Вопрос Крепостное право в России



Кре­пост­ное право в России — су­ще­ство­вав­шая, на­чи­ная с Ки­ев­ской Руси XI века, си­сте­ма пра­во­от­но­ше­ний, вы­те­кав­ших из за­ви­си­мо­сти земледельца-кре­стья­ни­на от по­ме­щи­ка, вла­дель­ца земли, на­се­ля­е­мой и об­ра­ба­ты­ва­е­мой крестьянином.

В Ки­ев­ской Руси и Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке несво­бод­ные кре­стьяне под­раз­де­ля­лись на ка­те­го­рии: смер­дов, за­ку­пов и хо­ло­пов. В цар­ской Рос­сии кре­пост­ни­че­ство ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось к XVI веку, офи­ци­аль­но под­твер­жде­но Со­бор­ным уло­же­ни­ем от 1649 года, от­ме­не­но 19 февраля 1861 года (3 марта1861) цар­ским ма­ни­фе­стом.

1/5

Воз­ник­но­ве­ние.   

В рос­сий­ской ис­то­рио­гра­фии су­ще­ству­ют два про­ти­во­по­лож­ных взгля­да на об­сто­я­тель­ства и время воз­ник­но­ве­ния кре­пост­но­го права — так на­зы­ва­е­мые «указ­ная» и «без­указ­ная» вер­сии. Обе они воз­ник­ли ещё в се­ре­дине XIX сто­ле­тия.

Пер­вая из них ис­хо­дит из утвер­жде­ния о су­ще­ство­ва­нии кон­крет­но­го за­ко­на в конце XVI века, а имен­но от 1592 года, об окон­ча­тель­ном за­пре­те кре­стьян­ско­го пе­ре­хо­да от од­но­го зем­ле­вла­дель­ца к дру­го­му; а дру­гая — опи­ра­ясь на от­сут­ствие среди со­хра­нив­ших­ся офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тов по­доб­но­го указа, рас­смат­ри­ва­ет кре­пост­ни­че­ство как по­этап­ный и рас­тя­ну­тый во вре­ме­ни про­цесс утра­ты пре­жде сво­бод­ны­ми лю­дь­ми граж­дан­ских и иму­ще­ствен­ных прав. Ос­но­ва­те­лем «указ­ной» вер­сии счи­та­ет­ся из­вест­ный ис­то­рио­граф XIX века С. М. Со­ло­вьев. Имен­но он, по ряду при­чин, от­ста­и­вал су­ще­ство­ва­ние за­ко­на 1592 г. о за­пре­те кре­стьян­ско­го пе­ре­хо­да, или от­мене «Юрье­ва дня», из­дан­но­го в прав­ле­ние царя Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча. Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что со­вет­ская ис­то­рио­гра­фия ак­тив­но при­ня­ла сто­ро­ну С. М. Со­ло­вье­ва в дан­ном во­про­се. Пред­по­чти­тель­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми этой ги­по­те­зы в гла­зах со­вет­ских ис­то­ри­ков было то, что она пред­став­ля­ла со­ци­аль­но-клас­со­вые про­ти­во­ре­чия более вы­пук­ло и остро, ото­дви­гая факт за­кре­по­ще­ния более чем на 50 лет в прошлое.

«Указ­ная» вер­сия в самом на­ча­ле была опро­верг­ну­та В. О. Клю­чев­ским, из­влек­шим из до­сто­вер­ных ис­точ­ни­ков мно­же­ство тек­стов кре­стьян­ских по­ряд­ных за­пи­сей 20-х — 30-х годов сем­на­дца­то­го века, сви­де­тель­ству­ю­щих о том, что ещё в это время, то есть спу­стя почти пол­сто­ле­тия после пред­по­ла­га­е­мо­го указа о за­кре­по­ще­нии кре­стьян от 1592 года, древ­нее право «вы­хо­да» кре­стьян с по­ме­щи­чьей земли со­хра­ня­лось вполне. В по­ряд­ных ого­ва­ри­ва­ют­ся толь­ко усло­вия вы­хо­да, само право на ко­то­рый не ста­вит­ся под со­мне­ние. Это об­сто­я­тель­ство на­но­сит ощу­ти­мый удар по по­зи­ции «указ­ни­ков», как преж­них, так и их позд­ней­ших последователей.

