Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества



 

Исследовательская работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Родничок» пос. Иноземцево. Это типовое здание расчитанное на 198 лиц. В детском саду функционируют: группы раннего возраста (3 группы); общеобразовательные группы (5 групп); коррекционные (логопедические) группы (3 группы).

Задачи работы по эстетическому воспитанию.

1. Формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства, эстетической деятельности.

2. Формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, освоение художественно-творческой деятельности.

Исследовательская работа начиналась с анализа необходимых условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями предъявляемыми нормативными документами: «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой, 2005.) и «Концепцией дошкольного образования».

Были изучены условия протекания изобразительного творчества в специальном помещении – изостудии. Сопоставляя требования к её организации и оснащению, можно сделать вывод о том, что:

1. Помещение студии изо творчества находится в приспособленном помещении с недостаточным световым режимом.

2. В этом же помещении находится методический кабинет, что создает дополнительные сложности и неудобства в организации педагогического процесса развития творчества детей.

3. Эстетическое оформление студии соответствует требованию и представляет собой выставку художественных произведений, выставку работ детей, выполненный руководителем изостудии действующий макет «Города кисточки и краски», уголок декоративно-прикладного искусства (Приложение 1).

4. Оборудование изостудии не соответствует требованиям: недостаточное количество мольбертов, отсутствует доска, недостаточное количество посадочных мест, отсутствуют специализированные шкафы для хранения оборудования.

5. Отсутствует оборудование для мытья кисточек, стаканов, столов и т.д.

В связи с этим был разработан проект оснащения студии изобразительного творчества с инновационным содержанием. В этом проекте рекомендуется использовать стену творчества, столы мольберты, специализированные шкафы (Приложение 2).

Для изучения влияния развивающей среды на механизмы развития детского изобразительного творчества был взят раздел «Рисования фигуры и лица человека».

Для экспериментальной работы была выбрана старшая – логопедическая группа «Б». Число детей 11, из них 8 девочек и 3 мальчика.

Развитие разных психологических особенностей протекает у детей неравномерно. Активность и стремление к познанию на высшем уровне. Восприятие предметов и явлений у детей этого возраста развито; устойчивость внимания возрастает, но зависит от степени заинтересованности ребенка. На интересном занятии дети могут сосредоточиться до 50 минут, а на неинтересном до 25 минут. Дети этой группы активны. Интеллектуальное развитие детей в норме. Наблюдается небольшое отставание в речевом развитии – неправильное звукопроизношение.

Для исследования элементов развивающей среды в области изобразительного творчества были использованы следующие методы исследования:

Наблюдение – это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрации фактов, а научно - объясняющие причины того или иного явления. Также это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Анализ продуктов изобразительной деятельности – это метод выявления качеств личности с помощью рисунков, схем, чертежей.

Метод математической статистики – это прием обработки данных; количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типу, группам, вариантам и составление психологической казуистики.

Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляются психологические факты. Достоинство эксперимента в том, что сам исследователь создает условия для получения результатов.

Изучение влияния среды на развитие изотворчества детей старшего дошкольного возраста состояло из 3-х основных этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент

2 этап – формирующий эксперимент

3 этап – итоговый (контрольный)

Констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента:

1. Выявить уровень умений и навыков детей в области рисования красками лица человека.

2. Выявить необходимое для работы оборудование и инструменты, позволяющие дополнительно раскрывать творческий потенциал и самостоятельность детей.

Эксперимент проходил в форме занятия на тему «Мой друг»

Тема: Мой друг. Цель: Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умение детей подбирать и использовать цвета акварели в изображении; развивать чувство композиции.

Оборудование: акварель, кисти, лист бумаги А3, портреты.

Ход:

Показываю репродукции портретов, спрашиваю, кто на них изображен. Читаю стихотворение: «Портрет».

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Или это тетя Зина,

Или Колька, твой сосед

Обязательно картина,

Называется «портрет».

Уточняю: Изображение человека называется - портрет. Объясняю, что мы сегодня будем рисовать, поясняю, что друга можно нарисовать по-разному: в полный рост или только лицо, занимающимся любым делом.

Вспоминаем части лица, формы лица, цвет, длину волос. Прошу (2-3 ребят) описать внешность друга. Закрепляю последовательность работы. Предлагаю приступить к работе.

Заканчивается занятие просмотром детских рисунков в играх: «Узнай кто нарисован. Подвожу итог, даю анализ

Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице.

Вывод констатирующего эксперимента: в целом итоги занятия показывают, что дети знают и различают портреты от других жанров, но не знают названий художественных произведений и их авторов. Это говорит о том, что педпроцесс не оснащен достаточным количеством репродукций картин в жанре портрета. Очень слабо дети умеют выполнять фигуру и лицо человека, делают это диспропорционально. Слабо выражено творчество и самостоятельность детей, только у некоторых проявляются эти качества, в виде элементов костюмов, дополнительного изображения (цветы, шляпа, бальные платья). Неумение детей пользоваться дополнительными средствами в работе.

Формирующий эксперимент.

