Английский материализм 17 в. Материалистический сенсуализм Г. Гоббса, Дж. Локка.



Материализм - одно из главных философских направлений; признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующий вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Как идейное течение материализм многогранен:

- наивный материализм (Демократ, Эпикур);

- вульгарный (Фогт, Бюхнер), антрополог (Фейербах, Чернышевский);

- метафизические (Бэкон, Гоббс, Локк).

Как видно для метафизического материализма характерны 2 установки:

рассмотрение природы как непосредственного данного, всегда ровного себе, неразвивающегося целого, вращающееся в одних и тех же вечных кругах;

создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в окончательном и завершенном виде.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира.

Видными представителями материалистического сенсуализма в 17 в являлись Гоббс и Локк.

Основные положения Гоббса (Гоббс систематизировал Бэконовский материализм):

Гоббс конкретизировал понятие материи. Он больше оперировал с понятием формы, чем с понятием материи. Движение - атрибут существования материи.

Он первым дал критику средневековому провиденциализм (все исходит от бога). Остальные философы не могли дать такую критику. Этот провиденциализм есть продукт фантастического отражения тех реальностей, которые есть в мире. Бог есть вымысел. Он есть продукт фантастического представления времени. Природа движется и развивается само. (Идея самоуважения).

Жизнь возникла в результате общественного договора. Естественно состояние - эпоха войны со всеми, поэтому люди должны были жить на основе договора.

Монархия - высшая форма государственности.

Учение о государстве:

а) государство необходимо человеку для реализации своих    потребностей. Нужда научила людей различным ремеслам и наукам;

б) Развитие общества осуществляется без вмешательства бога и носит естественный характер.

Гоббс признает перемены, катаклизмы, вызванные неправильным управлением обществом. Изменения возникают под влиянием человеческих потребностей.

Локк : Локк, исходя из основных положений сенсуализма предприняв попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. По Локку, первичные факторы - это тело, материя и т. д., а вторичные факторы - цвет, вкус, запах, характеристики воспринимающегося субъекта.

Свобода - неотъемлемая характеристика общества.

Право на жизнь;

право на собственность;

право на свободу.

Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все человеческие знания проистекает из опыта - внешнего (ощущение) и внутреннего (рефлекса). В основе знания лежат простые идеи , направляемые возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которой эти идеи сходны (фигура, плотность), или вторичными, с которыми идеи ясные и смутные, реальные и фантастические.

Идеи Локка положили начало ассоциативной психологии - направление в психологии, в которых понятие ассоциации ( связи, образующейся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями - ощущениями, двигающими актами, восприятиями и т. д.) выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни. Локк предположил здесь, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, то и связи идеи возникают по этим же законам.

 

Понятие отрицания. Отрицание отрицания как характеристика направленности и основных фаз развития.

1. Понятие отрицания - в логике отклонения, непризнания какого - нибудь положения вещей, связи. В теоретическом отклонении отрицание является утверждением несуществования. В отрицательном осуждении отрицание может быть направлено или на все его содержание, или на связь субъекта “предиката; в языке отрицание выражается через слово ²не². Мы можем какое-нибудь положение признать правильным или неправильным, но было бы неразумным стремиться делать это одновременно ( закон противоречия и закон исключенного третьего). С отрицанием не связано ни одно положительное утверждение. Высказывание “этот цветок не благоухает” имеет значение даже тогда, когда цветок вообще не имеет запаха.

2.Отрицание отрицания (о.о.) - один из основных законов диалектики. Впервые был сформулирован на идеалистической основе Гегелем. Этот закон он применил лишь к развитию мышления (знания) и к тому же превратил в способ построения всей своей системы “искусственно подчинив ему процесс объективного развития. В марксистской философии содержание закона о.о. раскрывается прежде всего через понятие диалектического отрицания, присущего развитию природы, общества и человеческого мышления. Диалектическое отрицание - такое преобразование явления, которое хотя и ликвидирует его как таковое одновременно открывает простор для дальнейшего развития. В ходе развития каждая ступень любого явления, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Таким образом и возникает двойное отрицание - о.о. Поскольку развитие обусловлено внутренней противоречивостью явлений (единством и борьбой противоположностей ), то отрицание выступает как превращение их в свою противоположность. О.о., включающее два перехода явления в свою противоположность, обладает особым свойством, оно равносильно утверждению. В результате о.о. происходит как бы возвращение к исходному пункту, ибо на новой ступени повторяется некоторые стороны и моменты исходного состояния. Эта сторона закона о.о. раскрывается в известных примерах Энгельса: зерно, так таковое, прекращает свое существование, отрицается, когда прорастает; сменившее его растение, созрев тоже отрицается, давая жизнь опять зерну, но уже другому, хотя и повторяющему во многом исходное; история общества начинается в условиях общественной собственности, которая затем отрицается с возникновением частной собственности, которая затем в ходе социальной революции - опять мы имеем исходный пункт развития, но, конечно, в существенно измененном виде.

Развитие научной теории, связанное с отрицанием существующих положений и заменой их новыми, предлагает сохранение положительного содержания отвергаемого знания, включенного его в той или иной форме состав новой теории. Так, теория относительности Эйнштейна, раскрывшая законы движения тел со скоростями, близкими к скорости света, отрицает классическую механику и вместе с тем включает ее в свой состав как предельный случай ( из уравнения теории относительности, пользуясь определенными правилами, можно получить уравнения классической механики).

Что касается двойного отрицания, то в науке развитие часто происходит таким образом, что противоположные положения в конце концов синтезируются. Так было, например, с представлением о природе света: корпускулярная концепция света (согласно которой свет представляет собой поток частиц) сменялась волновой, пока они не слились в теорию корпускулярно-волновой природы микрочастиц.

Характеризует направление развития процесс преодоления.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!