Драматические техники в работе с клиентом



 

Возможности использования драматических техник в социальной работе

Игра в качестве театральной постановки возникает как продолжение импульса, направленного на преодоление пропасти, отделяющей Меня и Другого.

Драма - способ безопасной конфронтации с теми мыслями и чувствами, которые нуждаются в нашем признании в качестве составной части нашего «я». Она позволяет нам снять маску, предоставляет возможность идентифицироваться, не ассимилируясь. Драма создает альтернативную реальность – реальность воображения, которая дает неограниченные возможности для самораскрытия.

Драматическая роль не является буквальным отражением «я» клиента, подразумевает некоторую ролевую дистанцию, а это означает, что он приобретает свободу выражать свои чувства, потребности и установки в опосредованном виде. Даже в том случае, когда протагонист играет самого себя, он делает это более открыто в окружении незнакомых людей, с которыми его не связывают уже устоявшиеся отношения, полные поведенческих штампов.

Драма создает эстетическое пространство, в котором человек освобождается от уз повседневных обязанностей и стереотипов, а также от страха раскрыться окружающим, оголить свое «я». В драматическом пространстве мы можем создать собственную идеальную модель мира, которая станет прообразом построения отношений с окружающими в будущем. Мы получаем возможность по-новому, как бы другими глазами взглянуть на наши проблемы, проиграть их и открыть для себя «веер» альтернативных способов поведения в трудных ситуациях и путей разрешения проблем. Во время проигрывания наших проблемных ситуаций актерами, мы лучше понимаем мотивацию поведения окружающих, а также их подлинное отношение к нам. Мы учимся глубже анализировать собственные чувства и желания, выявлять их истоки. В драматических техниках мы получаем новый опыт, который пригодится нам впоследствии. Познание себя и окружающего мира в драматических техниках способствует личностному росту, выходу на качественно новый уровень восприятия действительности.

Необходимо учитывать, что драма любого вида – это групповое событие, связанное с тесным взаимодействием людей, их активными поступками и реакциями.

В конце каждой техники во время обсуждения все участники делятся своими ощущениями и переживаниями, а это усиливает их чувство общности, групповой сплоченности и вселяет надежду на положительные изменения в будущем.

Члены группы также получают новый опыт, что способствует увеличению их знаний о человеческой природе, о межличностных отношениях и об окружающем мире в целом. Работа в группе также подчеркивает некоторый альтруизм в отношениях участников, так как нередко в драматических и психодраматических техниках участникам приходится играть отрицательных или второстепенных персонажей для того, чтобы помочь протагонисту воссоздать ситуацию и глубже ее осмыслить.

Работа с драматическими техниками в группе способствует и развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.

Использование драма-техник в работе с клиентом всегда предполагает активность, что является предпосылкой изменения личности. Мир фантазии становится достоянием личного опыта и поэтому ярко сохраняется в памяти и влияет на дальнейшую жизнь клиента. Значимость использования драматических техник в социальной работе заключается в изменении на основе нового опыта и нового понимания отношения клиента как к самому себе, так и к окружающему миру, а это изменение, в свою очередь, является основой для преобразования жизни к лучшему.

«Разогревающие» драматические упражнения.

Прежде чем использовать драматические техники в работе с группой, необходимо создать атмосферу доброжелательности и доверия, так как в противном случае шансы на то, что участники согласятся «раскрыться» друг перед другом значительно уменьшатся.

Человек часто стоит перед дилеммами: раскрыться или остаться невидимым, проявить себя как яркая индивидуальность или слиться с толпой, открыть свой внутренний мир другим людям или защититься от них, испытать острые ощущения или остаться в полной безопасности и т. д. Дружеская атмосфера в группе способствует открытости и толерантности участников по отношению друг к другу, что, в свою очередь, поможет им побороть страх осуждения и неприятия со стороны группы и позволит открыть свой внутренний мир окружающим.

1. Фруктовый салат.

