Манифест» 17 октября 1905 г. Образование политических партий в России. Кадеты, октябристы, эсеры, черносотенцы.



 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ в. И ИХ ПРОГРАММЫ

Как уже отмечалось во Введении, первые политические партии в нашей стране появились в конце XIX – начале ХХ века. Как и в Европе, в России партии появились в эпоху капитализма. Однако российский процесс образования политических партий сильно отличался от европейского. Во-пер­вых, партии в России появились в условиях самодержавной монархии – абсолютной власти царя. Какого-либо органа власти, хотя бы отдалённо напоминавшего западный парламент в России не существовало. Союзы, собрания и уж тем более различные организации (прежде всего политические) запрещались. Поэтому политические партии в нашей стране вели нелегальное или полулегальное существование, тогда как на Западе большинство партий действовало на законных основаниях. Во-вторых, в Европе первыми появились партии феодалов и буржуазии. В России эти два класса сильно зависели от монархии, поэтому были политически пассивны. Первыми в нашей стране появились пролетарская (РСДРП) и крестьянская (партия социалистов-революционеров) партии. Причём первые российские политические партии были революционными, тогда как в Европе вначале появились консерваторы и либералы.

Существует множество классификаций политических партий: по классовому составу (помещичьи, буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские), по национальному характеру (общероссийские и национальные), по политической направленности (консервативные, либеральные и революционные) и т.д. Для системы политических партий, сложившейся в России, предлагается следующая классификация:

1) консерваторы, выступающие за сохранение самодержавия (черносотенцы);

2) консервативные либералы (октябристы);

3) либеральные демократы (кадеты);

4) неонародники (эсеры и народные социалисты);

5) социал-демократы (большевики и меньшевики).

На Дальнем Востоке существовали организации всех этих партий. Однако прежде чем изучать их деятельность, следует рассмотреть программы этих партий.

Консервативный лагерь в России был представлен черносотенцами (по своим политическим взглядам их ещё называют крайними монархистами). «Чёрной сотней» в средневековой Руси называлось податное посадское население, однако с возникновением в начале ХХ в. монархических организаций, стоявших за неограниченное самодержавие и проводивших еврейские погромы, этот термин приобрёл негативную окраску. Черносотенцы не имели одной партии, скорее это было движение ряда самостоятельных организаций с общими взглядами. Первая такая организация – Русское собрание – возникла в 1900 г. [8, с. 62]. Революция 1905–1907 гг. заставила монархические силы более активно приступить к созданию собственных организации. Наиболее крупными из них были «Союз русского народа» (СРН), созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге, «Русская монархическая партия», возникшая в апреле 1905 г. в Москве, и «Русский народный союз им. Михаила Архангела». Основателями самой крупной черносотенной организации – СРН – были А. И. Дубровин, курский помещик Н. Е. Марков, бессарабский помещик В. М. Пуришкевич (позже возглавил «Русский народный союз им. Михаила Архангела»). СРН выпускал газеты «Русское знамя», «Объединение», «Гроза» и имел отделения почти на всей территории России. Членами черносотенных организаций были помещики, крупные домовладельцы, чины полиции, купцы, зажиточные крестьяне, средней руки чиновники, духовенство. В руководящие органы крупнейших таких организаций входили представители гражданской и военной бюрократии (министры, губернаторы, полицейские чины). Самой подвижной частью черносотенных организаций были рабочие и крестьяне. Сами черносотенцы заявляли, что в их союзах состоит более 3 млн. чел., тогда как их политические противники называли цифру 10–20 тыс. чел. К 1907 г. (пик черносотенного движения, связанный с поражением первой российской революции) численность организаций черносотенцев составляла 410 тыс. чел. [8, с. 64]. В последующие годы численность этих организаций значительно уменьшилась.

