Общественно-политическое и экономическое развитие Ирана в 60- первой половине 70–х гг. «Белая революция»



Продолжавшиеся в середине 50-х годов забастовки иранских рабочих и отдельные выступления других слоев населения со всей очевидностью показали, что ни жесткая политика в отношении демократического и освободительного движения, ни укрепление связей с империалистическими державами не погасили серьёзного недовольства в стране, не привели к укреплению внутреннего и международного положения Ирана. Основной источник недовольства наряду с тесной зависимостью Ирана от империалистических держав коренился в социально- экономической отсталости страны, которая базировалась на полуколониальной структуре хозяйства и преобладавших в нем докапиталистических формах производства [19, с. 290].

В этой связи во второй половине 50- х годов перед иранским государством, испытывавшим серьезные экономические и политические затруднения, со всей остротой встала задача преодоления социально- экономической отсталости, основной путь ликвидации которой оно видело в реконструкции хозяйства и общественного строя по капиталистическому образцу.

И хотя многие представители правящих кругов убедились в необходимости, и даже неизбежности социально- экономических, и, прежде всего аграрных, преобразований, осуществление этой задачи встречало упорное противодействие в среде самих правящих кругов, и особенно в среде крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства. Опираясь на свою экономическую мощь и политическое влияние, занимая сильные позиции в парламенте и административном аппарате, они имели реальные возможности поставить труднопреодолимые препятствия для любых мероприятий, противоречивших их интересам, и, прежде всего для проведения преобразований, вносивших глубокие изменения в общественный строй страны.

Тем не менее, во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований.

Государственные преобразования протекали в условиях постепенного усиления власти шаха, который все чаще брал на себя законодательную инициативу и все более активно вмешивался в функции исполнительной власти. Происходило фактическое ограничение законодательных прав парламента и его возможностей надзора над деятельностью правительства, которая во все возрастающей степени контролировалась самим шахом [19, с. 292].

Расценивая власть шаха как важный фактор политической стабилизации, правящие круги Ирана всемерно содействовали её усилению, прикрываясь лозунгом «национального и государственного единства», олицетворявшегося якобы в институте монархии [19, с. 293].

Шаху фактически принадлежало право и назначения министров, генерал- губернаторов, начальников воинских подразделений, послов и других представителей административного аппарата.

Мероприятия по укреплению централизованного управления и повышению дееспособности административного аппарата создавали предпосылки для осуществления общественных преобразований и тем самым обеспечения внутриполитической стабилизации на базе роста экономического потенциала Ирана и улучшения положения широких слоев населения. Однако даже в конце 50- х годов государственная власть, испытывая упорное сопротивление преобладавших в меджлисе и различных звеньях государственного аппарата крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства, показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.

Государственная власть в целом по сути дела ограничивалась попытками повышения экономического потенциала страны на пути выполнения крупных экономических проектов с помощью западных монополий.

Период общественно- политического и экономического развития Ирана в 60-х - первой половине 70-х годов XX века ознаменовался вступлением Ирана в новую фазу исторического развития. Это было связано с тем, что в стране происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, с одной стороны, обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, с другой разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных противоречий и повторений событий прошедших лет. Выполнение этих взаимосвязанных задач предусматривало осуществление наряду с общественными преобразованиями тесно связанных с ними крупных экономических программ, социально- культурных проектов, внутри- и внешнеполитических мероприятий.

Начальным звеном развернувшихся политических событий были выборы в меджлис XX созыва состоявшиеся в августе 1960 г. на партийной основе. Фальсификация результатов голосования, массовые протесты населения, сопровождавшиеся столкновениями с полицией, заставили шаха аннулировать результаты голосования и распустить меджлис.

Проведенная в январе- феврале 1961 года повторная избирательная компания протекала в условиях бойкота выборов значительной частью населения. В итоге большинство мест в меджлисе опять получили полуфеодальные помещики- противники реформ.

Активизировались забастовочные движения рабочих, демонстрации студентов и учителей, выдвигавших наряду с экономическими требованиями демократические свободы. Пресекая народные выступления, шахский двор распустил и вновь избранный меджлис, не объявив при этом дату созыва нового.

Распустив вторично меджлис, шах объявил главной задачей внутренней политики проведение аграрных реформ и анти - коррупционных мероприятий. Выполнение этой задачи было возложено на «независимое» правительство Али Амини.

Независимое правительство Али Амини ознаменовало начало отхода монархии на землевладельцев. Новым правительством были произведены аресты высокопоставленных военных и гражданских лиц, обвиненных в коррупции. В 1962 году правительство представило шаху новый аграрный закон, ограничивающий имение помещиков землями одной деревни.

Обещание реформ было обычным средством, к которому правящие круги Ирана прибегали и в прошлом, когда в стране создавалась для них опасная обстановка. Например, когда в 1921 году в Иране развернулось национально- освободительное антианглийское движение, грозившее существованию монархического строя, в Тегеране был совершен государственный переворот, положивший начало событиям, которые впоследствии привели к воцарению правящей династии Пехлеви. Те преобразования, которые обещало новое правительство, осталось лишь на бумаге [18, с. 4].

