Композиция «Евгения Онегина».



 

«Евгений Онегин» имеет «двойную» композицию – внешнюю и внутреннюю. Внешне роман построен так: эпиграф, посвящение Плетневу, восемь глав (без названия), примечания к роману, отрывки из путешествия Онегина, 10 глава (была сожжена Пушкиным). Внутренне же сам поэт по-другому «распределил» свое произведение. Он поделил роман на три части, каждая из которой содержит три главы с названиями. Эти главы Пушкин называл песнями. Так, первая часть содержит главы «Хандра», «Поэт», «Барышни». Вторая часть – «Деревня», «Именины», «Поединок». Третья – «Москва», «Странствия», «Большой свет». Слово «песни», как мне кажется, подчеркивают лиричность романа, а «главы» - его эпичность. Поэтому жанр произведения можно определить как лиро-эпический роман. Кроме глав, в «Евгений Онегин» входят лирические отступления от автора-рассказчика и сон Татьяны (в пятой главе).

В начале романа, в посвящении Плетневу, Пушкин указывает на особенности своего произведения:

…Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

  Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Благодаря им, «Евгений Онегин» стал новым словом в мировом искусстве и принес Пушкину бессмертную славу.

Обычно в композиции ЕО выделяют 4 взаимосвязанных между собой контекста. 1) сами герои раскрывают свои мысли и чувства. 2) контекст среды, окружающей героев, отношение к ни современников. 3) авторский анализ и оценки характеров, поведения героев и их мироощущения. От проявляется в лирических отступлениях. 4) читательское «соучастие», который обозначается через серию вопросов, на которые читатель должен дать ответ самостоятельно, или через приглашение обсудить это вместе с автором.

Неожиданным был финал кавказского пленника. Возникал вопрос о том, а что же случилось дальше?если писатель замыкал сюжетные узлы произведения, то он как бы останавливал поток жизни, произведение завершало то, что не было завершено самой жизнью. Финал кавказского пленника явился прообразом финала ЕО, где не завершена не только судьба главного героя, но героини. Не смотря на это финал ЕО всё же оставляет чувство гармонии. В конце романа поставлено многоточие не потому, что поэт собирался продолжить роман. Роман для него исчерпан, но он как бы распахнут в жизнь, в действительность.

Пушкин изобретает новый тип строфы. Она получила название «Онегинской». Это 14 строк: три четверостишия и заключительное двустишие (кода).( абабссддеффежж) форма подобной строфы была потом найдена с стихотворении «Таврида», 1я строфа которого вошла в ЕО.

Каждая строфа – смысловое единство. Она заключает в себе определенный сюжет, завершенный и целый. Исследователи выделяют 2 типа строф: строфа в которой представлено эпическое начало, и строфы, развивающие отвлеченную мысль.

● 1) первое четверостишие экспозиция и завязка действия, второе – развитие действия, третье – кульминация, раскрытие самого главного смысла темы, двустишие – конечный финал.

● 2) строится по типу логического доказательства. Органическую связь тезиса и антитезиса определяет романтическая ирония. Первые два четверостишия – тезис логического построения, завязка и развитие мысли. Затем следует антитезис и последнее двустишие – синтез.

Ирония здесь не разрушительная. Она уравновешивается исповедальным началом. В его основе – личный жизненный опыт автора.

Сюжетное полотно романа сложно и многогранно.

Прежде всего выделяют магистральный сюжет – «роман героев». Но так же есть и заметны: возможный сюжет, лирический сюжет, сюжет автора, чужие сюжеты.

Возможный сюжет отражает сложность, многовариантность развития жизненной ситуации. Вокруг осуществляемого сюжета есть много возможностей и герои передвигаются через них. Так, о судьбе Ленского поэт говорит, что у Ленского либо высокий удел поэта, либо заурядная провинциальная жизнь. Но вмешивается сама жизнь и поэт погибает на дуэли. Также когда Онегин получает письмо Татьяны, то поначалу он задумывается о семейной жизнь и погружается в мечтанья. Но потом когда разум охлаждает его чувства, происходит другой поворот. Онегин отказывается принять её чувства.

Лирический сюжет  это раздумья, признания, воспоминания, душевные излияния, суждения об окружающем мире и действующих лицах. Всё это принято называть лирическими отступлениями. Не смотря на то, что Пушкин наделяет образ автора фактами своей биографии, он не тождественен Пушкину. Образ автора – воплощение определенного миропонимания, отношения к жизни, он имеет значение этической нормы, духовно-нравственного идеала.

Сюжет автора в ходе повествования неоднократно возникают моменты, связанные с процессом творчества, обозначается механизм возникновения романа в стихах. Все они призваны подчеркнуть экспериментальность романа. Сам Пушкин называет свое произведение собраньем пестрых глав, рассказом несвязным – и в этом заключено указание на непринужденность повествования. Этот сюжет обусловлен двойственностью природы автора, который, с одной стороны, вводится в произведение как персонаж, а с другой стороны он творец. Пушкин включает в роман свои сомнения, поиски, свое видение романа о современном ему человеке.

Чужие сюжеты по сути, это литературный фон романа. Пушкин использует сюжеты, способы повествования, сюжетные ходы и ситуации, заимствованные из произведений других авторов. Так, Онегин соотносится с байроновским Чайльд-гарольдом.

Характер героев, их внутренний мир – результат очень сложного влияния эпохи, воспитания, среды, культуры.

Роман не отличается обилием происшествий, поэтому те события, которые отражены в нём, оказываются узловыми и поворотными. Пушкинский герой всегда свободен в выборе поступка, не случайно автором намечаются разные пути поведения, но герой поступает по своему, не оправдывая ожиданий автора и читателя.

 Пушкин оставляет за пределами романа очень важные с точки зрения становления характера моменты. Все переломные моменты в судьбах онегина и татьяны остаются непрояснеными. Что происходило с Татьяной, после того, как на нее обратил внимание какой-то важный генерал? Что происходило с Онегиным во время его путешествия?

Новая встреча героев происходит в принципиально иных обстоятельствах и ведут себя они совершенно иначе, но внутренний мир их остается таким же, какой был.

Особенностями композиции являются симметричность (принцип зеркальности, а порубежное состояние «сон Татьяны»), внезапный обрыв сюжетной истории (она прекращается в самый драматический момент), разного рода сюжетно- композиционные инверсии, и обусловленная ими ретардация (замедление), контрастность (подчеркнутая противоположность) героев, сюжетных линий(антитезы)..

Отсутствие развернутой экспозиции – внезапное включение в поток жизни, принцип антитезы как доминирующий.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 645; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!