Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса



Содержание

Введение

Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса

Глава 2. Влияние социологической концепции Тенниса на развитие социологической науки

Заключение

Список литературы


Введение

 

Социология – наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии – социальная специфика развития общества.

По мнению Энтони Гидденса, социология – это "изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ".

По мнению Ядова В. А., социология – это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является "анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия".

Также, целью науки социологии является изучение общества как организованной формы существования людей, отношений между индивидом и обществом в целом.

Задачи социологии разделяются на первичные и второстепенные. К первому классу принадлежат задачи социального строения и роста. Ко второму – задачи социального процесса, законы и причины. Первичные задачи распадаются в свою очередь на две группы. Одна группа состоит из задач описания. Ее содержанием являются элементы и современная организация общества. Вторая группа состоит из задач истории, именно из задач о происхождении общества и о его эволюции до нашего времени.

В первой, или описательной, группе первичных социологических задач мы видим все задачи о социальном населении. Они включают задачи:

· агрегации;

· ассоциации и кооперации, или взаимопомощи;

· социального характера населения;

· классов, на которые население дифференцируется.

Дальше идут задачи социального сознания, или социального разума, включая сюда общие воспоминания и идеи, общие стремления и желания. Социолог не будет при исследовании их входить в подробный разбор археологии, мифологии и сравнительной религии или в подробности права и учреждений – всего того, в чем находит свое выражение социальный разум. Но он должен понять строй, происхождение и деятельность самого социального разума.

Социология исследует общественное сознание в его противоречивости. Социологи, изучая общественное сознание, сосредоточивают свое внимание:

· на общих закономерностях и тенденциях развития общественного сознания;

· на характеристиках сознания и поведения социальных, социально-демографических и социально-профессиональных групп (рабочие, крестьяне, предприниматели, студенчество, женщины и др.);

· на формах общественного сознания: политического, экономического, экологического, правового и др.;

· на выявлении особенностей общественного сознания и его компонентов на локальном уровне (в городе, районе, отдельной организации);

· на таких специфических видах сознания, как национальное и религиозное;

· на противоречивых и амбивалентных тенденциях в развитии общественного сознания.

Таким образом, актуальность такого направления в науке, как социология, определила выбор темы данной работы, связанной с одним из известных социологических течений Ф. Тенниса.

Актуальность данной работы определена проблематикой социологического учения Ф. Тенниса, его многогранностью и разнообразием, а также рядом философских, психологических и социологических вопросов.

Теоретическое значение изучения Ф. Тенниса и его вклада в развитие социологического знания заключается в раскрытии аспектов влияния деятельности и взглядов данного ученого на становление социологической науки, на ее развитие и совершенствование.

Объектом данного исследования является социологическая концепция Ф. Тенниса.

Предметом исследования является анализ социологической концепции Ф. Тенниса и раскрытие проблемных вопросов данной теории.

Целью исследования является формирование представления о социологической концепции Ф. Тенниса и ее роли в развитии социологического знания.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задания:

1. Ознакомление положениями социологической концепции Ф. Тенниса.

2. Изучение аспектов влияния рассматриваемой социологической концепции на становление и развитие социологического знания.

3. Рассмотрение актуальности изучаемой социологической концепции на современном этапе развития социологической науки.

4. Формирование целостной картины проблематики исследования и соответствующих выводов.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды наибольших мыслителей в данной области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике социологических концепций, справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано в разделе использованных источников информации.


Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса

 

В данной главе мы рассмотрим теоретические и практические аспекты социологической концепции Фердинанда Тенниса, причины ее возникновения, ее сущность. Также в первой главе нашей работы мы рассмотрим вопросы общности и общества, которые затрагивал Фердинанд Теннис в своих трудах.

Итак, Фердинанд Теннис – немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель "понимающей социологии", сторонник "формальной социологии".

Теннис являлся одним из создателей формальной школы, попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.

Теннис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая – динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.

Выделял два типа общества, два типа общественных связей – общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни:

· социальные отношения;

· группы;

· корпорации или объединения.

По главной концепции Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.

Теннис различает "волю" двух типов:

· естественную – основу "гемейншафта" (общности);

· рациональную – основу "гезельшафта" (общества).

Первая характеризует, прежде всего, традиционное общество, а вторая – индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

"Общность" характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка.

Такую организацию совместной жизни можно назвать "естественным" обществом, базирующимся на "естественной воле". "Общество" представлено в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям.

Это можно назвать деловой организацией, в которой преобладает "рациональная воля". Типология "гемейншафт-гезельшафт" применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

В систему основных понятий социологии Ф. Тенниса следует включить следующие:

· знание другого человека, знакомство – чуждость;

· симпатия – антипатия;

· доверие – недоверие;

· социальная связанность;

· социальная сущность, или социальная форма;

· сущностная воля и избирательная воля;

· общность и общество;

· естественная – искусственная, или социальная, или коллективная личность;

· естественное – социальное отношение, социальная совокупность, корпорация.

Методологическое пояснение, сделанное Теннисом в отношении понятий "сущностной воли" и "избирательной воли" заключается в следующем. Их следует понимать как "нормальные понятия", то есть как "идеальные типы, призванные служить масштабом для познания и описания реалий", обязательно применимо также к понятиям "общности" и "общества".

Что имеется в виду? С одной стороны, в общностных отношениях проявляются тенденции к обобществлению, например, когда в семейные отношения вторгаются общественные в узком смысле слова, и первые строятся по типу вторых, как это происходит, в частности, при заключении брачных контрактов. С другой стороны, в общественных отношениях проявляются тенденции к объединению в общности, например, семейственность, кумовство, землячество, дружеские и приятельские связи при образовании команд, группировок, клик в политике, экономике, культуре и других сферах.

Не удивительно, что понятия "общности" и "общества" оказались в центре социологических размышлений других классиков германской социологии конца ХIХ – начала ХХ веков Г. Зиммеля и М. Вебера.

С учетом сказанного общность, или общностные отношения, следует понимать в первую очередь как тесную сплоченность, солидарность, спаянность в единство. Согласно Теннису, наличие общности можно констатировать там, "где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу". К первичным формам общности Теннис относит родство, соседство и дружбу.

Вслед за Шопенгауэром он придает особое значение симпатии, считая ее уникальной силой, способной сплачивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественна и социальна одновременно. Но то, что она "естественна", еще не означает, что объединение людей происходит без их доброй воли к сплочению в общность, а тем более к вхождению в общество.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!