В начале второй половины XX века после образования мирового социалистического лагеря, краха колониальной системы империализма и подъема антиимпериалистического и демократического движения в ряде бывших колоний и зависимых стран, голословными декларациями и обещаниями нельзя было успокоить поднимавшийся иранский народ.

Представители руководящих кругов США, с которыми иранский шах и его правительство были тесно связаны, также настаивали на проведении в Иране реформ. Во время своего пребывания в Тегеране летом 1962 года в то время вице-президент, а в дальнейшем президент США Л. Джонсон разъяснил правящим кругам Ирана заинтересованность Вашингтона в проведении социальных, экономических и политических реформ [18, с. 34]. Это было связанно со стремлением к установлению большей стабильности этой страны, опасаясь краха существовавшего в Иране режима, а вместе с ним и потерей своих позиций.

Сформированное в этих условиях в июле 1962 году после отставки А. Амини правительство близкого к шаху А. Алама разработало по указанию шаха шесть законопроектов о реформах:

- о проведении земельной реформы на основе закона, принятого в январе 1962года;

- о национализации земель;

- о продаже государственных фабрик и заводов для финансирования земельной реформы;

- об изменении закона выборов в меджлис и сенат;

- об участии рабочих в прибылях предприятий;

- о создании «корпуса просвещения» для борьбы с неграмотностью в деревне.

Решено было для утверждения этих законопроектов провести референдум. Как заявил на пресс- конференции 19 января 1963 года премьер министр А. Алам, народ надо убедить в том, что если эти реформы не будут проведены, то огромные беды обрушаться на головы иранцев [18, с. 35]

На референдуме, проведенном 26 января 1963, законопроекты были утверждены. Выступая в открытии экономической конференции в Тегеране 27 февраля того же года, шах заявил, что одобренные законопроекты являются «бескровной - белой революцией» и что феодальная система в Иране будет ликвидирована в течение 30 лет [18, с. 36].

Затем к первым шести законопроектам о реформах были добавлены еще шесть. Это законопроекты о создании «корпуса здравоохранения» для оказания медицинской помощи сельскому населению, о создании «корпуса тарвидж» («корпуса внедрения» новых современных методов ведения сельского хозяйства), о создании «ханейе энсаф» («домов справедливости»)- общественных судов для рассмотрения и решения мелких тяжб и споров. Также законопроекты о национализации водных источников, о принятии программы реконструкции города и деревни с целью повышения уровня жизни населения [18, с. 36].

В последствии к 12 упомянутым пунктам программы реформ до конца 1975 года прибавили еще пять пунктов: «расширение собственности на промышленность», борьба со спекуляцией и коррупцией, бесплатное обучение в средних и высших школах, бесплатное питание детей до двухлетнего возраста, всеобщее социальное страхование, включая сельское население.

Эту программу реформ в официальных кругах Ирана называют « белой революцией», или еще «революцией шаха и народа».

Наиболее важной в этой программе была земельная реформа. В Иране она была разделена на три этапа. Мероприятия в отношении крупных земельных собственников, выкуп государством излишков земли сверх одной деревни и распродажа их крестьянам- арендаторам, является первым этапом. А мероприятия по урегулированию отношений между мелкими и средними помещиками и крестьянами, арендовавшими и обрабатывающими их земли тремя способами, установленными дополнениями 1963 года к закону о земельной реформе, называются вторым этапом земельной реформы. Программа третьего этапа предусматривала раздел и продажу земель помещиков и частных вакфов, которые обрабатывались крестьянами на базе аренды.

Стоит заметить, что осуществление программ первого и второго этапов аграрной реформы сопровождалось заметным повышением реальных доходов крестьян. Но и даже эти преобразования не приостановили процесс обнищания и разорения трудящихся деревни.

Все эти и аналогичные проекты отражают ярко проявившийся в конце 60-х – начале 70-х годов все более укрепляющие свои позиции в аграрной политике иранского правительства курс, направленный на решение задач развития производства в иранской деревне путем расширения деятельности крупных хозяйств.

Начало земельной реформы и указ шаха от 2 марта 1963 года о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами были враждебно встречены крупными землевладельцами и духовенством.

Крупные полуфеодальные помещики и ханы племен, оказывали открытое сопротивление аграрной реформе. Они обвинили правительство в антиконституционных действиях, лишавших по их словам, закон о реформе юридической силы. Религиозные лидеры заявили о несоответствии реформы предписаниям ислама. К числу недовольных реформой также присоединилось движение интеллигенции, студенчества, служащих, торговцев, ремесленников и рабочих, возглавляемых Национальным фронтом. Они выступали против осуществления преобразований в условиях беспарламентского режима.