Раз­ви­тие со вре­мён Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства до XVII ст.    

 Объ­ек­тив­ная кар­ти­на раз­ви­тия кре­пост­но­го права на Руси от древ­них вре­мен и до се­ре­ди­ны XVII сто­ле­тия пред­став­ля­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом: кня­же­ское и бо­яр­ское зем­ле­вла­де­ние, в со­че­та­нии с укреп­ляв­шим­ся бю­ро­кра­ти­че­ским ап­па­ра­том, на­сту­па­ло на лич­ную и об­щин­ную зе­мель­ную соб­ствен­ность. Пре­жде сво­бод­ные зем­ле­дель­цы, кре­стьяне-об­щин­ни­ки или, даже, част­ные соб­ствен­ни­ки земли — «сво­е­зем­цы» древ­не­рус­ских юри­ди­че­ских актов — по­сте­пен­но ста­но­ви­лись арен­да­то­ра­ми участ­ков, при­над­ле­жа­щих ро­до­вой ари­сто­кра­тии или слу­жи­ло­му дворянству.   

В Ве­ли­ком кня­же­стве Мос­ков­ском, объ­еди­нив­шем в своём со­ста­ве боль­шую часть древ­не­рус­ских зе­мель, по­лу­ча­ет раз­ви­тие по­мест­ное зем­ле­вла­де­ние, как си­сте­ма воз­на­граж­де­ния за во­ен­ную или граж­дан­скую служ­бу. Слу­жи­лое по­ме­стье в Рус­ском го­су­дар­стве XV — на­ча­ла XVII веков пред­став­ля­ло собой зе­мель­ный уча­сток, на­хо­дя­щий­ся в соб­ствен­но­сти го­су­дар­ства, на­се­лён­ный лично сво­бод­ны­ми лю­дь­ми, сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми — «кре­стья­на­ми», обя­зан­ны­ми вре­мен­но (до тех пор, пока земля за­пи­са­на за по­ме­щи­ком) от­чис­лять опре­де­лен­ную долю своих сель­ско­хо­зяй­ствен­ных при­быт­ков, чаще всего на­ту­рой, но ино­гда и в де­неж­ном эк­ви­ва­лен­те, не в го­су­дар­ствен­ную казну, а в поль­зу по­ме­щи­ка. Раз­да­ча по­ме­стий была вы­зва­на недо­стат­ком на­лич­ных де­неж­ных средств, чтобы опла­тить услу­ги лиц, несу­щих во­ен­ную или бю­ро­кра­ти­че­скую служ­бу государству. Кроме по­ме­стья, по­лу­чен­но­го вре­мен­но, под усло­ви­ем служ­бы, мно­гие дво­ряне вла­де­ли зем­лей на праве част­ной соб­ствен­но­сти, до­став­шей­ся в ка­че­стве при­да­но­го, по на­след­ству, «бла­го­при­об­ре­тён­ной» и т. д. — «вот­чи­на­ми». Но свою част­ную землю соб­ствен­ник воз­де­лы­вал или с по­мо­щью на­ня­тых воль­ных ра­бот­ни­ков, или по­се­ляя на неё лично за­ви­си­мых от него лиц — «хо­ло­пов». Вот­чин­ник не имел права пе­ре­се­лить кре­стьян из го­су­дар­ствен­но­го по­ме­стья в свои част­ные вла­де­ния, по­то­му что жи­те­ли по­ме­стья ни при каких об­сто­я­тель­ствах не счи­та­лись соб­ствен­но­стью по­ме­щи­ка, а ис­клю­чи­тель­но сво­бод­ны­ми го­су­дар­ствен­ны­ми на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми, вре­мен­но обя­зан­ны­ми свои пря­мые вы­пла­ты в го­су­дар­ствен­ную казну за­ме­нить кос­вен­ны­ми пла­те­жа­ми — в поль­зу «по­ме­щи­ка», то есть че­ло­ве­ка, слу­жа­ще­го го­су­дар­ству своим об­ра­зо­ва­ни­ем или во­ин­ским уме­ни­ем, и по­то­му взя­то­го го­су­дар­ством на содержание.   

