Специфика и принципы построения общественных систем.



Человеческое общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество разнообразных материальных, социальных, духовных и политических явлений. Социальная система понималась как та или иная форма государства или общественного управления. Исходя из этой посылки исследование начиналось с анализа политико-юридических форм общественного строя и закономерно приводило к выводу о возникновении этих институтов из общественных идей того или иного времени.

1. Общество - органическая система. Маркс, как и Гегель, связывает органическую систему с проблемой развития. Организм - совокупность органов, выступающих как единое целое, развивающихся из определенных предпосылок и в ходе своего развития исчерпывающего эти предпосылки. То есть, в данном качестве это конечное образование. Капитализм - органическая система, которая исчерпывает свои предпосылки и в ходе развития прекращает свое существование в данном качестве.

2.Осуществление всех процессов в обществе осуществляется через сознательную деятельность людей, система реализуется посредством сознания.

3. В обществе механическая причина заменяется нелинейной (системной) причинностью. Между объектом и отражающим его сознанием лежит целая система обмена деятельностью людьми. Все объекты существуют в рамках связей этой системы, причем сознание оказывается включенным в нее в качестве необходимого элемента, ибо только посредством сознания этот обмен совершается.

Принципы построения общественных систем:

Принцип историзма (включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно завершенным, с другой - сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы и это сохранение элементов общности и преемственности позволяет выявить целостность изучаемого явления); исторический и логический методы; восхождение от абстрактного к конкретному; системный.

Экономическое бытие общества

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Производство - деятельность, посредством которой люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей и в меру возможностей регулируют обмен веществ между природой и собой. Под способом производства понимается конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств существования, осуществляемый в исторически определенных формах общественных отношений. СП материальной жизни обусловливает все духовные процессы жизни.

Способ производства (СП) = производительные силы (ПС) (отношение людей к силам природы) + производственные отношения (ПО) (отношения друг к другу в процессе производства).

ПС= орудия труда (станки, машины) +предмет труда (участок земли или угольный пласт) + Человек (главная ПС).

СП - материальный процесс. Материальны и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства.

ПО - это определенные, необходимые, от воли людей не зависящие отношения, которые складываются не проходя через сознание людей. Структура ПО:

Отношение к средствам производства (отношения собственности)--основное;

Отношение обмена деятельностью и способностями;

Отношение распределения материальных благ;

Отношение потребления материальных благ.

Маркс называет экономические отношения первичными, определяющими все другие отношения между людьми в процессе производства, но нельзя считать, что ПО абсолютно независимы от субъекта и их сознательной деятельности, определенного течения исторического процесса.

В обществе действует закон соответствия ПО уровню и характеру развития ПС.

Политическое бытие общества

Политическая система общества — это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.

Политическая система общества, таким образом, включает в себя:

1. Совокупность объединений и организаций с политическими функциями, то есть: государство как таковое, политические партии, профсоюзы, общественно-политические организации и движения, церковь и т. д.

2. Политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы.

3. Политические нормы и традиции, регулирующие законодательно и конвенциально (по условиям соглашений) политическую жизнь страны.

4. Политическое сознание, отражающее идеологические установки и целевые устремления различных политических сил и социальных единиц.

5. Политическую деятельность, охватывающую, как действия политических объединений, так и деятельность конкретных людей.

Политическая система призвана обеспечивать самые различные социальные функции, главной из которых является осуществление политической власти.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — это способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества.

Политическая власть имеет несколько уровней своей реализации:

1. Власть отдельных политических объединений, то есть власть политических партий, общественно-политических организаций и движений.

Это наиболее зримый и реальный уровень политической власти, который консолидирует волю определенных социальных групп, слоев или классов. Реализуется через руководящие органы и исполнительные структуры политических объединений.

2. Коалиционный уровень власти. В политических коалициях преследуются совместные властные устремления и решаются общие политические цели нескольких союзнических политических объединений.

При создании политических коалиций для достижения совместных целей создаются различные временные или постоянные коалиционные органы принятия и исполнения решений (например, круглые столы, советы, парламентские объединения и фракции и т. д.).

3. Общеполитический уровень власти. Данный уровень власти представляет собой результаты политического консенсуса всех самых различных политических сил и реализуется через общеполитические координационно-руководящие органы (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты и т. п.).

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государственной властью. Цели, которые ставит политическая власть, полноценно можно решать только через государственную власть, потому что только государственная власть обладает средствами принуждения для подчинения населения политической воле.

Поэтому государственная власть является основным объектом политической борьбы и основной целью любой политической силы. Любая политическая сила состоятельна настолько, насколько она хочет получить, может удержать и способна реализовать государственную власть.

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. ГОСУДАРСТВО — это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

У разных народов государства возникали по-разному, но в итоге, рано или поздно, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любого народа. Это обусловлено следующими причинами:

1. Государство является разумной альтернативой хаосу столкновений между различными индивидами, социальными группами, слоями и классами. В этом смысле государство выражает общенародные интересы и предотвращает безостановочное самоуничтожение человеческого общества в социальных и частных конфликтах.

2. Помимо функции предотвращения конфликтов, государство несет функцию организационного союза людей, объединившихся для совместного проживания. Предельное выражение эта функция получает в категории гражданства, которую получает индивид, принимая условия государственного союза, после чего государство обеспечивает ему личную безопасность, политические, экономические, социальные и другие свободы, охрану семьи и собственности, защищает от вторжения извне и т. д.

3. Наряду с различными преимуществами государственного союза для отдельного индивида, государство также решает задачу цивилизованной политической борьбы политических объединений и обеспечивает для этого справедливые правила игры.

4. По правилам политической борьбы государство играет роль гаранта мирной смены государственной власти от одной политической силы к другой.

5. После прихода к власти одной из политических сил государство является арбитром всех форм политических, экономических, этнических, профессиональных и других конфликтов, которые происходят в политической системе.

6. Государство разрабатывает, внедряет, финансирует и контролирует перспективные программы развития, берет на себя общесоциальные проблемы и расходы на оборону, обеспечивает правопорядок в обществе, ликвидирует последствия стихийных бедствий, эпидемий, катастроф и т. д.

7. Государство выступает от имени народа в мировом политическом сообществе.

 

 

Духовная жизнь общества

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т. д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т. е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т. д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях – познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.

Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Духовные отношения – это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете – ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т. д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!