Цели игры:

· настроить участников на активные действия;

· устранить страх тактильного контакта;

· сплотить группу;

· позитивно настроить участников.

Группа садится на стулья, расставленные по кругу. Ведущий убирает свой стул, таким образом, стульев становится меньше, чем участников игры. Он дает каждому участнику название фрукта: яблоко, апельсин или груша. Себя он также относит к одной из «фруктовых» групп.

Ведущий становится в центр круга и называет один из фруктов. Названные «фрукты» должны тотчас же поменяться местами. Задача ведущего – тоже занять себе место. Человек, оставшийся без места, принимает роль ведущего и либо называет новый фрукт, либо объявляет «Фруктовый салат!», при этом все участники должны поменяться местами. Можно усложнить задание, не разрешив участникам занимать соседние места.

Ведущий может по желанию модифицировать игру, выбрав не названия фруктов, а любые другие понятия, релевантные конкретной целевой группе или обсуждаемой теме, например, по роду деятельности: судья, адвокат, подзащитный и т. д.

В конце ведущий спрашивает участников, на что, по их мнению, нацелена данная игра.

2.Острова

Цели игры:

· устранение страха перед телесным контактом;

· приобретение ответственности за «жизнь» другого;

· сплочение группы.

Ведущий раскладывает по полу газетные листы, называя их «островами». Их должно быть на один меньше, чем участников игры. Игроки спокойно прохаживаются между листами до тех пор, пока ведущий не крикнет «Акулы!». Тогда они должны немедленно вскочить на один из спасительных «островов», во время пребывания на «острове» им нельзя касаться пола. Затем ведущий убирает один лист и процедура усложняется. На одном листе разрешается размещаться нескольким людям одновременно. Ведущий акцентирует внимание участников на том, что по мере усложнения игры им стоит заранее продумывать, как они все вместе разместятся на немногочисленных «островах», ведь если кто-то «упадет в воду» (коснется пола), то его наверняка проглотят акулы.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один или, по крайней мере, два «острова». По окончании игры участники делятся ощущениями и мнениями по поводу смысла данной игры.

3. Скульптура

Цели игры:

· развивать умение трактовать образы, «расшифровывать» мимику и жесты;

· выявить и сравнить сходства и различия в восприятии одних и тех же образов разными людьми;

· сплотить группу.

Ведущий просит всех участников разделиться на пары, где один участник (А) будет скульптором, а второй (Б) – глиной. В задачу скульптора входит вылепить из глины те образы, который назовет ведущий. При лепке скульптор молча «лепит» статую из глины, мягко и осторожно ставя руки, пальцы и другие части тела в нужное ему положение. Актер, изображающий глину, тоже молчит, ведь глина не умеет говорить. Лицо вылепить особенно сложно, и поэтому скульптору разрешается показать «скульптуре» то выражение, которое ей следует скопировать. «Скульптор» и «глина» могут меняться ролями.

В начале игры ведущий может предоставить участникам свободу самим выбрать образ. Как только образ готов, скульптор просит присутствующих распознать, что же это за образ.

Образы могут быть конкретными («учитель», «футболист»), но постепенно задание усложняется и ведущий переходит к абстрактным образам («страх», «победа», «боль» и т.д.). Все присутствующие сравнивают и анализируют образы, выявляют некоторые общие черты, объединяющие все статуи, изображающие одно и то же понятие.

4. Что за история?

Цели игры:

· помочь участникам избавиться от чувства скованности;

· дать возможность увидеть, насколько разные интерпретации одного и того же образа предлагают разные участники.

Ведущий просит двух добровольцев встать перед другими участниками в следующем положении: один стоит лицом к зрителям, другой сзади него на расстоянии нескольких шагов. Второй актер стоит сбоку так, чтобы первый актер не перекрывал его для зрителей.

Ведущий спрашивает присутствующих, что они видят и как они думают, кто эти персонажи и что произошло до того, как они оказались в таком положении. Участники предлагают различные версии. Ведущий принимает все версии, насколько нелепыми они не показались бы на первый взгляд.