Цель:

1. Обогатить знания детей о художественных произведениях в жанре портрета.

2. Формировать умение детей пропорционально изображать лицо и фигуры человека.

3. Опробировать дополнительные средства, позволяющие на более качественном уровне выполнять работы по изображению фигуры человека.

Формирующий эксперимент проводился в следующей последовательности:

1. Анализ программных требований по использованию портретного жанра в педпроцессе.

2. Разработка перечня художественных произведений в жанре портрета.

3. Разработка и проведения ряда занятий c использованием дополнительных средств развивающей среды в области изображения человека:

Занятие 1

«Показ слайдов и беседа по их содержанию» (жанр портрет).

Занятие 2

«Портрет» (использование традиционных материалов и средств).

Занятие 3

«Автопортрет» (использование нетрадиционных средств – зеркал, в технике монотипии).

Занятие 1

Тема: Показ слайдов и беседа по их содержанию (жанр портрета).

Цель:

1. Познакомить детей с особенностями художественных произведений в жанре портрета: происхождением, содержанием, авторами, функционированием.

2. Развивать интерес к просмотру художественных произведений, понимание содержания.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Ход:

I. Вводная часть:

1. Организация детей: необычное занятие, которое поможет посетить один из удивительных музеев – Эрмитаж.

2. Игровая мотивация – посещение выставки старинных портретов. Рассказать о происхождении портрета как жанра.

II. Основная часть:

1. Показ слайдов (поочередно) художественных произведений в жанре портрета.

2. Показ портретов автора Левицкого. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).

3. Показ портретов автора Рокотова. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).

4. Показ портретов автора Боровиковского. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).

5. Составление рассказа по понравившемуся произведению.

III. Заключительная:

1. Итог: Вопросы к детям: Как называется понравившееся произведение. Кто автор? Почему понравилось? Чем запомнилось?

2. Дать анализ активности детей на занятии.

Занятие 2

«Портрет».

Цель: Дать детям представления о том, что такое настроение. Учить осознанию себя в настоящем времени. Познакомить с жанром изобразительного искусства – портрет.

Оборудование: акварель, кисти, картины – портреты людей разного возраста.

Ход:

Показываю детям репродукции портретов, людей разного возраста; определяю вместе с детьми, что в этих картинах общего. Веду беседу по каждой картине, спрашиваю: - зачем художники писали (рисовали) эти портреты? (ответы детей).

Поясняю: художник хотел рассказать людям об этом человеке, о том, какой он. У детей спрашиваю:

- А может художник сам рассказать людям о себе, нарисовать свой портрет?

- Как это можно сделать?

Предлагаю детям побыть художниками – портретистами и нарисовать свой портрет.

С детьми вспоминаем части лица, фигуры человека, цвет глаз, волос, рост, овал лица. Объясняю, чем мы будем рисовать; добиваюсь, чтобы дети отнеслись к заданию внимательно.

После выполнения задания, провела беседу:

- Кто на портрете?

- Какого ты здесь возраста?

- Это ты в прошлом, в настоящем или в будущем?

- Значит это твой портрет в настоящем?

Провела игру: «Узнай автора портрета».

Подвела итог.

Занятие 3

«Автопортрет».

Цель: Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности. Познакомить с жанром изобразительного искусства – автопортретом; развивать чувство композиции.

Оборудование: зеркало, гуашь, кисти, лист формата А3 или А4, автопортреты.

Ход:

Показываю детям репродукции картин – автопортретов. Уточняю: изображение человека называется «портрет», а изображение себя «автопортрет». Рассказываю, как художники пишут собственные портреты. Предлагаю детям написать свой портрет с помощью зеркала, объясняю, как это сделать. Для того чтобы работа была точной и на рисунке можно было бы узнать автора, детям предлагаю подойти к зеркалу и изучить себя: своё лицо, глаза, рот, нос, волосы, овал лица, шею. Предлагаю себя, своё лицо нарисовать на зеркале. Беру лист и прошу ребенка приложить к зеркалу и откопировать свой автопортрет. Помогаю.

После окончания подвожу итог, даю анализ и оценку работ.

Кроме занятий был проведен ряд индивидуальной работы по умению различать и изображать различные эмоциональные состояния человека.

Для проведения индивидуальной работы были разработаны специальные карточки, которые демонстрировали различные выражения губ, глаз, бровей. Тем самым знакомство с изображением эмоций шло по специально разработанной системе наглядного материала, что обогатило предметно - развивающую среду для обучения рисования лица человека (Приложение 4).

Итоговый (контрольный эксперимент).

Проводился в виде занятия на тему: «Вернисаж портретов».

Задачи:

1. Закрепить умения применять полученные знания в практическом рисовании.

2. Закрепить умения пропорционально изображать лицо человека передавая его эмоциональное состояние.

3. Развивать восприятие и умение давать результатом деятельности сравнительную характеристику.

4. Воспитывать и стимулировать проявления творчества и самостоятельности.

Материал: образцы (репродукции) портретов, набор материала для работы акварелью.

Ход:

Вводная часть.

1. Организация.