В основе программы всех черносотенных организаций лежала теория «официальной народности», выдвинутая еще в первой поло­вине XIX в. министром просвещения С.С. Уваровым. Данная теория опиралась на трёхчленную формулу – «православие, самодержавие, на­родность». Православие и самодержавие трактовались как исконно русские начала, а «народ­ность» – как приверженность народных масс к первым двум элементам. В вопросах политического устройства России черносотенцы были сторонниками неограниченного самодержавия. Даже появившуюся в ходе революции 1905–1907 гг. Государственную думу они воспринимали как совещательный орган при царе (а «Русская монархическая партия» была вообще против созыва Думы). Проведение реформ в России черносотенцы считали невозможным и бесперспективным. В то же время в программах черносотенных организаций (например, в программе СРН) декларировались свобода слова, вероисповеда­ния, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и т. д.

Аграрная программа черносотенцев была бескомпромиссной. Они не хотели идти ни на какие уступки (частичная конфискация помещичьих земель и т.д.) и предлагали ограничиться продажей крестьянам пустующих государственных земель, развитием системы аренды и кредита.

Крайне консервативнойбыла политика черносотенцев в национальном вопросе – ведь стержнем её был антисемитизм. Черносотенцы не просто стояли за единую и неделимую Россию, но предлагали лишить евреев всех прав и не скрывали своего желания выселить их за пределы страны. Руководство СРН в 1905 г. призвало организовать еврей­ские погромы. Черносотенные организации создавали собственные боевые дружины для организации погромов и борьбы с участниками революционных действий.

Своеобразное положение в системе российских политических партий занимали октябристы (партия «Союз 17 октября»). По своим политическим взглядам они находились между либералами и консерваторами. Их называют консервативными либералами, т.е. относят к правому крылу либерального лагеря. Однако грань, отделявшая октябристов от кадетов и от черносотенцев, была крайне размыта. Часть октябристов на деле почти смыкалась с кадетами, в то время как другая их часть практически не отличалась от крайних монархистов.

«Союз 17 октября» был образован в но­ябре 1905 г. Возглавили её промышленник А.И. Гучков, помещики М.В. Родзянко и В.В. Шульгин. Членами организаций октябристов были представители крупной торгово-промышлен­ной и финансовой буржуазии и крупные помещики, перестраивавшие свои хозяйства на капиталистический лад. Царском манифест

17 октября 1905 г. октябристы считали величайшим поворотом к созданию правового государства в России (отсюда и название их партии). Однако, поскольку почти все положения данного манифеста были фикцией, в народе партию прозвали «Союз пропавшей грамоты». Численность октябристов в период 1905–1907 гг. составляла 75–77 тыс. чел. [8, с. 89].

По­литическая программа октябристов полностью базировалась на положениях царского манифеста 17 октяб­ря 1905 г. Октябристы представляли будущее государственное устройство страны в виде конституци­онной монархии, где власть царя была бы ограничена Основными законами. В то же время они были противниками парламентского строя, хотя признавали необходимость наличия двухпалатного «народного представительства». Нижняя палата (Государственная дума) должна была формироваться на основе цензовых выборов (в городах – прямые, в других местностях – двухстепенные). Верхняя палата (Государственный Совет) должна была корректировать решения Думы, а половина её членов назначалась царём. Однако это «народное представительство» не играло решающей роли в управлении государством, т.к. его полномочия по сравнению с монархом были сильно урезаны. Ни один закон не мог вступить в силу без санкции царя, он же имел право назначения и смещения министров. Функции «народного представительства» ограничивались лишь правом законодательной инициативы, запроса и утверждения правительственного бюджета.

В области гражданских прав программа октябристов включала стандартные для всех либералов требования свободы совести и вероисповедания, собраний, союзов, передвижения, неприкосновенности личности и жилища и др.

В нацио­нальном вопросе октябристы выступали за сохранение единой и неделимой России, а право на автономию признавали только за Финляндией. Следует отметить и такое сходство с черносотенцами, как настроенность значительной части октябристов (в основном западных и юго-западных районов страны) против предоставления равноправия евреям.

Октябристы признавали справедливыми требования крестьян об увеличении наделов, поэтому их аграрная программа носила более компромиссный вариант, чем проект черносотенцев. Члены «Союза 17 октября» предлагали наделить крестьян землёй за счёт передачи им через земельные комитеты пустующих казённых, удельных и кабинетских земель, а также принудительного отчуждения части помещичьих земель за выкуп. Кроме этого, октябристы считали необходимым ликвидацию общины и осуществление ряда мер для улучшения экономического положения крестьян (развитие сельскохозяйственного кредита, внедрение агротехнических знаний и др.).