Сначала крупные помещики пытались саботировать выполнение закона и не допустить изъятия у них излишков земли путем оформления документов на владение землей на своих родственников, а затем перешли к открытому сопротивлению. Так, например, в дни мусульманского траура 5- 8 июня 1963 года в Тегеране, Куме, Ширазе, Тебризе и других городах состоялись массовые антиправительственные демонстрации, вызванные проповедями духовенства, использовавшее недовольство находящегося в тяжелом положении населения. Эти выступления были подавлены войсками и танками, открывшими стрельбу по демонстрантам, что привело к многочисленным жертвам [18, с. 38].

Правительство встречало и другие трудности при проведении земельной реформы. Возникли серьезные затруднения с ее финансированием. Земельная реформа проводилась медленно, объявленные первоначально сроки ее не выполнялись. Она не внесла коренных изменений в положение подавляющего большинства крестьян, прежние полуфеодальные отношения в основном продолжали существовать. В то же время реформа была ударом по крупному феодально-помещичьему землевладению и феодальным отношениям в деревне.

Так экономическое влияние крупных феодалов в деревне и стране было подорвано. Однако положение основной массы крестьян мало улучшилось. Купив в рассрочку небольшие участки земли, они должны были выплачивать в течение 12-15 лет крупные платежи в размере примерно равные стоимости арендной платы, которую до реформы они должны были выплачивать помещику.

Аграрные преобразования, однако, не привели к установлению в иранской деревне «социальной справедливости», под флагом которой они проводились [9, с. 46].

В условиях ускорения развития капитализма крестьянские хозяйства оказались обреченными на разорение, тем более что в период значительного роста доходов от нефти государство взяло курс на поощрение крупных частных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, отказываясь от помощи мелким крестьянским хозяйствам. Была предпринята также попытка создания крупных агропромышленных комплексов с участием иностранных фирм. Однако результаты подобной политики, оказались плачевными как в экономическом, так и в социальном отношении [9, с. 47].

Таким образом, земельная реформа была не в силах решить задачу обеспечения населения Ирана продовольствием. Она не смогла также существенно улучшить положение подавляющего большинства крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической. Перед помещиками, переходящими на капиталистические методы хозяйствования открылись более благоприятные условия для развития их хозяйств [18, с. 64]

Что же касается развития промышленности, то она в конце 60- х – начале 70-х годов сделала значительный шаг вперед. Появились новые, современные отрасли промышленности, в том числе тяжелой индустрии - металлургическая, машиностроительная, нефтехимическая, газовая и другие. Иран начал движение от аграрной страны к стране индустриально- аграрной [18, с. 104].

Особый упор шах делал на развитие промышленности, желая превратить страну к концу века в «пятую индустриальную державу мира». Этой цели в огромной мере способствовал постоянный спрос на нефть, многократно возросший в 70- е гг. вследствие энергетического кризиса.

Важной чертой иранской экономики в этот период было то, что в промышленности и в сельском хозяйстве, значительно укреплялись позиции иностранного капитала. Характерно было и то, что процесс преобразования торгового капитала в промышленный капитал почти совсем не затронул его низшие слои [2, с. 169].

Великодержавная политика в сочетании с тесной привязкой иранской экономики к мировому капиталистическому хозяйству и нереальными планами шаха обусловила беспорядочность и хаотичность хозяйственного развития Иран, отчетливо проявившиеся в середине 70-х годов и сказавшиеся в первую очередь на материальном положении широких народных масс. Относительная социальная и политическая стабильность в течение всего пореформенного периода поддерживалась с помощью мер проводившихся государством в жизнь за счет доходов от нефти [2, с. 172].

Однако уже в середине 70-х годов обнаружились резкий рост дефицита платежного баланса беспрецедентная инфляция, достигшая 20- 30 % и сильно отразившаяся на доходах значительной части населения страны, всегда остававшихся ниже прожиточного минимума. Тяжкое похмелье после радужного опьянения правительство почувствовало уже в конце 1975- начале 1976 годов, когда страна, ставшая ранее международным кредитором, оказалась вынужденной прибегнуть к внешним займам [2, с. 173].

Изолированность от общества, противопоставленная ему, монархическая власть в Иране одинаково возбудила против себя все общественные слои, и в борьбе против нее создалась, обща платформа для большинства социальных и политических сил [2, с. 175]. Бывшие полуфеодальные помещики, крестьяне, рабочие, интеллигенция, средние городские слои, и представители духовенства влились в антимонархический блок.

Свои господствующие позиции в течение 60- х- первой половины 70- х годов правящий режим поддерживал с помощью приемов, испытанных на протяжении многих веков иранской истории. Организуя различные силовые центры, опирающиеся на групповые личные связи, и ставя их в отношения взаимной зависимости и контроля, соперничества и конкуренции, монархия путем «стабилизирующего конфликта» уравновешивало влияние всех этих центров. Но за внешним благополучием скрывались подспудные взрывоопасные процессы [2, с. 188].

