Международные контакты в области хореоргафического искусства



Понятие хореография (в современном значении – искусство танца в целом) применимо как к фольклорным явлениям, так и к сценическому искусству. Любой хореографический номер – это художественное произведение, раскрывающее свой содержание через сценическое действие, осуществляемое с помощью творчества хореографа-постановщика, исполнения танцовщиков, искусства художника, осветителя, костюмера. Танец в сфере пространственно-временных измерений сцены приобретает новое эстетическое качество.

Хореографическое искусство Беларуси развивается в рамках профессионального и самодеятельного творчества. Среди ведущих профессиональных коллективов – заслуженный коллектив Республики Беларусь Государственный хореографический ансамбль «Харошкі», созданный в 1974 г. (художественный руководитель и главный балетмейстер – народная артистка Республики Беларусь В. Гаевая),и заслуженный колелктив Государственный ансамбль танца Беларуси, созданный в 1959г. (художественный руководитель – народный артист Республики Беларусь В. Дудкевич). Плодотворно работают также ансамбль танца, песни и музыки «Талака» Витебской областной филармонии (художественный руководитель Н. Подоляк), ансамбль песни, музыки и танца «Белыя розы» Гродненской областной филармонии (художественный руководитель В. Чичина) и др. все названные коллективы работают в жанре народно-сценической хореографии.

Любительское, или самодеятельное, хореографическое творчество «во все времена являлось особой формой выражения искусства танца, своеобразной экспериментальной площадкой, предоставляющей хореографам богатейшие возможности для выявления и развития одаренных индивидуальностей, условия для воплощения творческих поисков в любом из направлений искусства танца». Самодеятельное хореографическое искусство Беларуси сегодня – многожанровая область художественной культуры, включающая фольклорно-этнографические ансамбли и ансамбли народного танца, ансамбли и студии классического, бального, эстрадного и современного танца, относящиеся к системе Министерства культуры, Министерства образования и Федерации профсоюзов Беларуси. Параллельно работают клубы спортивного и многочисленных разновидностей современного танца, белли-данса, которые осуществляют свою деятельность исключительно на платной основе и имеют объединения и федерации, регламентирующие их деятельность.

Характерной чертой настоящего периода явлется плодотворное развитие детской самодеятельности, что, в первую очередь, связано с открытием в стране большого количества детских хореографических школ и школ искусств.

Качественно новые формы принял интерес к танцевальному фольклору. Многие и взрослые коллективы при формировании своего концертного репертуара часто обращаются к народному танцевальному творчеству как богатейшему источнику для создания оригинальных хореографических композиций. Главными задачами хореографов в этом случае являются серьезное изучение образцов фольклорного наследия и их умелая сценическая обработка, позволяющая сохранить своеобразный местный колорит с целью создания оригинального, самобытного, тематически разнообразного репертуара с учетом специфики выразительных средств танца и исполнительских возможностей участников коллектива. Происходит активный поиск новых форм и приемов для создания оригинальных авторских произведений.

Основными чертами самодеятельности всегда являлись массовость и организованность. Вместе с тем в советский период эта сфера художественного творчества имела планомерную государственную поддержку и профессиональную помощь и. как следствие, массовую аудиторию. Сегодня же, несмотря на то, что ситуация с финансирование изменилась (оно осуществляется уже не в полном обземе, как это было ранее), самодеятельность должна демонстрировать высокий художественный уровень, способный удовлетворить возросшие запросы зрителей. Часто именно в художественной самодеятельности формируются оригинальные идеи, раскрываются созвучные времени темы, создаются новые образы и формы их художественного воплощения, многие из которых впоследствии переходят на профессиональную сцену.

Сегодня в Беларуси существует стройная система подготовки профессиональных кадров в области хореографического искусства.

1-я ступень – хореографические школы, детские школы и искусств;

2-я ступень – хореграфический колледж, колледжи искусств (отделения хореографии) и училища культура;

3-я ступень – творческие вузы.