Затем, когда все возможные интерпретации высказаны, ведущий просит второго актера приблизиться к первому на один шаг. Вся процедура повторяется еще раз. Таким образом, можно продолжать игру до тех пор, пока второй актер совсем не приблизится к первому.

В конце игры ведущий спрашивает всех участников, какая версия им больше всего понравилась. Затем, когда присутствующие выберут любимую версию, ведущий просит актеров принять первоначальное положение и спрашивает участников, что, по их мнению, собираются произнести персонажи согласно выбранной версии. Присутствующие предлагают различные варианты, и выбирается наиболее удачный из них. Ведущий считает до трех, и актеры начинают импровизировать сцену в соответствии с выбранными ролями и фразами. Сцена завершается под оглушительные аплодисменты присутствующих.

5. Ссора

Цели игры:

· дать возможность сравнить восприятие такого явления как спор разными участниками;

· выявить общие черты, присущие спорщикам;

· способствовать развитию актерских способностей.

Ведущий просит участников рассказать о разных видах ссор, подумать, кто в них может участвовать, предположить, по какому поводу они обычно разгораются. Затем он приглашает на сцену двух добровольцев и просит зрителей объяснить «артистам», какое положение им необходимо принять, чтобы натурально изобразить спорящих людей. Лучше если зрители не просто объяснят, а, как и в предыдущем упражнении, «вылепят» из них образы спорщиков.

Ведущий предлагает зрителям озвучить образы. Из предложенных вариантов фраз выбирается наиболее подходящий. На счет три актеры импровизируют сцену в образе спорщиков с вложенными им в уста фразами. Краткая импровизация заканчивается бурными аплодисментами.

6. Интервью

Цели игры:

· помочь участникам проанализировать заданную ситуацию общения;

· способствовать развитию актерских способностей.

Как и в предыдущем упражнении, несколько актеров при помощи зрителей создают образы людей, которые участвуют в каком-либо конкретном интервью. Ситуация выбирается в зависимости от особенностей целевой группы. Так, это может быть допрос в милиции, серьезный разговор с директором школы и т. д.

Затем зрители выбирают подходящие реплики для образов, и начинается импровизация сцены. Проигрывание сцены заканчивается аплодисментами.

Профессиональная зрелость:

· автономность

· информированность о мире профессии и умение соотнести эту информацию со своими особенностями

· умение принимать решения

· умение планировать свою профессиональную жизнь

· эмоциональная включенность в ситуацию решения.

7. Игра «Перспектива»:

осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а следовательно убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирование своего будущего.

Старшеклассниками предоставляется уникальная возможность почти за два года до окончания школы ощутить себя ее выпускником, студентом, начинающим специалистом, попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего.

Сценарий игры:

1. Представьте, что вы расстаетесь со школой. Какие чувства у вас возникают

2. Напишите на листочке основные факторы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. Объединитесь в группы по интересам

Дискуссия. Состав групп может меняться: участники могут менять свои позиции, переходя из одной группы в другую.

Игры

ПАСЬЯНС. Взрослый раскладывает перед ребенком по вертикали все карточки, на которых изображен один и тот же персонаж, например, все карточки с кошкой в разных настроениях. Ребенок должен разложить остальные карточки соответственно настроению персонажа, т. е. рядом с веселой кошкой положить веселого попугая, рыбу, мышку и т. д., причем по горизонтали должны быть расположены разные персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. После того как раскладка пасьянса закончена, попросите ребенка назвать вам те настроения, которые имеют персонажи в горизонтальных рядах.

ИМИТАЦИЯ. Попросите ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей и зверей, потом всех недовольных и т. д. Пусть он внимательно рассмотрит все изображения персонажей, выражающих определенную эмоцию. Затем нужно предложить ребенку воспроизвести на своем лице сходное настроение, разрешая ему изредка смотреть на соответствующие картинки. Если в игре участвует несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. Если же все дети испытывают затруднения, то в игру включается ведущий и демонстрирует мимику настроений.