В своем конкретном проявлении основное противоречие иранского общества выступало как несоответствие политического режима, его внутренней и внешней политики потребностям его дальнейшего национального развития.

Особенности внутреннего развития, международного положения Ирана в своем взаимном сочетании обусловили особую остроту, глубину и размах последующих политических событий, ставших в своем непосредственном проявлении отражением кризиса «белой революции» и осуществляющего ее режима.

Безусловно, реформы помогли стране преодолеть ее социально- экономическую отсталость. Но они имели целый ряд негативных черт. Хотя Иран по темпам экономического роста занимал второе месть в Азии после Японии, а порой даже обгонял ее, его развитие не было органичным и равномерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой.

В политической жизни страны появлялась дальнейшая тенденция усиления личной власти шаха, Все производимое в промышленности сырье уходила на экспорт, в страну шел огромный поток импортных товаров. И уже в 70-х годах обнаружился резкий рост дефицита платежного баланса и инфляции.

Резко возросший с начала 70- х годов финансовый потенциал иранского государства был широко использован для форсированного роста крупного частного капитала. В результате быстро рос удельный вес современных промышленных и торговых предприятий, а также заведений в сфере обслуживания, принадлежащих представителям крупной промышленно- финансовой буржуазии. Столь же быстрыми темпами увеличился объем и расширились функции частного банковского капитала. Это серьезно ударило по интересам ремесленников, мелких торговцев, хозяев мелких мастерских и других учредителей в сфере обслуживания. Многие из них разорились.

Ухудшение социального и материального положения малоимущих слоев населения привело к появлению в середине 70- х годов симптомов социального и политического брожения [9, с. 48].

Шахский режим ответил на это усилением авторитарных методов управления и ужесточения репрессий против недовольных слоев населения. В стране царил свирепый террор.

В начале марта 1975 года по указанию шаха деятельность всех, даже лояльных режиму партий была приостановлена. Таким образом, в стране была создана однопартийная система в лице Партии возрождения иранского народа [9, с. 48].

Резко отрицательную роль на многие отрасли экономики Ирана сыграло многократное увеличение военных расходов, которые стали съедать 26- 28 % государственного бюджета [9, с. 49]. Шах придавал армии первостепенное значение, рассматривая её как важнейший инструмент своей внутренней и внешней политики.

В Иране происходил невиданный в истории страны разгул казнокрадства, коррупции и незаконных финансовых операций. Расточительство и чрезвычайная роскошь были отличительными чертами жизни иранской правящей верхушки [9, с. 50].

К 1977 году обнаружились серьезные трудности в экономике страны. В марте 1977 года инфляция превышала уровень предшествующего года на 30 % , а цены возросли на 40% [9, с. 50].

Материальное положение трудящихся ухудшалось, что вызывало нарастания недовольства широкой общественности политикой правительства, становился явным провал многих социальных и политических реформ. В стране появились симптомы революционной ситуации [9, с. 51].

Оказавшись не в состоянии справиться с экономическими и социальными проблемами, шахский режим усилил репрессии в отношении недовольных жителей страны. Однако репрессии не смогли остановить выступлений против властей. Усиление авторитарных методов правления вызвало открытое недовольство демократических кругов [9, с. 51].

Студенческие волнения, январские массовые выступления в г. Куме, тебризское восстание ознаменовали начало социально- политического кризиса в Иране [9, с. 52].

Таким образом, так называемая «белая революция » не в силах была решить многие проблемы иранского общества. Не улучшилось положение крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической, также не решена проблема обеспечения населения продовольствием. Ход и итоги развития сельского хозяйства и промышленности еще раз подтвердили невозможность добиться эффективного роста производства и более или менее нормального функционирования всего экономического организма страны в условиях социальной отсталости и при односторонней ориентации Ирана на западные державы.


Исламская революция в Иране

 

Ход революции

Характер осуществлявшейся шахским режимом в 60- 70- х годах индустриализации привел к образованию хозяйственной структуры не способной функционировать без привязанности к мировому капиталистическому рынку. В конце 70-х годов Иран обеспечивал за счет импорта 70 % потребностей промышленности в сырье и материалах, 80 % в машинном оборудовании, 57 % в строй материалах [37, с. 171].

В целом номенклатура ввозимых частей и компонентов промышленности насчитывало примерно 240 тысяч наименований. Страна не обеспечивала себя продовольствием. За последние четыре года существования шахского режима на импорт продовольствия тратилось 2- 2,5 млрд. долларов в год. Ираном ввозились также и многие наименования важнейших продуктов питания[36, с. 171].