Прин­ци­пи­аль­ные пе­ре­ме­ны в по­ло­же­нии кре­стьян на­сту­па­ют с во­ца­ре­ни­ем ди­на­стии Ро­ма­но­вых. К этому вре­ме­ни сроки сыска бег­лых кре­стьян уве­ли­чи­лись с 5-ти лет, объ­яв­лен­ных ещё в цар­ство­ва­ние Фе­до­ра Иоан­но­ви­ча в 1597 году, до 15-ти лет. Од­на­ко зем­ле­вла­дель­цы в мно­го­чис­лен­ных че­ло­бит­ных на­ста­и­ва­ют на праве отыс­ки­вать своих бег­лых арен­да­то­ров бес­сроч­но, и царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич идет не толь­ко нав­стре­чу этим тре­бо­ва­ни­ям, но и на­мно­го дальше. Дело в том, что во всех преж­них ука­зах о сроке сыска бег­лых кре­стьян речь шла ис­клю­чи­тель­но о тех, кто ушёл с по­ме­щи­чьей земли, не внеся всех необ­хо­ди­мых вы­плат по­ме­щи­ку, ого­во­рен­ных в по­ряд­ных за­пи­сях, то есть — о воз­вра­ще­нии долж­ни­ков. Кре­стья­нин, рас­счи­тав­ший­ся по своим обя­за­тель­ствам, был волен идти куда угод­но, или оста­вать­ся на месте, или вовсе остав­лять зем­ле­па­ше­ство и вы­би­рать дру­гой род за­ня­тий, если поз­во­ля­ли сред­ства и умение.    

В из­дан­ном в 1649 году Со­бор­ном Уло­же­нии по­яви­лось два прин­ци­пи­аль­но новых об­сто­я­тель­ства. Во-пер­вых, объ­яв­лял­ся неогра­ни­чен­ный срок сыска бег­лых кре­стьян. Гос­по­дин имел те­перь право вер­нуть са­мо­го бег­ле­ца или даже его по­том­ков со всем на­жи­тым в бегах доб­ром, если мог до­ка­зать, что имен­но из его по­ме­стья сбе­жал крестьянин. Во-вто­рых, даже сво­бод­ный от дол­гов кре­стья­нин терял право по­ме­нять место жи­тель­ства — он ста­но­вил­ся «кре­пок», то есть при­креп­лён на­веч­но к тому по­ме­стью, где его за­ста­ла пе­ре­пись 1620-х годов. В слу­чае его ухода Уло­же­ние пред­пи­сы­ва­ло на­силь­но воз­вра­щать пре­жде сво­бод­но­го че­ло­ве­ка об­рат­но вме­сте со всем хо­зяй­ством и семьей. Фак­ти­че­ски, Уло­же­ние царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча со­вер­ши­ло со­ци­аль­ный пе­ре­во­рот, лишив боль­шин­ство на­се­ле­ния стра­ны права сво­бод­но­го пе­ре­ме­ще­ния и рас­по­ря­же­ния собой, своим тру­дом и соб­ствен­но­стью. Со­бор­ное Уло­же­ние 1649 года со­дер­жит целый ряд ста­тей, при­бли­жа­ю­щих воль­но­го кре­стья­ни­на к бар­щин­но­му хо­ло­пу. Его хо­зяй­ство всё ре­ши­тель­нее при­зна­ёт­ся соб­ствен­но­стью гос­по­ди­на. Здесь же, хотя ещё и неяс­но, и не вполне уве­рен­но, но про­скаль­зы­ва­ет взгляд на кре­стья­ни­на, как на лич­ную соб­ствен­ность гос­по­ди­на, утвер­див­ший­ся впо­след­ствии. Так, на­при­мер, Уло­же­ние велит вы­дан­ную в бегах замуж кре­стьян­скую дочь воз­вра­щать вла­дель­цу её вме­сте с мужем, а если у мужа были дети от пер­вой жены, их пред­пи­сы­ва­лось оста­вить у его по­ме­щи­ка. Так до­пус­ка­лось уже раз­де­ле­ние семей, от­де­ле­ние детей от родителей.

