Составные части и особенности строения музыкальных товаров разных видов



Согласно принятой классификации музыкальные инструменты подразделяют на два класса: акустические (резонаторные) и электромузыкальные.

Акустические инструменты являются наиболее традиционными и распространёнными, имеющими наибольший удельный вес в формировании ассортимента.

Как видно на рисунке 2.6 все акустические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, язычковые, духовые и ударные.

В классе акустических инструментов наибольшее распространение имеют струнные. Это объясняется спросом на них у всех групп потребителей. Применение их носит универсальный характер: в концертных залах (в ансамблях и соло), для домашнего музицирования и в походных условиях.

В ассортименте струнных инструментов лидирующая роль принадлежит щипковым инструментам, что объясняется их небольшой массой и габаритами, удовлетворительным диапазоном звучания, выразительным тембром, высоким уровнем ремонтопригодности.

Щипковые инструменты различают по количеству струн, диапазону звучания, интервалам между звуками открытых струн (не прижатых ни на одном ладу), форме корпуса, внешней отделке, конструктивному выполнению основных узлов.

К щипковым инструментам относят: гитары, балалайки, домры, мандолины, различные национальные инструменты (гусли, цимбалы, бандуры и др.).

Так же щипковым инструментом является арфа – весьма сложный, многострунный инструмент, предназначенный для крупных симфонических оркестров.

Гитара – самый популярный щипковый музыкальный инструмент. Существуют следующие разновидности гитар: испанская, русская, гавайская. Классической считают испанскую шестиструнную гитару. По количеству струн гитары бывают: - двенадцати, - шести, - семиструнные. Наибольшее распространение получили – семи и – шестиструнные гитары.

В зависимости от длины рабочей части струны (мензуры) различают гитары следующих видов: большие (концертные), нормальные (мужские), уменьшенных размеров – терц (дамские), кварт и квинт – школьные. Гитары уменьшенных размеров получили названия от интервала, на которые они звучат выше нормальных гитар. В таблице 1.1. приведена длина мензуры, указанных выше видов гитар.

Таблица 1.1. Показатели длины мензуры

Разновидности гитар Длина мензуры, мм
Нормальная шестиструнная 650
Большая семиструнная 650
Терц 610
Кварт 585
Квинт 540

 

 

Таблица 1.2. Характеристика гитар

Разновидность гитар Строй Характер тембра, звучание и настройка
Семиструнная (русская) большая Сочный, бархатистый, мягкий глубокий тембр. Настройка, смешанная по терции и кварте. Звучит октавой ниже нотной записи.
Терц Настройка струн на малую терцию выше большой гитары Менее глубокий, более яркий тембр
Кварт Настройка струн на чистую кварту выше большой гитары Менее глубокий, более яркий тембр
Шестиструнная (испанская) Сочный, бархатистый, мягкий глубокий тембр. Настройка, смешанная по терции и кварте. Звучит октавой ниже нотной записи.
Гавайская По сравнению с классической гитарой тембр более резкий, слегка гнусавый, с характерным оттенком. Звучит октавой ниже нотной записи.

 

Гитара состоит из следующих основных узлов: корпуса с обечайками, клецов, деки, дна, пружин, подставки, обкладок, грифа и колковой механики. Строение гитары визуально представлено на рисунке 1.3.

Корпус предназначен для усиления звуковых колебаний струн. Он имеет форму восьмерки и состоит из плоской верхней (1) и несколько выпуклой нижней деки – дна (2). Дека – часть корпуса струнных музыкальных инструментов, служащая для отражения и усиления звуков. Деки соединяются между собой двумя правой и левой обечайками (9), концы которых изнутри крепятся к клецам верхнему (6) и нижнему (7). К обечайкам приклеивают контробечайки (8), создающие необходимую площадь для приклеивания дек. Обечайки, контробечайки и клецы образуют рамку корпуса. К внутренней поверхности дек, в средней их части, приклеивают пружины (17) – бруски различного сечения, служащие для создания необходимого сопротивления напряжению струн и равномерному распределению звуковых колебаний.

Рис 1.3. Устройство гитары: 1 – дека, 2 – дно, 3 – шейка, 4 – гриф, 5 – головка, 6 – верхний клец, 7 – нижний клей, 8 – контробечайки, 9 – обечайка, 10 – пятка, 11 – порожек, 12 – подставка, 13 – лады, 14 – обкладочная жилка, 15 – розетка, 16 – розеточная жилка, 17 – пружина, 18 – кнопка, 19 – струны, 20 – точка, 21 – колковый механизм.