Рост нефтяных доходов в 1970-е годы привел к крупным социальным потрясениям и политической напряженности. В Иране, как и в других странах, происходила миграция бедных крестьян в крупные города. Инфляционный бум начала десятилетия к 1977 сменился периодом спада деловой активности. Экономический кризис перерос в политическую революцию по той причине, что режиму не удалось создать политическую базу в среде представителей средних классов, наемных работников и студентов, т.е. среди групп, численность которых значительно возросла за четверть столетия, после восстановления власти шаха в 1953. Правительство шаха уничтожило и запретило независимые политические партии, профсоюзы и профессиональные ассоциации. В 1975 оно создало единственную государственную партию, Партию возрождения, чтобы поставить под непосредственный контроль влиятельных и многочисленных рыночных торговцев и религиозную шиитскую верхушку. Отчуждение основных социальных классов, старых и новых, привело к быстрому крушению старого порядка.

Сохранение традиционалистских настроений среди населения, усиленная идеологическая обработка в реформистском духе его промышленного ядра, жесточайшие репрессии против лево- демократических организаций, политика систематической политической стерилизации образованной части средних городских слоев, особенно интеллигенции, неусыпный контроль над армией. Все это способствовало выдвижению на авансцену политической жизни духовенства, позиции которого в наибольшей степени были ущемлены светскими реформами.

В то же время, когда шах Мохаммед Реза упивался идеями «белой революции» один из его злейших врагов постоянно выражал абсолютную уверенность в том, что час возмездия грянет, народ восстанет и сметет монархию. Аялтолла Рухолла Муссави Хомейни свято верил в житейскую истину, облеченную в стих священного Корана: «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» [5, с. 10-11].

Он ненавидел «белую революцию», открывшую страну разлагающему влиянию, «бездушному материализму», «постыдному атеизму» и «неверных иностранцев». Она способствовала разрушению религиозных и национальных традиций народа, превращению людей в бессмысленных подражателей «западного образа жизни» с его жаждой потребления и господства.

Идолу «белой революции» он противопоставлял свой идеал «исламского правления» и «исламского общества», прообраз которых восходил к временам пророка Мохаммеда и имама Али. Верховным толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, должен быть правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей - факих. Его роль подобна роли пророка и имамов, его задача подготовить народ и страну ко дню пришествия шиитского мессии- 12 имама - Махди, таинственно исчезнувшего в последней трети IX века и по преданию скрытого на небе, чтобы, вернувшись в день «Страшного суда», установить на земле на вечное время царство истины и справедливости. В ожидании этого дня духовенство должно активно участвовать в политической жизни, быть стражами закона, общественной морали и социальной справедливости [6, с. 83].

В исламском обществе все слои населения должны жить, как братья, единой мусульманской общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый - проявлять заботу о соседе. «Не будь угнетателем, не будь угнетенным»- вот девиз, которым будут руководствоваться все члены общины [7, с. 81].

Путь к внедрению «исламской социальной справедливости» пролегает через все поры жизни людей, восстановление исламских моральных отношений, всеобщий возврат к непреходящим ценностям мусульманской религии- благочестью, скромности, воздержанности. Для этого необходимо осуществить «исламскую революцию», начинающуюся свержением шахского режима и завершающуюся установлением власти духовенства. И осуществить «исламскую культурную революцию» предусматривающую борьбу против всех противников мусульманских религиозно- культурных и социальных программ, продавцов и потребителей алкогольных напитков и наркотиков, женщин, отказавшихся носить предписанную канонами ислама одежду, и других нарушителей исламского «морального кодекса». Только с помощью таких мер можно добиться морального усовершенствования мусульманской общины, очистить ее от разлагающего влияния насаждавшегося десятилетиями «западного образа жизни».

Не меньшее значение имеет уничтожение иностранного, и особенно американского, влияния, искоренения последствий проникновения в страну буржуазной массовой культуры, способствующей распространению западной вседозволенности и упадку традиционных моральных устоев. Но, поскольку опасность для мусульман исходит не только от «материалистического Запада», но и от «атеистического Востока», в борьбе против одной из «сверхдержав» не следует опираться на поддержку другой. Спасение мусульман в самоизоляции, в поисках собственного, «третьего пути» развития.

Многие ученые востоковеды задавались вопросом: что вызвало к жизни эти взгляды как - бы вырвавшиеся из средневековья и со скоростью пули, ворвавшиеся в XX век. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в политике самого Мохаммеда Реза шаха. Его политика создала благоприятную почву для подъема всенародного движения, и для «исламской революции» в частности [5, с. 12].

Для широких масс населения в духовных ценностях ислама воплотился тот комплекс факторов морального, этнического, гуманистического и социального порядка, в котором выразился их протест против беззакония и произвола, аморальности и коррупции, деградации личности и отчуждения власти от масс.

Что касается самого духовенства, волею судьбы оказавшегося во главе всенародной борьбы, то оно в первую очередь выступала за увеличение социально экономических условий своего существования и утверждения своей политической гегемонии. В течении 1978 года «исламская революция» духовенства, призванная осуществить эти не рекламируемые цели, еще выступала в качестве одного из потоков в общей струе всенародной борьбы и не могла изменить народного характера революции.