Популяризации танцевального искусства, выявлению самобытных коллективов, отдельных исполнителей и ярких балетмейстеров, повышению художественного уровня репертуара ансамблей содействуют фестивали и конкурсы в области хореографического искусства, которые стимулируют развитие существующих и создание новых коллективов разных жанров, например Международный фестиваль современной хореографии в г. Витебске (IFMC), Международный фестиваль хореографического искусства «Cожскі карагод” в г. Гомеле, Международный фестиваль детского творчества «Барысаўскі прыстанак” в г. Борисове, Всебелорусский фестиваль национальных культур и областной фестиваль «Свята танца» в г. Гродно и др. смотры самодеятельных коллективов регулярно происходят в рамках самых разнообразных форумов, посвященных народному творчеству. Профессиональные и любительские танцевальные коллективы республики активно участвуют в фестивалях за рубежом.

Современные межкультурные коммуникации представляют большие возможности для творчества в области балетмейстерской деятельности. Международные конкурсы, фестивали, гастрольные поездки, мастер-классы, семинары различных уровней, летние образовательные программы, участие в них студентов и молодых отечественных хореографов – все это благоприятная почва для развития неординарного творческого мышления.

Хореографического искусство Беларуси на современном этапе представлена во всем многообразии форм, видов и жанров, развивается в рамках как профессионального искусства. Так и самодеятельного творчества и характеризуется их активным взаимодействием.

МКС театральное ис-во

В настоящее время в республике работают 28 государственных театров: в Минске (12), Бресте (2), Витебске (2), Гомеле (3), Молодечно (2), Бобруйске (1), Слониме (1), Гродно (2), Могилеве (2), Мозыре (1). В постановках доминирует углубленный психологический реализм и в то же время осваивается модернистская эстетика, национальное возрождение на театральной сцене переживает классическая белорусская драматургия. Лучшие спектакли, режиссерские и актерские работы получают признание как у себя на родине, так и за рубежом. Белорусские театры ведут активную гастрольную деятельность, участвуют и завоевывают награды в престижных международных фестивалях, в числе которых Эдинбургский в Великобритании, Шиллеровский и Боннский биеннале в Германии, Шекспировский в Испании, Чеховский в России и многие другие.

Превратился в мировую столицу театра и Минск: международный форум «Панорама» представляет лучшие образцы театрального искусства в постановках ведущих коллективов из России, Литвы, Украины, Эстонии, Швеции, Израиля, Германии и других стран. В 2008 году Международный фестиваль кукольных театров в белорусской столице стал одновременно подарком к 70-летию Белорусского государственного театра кукол.

Заслуженную любовь отечественного и зарубежного зрителя завоевали спектакли Национального академического Большого театра балета Беларуси (www.balet.by). Небывалый взлет белорусского хореографического искусства связан с именем художественного руководителя театра балетмейстера Валентина Елизарьева. Впервые балет «Страсти» на музыку белорусского композитора А. Мдивани получил награду Международной ассоциации танца при ЮНЕСКО за лучшую современную хореографию (1995 год) - приз и диплом «Бенуа де ля данс».

Международные театральные фестивали:

В 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО был установлен Всемирный день театра, который с тех пор отмечается ежегодно 27 марта. Этот международный день традиционно проходит под девизом "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".

Девиз Всемирного дня театра по праву может считаться универсальным лозунгом многочисленных театральных фестивалей, которые ежегодно проходят по всему миру. В Республике Беларусь обрели постоянную прописку несколько международных театральных форумов, крупнейшими из которых являются Международный театральный фестиваль "Белая вежа", Международный фестиваль театрального искусства "Панорама", Международный фестиваль театрального искусства "Славянские театральные встречи", Международный фестиваль студенческих театров "Тэатральны куфар".

Международный театральный фестиваль "Белая вежа" ежегодно проходит в Бресте. Впервые он состоялся в 1996 году на базе Брестского театра драмы и музыки и Брестского театра кукол. На первый фестиваль приехали театры из шести стран. Это мероприятие дало возможность вновь встретиться театрам бывшего Советского Союза, а также познакомить зрителей Беларуси с некоторыми зарубежными коллективами. Открытие первых фестивалей происходило у знаменитой Белой вежи в городе Каменце. Отсюда и название фестиваля.