Одним из глав­ных недо­стат­ков Уло­же­ния, по за­ме­ча­нию В. О. Клю­чев­ско­го, было то, что за­ко­но­да­те­ли не по­ду­ма­ли о ре­гла­мен­та­ции обя­зан­но­стей кре­пост­ных перед по­ме­щи­ка­ми. Этот во­прос был обой­ден мол­ча­ни­ем, что при­ве­ло в бу­ду­щем к зна­чи­тель­ным зло­упо­треб­ле­ни­ям вла­стью помещиками.. Од­на­ко неко­то­рые права кре­пост­но­го кре­стья­ни­на ещё со­хра­ня­лись и за­щи­ща­лись Уло­же­ни­ем. Кре­пост­ной не мог быть обез­зе­ме­лен по воле гос­по­ди­на и пре­вра­щён в дво­ро­во­го; он имел воз­мож­ность при­но­сить жа­ло­бу в суд на неспра­вед­ли­вые по­бо­ры; закон даже гро­зил на­ка­за­ни­ем по­ме­щи­ку, от по­бо­ев ко­то­ро­го мог уме­реть кре­стья­нин, а семья жерт­вы по­лу­ча­ла ком­пен­са­цию из иму­ще­ства обид­чи­ка. С конца XVII века по­сте­пен­но вхо­дят в прак­ти­ку скры­тые сдел­ки по куп­ле-про­да­же кре­стьян между по­ме­щи­ка­ми, также кре­пост­ных от­да­ют в ка­че­стве при­да­но­го и т. д. Но речь шла, всё-та­ки, о пе­ре­се­ле­нии, пе­ре­ме­ще­нии зем­ле­дель­цев, при­чем непре­мен­но вме­сте с се­мьей, из од­но­го по­ме­стья в дру­гое. Закон за­пре­щал обез­зе­ме­ли­ва­ние кре­стьян. Кроме того, за­пре­ща­лась и тор­гов­ля кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми. В главе 20 Уло­же­ния на этот счет недву­смыс­лен­но го­во­ри­лось: «Кре­щё­ных людей ни­ко­му про­да­ва­ти не велено»..

Раз­ви­тие кре­пост­но­го права с конца XVII века и до 1861 года  

С конца XVII и, осо­бен­но, с на­ча­ла XVIII сто­ле­тия кре­пост­ное право в Рос­сии при­об­ре­та­ет прин­ци­пи­аль­но иной ха­рак­тер, чем тот, ко­то­рый оно имело при своем воз­ник­но­ве­нии. Оно на­чи­на­лось как форма го­су­дар­ствен­но­го «тягла» для кре­стьян, род об­ще­ствен­ной по­вин­но­сти, а при­шло в своем раз­ви­тии к тому, что кре­пост­ные ли­ши­лись вся­ких граж­дан­ских и че­ло­ве­че­ских прав и ока­за­лись в лич­ном раб­стве у своих по­ме­щи­ков. В первую оче­редь этому спо­соб­ство­ва­ло за­ко­но­да­тель­ство Рос­сий­ской им­пе­рии, бес­ком­про­мисс­но встав­шее на за­щи­ту ис­клю­чи­тель­но по­ме­щи­чьих ин­те­ре­сов. По за­ме­ча­нию В. О. Клю­чев­ско­го, «Закон все более обез­ли­чи­вал кре­пост­но­го, сти­рая с него по­след­ние при­зна­ки пра­во­спо­соб­но­го лица».. Се­нат­ским ука­зом 14 марта 1746 г. опре­де­ле­но "впредь ку­пе­че­ству, ар­хи­ерей­ским и мо­на­стыр­ским слу­гам, и бо­яр­ским людям и кре­пост­ным, и на­пи­сан­ным к ку­пе­че­ству и в цех, та­ко­же ка­за­кам и ям­щи­кам и раз­ным раз­но­чин­цам, со­сто­я­щим в по­душ­ном окла­де, людей и кре­пост­ных без зе­мель и с зем­ля­ми по­ку­пать во всем го­су­дар­стве запретить".26 февраля (8 марта) 1764 года ука­зом Ека­те­ри­ны II [5] была про­ве­де­на пол­ная се­ку­ля­ри­за­ция цер­ков­ных зе­мель и около двух мил­ли­о­нов душ мо­на­стыр­ских кре­стьян пе­ре­шло в ве­де­ние Кол­ле­гии эко­но­мии (позже они были при­рав­не­ны к про­чим ка­зен­ным кре­стья­нам). Таким об­ра­зом право вла­де­ния кре­пост­ны­ми ста­но­ви­лось мо­но­по­ли­ей дворянства.