2. Напомнить детям ранее изученные темы, вспомнить что такое «портрет», какие художественные произведения они знают.

Основная часть.

1. Нацелить детей на то что к празднику 8 Марта необходимо сделать подарок мамам, бабушкам, организовать галерею их портретов.

2. Напомнить последовательность рисования лица человека по специально разработанной схеме.

3. Напомнить детям с помощью таблиц, как рисуется эмоциональное состояние.

4. Напомнить детям, как добиваться в своём рисунке портретного сходства.

5. Самостоятельная деятельность детей.

Заключительная часть.

1. Анализ детских работ. Проанализировать и объективно оценить творчески выполненные работы, отметить элементы самостоятельности.

2. Итог занятия.

Итоги занятия представлены в таблице.

Вывод итогового эксперимента.

Дети с лёгкостью узнают, называют портретный жанр, художественные произведения и их авторов; на хорошем уровне находится умение выполнять лицо человека, его эмоциональное состояние. При рисовании портрета дети проявили самостоятельность, творчество, смогли самостоятельно использовать средства выразительности и средства рисования.

Вывод исследовательской работы.

Исследуя развивающую среду конкретного ДОУ можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются не систематически, хотя для этого имеются условия, но при отсутствии материальных средств это сделать почти невозможно. Руководитель изобразительной деятельности в соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» старается модернизировать условия протекания изобразительного творчества. Ею подобраны художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов изобразительной деятельности. Для изучения влияния модернизации развивающей среды на развитие творчества детей были подобраны методы исследования: метод беседы, наблюдения, эксперимент, метод математической статистики, анализ продуктов деятельности, которые помогли исследовать динамику уровней развития умений изображать фигуру и лицо человека. Для проведения исследовательской работы были проведены занятия по обучению рисования человека с использованием дополнительных средств обучения (использования репродукций, слайдов, схем, нетрадиционных технологий).

Итоги занятий показали, что творчество детей становится более качественными при условии, что обучение ведется с использованием разнообразных инновационных средств.

Анализируя программы обучения и воспитания можно сделать вывод, что перед педагогами выдвигаются задачи по организации и оснащению развивающей среды в разнообразных видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержанием и новыми средствами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).

Л.И.Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И.Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.

Наша позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В нашей педагогической работе социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещественный, материализованный, а второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

Ярким примером умения импровизировать является формирование развивающей среды в студии изобразительной деятельности детей.

Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в широком окружающем мире. В изостудии у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.

Художественная деятельность ребенка должна ориентироваться на его возрастные особенности - аналитические, физиологические, психологические.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности педагог. Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Конечно, одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Художественное творчество дошкольников многогранно. Педагог должен стремиться постоянно её модернизировать, тем самым поддерживая интерес к деятельности. Для изучения вопросов модернизации студии изобразительного творчества была выдвинута гипотеза, которая предполагала, что разработка, оснащение и размещение инновационных средств изобразительной деятельности способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка. Для подтверждения или опровержения этой гипотезы были выдвинуты задачи, которые позволили изучить разнообразную литературу, освоить теоретические знания по вопросам использования развивающей среды в педпроцессе и провести исследовательскую работу по оснащению процесса развития творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Проведенная исследовательская работа подтверждает раннее выдвигаемую гипотезу. Задачи работы полностью осуществлены. Исследовательская работа доказала, что педагогу доступно проводить элементы модернизации педагогического процесса в изобразительной деятельности, оснащая обучением нетрадиционными материалами, техникой, нестандартным оборудованием.

Это подтверждается циклом проведенных занятий. Обучение рисованию человека элементарно было оснащено дополнительными средствами: слайдами, схемами, таблицами, была использована нетрадиционная техника монотипии. Это позволило сделать вывод о том, что модернизация средств обучения в качестве компонентов развивающей среды целенаправленно, поэтапно и систематически развивает творческий потенциал ребенка.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Блохина И.Б., Вихрова Л.Т., Давыдов Г.М. Детские дошкольные учреждения. – М., 1974.

2. Бондаренко А.К., Позняк Л.В., Шкатунла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.

3. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. – М., 1972.

4. Васильева М.А. Малокомплектный детский сад – М., 1988.

5. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.

6. Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., 1974.

7. Глинкин А.В. Искусство современного интерьера - школьнику. - М., 1984.

8. Изгаршева В.М., Сафонова Г.П. Детский сад – книга для заведующих. – М., 1982.

9. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. - М., 1989.

10. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., 1985.

11. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.

12. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.

13. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.

14. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. - М., 1982.

15. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М., 1988.

16. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство – детям. – М., 1976.

17. Поляков М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.

18. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М., 1993.

19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1985.

20. Рябушкин А.В. Развитие жилой среды. – М., 1976.

21. Смольянинов М.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. – М., 1982.

22. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных учреждениях. – М., 1978.

23. Унковский А.А. Изобразительное искусство III курса. – М., 1984.

24. Человек, предмет, среда. – М., 1980.

25. Чумичева О.М. Ребенок в мире культуры. – М., 1992.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!