В 2005 году юбилейный десятый фестиваль "Белая вежа" собрал уже 40 коллективов из 26 стран мира. К этому времени фестиваль окреп, установил серьезную планку художественного уровня для участников и прочно занял место главного театрального форума страны. Всего за время существования фестиваля в нем приняли участие творческие коллективы из 53 стран мира.

В настоящее время Международный театральный фестиваль "Белая вежа" ставит своей целью представить искусство национальных театров различных стран мира, развивающих классические сценические традиции и устремленных к поиску современных средств театральной выразительности. Программа фестивальных дней "Белой вежи" традиционно объединяет весь спектр современного театрального искусства. Здесь представлена академическая драма, современная экспериментальная драма, спектакли театров кукол, разнообразные уличные представления, танцевальный театр и т.д.

Первый фестиваль "Славянские театральные встречи" был организован в 1989 году по инициативе Брянского театра драмы. Идея проведения этого форума возникла в сложный исторический момент, когда встал вопрос о необходимости сохранить общность традиций многовековой культуры, общее для восточнославянских народов культурное пространство. Идею ежегодных встреч театральных коллективов приграничных областей России, Беларуси и Украины поддержало руководство театров Гомеля и Чернигова. В первые годы фестиваль проходил под разными названиями и девизами. В 1994 году он обрел нынешнее название "Славянские театральные встречи". Постепенно расширилась география участников фестиваля. На форуме представляли свои работы театры Молдовы, Литвы, Абхазии, Польши. Теперь фестиваль проходит ежегодно в одном из областных центров приграничья Беларуси, России, Украины и собирает театралов стран ближнего и дальнего зарубежья. В Беларуси местом его проведения стал город Гомель.

В Минске долгое время не было собственного крупного театрального фестиваля. Первой попыткой организовать подобный форум был Международный фестиваль современного театра "Открытый формат". Он состоялся в столице Беларуси с 28 ноября по 14 декабря 2003 года. За 18 дней минской публике был представлен 21 спектакль театров из шести стран мира. Уже в следующем 2004 году был основан Международный театральный фестиваль "Панорама". Его учредителями стали Министерство культуры Республики Беларусь, Минский городской исполнительный комитет и Национальный академический театр имени Янки Купалы.

"Панорама" проводится в белорусской столице один раз в два года. В 2007 году в фестивале, который прошел под девизом "Открытый формат", приняли участие театры из 10 стран. IV Международный фестиваль театрального искусства "Панорама" прошел в 2009 году под девизом "Театр без границ" и собрал 21 театральный коллектив из Беларуси, России, Латвии, Литвы, Польши, Эстонии, Италии, Швейцарии. Впервые участником "Панорамы" в Минске стал коллектив театра Gota Dulce из Венесуэлы.

Осенью 2004 года в Минске впервые прошел еще один фестиваль, который быстро завоевал популярность - Международный фестиваль театрального студенческого творчества "Тэатральны куфар". Учредителем и организатором этого форума выступил Белорусский государственный университет.

"Тэатральны куфар" проводится ежегодно. У него есть свой символ - веселый скоморох. Фестивальные спектакли проходят на больших сценах - во Дворце профсоюзов и Лицее БГУ. Принимая ежегодно 15-20 групп, 250 участников со всех уголков мира, фестиваль представляет собой привлекательное разнообразие национальностей и практик, демонстрирует лучшие художественные достижения в университетских и молодежных театрах и способствует укреплению творческих обменов и культурного взаимопонимания во всем мире.

Киноис-во в МКС

Кинематографическая деятельность РБ делится на: 1.Производство фильмов; 2.Показ, прокат, тиражирование, продажа фильмов;

Все его достижения и просчеты белорусского кино следует рассматривать в контексте единой советской системы. Рождение белорусского кино до сих пор связывается с 1924 годом, когда было создано "Белгоскино" - Государственное управление по делам кинематографии при Наркомпросе БССР. Парадоксальным образом началом кинематографического процесса в Беларуси считается учреждение цензурного по сути органа, а не создание первого фильма. Между тем, первые хроникальные ленты были сняты в 1925 г. на первомайской демонстрации в Минске оператором М.Леонтьевым. А первая игровая картина "Лесная быль" появилась в 1926 году.