По отношению к рабочему вопросу они считали, что следует предоставить трудящимся свободу собраний, стачек(кроме предприятий государственного значения) и право на организацию профсоюзов. В то же время они отрицали необходимость сокра­щения рабочего дня и были против социального страхования. Такая непоследовательность наиболее точно характеризует промежуточное положения октябристов между консервативным и либеральным лагерями.

Конституционно-демократическая партия (кадеты), находившаяся на левом фланге либерального движения, была образована в октябре 1905 г. Лидером этой партии и её главным стратегом, которая имела ещё второе название – «Партия народной свободы», был видный поли­тический деятель, публицист, историк, ученик В.О. Клю­чевского П.Н. Милюков. Общая численность партии в 1905–1907 гг. составляла 50–60 тыс. чел. После поражения первой российской революции эта цифра сократилась, но февраль 1917 г. принёс партии новый подъём – в её организации входило до 70 тыс. чел. [8, с. 113]. В партию кадетов входили представители интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, средняя городская буржуазия, служащие, учителя, врачи.

Значительное внимание в программе кадетов уделялось правам граждан. Кадеты требовали предоставления свободы совести и вероисповедания, свободы печати и отмены цензуры, свободы собраний, со­юзов и обществ, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения и упразднения паспортной системы, введения всеобщего избирательного права и т.д. Они считали, что будущим государственным строем России должна быть конституционная парламентская монархия. Кадеты выступали за чёткое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, и создания правительства ответственного перед Думой.

В национальной программе кадеты были сторонниками сохранения унитарного государства, не признавали прав наций на политическое самоопределение и ограничивались требованием культурно-национального самоопределения (использование национальных языков в школе и т.д.). Только в отдельных случаях кадеты считали возможным введение областной автономии.

Решить аграрный вопрос кадеты планировали путём наделения крестьян землёй путём частичной принудительной конфискации помещичьих владений за выкуп.

Рабочая программа кадетов требовала свободы рабочих союзов, стачек, собраний. Они считали необходимым предоставления широких прав профсоюзам (право на защиту материальных интересов рабочих, пользование стачечными фондами и фондами помощи по безработице, независимость их от администрации и т.д.). Все спорные вопросы должны решаться в специальных согласительных комиссиях, состоящих из представителей рабочих и предпринимателей. Также кадеты требовали введения 8-часового рабочего дня, сокращения сверхурочных работ для взрослых и запрещения привлекать к ним женщин и детей.

В целом программу кадетов можно оценить как проект построения правового демократического государства и стирания классовых конфликтов. Однако сами кадеты не были последовательными в отстаивании своих программных требований и некоторые пункты их программы (например, введение 8-часового рабочего дня) оставались только на бумаге.

Более радикальными взглядами отличался революционный лагерь, сторонники которого видели главной своей целью уничтожение существующего строя. Не смотря на различие в программах, эсеры, меньшевики и большевики считали своими главными целями уничтожение самодержавия, ликвидацию помещичьего землевладения и построение нового справедливого социалистического строя. Однако в революционном лагере не было единства, и каждая из партий шла своим путём к достижению этих целей.

Неонародники провозгласили себя наследниками народнического движения, и действительно, многие пункты их программ были позаимствованы у этого течения. Крупнейшей из неонароднических организаций была партия социалистов-революционеров (ПСР или эсеры). Первые эсеровские кружки в России возникли в середине 90-х годов, а объединение их в одну партию происходило в 1902–1906 гг. Лидерами ПСР стали В.М. Чернов, А.Р. Гоц, Г.А. Гершуни и др. В партию входили представители интеллигенции (более 70 % состава партии), рабочие (26 %) и крестьяне (1,5 %). Накануне первой российской революции в партию входило 2–2,5 тыс. чел. [8, с. 150].