ИНСЦЕНИРОВКА. Попробуйте придумать вместе с ребенком разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Подберите соответствующие картинки. Сначала используйте в качестве персонажей ваших рассказов людей, затем животных. Разыграйте сценки, в которых дети изображали бы придуманные ситуации.

КТО БЫСТРЕЙ В игре участвуют от 2 до 6 детей. Ведущий (взрослый) раздает каждому из них по 6 карточек с одним и тем же персонажем в разных настроениях. Ведущий называет какое-то настроение, а дети должны как можно быстрее положить на стол ту карточку, на которой оно изображено. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов и сделает это быстрее других.

ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ. Все карточки по одной раздаются играющим детям. Цель игры - остаться без карточек. Это осуществимо двумя способами: можно отдать свои карточки другим игрокам либо, если на руках все 6 карточек с одним персонажем, предъявить их другим игрокам и вывести всю масть из игры. Играют так. Первым ходит игрок, сидящий рядом со сдающим по часовой стрелке. Он кладет на стол любое (от 1 до 5) количество карточек рубашкой вверх и спрашивает следующего игрока, согласен ли он, что на всех этих карточках изображен один и тот же персонаж. Например, он может сказать: 3 кошки (2 мужчины, 1 попугай и т.д.) - веришь? Если партнер верит, то он должен добавить сколько-нибудь карточек (рубашкой вверх) и утверждать, что добавил карточки с тем же персонажем (например, еще 2 кошки) Если спрашиваемый игрок не верит, то он может перевернуть карточки и проверить это утверждение. Если оно было правильным, то все лежащие на столе карточки берет тот, кто не поверил, а если неправильным, то карточки остаются у сделавшего ход игрока. Проверке подлежат только карточки последнего хода. Следующий ход делает тот игрок, который дал правильный ответ, или тот, который сидит рядом с игроком, которому не удалось его угадать. Проигрывает тот, кто остался с карточками последний.

ЧИСЛОВАЯ. На карточках имеются значки с цифрами, определяющие их старшинство и ценность. Цель игры -брать взятки, чтобы набрать как можно больше очков.

Старшинство карточек в масти (карточки с одним и тем же персонажем) определяется количеством присвоенных им очков. Кроме того, имеются постоянные козыри - карточки с попугаем, отмеченные звездочкой, эти карточки могут бить карточки другой масти.

Играют от 3 до 6 человек. Карточки раздаются играющим поровну (при 5 играющих 1 карточку нужно заранее отложить). Начинать можно с любой карточки, кроме козыря. В розыгрыше взятки игроки обязаны ходить карточками с тем же персонажем, с которого сделан первый ход. Когда у игрока отсутствуют карточки с нужным персонажем, он кладет любую карточку либо козырь. Ход с козыря возможен только в том случае, если нет карточек с заданным персонажем.

Тест (ценности)

Тренинг содержит в себе 3 занятия:

1. Знакомство, определение исходных пунктов пути. Формирование осознания и принятие ответственности в своем выборе.

Рассмотрение ценностно-смысловой сферы (позиция общества, «надо», общая ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование перспектив, осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире профессионального труда).

Напишите на листочке основные факторы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. Объединитесь в группы по интересам.

Дискуссия. Состав групп может меняться: участники могут менять свои позиции, переходя из одной группы в другую.

Вывод: выбор должен быть внутренним, выбор должен зависеть только от самого человека, без каких либо посторинних подсказок – «МОИМ».

2. Занятие «Могу»

Расширение знаний о своих способностях, умениях, личностных особенностях. Лучшее понимание себя. Основной посыл: для гармоничного самоопределения необходимо взглянуть внутрь себя и понять свои сильные и слабые стороны

Какой Я?


Приложение №2


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!