В 1928 г. в Ленинграде создана студия художественных фильмов «Советская Беларусь», с 1939 г. она работает в Минске, с 1946 г. называется «Беларусьфильм».

Тема борьбы народа за национальное и социальное освобождение была ведущей в кинематографии 1920-1930 гг. («Кастусь Калиновский», режиссер В.Гардин; «В огне рожденная», режиссер В.Корш-Саблин; «Одиннадцатое июля», режиссер Ю.Тарич и др.). С конца 1920-х гг. появились фильмы на темы современности: «Дважды рожденный» (режиссер Э.Оршанский), «Искатели счастья» (режиссер В.Корш-Саблин). Начали сниматься фильмы для детей.

Отдельный раздел в белорусском игровом кино связан с экранизациями крупных литературных произведений И. Мележа и В. Короткевича.

Самой спорной и одновременно наиболее удачной экранной интерпретацией прозы В. Короткевича считается фильм В. Рубинчика "Дикая охота короля Стаха" (1979). На основе сюжета повести авторы картины выстроили готический кинороман с серией странных событий, окутанных таинственной атмосферой старинного замка. Постановщики активно использовали изобразительные средства кинематографической выразительности, придав экранным портретам, интерьерам, пейзажам ирреальные и загадочные черты.

На «Беларусьфильме» действует студия документального кино «Летопись», а также мастерская мультипликационных фильмов. Работает театр-студия киноактера. В 1962 г. создан Союз кинематографистов Беларуси. Киностудия «Беларусьфильм» - постоянный участник многих международных кинофестивалей, с 1993 г. участвует в большинстве проводимых кинорынков. Созданные на киностудии фильмы имеют многочисленные награды и призы Международных кинофестивалей.

В 1997г. Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной.

С начала 90-х годов белорусское игровое кино вошло в полосу затяжного кризиса - кризиса творческих идей.

Лістапад - минский международный кинофестиваль (ММКФ), кинофорум.

Проводится ежегодно в ноябре по решению Совета Министров Республики Беларусь[1]. Первоначально «Лістапад» задумывался как кинофорум стран СНГ и Балтии. Отбирались, как правило, картины, которые по тем или иным причинам не попадали в широкий прокат, но наглядно иллюстрировали культуру той или иной страны. Именно в таком качестве он впервые предстал перед общественностью в ноябре 1994 года. По прошествии времени кинофестиваль расширялся, завоевывал авторитет, и в 2003-м году официально приобрел статус международного. Тогда в Минск привезли картины из России, Польши, США, Ирана, Сербии, Болгарии, Чехии, Китая, Японии.

Цели:

1. поддержка игрового кино, формирование его высокого социально-культурного статуса;2. сохранение единого кинематографического пространства России, стран СНГ и Балтии, дальнего зарубежья;3. развитие творческих контактов, обмен опытом и идеями между кинематографистами Республики Беларусь и зарубежных стран;4. оказание содействия творческой молодежи в сфере кинематографии;5. представление белорусским кинозрителям лучших кинолент производства последних двух лет, отмеченных на международных фестивалях, получивших высокую оценку кинематографистов и зрителей;6. укрепление культурных связей между Республикой Беларусь и зарубежными странами, а также творческих связей между кинематографистами стран-участниц кинофорума;7. популяризация достижений национальных кинематографий.

Проект Общественной информационной службы «Фестиваль студенческих видеофильмов «Киногрань».

При поддержке Отдела по делам молодежи Мингорисполкома и Студенческого городка Белорусского государственного университета в апреле 2007 года стартовал I открытый городской молодежный фестиваль видеороликов «Киногрань».

Проведение фестиваля стало традицией, и в апреле 2008 года успешно прошел II открытый городской молодежный фестиваль видеороликов «Киногрань». На участие во втором фестивале было заявлено около 130 работ, среди которых работы из России и Великобритании.

С еще большим размахом прошел III фестиваль «Киногрань». Для участия было подано 352 фильма из Беларуси и более чем из 30 стран мира.

Международный фестиваль православного кино «Покров».

В программе: документальные, игровые, короткометражные и анимационные работы из Украины, России, Беларуси, Сербии, Италии и Франции.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!