеет выходы на стены.

Самая высокая башня кремля – Кокуй (41 метр). Ее название, очевидно, происходит от голландского слова «коке» - «смотри». Верхнее помещение башни служило наблюдательной площадкой – «осмотрительной башней для всего города».

У Покровской башни много особенностей: она далеко выступает за линию крепостной стены, более низкая и широкая, чем остальные башни, толщина нижней части достигает трех метров.

Златоустовская башня в 16-м веке была тюрьмой и носила название Тюремной, или Чертовой. Название Златоустовской закрепилось за ней в 17-м веке, так как неподалеку находилась выстроенная еще в 14-м веке церковь Иоанна Златоуста

К северу от Златоустовской башни находится широкая проездная башня, сооруженная на месте проездной Воскресенской башни.

Башни Федоровская и Митрополичья отличаются от всех других башен детинца своей формой – они круглые в плане. Митрополичья вплоть до 17-го века называлась Круглой, или Красной, Федоровская получила свое название от надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 году. В древности Федоровская башня была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная, по-видимому, в конце 15-го века, проезжих ворот не имеет.

 

Грановитая палата

 

С древних времен круглые башни защищали обособленную северо-западную часть кремля – Владычный двор, который являлся резиденцией архиепископа. Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Ефимием в 1433 году, о чем сообщает летопись того времени : «Того же лета постави преподобный нареченный владыка Еуфимей полату в дворе у себя, а дверий у нее 30, а мастеры делали немычкыи из Заморья, с новгородскими масторы».13Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. В палате заседал суд.

Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями — нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры — характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров.

Это здание — свидетель многих исторических событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский «совет господ». Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Совет господ» состоял из посадника, епископа, кончанских старост , сотских.

В 1478 году здесь прозвучал грозный указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не бытии государство нам свое держати».14 В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал «свадьбу» своего противника — новгородского епископа Пимена. В «жены» Пимену была отдана лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.

В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI—XII веков и вещи XVII— XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и жены его Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы — символические изображения «матери всех церквей» - храма Воскресения Христа в Иерусалиме.

В Грановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI— XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные и привозные монеты XIV—XV веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.


Заключение

По началу постройки Новгорода были сплошь деревянными - крепость, жилые и хозяйственные постройки, церкви, мостовые и водоотводные трубы были срублены из бревен. Древние новгородцы славились как искусные плотники и даже на бой ходили с топорами. Весь город делился на пять концов-районов: Славенский, Плотницкий, Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Планировка города шла от центра - Детинца. Улицы лучами расходились от него, а параллельные Волхову улицы назывались «пробойными». Все они, по сути, являлись самоуправляющимися общинами внутри концов и одновременно отдельными церковными приходами. Поэтому на каждой улице было по церкви, а часто и не по одной. Внутри города и в его окрестностях процветали десятки монастырей, в которые уходили в старости многие новгородцы. За свою многовековую историю Новгород неоднократно перестраивался, перепланировались улицы, изменялась застройка. На смену деревянным зданиям пришли каменные, первым из которых стал собор Святой Софии - Премудрости Божьей. К сожалению, далеко не все из памятников средневековой архитектуры дожили до наших дней. Город сильно пострадал и при Иване Грозном, и от оккупации шведами.

Археологическими раскопками вскрыты в разных районах города комплексы разновременных деревянных сооружений, которые позволяют составить некоторое представление о новгородской деревянной архитектуре. Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных жилых и хозяйственных построек, среди которых возвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати. Но нередко и эти постройки рубились также из дерева

А из 200 с лишним церквей в черте города сохранились только 38, хотя по сравнению с другими русскими городами и это немало, и благодаря этим постройкам город называют "русской Флоренцией": ни один из древнерусских городов не сохранил такого множества архитектурных сооружений с древней настенной живописью.

Поэтому, в своей работе я стремилась отобразить все богатство и красоту архитектуры этого удивительного города этого периода на примере уникального Новгородского Кремля, самого древнего на Руси храма Святой Софии, многих церквей с уникальными иконостасами - тех памятников, без которых невозможно представить историю нашей страны.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!