Огус-Хан - первый великий завоеватель



При Могулл-Хане был обычай не давать детям имена, пока не минет им год от рождения. Потому и сыну своему не хотел он давать имя до срока. А по прошествии года велел собрать пир, и привести младенца, говоря придворным: «Вы знаете, что моему сыну теперь год от рождения, время дать ему имя». Все замолчали. Тогда младенец закричал: «Какое имя вы дать мне хотите? Меня зовут Огус!» Удивились придворные и решили, что раз младенец сам выбрал себе имя, знать, быть ему великим державцем.

Когда мальчик стал говорить, из его уст не выходило слово «Аллаг!» Все смеялись, думая, что дитя неразумное не понимает, что лепечет. Однако вскоре поняли, что всевышний глаголет устами младенца, называя своё имя.

Когда пришло время, за Огуса выдали его двоюродную сестру, дочь Кавар-Хана. И говорил он ей, что знает того, кто их обоих создал. Но она не верила ему, и Огус от молодой жены отдалился. Перестал делить с ней ложе и всячески избегал. Тогда Кара-Хан узнал об этом, выдал за сына другую его двоюродную сестру, дочь Кавас-Ханову. История повторилась, как и с первой женой.

Однажды, через несколько лет, Огус возвращался с охоты и ехал вдоль речки. На берегу повстречал женщину, моющую платье. А при ней – третья двоюродная сестра, дочь Аувас-Ханова. Сказал он ей, что живёт по закону истинному и про своих двух жён идолопоклонниц рассказал. Позвал замуж и обещал любить всю жизнь, если отречётся она от идолов. Она согласилась, и по случаю свадьбы был великий пир.

Несколько лет Огус жил в мире и согласии со своей женой, но однажды, когда он уехал на охоту в дальние пределы, отец Кара-Хан устроил пир, на который позвал и жён сына. Спросил их, не знают ли они в чём причина того, что первых двух Огус не принял, а третью любит всей душой.

Первая жена ответила: «Твой сын иной закон держит, нежели ты и мы со второй его женой. Мы отказались его принимать и стали ненавистными. Последняя жена приняла его закон и стала любима».

Прогневался Кара-Хан. Стал людей в дорогу собирать, чтоб ехать к Огусу. А жена его послала весточку Огусу, чтоб не застали его врасплох. Огус узнал о намерениях отца и созвал к себе всех, кто поклялся ему в верности. Приехали не только родичи, но и те, кто потерял великость и родовитость, кого Огус звал Уйгурами.

Кара-Хан хоть и привёл войско великое, но был разбит малым войском Огуса. Бежал, и был ранен стрелой в голову, отчего вскорости умер. Огус занял место отца и повелел всем принять истинный закон. А кто его принимал, имел милость и подарки добрые от молодого Хана. Но тех, кто продолжил идолам кланяться, Огус истреблял нещадно.

Те же, кто продолжал пребывать в идолопоклонничестве, бежали в соседние земли, которые ранее принадлежали Могулл-Хану, но теперь вышли из подданства. Тогда Огус пошёл в эти земли и подчинил их все своей державе. В том числе и земли Тартар-Хана, который жил рядом с городом Джуржут.

Джуржут стоит при границах чинских, очень сильный, укреплённый. По-индийски и персидски назывался Чин.

Огус-Хан с великой горячностью Джуржут взял, победил Тартар-Хана и столько добыл добра, что невозможно всё и увезти было сразу. Но нашёлся в его войске человек, который изобрёл телеги. Всё добро поместилось на телеги, и больно они скрипели, за что назвали их Куннек. А изобретателя прозвали Канкли. Так что все, кто ныне прозывается Канкли, – потомки того человека умного, что изобрёл употребление телег.

Через 72 года Огус-Хан покорил всех своих соседей и привёл их к истинному закону. Взял Катайскую империю, Джуржут и Тангутское царство с Кара-Китаем. Столица Кара-Китая есть великий город, а живут в этой стране люди с такими смуглыми лицами, как индийцы.

Жительство их было у озера Могилла, что между Чину и Индиею. Оттуда идучи, оставив за спиной Чину, нашёл он на морском берегу посреди скал много отважных народов, которыми правил Итбурак-Хан. Воины хана были такие искусные и отважные, что отступил Огус-Хан в земли про меж двух рек.

Дворец Дворец Великого Хана. Фонтан в виде трубящего ангела.

Как обычно, в походе со всеми офицерами шли и их жёны. Тех жён, мужья которых пали в битвах, принимали к себе другие офицеры. А один из убитых воинов, оставил свою жену беременной. И когда пришло время разрешиться от бремени, ушла та женщина в лес, отыскала большое старое дерево и, залезши в дупло, родила там сына.

Хан уведомился сей новостью и сразу взял к себе на попечение родившегося мальчика, потому что отец его сложил голову за него. Нарёк приёмного сына прозвищем Кипчак, что значит на старом туркском языке «пустое дерево», и учил его воинским премудростям до тех пор, пока Кипчак сам не стал отменным воином.

Самыми известными потомками рода Кипчака являлись М.И. Кутузов и Н.В. Гоголь.