Аятолла Хомейни, лидер духовенства, вставший в ходе антимонархической борьбы во главе народной революции, полагал, что основные задачи «исламской революции» могут быть поставлены и решены только после свержения монархического режима.

Революционное всенародное движение в Иране было направленно против монархического режима и против политики американского империализма. Империалистические круги сразу же увидели в этом движении серьезную угрозу своим военно-стратегическим и нефтяным интересами и потому поспешили любыми средствами затормозить развитие массовой борьбы, направить в нужное им русло. Внешняя политика США, процесс формирования их отношения к событиям в Иране стали фактором, активно воздействующим на иранскую внутриполитическую ситуацию.

На протяжении мая 1977- 1978 годах в ряды оппозиции вливались в основном студенты, квалифицированные специалисты, мелкие торговцы и часть духовенства. К июлю к ним присоединились городские фабричные и строительные рабочие.

С октября 1977 года почти не прекращались демонстрации, и даже забастовки студенчества крупных университетов и большинства высших учебных заведении страны. В ответ на это власти закрыли многие ВУЗы [5, с. 12].

Весьма активную деятельность развернула религиозная оппозиция. Высланный еще в 1964 году из Ирана и живший в иммиграции в Ираке, аятолла Р. Хомейни не переставал с тех пор выступать против шахской тирании и засилья американского империализма.

Развернувшиеся в стране в последние месяцы 1977 года демократическое движение ознаменовало переход революционной ситуации к своей высшей фазе - общенациональному политическому кризису. Революционная ситуация перерастала в революцию. 9 января в «священном» городе Куме по призыву духовенства состоялась демонстрация, в которой участвовали почти 4 тыс. студентов религиозных учебных заведений и их единомышленников; они требовали упразднения авторитарной монархии и замены ее конституционным правлением. Демонстрация закончилась кровопролитием: войсками были убиты десятки и ранены сотни человек.

События в Куме явились фактически началом народной революции в Иране. После расстрела состоявшейся там демонстрации через каждые 40 дней (в соответствии с мусульманским обычаем отмечать конец траура) на борьбу поднимались одни города за другими. В борьбу включались все новые и новые слои населения.

Характерной чертой народного движения на этом этапе было постепенное вовлечение в него населения, выступления которого проходили пока еще в общем, русле организуемых духовенством религиозных шествий и манифестаций. Но имели случаи и самостоятельных действий.

Кульминационным пунктом первого этапа народной революции в Иране явились массовые демонстрации в начале сентября 1978 года. Одновременно почти во всех крупных городах страны, охватившие сотни тысяч, а в Тегеране около 1 млн. человек.

8 сентября уступая давлению военных- сторонников «жесткого курса», правительство объявило военное положение в 12 городах. Несколько часов спустя в Тегеране произошли новые демонстрации, в ходе которых их участники проявили поразительное самопожертвование и готовность принять мученический венец, завешанные шиитскими святыми. Войска потопили демонстрации в крови. Этот день был назван в народе «черная пятница» [5, с. 194].

Несмотря на военное положение и массовые расправы властей, результатом которых были тысячи жертв, народное движение практически не затихало ни на один день. Начался второй этап революции: наряду с продолжавшимися демонстрациями основной формой борьбы стали забастовки рабочих и служащих нефтяной и другой отраслей промышленности, транспорта, банков, частных учреждений, преподавателей и студентов. Все социальные слои выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена военного положения, освобождения политических заключенных, обеспечение всех прав и свобод. Зрело сознание необходимости полной ликвидации монархического режима. Движение охватило практически всю страну, парализовав почти все экономические центры. Утечка капиталов из Ирана оценивалось западной прессой в 50 млн. долларов в день. Прекращение экспорта нефти за короткое время обошлось казне несколькими миллиардами долларов [2, с. 196].

Переплетение антимонархических и антиимпериалистических настроений в народном движении нашло отражение в обычном для лозунгов демонстрантов в ноябре- декабре 1978 года словосочетании американский шах. Имели место поджоги и погромы ирано-американских учреждений, распространялись листовки выселения всех иностранцев из страны. В декабре начался массовый «исход» американских граждан из Ирана.

В конце декабря 1978 года была совершено формирование гражданского кабинета, которое взял на себя Ш. Бахтияр. Западная печать расценило поручение шаха Бахтияру возглавить правительство как отчаянную попытку удержаться на престоле даже ценой отказа от значительной доли власти [2, с. 205].

4 января 1979 года еще до сформирования кабинета, Бахтияр выступил на пресс конференции с обещанием отменить законы военного времени, ввести свободу печати и партийной деятельности, освободить политических заключенных, упразднить САВАК, выйти из военного блока СЕНТО. В отношении шаха Бахтияр сообщил, что он вскоре уедет за границу «на лечение», а в его отсутствие страной будит править регентский совет. В Иране и за рубежом мало кто был уверен, что миссия Бахтияра увенчается успехом.

