Онтология: учение о бытие. Бог, сущее, бытие, небытие.
Философская категория бытия включает в себя комплекс различных проблем.
Для философии жизни (Ницше, Бергсон) и философия Экзистенциализма, бытие есть наше собственное существование, непрерывная смена наших ощущений, желаний, эмоций.
Хайдеггер: “ Понятие бытия- неопределимо”. Один вид бытия- наше собственное существование. Бытие- самосознающее бытие человека.
Гуссерель: “ Категория бытия- то, о чем говорим и пишем”. Он заменяет понятие бытия понятием жизненного мира, на основе которого складывается наука.
Жизненное миропонимание есть нечто объективное, а коррелиат сознания- продукт творческой деятельности.
Понятие бытия превращается в психику, идеальное переживание.
Развитие науки и техники породило материальную концепцию бытия.
Материалистическая философия выделяет следующие формы бытия.
Природное- бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целое бытие вещей и процессов, производимых человеком.
Бытие человека-бытие человека в мире вещей; специфическое человеческое бытие.
Бытие социальное- индивидуальное бытие; бытие общества.
Природное- бытие является реальностью особого типа. Она- объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей форме. Важны различия между природой в целом и отдельными сущностями.
Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, но эта особенность не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Они где-то существуют, возникают; бытие сменяется небытием.
|
|
Непреходящее бытие природы представляет собой диалектику приходящего, непреходящего, отдельных вещей.
Вторая природа - совокупность предметно-вещественных ценностей, производимых людьми.
Материал предметов второй природы - материал первой (независим от человека). С другой стороны- в предметах второй природы воплощены знания и труд человека. Бытие предметов и процессов второй природы представляет собой нерастворимое единство природного материала и человеческой деятельности.
Будучи созданными в качестве особой реальности, они являются результатом творчества.
Другая специфика бытия второй природы- новая реальность- социально- историческое цивилизованное бытие.
Первая природа дана каждому человеку поколением реальных людей, вещи и процессы преобразованы, произведены людьми и бытие этих вещей как бы стоит на грани бытия первой природы и человеческого мира.
Вместе с тем вторая природа - относительное самостоятельное бытие, особая реальность.
Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека- тело его природы. Наличие тела делает его конечным, смертным. В чел. Бытие первична предпосылка существования тела> его подвластность законам наследственности и природы.,3
|
|
Что касается объективного бытия(общества), то его идеалы, нормы, языки способны сохраняться, совершенствоваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Выделяя главные сферы бытия: природу, общество, сознание, возникает вопрос можно ли говорить о единстве многообразного мира.
Французский материализм 18 века. Учение о природе, теория познания (Дидро, Гольбах)
Во второй половине 18 века своих вершин достигает материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.
Существуют два направления французского материализма: одно ведет происхождение от Декарта, другое от Локка. Первый механистический материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле слова. Последние направление - французский образовательный элемент и ведет прямо к социализму.
|
|
Философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным и материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной существующей реальностью. Присутствует идея о материальном единстве и бесконечности мира. Важнейший элемент - концепция постоянного развития. Как и другие материалисты он отвергает любые вмешательства “извне” в развитие материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека.
Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Впервые вся материя наделена лишь общим свойством “чувствовать” способностью к ощущениям.
Дидро занимался и методологическими вопросами и проблематикой систематизации наук. И хотя он исходным источником познания считает чувства, но признает значение работы ума, т.е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь. Мышление, которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые спекуляции, также как и накопление фактов без их рациональной обработки ведет скорее к хаосу, чем к углублению познания. Дидро выступает с критикой теологии и фатализма. Впервые выдвинул идею материального трансформизма. Как философ он достигает глубины в то время как Гольбах систематичности.
|
|
Д’Аламбер подчеркивает главную роль чувственного познания. Как непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением, информируют нас о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании вещей внешнего объективного мира.
Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу наших ощущений- внешний мир. Одновременно он подчеркивает что, материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи. Высказывал идеи о невозможности познания сущности движения и материи. Впервые теория происхождения жизни на земле (идея материального транформизма). Диалектический характер происхождения человека. Создание философии воспитания. Человек самовоспроизводящаяся машина.
С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также константными законами. Движение протекает закономерно и является универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с однозначной необходимостью.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!