Крепостное право в поздний период.    

Несмот­ря на осо­зна­ние того, что кре­пост­ни­че­ские по­ряд­ки яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ным злом, пра­ви­тель­ство не пред­при­ни­ма­ло ни­ка­ких ре­ши­тель­ных мер к их уни­что­же­нию. Указ Павла I, «о трех­днев­ной бар­щине », как часто на­зы­ва­ют этот указ, носил ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер и ни­ко­гда почти не ис­пол­нял­ся. Бар­щи­на в 6 и даже 7 дней в неде­лю была обык­но­вен­ной. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла и так на­зы­ва­е­мая «ме­ся­чи­на». Она со­сто­я­ла в том, что по­ме­щик от­ни­мал у кре­стьян их на­де­лы и лич­ное хо­зяй­ство и пре­вра­щал их в на­сто­я­щих сель­ско­хо­зяй­ствен­ных рабов, ко­то­рые ра­бо­та­ли на него по­сто­ян­но и по­лу­ча­ли толь­ко скуд­ный паёк из гос­под­ских за­па­сов. Кре­стьяне-«ме­сяч­ни­ки» были са­мы­ми бес­прав­ны­ми лю­дь­ми и ничем со­вер­шен­но не от­ли­ча­лись уже от неволь­ни­ков на план­та­ци­ях Но­во­го Света. Оче­ред­ным эта­пом в утвер­жде­нии бес­пра­вия кре­пост­ных кре­стьян стал «Свод за­ко­нов о со­сто­я­нии людей в го­су­дар­стве», из­дан­ный в 1833 году. Там де­кла­ри­ро­ва­лось гос­под­ское право на­ка­зы­вать своих дво­ро­вых людей и кре­стьян, рас­по­ря­жать­ся их лич­ной жиз­нью, в том числе право доз­во­лять или за­пре­щать браки. По­ме­щик объ­яв­лял­ся соб­ствен­ни­ком всего кре­стьян­ско­го имущества. Тор­гов­ля лю­дь­ми про­дол­жа­лась в Рос­сии вплоть до фев­ра­ля 1861 г. Прав­да, по­яв­ля­ет­ся фор­маль­ный за­прет про­да­вать кре­пост­ных с раз­де­ле­ни­ем семей и без земли, а также огра­ни­че­но право бес­по­мест­ных дво­рян при­об­ре­тать кре­пост­ных. Но эти за­пре­ты легко об­хо­ди­ли на прак­ти­ке. Кре­стьян и дво­ро­вых по­ку­па­ли и про­да­ва­ли как и пре­жде, оптом и в роз­ни­цу, но те­перь в га­зе­тах такие объ­яв­ле­ния мас­ки­ро­ва­ли: вме­сто «про­да­ёт­ся кре­пост­ной че­ло­век» пи­са­лось «от­пус­ка­ет­ся в наём», но все знали, что на самом деле име­ет­ся в виду. Те­лес­ные на­ка­за­ния кре­пост­ных по­лу­чи­ли чрез­вы­чай­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. Неред­ко такие на­ка­за­ния за­кан­чи­ва­лись смер­тью жертв, но по­ме­щи­ки почти ни­ко­гда не несли ни­ка­кой от­вет­ствен­но­сти за убий­ства и уве­чья своих слуг. Одной из самых су­ро­вых мер пра­ви­тель­ства по от­но­ше­нию к же­сто­ким гос­по­дам было взя­тие име­ния «под опеку». Это озна­ча­ло лишь, что усадь­ба пе­ре­хо­ди­ла под непо­сред­ствен­ное управ­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го чи­нов­ни­ка, но по­ме­щик-са­дист со­хра­нял право соб­ствен­но­сти и ис­прав­но по­лу­чал до­хо­ды от име­ния. При­чем по про­ше­ствии вре­ме­ни, как пра­ви­ло очень скоро, опека «вы­со­чай­шим по­ве­ле­ни­ем» от­ме­ня­лась, и гос­по­дин по­лу­чал воз­мож­ность вновь со­вер­шать на­си­лия над сво­и­ми «подданными». В 1848 году кре­пост­ным раз­ре­ши­ли при­об­ре­тать недви­жи­мость — до этого вре­ме­ни им было за­пре­ще­но вла­деть любой соб­ствен­но­стью. С одной сто­ро­ны такое раз­ре­ше­ние долж­но было сти­му­ли­ро­вать уве­ли­че­ние числа «ка­пи­та­ли­стых» кре­стьян, су­мев­ших раз­бо­га­теть и в нево­ле, ожи­вить эко­но­ми­че­скую жизнь в кре­пост­ной де­ревне. Од­на­ко этого не слу­чи­лось. Указ раз­ре­шал кре­стья­нам по­ку­пать недви­жи­мость толь­ко на имя сво­е­го по­ме­щи­ка. На прак­ти­ке это при­ве­ло к зло­упо­треб­ле­ни­ям, когда гос­по­да, поль­зу­ясь фор­маль­ным пра­вом, от­ни­ма­ли недви­жи­мость у своих крепостных.