С конца 1978 года революционные силы стали применять более серьезную тактику, свидетельствующую о возможности перехода к вооруженным средствам борьбы. В армии участились случаи неповиновения солдат приказам, дезертирства и открытые бунты. И, тем не менее, Бахтияру удалось сформировать правительство.

Большинство из провозглашенных 4 января мер новое правительство стало сразу же проводить в жизнь. Шах покинул страну только после того, как меджлис большим количеством голосов утвердил новое законное правительство. Функции главы государства были переданы регентскому совету из семи назначенных шахом членов. С этих событий первой половины января 1979 года можно датировать новый, третий этап народной революции, на котором власть оказалась в руках представителя умеренного прозападного крыла светской оппозиции.

Основное содержание нового этапа революции составляло противоборство двух политических платформ: программы Хомейни, предусматривающей продолжение народной революции «снизу» вплоть до создания «исламской республики», и программы Бахтияра, направленной на осуществление «революции сверху», ограничивающей движение либерально- демократическими рамками.

Примечательной чертой третьего этапа революции явилось постепенное возникновение в стране двоевластия. Наряду с бессильным правительством Бахтияра, лишь номинально поддерживаемым армией и США повсеместно создавались революционные исламские комитеты, зачастую со штаб- квартирами в мечетях.

После 1 февраля, когда в Тегеране был создан Временный комитет исламской революции, получивший в народе название «Комитета Хомейни», в стране окончательно оформился второй центр власти.

Народное движение приняло ярко выраженный революционный характер, обеспеченный решительными выступлениями населения использующего такое средство борьбы как всеобщая забастовка. Фактически беспрерывное забастовочное движение охватило более 3- 4 млн. рабочих и служащих, решивших продолжать забастовки и демонстрации до полной победы, то есть до установления в стране республиканского режима.

Правительство Бахтияра фактически было уже сметено волной революционного движения. Однако премьер упорно цеплялся за власть, используя в качестве козыря поддержку армии, хотя ее лояльность кабинету становилась номинальной.

1 февраля 1979 года Хомейни прибыл в Тегеран. Революционные массы оказали ему восторженный прием и проявили готовность к схватке с контрреволюцией. Хомейни лично несколько раз рекомендовал своим сторонникам спокойствие, выдержку во время демонстраций и забастовок и категорический отказ от применения оружия. Такая тактика руководителей революции объясняется, несомненно, стремлением избежать гражданской войны.

5 февраля Хомейни объявил о создании Временного революционного правительства во главе с Базарганом. Политическая борьба переместилась с улиц в кулуары парламента, где Хомейни пытался вызвать массовые отставки, чтобы лишить правительство Бахтияра легальной основы. Однако вопрос о власти разрешился иначе.

К 9 февраля монархия в Иране фактически уже была низложена, и реальную политическую обстановку определяла почти негласная, но крайне жестокая борьба за власть, за заполнение создавшегося после бегства шаха политического вакуума. Как показали последующие события, главными участниками этой борьбы являлись не Базарган с Бахтияром и даже не вооруженные силы, фактически решившие исход революции. Схватка развернулась между клерикалами- сторонниками аятоллы Хомейни и теократического строя, и лагерем левых сил Ирана - лагерем многоликим и разобщенным разногласиями, состоявшими более чем из 30 организаций и групп [26, с.154].

Когда вечером 9 февраля в Тегеране появились грозные признаки близкого восстания, хомейнисты не располагали инициативой в решениях и действиях. Вечером 9 февраля 1979 года подразделения шахской гвардии «бессмертных» совершили нападение на учебную базу военно-воздушных сил под Тегераном, принимавших участие в народных демонстрациях. Это нападение, которое в случае успеха могло стать прологом военного переворота, спровоцировало вооруженное восстание в столице. В ту же ночь отряды моджахединов и федаинов окружили базу, вступили в бой с шахской гвардией и к утру 10 февраля нанесли ей тяжелое поражение.

Факты свидетельствуют, что восстание произошло стихийно, без согласия и руководства политико-религиозной оппозиции [2, с.212].

Утром 10 февраля конкретные приметы восстания появились по всему городу. Из многих мест слышались выстрелы, пулеметные очереди почти на каждой улице возвышались баррикады.[1, с. 156]

События 10 февраля развивались очень быстро. В рядах вооруженных сил углубился наметившийся ранее раскол. Часть военнослужащих, главным образом сержантский и старшинский состав - фактически дезертировала, отказавшись повиноваться приказам генералитета и уговорам Хомейни остаться в казармах [26, с. 160].

Многие факты говорили о расколе армии. Большая группа военнослужащих опубликовала в газетах заявление, в котором выражала свою солидарность с восставшим народом [26, с. 161].

11 февраля тегеранское восстание вступило в решающий этап. В этот день вечером должна была состояться обусловленная заранее тайная встреча начальника генерального штаба Каребаги с Исламским революционным советом. Но когда вооруженные столкновения предыдущей ночи сорвали встречу, генерал по собственной инициативе созвал на совещание не собиравшийся много лет Высший военный совет вооруженных сил в составе 50 военачальников. В ходе короткого совещания Каребаги добился согласия генералов на объявление о нейтралитете армии на основании «братства с народными массами», что вызвало ликование среди народа [26, с. 161].