Тогда Огуз-Хан дал ему доброе войско, и отправил их воевать на

- Руссов,
- Улаков
- Маджагров
- Башкирцев,

живущих на реках Тина, которое берёт своё начало из озера Иван (ныне – река Дон), Ателла (Волга), и Яиджика (Яик – Урал). Те места на века закрепились за народами, которых стали звать кипчаками, и никакие другие народы никогда больше не владели этими землями. А все казаки родом от кипчаков.

Через семнадцать лет Огус-Хан вновь пошёл войной на Итбурак-Хана, и на этот раз победил. Хана повелел умертвить, а подданных казнить только тех, кто отказывается принять закон истинный. С остальными обошёлся великосердно и по-отечески.

Затем возвратился и стал жить на индийских границах, около Талаша, Саирама, Ташкента, Самарканта и Бухарии. А сына послал с некоторым войском в грады Андижан и Туркестан. По прошествии шести месяцев сын вернулся с победой, взяв эти грады.

Тогда Огус-Хан отправился к Самарканту, взял его и учинился владыкой всей Бухарии. Затем, в середине зимы, взял грады Балка и Хор (Ныне - юг Хабаровского края), где великая стужа была, и снегов немало выпало. Весной, когда в Хор пришло тепло, учинил Хан военный смотр, и оказалось, что не все воины в строю. Стал искать пропавших, но те пришли в скором времени и рассказали, что в пути отстали от основного войска потому, что снег так всё заметал, что следов на нём не оставалось, и они заблудились и долго плутали, пока не наши дорогу к Хору. Огус посмеялся, и дал им прозвище Карлики, что значит «снег».

Оттуда повёл своё войско Огус-Хан к Кабуллу, Гасменю и Кашмиру, городы, которые очень славны, и стоят к северу от Индии. Правитель Кашмира с именем Ягма уведомился о походе Огуса и со своим войском занял горные ущелья, проходы и реки. Целый год Огус-Хан не мог пройти через заслоны, но преодолев их, умертвил Ягму, а жителей Кашмира порубил. Затем через города Бадагшан и Самаркант вернулся в собственные владения.

Долго готовил большую армию, и собрав достаточно припасов отправился покорять Иранские городы Шам и Миссер. По пути встретил у Талаша своих воинов, отставших от войска, во время возвращения из Кашмира. Старший офицер рассказал, что в пути его жена начала рожать, и так отощала, что не стало молока для кормления младенца. Тогда он сделал остановку, чтоб добыть зверей и птиц, чтоб накормить жену, и та смогла выкормить наследника. Огус смеялся, услышав его сказ, и дал офицеру прозвище Калл-Лач, понеже калл означает остаток, а ач – голодный.

Перешед реку Аму, Огус-Хан осадил иранский город Хорассан. Правителем там был Каюмарс, но умер до совершеннолетия наследника по имени Гаушана. Вельможи за его трон воевать начали, тем Огус и воспользовался.

После взятия Хорасана пошли в земли Иранские, Адирбеинджанские и Армеенские, где города, какие сами покорились по договору, а какие приступом взяты были.

В городе Шам (Дамаск) Огус-хан тайно послал верного слугу в лес, чтоб он на востоке закопал золотой лук, так, чтоб немного виден был, а на западе три золотых стрелы. Потом позвал сыновей и отправил их на охоту, послав Киуна (Солнце), Аи (Луна) и Юлдуса (звезда) на восток.

А сыновей Кука (небо), Тага (гора) и Чингиса (море) послал охотиться на запад. Трое старших сыновей с востока вернулись с богатой добычей и золотым луком, который они нашли, и младшие сыновья с запада также принесли обильно дичины и три золотых стрелы. Хан был доволен сыновьями и приказал им находки разделить про меж собой поровну.

Затем повернул войско на родную землю, проходя через покорённые города, в которых оставались его гарнизоны, и всех повёл домой. При этом, к побеждённым проявлял любовь и великодушие. Вернувшись, приказал заколоть 900 лошадей и 9000 овец, разбить великий шатёр, украшенный золотыми яблоками и каменьями, и принести в него 99 мехов с питьём, из которых 90 с кумысом, а 9 с горячим вином (Водкой, выгнанной из кумыса. А нам говорят, что водку в Россию из Европы завезли).

Пир был на всё державство, в шатре были все сыновья Огуса, вельможи и старшие офицеры. Сыновьям напомнил, как они сыскали лук и стрелы, зарытые в лесу при Шаме, и повелел старших сыновей звать Бюссюками, что значит «переломленный», а младших – Уч-Окками, что означает «три стрелы».

И сказал, что сие есть не слепой случай, но воля Бога, а по сему старший сын Киун назначен быть Великим Ханом по смерти Огуса, и лук означает власть ханскую. Стрелы же означают послов Хана, направленных из золотого лука державного. Быть до скончания рода во главе потомкам Бюссюков, а Уч-Окковым наследникам быть их подданными во веки.

Каждого отличившегося хан наградил городами и землями с подданными, а простых воинов одарил серебром, золотом и каменьями. Мирным людям на улицах выставили телеги с яствами и питьём, и все долго пировали и славили своего Хана.

Здесь, на мой взгляд, невозможно не заметить сходства между жизнеописаниями Огуз-Хана и Александра Македонского.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!