Крепостное право накануне отмены

Пер­вые шаги к огра­ни­че­нию и по­сле­ду­ю­щей от­мене кре­пост­но­го права были сде­ла­ны Пав­лом I и Алек­сан­дром I в 1797 и1803 годах под­пи­са­ни­ем Ма­ни­фе­ста о трёх­днев­ной бар­щине об огра­ни­че­нии под­не­воль­но­го труда и Указа о сво­бод­ных хле­бо­паш­цах, в ко­то­ром про­пи­са­но пра­во­вое по­ло­же­ние от­пус­ка­е­мых на волю крестьян.

В 1816—1819 гг. кре­пост­ное право было от­ме­не­но в при­бал­тий­ских (ост­зей­ских) гу­бер­ни­ях Рос­сий­ской им­пе­рии (Эст­лян­дия,Кур­лян­дия, Ли­ф­лян­дия, ост­ров Эзель).

К концу цар­ство­ва­ния Ни­ко­лая I доля по­ме­щи­чьих кре­пост­ных кре­стьян, по раз­ным оцен­кам, со­кра­ти­лась до 35-45 %[6][7] В те­че­ние цар­ство­ва­ния Ни­ко­лая I было со­зда­но около де­сят­ка раз­лич­ных ко­мис­сий для ре­ше­ния во­про­са об упразд­не­нии кре­пост­но­го права, но все они ока­за­лись бес­плод­ны­ми ввиду про­ти­во­дей­ствия помещиков.

19 февраля 1861 (3 марта 1861) Ма­ни­фе­стом им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II кре­пост­ное право было окон­ча­тель­но от­ме­не­но. Ос­нов­ны­ми при­чи­на­ми ре­фор­мы был кри­зис кре­пост­ни­че­ской си­сте­мы и кре­стьян­ские вол­не­ния, уси­лив­ши­е­ся во время Крым­ской войны.

Хронология закрепощения крестьян в России

 

Крат­ко хро­но­ло­гию за­кре­по­ще­ния кре­стьян в Рос­сии можно пред­ста­вить так:

1497 год — введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

1581 год — отмена Юрьева дня — «заповедные лета».

1597 год — право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

1607 год — соборное уложение 1607 года: срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

1746 год - сенатский указ "О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян".

1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

1783 год — распространение крепостного права на Левобережную Украину.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!