В течение самых напряженных суток тегеранского восстания- 11 февраля- были захвачены все главные опорные пункты шахского режима. Военные гарнизоны, полицейские участки, почти все государственные учреждения и министерства. Были арестованы многие сторонники шахского режима [26, с. 163].

«Временный оперативный штаб» во главе с Таваккоти стал с утра 11 февраля главным координационным органом захвата власти сторонниками Хомейни. Их задача заключалась в том, чтобы не допустить укрепления и вооружения левых групп, и подготовить почву для перехода к следующему этапу - создание структуры новой администрации, управляемой напрямую из резиденции Хомейни и штаб- квартиры исламского революционного совета, плюс сохранение вооруженных сил [26, с. 164].

Окончательный захват власти сторонниками Хомейни состоялся на следующий день - в понедельник 12 февраля. Тогда были взяты гарнизон Салтанатабад, где находились штаб- квартира САВАК и ряд американских военных объектов, а также аэропорт Мехрабад. Бахтияр таинственным образом бежал, и в его канцелярию официально перебрался Базарган. Новый премьер- министр первым указом назначил начальника генерального штаба, трех своих заместителей, и временного начальника полиции [26, с. 165].

Одним из важнейших заявлений, переданных 12 февраля по радио и телевидению, стало новое обращение аятоллы Хомейни. Лейтмотивом его стал призыв сдавать новым властям оружие, захваченное в арсеналах и военных частях [26, с. 166].

Таким образом, революционное чутье народных масс вывило их за рамки установленных религиозным руководством форм борьбы и подвело к пониманию необходимости использовать вооруженные методы как единственное средство, способное привести к немедленному свержению старого режима.

«Исламская революция» неразрывно связанна с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями. Социальный взрыв был неизбежен.

Исламскую революцию можно определить как антимонархическую, антиимпериалистическую и антиамериканскую по основной направленности, по характеру, движущим силами методам борьбы как народную, по руководящей роли духовенства и организационно- идеологической основе как исламскую.

Революция в Иране поставила на повестку дня вопрос о создании системы органов государственной власти, которая бы сменила государственный аппарат шахского режима. Процесс создания системы этих органов оказался сложным и противоречивым.

Как известно, в антишахском движении принимали участие разнородные социально- классовые силы, каждая из которых преследовала в революции собственные цели. Так как в ходе революции иранское духовенство во главе с Хомейни стало общепризнанным лидером и руководящей силой антишахского движения, его воздействие на процесс формирования новых органов власти оказалось решающим [38, с. 196].

В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Был сформирован Исламский революционный совет из 15 членов, который управлял страной вместе с временным правительством во главе с Мехди Базарганом, лидером Движения за свободу Ирана. 1 апреля того же года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступила в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (руководителем). В ней высшая власть была официально закреплена за Хомейни (после его смерти - за его преемником), а прерогативы гражданской политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. С принятием этой Конституции было узаконено установление в стране теократического режима со всеми его атрибутами и пороками. Исламская республиканская партия (ИПБ) стала фактически правящей партией в стране.

1 апреля 1979 года после референдума, на котором был предложен вопрос: “За монархию или за исламскую республику?” - аятолла Хомейни провозгласил начало “правления Аллаха” в Иране. Страна получила название – Исламская Республика Иран, а власти претворяли жизнь программу исламизации общественных и семейных отношений, образования и управления.

Исламский образ правления с самого начала предполагал безраздельное господство духовенства и ни в коей мере не представляет собой суверенитет народа. Практические шаги духовенства по воплощению в жизнь этой теории во многом определили характер политического развития Ирана после свержения монархии [38, с. 201].

Было много дискуссий о том, каким путем идти к достижению поставленных целей. Некоторые ссылались на опыт СССР, другие на опыт США, но все же победила точка зрения, что в Иране должен быть свой путь развития. Идеалы независимости, порожденные исламской революцией, нашли свое выражение в курсе «Ни запад, ни Восток, а исламская республика», который и определяет отношения Ирана с другими странами особенно с соседями. И этим Иран оградил себя от двух «сверхдержав» [31, с. 36]. Были расторгнуто ряд военных и гражданских договоров с США и другими западными державами, закрыты многие иностранные банки и компании.

В республике шиитское руководство, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. В качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции, под их контролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях органы самоуправления были преобразованы руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с территориальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима.

Считается, что Хомейни вернул Иран в средневековье, возродив некий “первоначальный ислам”. Это очень спорное утверждение. Ни Коран, ни шариат ничего не говорят об исламской республике с президентом, парламентом и имамом, стоящим над всей государственной конструкцией, хотя шиитское направление допускает разные типы государственного устройства.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!