Конечной целью ПСР ставила «экспроприацию капиталистической собственности и реорганизацию производства и всего общественного строя на социалистических началах». Главной силой в борьбе с самодержавием партия видела пролетариат, крестьянство и интеллигенцию, не выделяя, в отличие от большевиков, пролетариат как ведущую силу революции. Ближайшей целью ПСР считала созыв Земского Собора (Учредительного Собрания), избранного всем народом без различия пола, сословий, национальности и религии, для ликвидации самодержавия. В дальнейшем эсеры планировали провести свою программу через этот орган. [15, с. 20, 24–25].

В вопросах политического устройства эсеры требовали установления демократической республики, а также признания за всеми безусловного права на самоопределение; прямого, тайного, равного, всеобщего права голоса для всех граждан с 20 лет без различия пола, религии и национальности; прямого народного законодательства (референдум); выборности, сменяемости и подсудности всех должностных лиц; свободы совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов; всеобщего гражданского равноправия; неприкосновенности личности и жилища; отделения церкви от государства и объявления религии частным делом каждого; установления обязательного равного для всех общего светского образования за государственный счёт; равноправия языков; бесплатности судопроизводства; уничтожения постоянной армии и замены её народным ополчением [15, с. 21].

В вопросах рабочего законодательства ПСР намеревалась провести следующие мероприятия: установить 8-часовой рабочий день и минимум зарплаты; организовать страхование за счёт государства и предпринимателей, охрану труда; разрешить деятельность профсоюзов и расширить их участие в управлении производством.

Самой важной частью программы эсеров был вопрос о земле. Они выдвинули программу социализации всех частновладельческих земель, т.е. отмену частной собственности на землю и превращение её в общенародное достояние без права купли-продажи. Между крестьянами земля должна перераспределяться без выкупа на основе трудовой и потребительской норм, чем достигалась уравнительность в землепользовании (прямое заимствование идеи «чёрного передела» у народников).

Что касается тактики, то эта партия использовала все легальные и нелегальные виды политической борьбы: пропаганду, агитацию, парламентскую работу, стачки, бойкоты, вооружённые демонстрации и восстания, но в первую очередь – террор. Подготовкой и проведением террористических актов занималась боевая организация (БО) ПСР, созданная в 1904 г. Однако эсеры признавали возможным террор только в таких странах, как Россия, где господствует деспотизм и отсутствует открытая политическая борьба.

Еще на первом съезде в ПСР выделилось правое крыло, которое в 1906 г. стало самостоятельной партией, назвавшейся партией народных социалистов (энесов). Её возглавляла группа известных журналистов и писателей, объединявшаяся вокруг литературного журнала «Русское богатство». Лидером партии был А.В. Пешехонов. В 1917 г. они объединились с трудовиками (фракция в Государственной Думе) в Трудовую народно-социалистическую партию. Энесов поддерживала часть интеллигенции и крестьянства. Количество членов их партийных организаций было значительно меньше, чем эсеровских, т.к. энесам пришлось довольствоваться лишь незначительным оттоком членов ПСР.

В аграрном вопросе энесы стояли на точке зрения т.н. «проекта 104-х», предложенного фракцией трудовиков в I Государственной Думе. Помещичьи земли, превышающие трудовую норму, должны были подлежать национализации [9, с. 56–58].

В области национальной политики энесы вместо независимости национальностей выдвинули требование их автономии.

Что касается вопросов тактики, то энесы были непримиримыми противниками террора, восстания и других средств вооружённой борьбы. Пытаясь утвердить за собой статус единственной легальной социалистической партии, её члены отдавали предпочтение легальным средствам борьбы, прежде всего предвыборной агитации и работе в Думе. В остальном программа энесов не отличалась от программы эсеров.

Отделившись от эсеровской партии, заняв более умеренные позиции и встав на путь исключительно легальной политической деятельности, партия энесов обрекла себя на прозябание во втором эшелоне складывающейся партийной системы и не играла значительной роли в политической борьбе.

Российская социал-демократия вначале была представлена одной партией – Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП), сформировавшейся в 1898–1903 гг. на базе марксистских организаций. Однако уже на II съезде РСДРП (июль–август 1903 г.), проходившем в Брюсселе (затем в Лондоне), произошёл раскол на фракции меньшевиков и большевиков, которые в дальнейшем (окончательно в 1917 г.) стали самостоятельными партиями. Что касается численности РСДРП, то в начале 1905 г. По одним данным она составляла чуть более 2,5 тыс. чел., по другим – 8,4 тыс. чел. Известно, что меньшевиков в этот период было намного больше, чем большевиков [8, с. 270].

Меньшевики и большевики в своей деятельности руководствовались программой РСДРП, принятой на II съезде партии и состоявшей из двух частей – программы-минимум и программы-максимум. Программа-минимум была рассчитана на период борьбы за свержение самодержавия. Она пре­дусматривала насильственное устранение самодержавия, созыв Учредительного собрания, создание в России демократической республики, предоставление всем гражданам демократических свобод, выборность судей народом, отделение церкви от государства и школы от церкви, всеобщее и обязательное бесплатное образование детей до 16 лет, замену постоянной армии всеобщим вооружением народа и т. д. РСДРП выдвигала также особую программу по рабочему вопросу из 16 пунктов, включая введение 8-часового рабочего дня и государ­ственное страхование по старости и болезни. Программа-максимум требовала проведения социалистической революции, уничтожения классов, переход к диктатуре пролетариата и бестоварному плановому хозяйству. В организации как большевиков, так и меньшевиков входили представители интеллигенции, рабочих, крестьян.

Став самостоятельной партией, меньшевики сохранили за собой прежнее название – РСДРП. Лидерами меньшевиков были Г.В. Плеханов,
П.Б. Аксельрод, Ю.О. Мартов.

Меньшевики, в отличие от большевиков, были скорее ортодоксальными и даже догматичными марксистами. В особенности они отличались от большевиков во взглядах на сущность революции в России. Меньшевики считали, что развивающаяся революция в России – буржуазно-демократическая. Поэтому в ходе её к власти должна прийти буржуазия. После этого, как считали меньшевики, России предстоит длительный срок буржуазного развития, в результате которого созреют условия для новой социалистической революции. Резко выступили меньшевики и против требования большевиков по подготовке и организации вооружённого восстания. Они считали, что восстание должно быть стихийным процессом, а на данный лозунг большевиков смотрели как на заговорщицкую тактику, не имеющую ничего общего с народным движением.

Позже меньшевиками была выдвинута и самостоятельная аграрная программа, предложенная П.П. Масловым и принятая на IV (Объединительном) съезде РСДРП. Она получила название «программа муниципализации земли». Программа предусматривала конфискацию всех земель (кроме мелких крестьянских хозяйств) и передачу их в распоряжение выбранных на демократических началах органов местного самоуправления (муниципалитетов). Часть земли должна была перейти в руки государства для создания переселенческого фонда. Допускался раздел крестьянами части помещичьих земель в собственность [8, с. 226].

Меньшевики стояли за парламентскую борьбу, пропаганду и агитацию в рабочих кружках. Они не были абсолютными сторонниками мирных средств (т.к. не исключали такие формы, как демонстрации, забастовки и т.п.), но были против вооружённого восстания.

Большевики после раскола приняли название РСДРП (б), а позже стали РКП (б). Лидером большевиков был В.И. Ленин.

В отличие от меньшевиков, большевики не слепо следовали марксизму, а пытались приспособить его под российскую почву. Это отразилось прежде всего в отношении к революции. Лидеры большевиков считали, что Россия готова к социализму и промежуток между буржуазно-демокра­тической и социалистической революциями должен быть незначительный. Пролетариат должен возглавить революцию, в ходе которой будет установлена «революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства». Методом осуществления революции должно стать вооружённое восстание.

Большее значение большевики придавали программе-максимум, т.к. делали ставку на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Они требовали национализации промышленности, транспорта, банков, земли. Конечной точкой этих мероприятий был переход к бестоварному плановому хозяйству.

Таким образом, видно, что в России существовал широкий спектр политических партий – от крайне реакционных до крайне революционных. Самые крупные из них – кадеты, эсеры, меньшевики и большевики – имели свои ячейки по всей России, в том числе и на Дальнем Востоке.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!