 

Резонаторное отверстие гитары (15) имеет круглую форму, по размерам несколько большую, чем у других щипковых инструментов. Ниже резонаторного отверстия неподвижно приклеивают подставку (12), которая имеет отверстия и кнопки для закрепления струн (19).

Гриф – пластинка из древесины или пластмассы, накладывается на верхнюю часть музыкального инструмента. Гриф – важнейший узел; от того, насколько правильно выбраны его ширина, толщина и профиль овала зависит удобство игры. Гриф гитары (4) широкий его нижняя утолщенная часть называется пяткой. В пятке просверливается отверстие под соединительный винт. В Верхней части грифа находится деревянный или костяной верхний порожек (11) с прорезями для струн. Нижний порожек расположен на подставке (12) для струн. Расстояние между нижним и верхним порожками называется мензурой гитары. Головка грифа имеет механизм с колками (21) для закрепления струн.

Гриф гитары, как и всех щипковых инструментов, поделён на доли – лады с врезанными в него ладовыми пластинками из латунной или нейзильборовой проволоки. Разбивка грифа на доли должна быть точной. В основе разбивке ладов лежит принцип изменения длины рабочей части струны. Длина каждого лада должна быть таковой, чтобы, укорачивая на эту величину длину струны, высота звука изменялась бы каждый раз на полтона. Точность разбивки ладов – один из важных показателей качества инструментов, нарушение правила разбивки грифа делает невозможным настройку инструмента и игру на нём.

Гитары выпускают обыкновенного, повышенного и высшего качества. Они различаются между собой применяемыми материалами и качеством отделки.

Корпус гитары изготавливается из березовой или буковой фанеры, гриф делают из древесины твёрдых пород – клёна, бука, березы; накладку на гриф – из груши, чёрного дерева, бука; порожки – из граба, пластмассы, кости, подставку – из бука, клёна, ореха, пластмассы, стрелку – из бука, берёзы, клёна, струны – стальные, басовые обматывают канителью. В больших гитарах применяются капроновые струны.  

Корпус балалайки имеет треугольную форму и состоит из деки, задинки и дна, склеенного из клепок. В том месте, где ударяют пальцами по струнам, врезается панцирь, предохраняющий деку от ударов пальцами. Балалайка — трехструнный инструмент, но некоторые струны могут быть сдвоенные.

В зависимости от назначения балалайки подразделяют на обыкновенные, оркестровые и сольные. К оркестровым относятся балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Мандолина — четырехструнный музыкальный инструмент со сдвоенными струнами. В зависимости от формы корпуса различают мандолины трех видов — овальные, полуовальные и плоские.

Домра в отличие от мандолины имеет корпус полушаровидной формы, гриф заканчивается головкой с завитком. Струны у домры одинарные. Домры могут быть трех- и четырехструнные. Используются домры только в составе оркестра струнных инструментов и подразделяются на виды: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.

К струнным смычковым инструментам относятся скрипка, альт, виолончель, контрабас. В инструментах этой группы звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны. Как волос смычка, так и струны скрипки имеют белковое происхождение, поэтому тембр звучания скрипок близок к тембру человеческого голоса. Отсутствие ладов на грифе позволяет музыканту извлекать звуки самые различные по высоте, включая промежуточные между тонами и полутонами. Возможность тонкой нюансировки звука как по высоте, так и по громкости, специфический тембр звучания придают скрипке бесконечные возможности в области техники исполнения.

Корпус скрипки состоит из деки, дна и обечаек. На деке прорезаны два продолговатых звуковых отверстия в виде латинской буквы / (эф) и называемых поэтому эфами. Дека окаймляется врезной прожилкой — усом, состоящим из трех тонких полосок. Прожилки служат украшением инструмента и предохраняют края деки от повреждения.

Гриф скрипки в отличие от щипковых инструментов не имеет ладов. Необходимой принадлежностью для скрипки является подбородник.

Скрипка имеет четыре струны: первая — стальная, вторая и третья — жильные, четвертая — жильная, обвитая серебряной канителью. Жильные струны изготовляются из кишечного сырья овец.

Смычок представляет собой упругую деревянную трость с головкой и колодкой. Между головкой и регулируемой колодкой натягивается конский волос.

Скрипка является самым высоким по регистру и самым малым по размерам инструментом смычковой группы. Она является основным солирующим инструментом симфонического оркестра.

В зависимости от размеров скрипки могут быть полномерными — 4/4 (мензура 330 мм) и маломерными: 3/4 (мензура 311 мм), 2/4 (мензура 293 мм), 1/4 (мензура 260 мм), 1/8 (мензура 250 мм).

В соответствии со стандартом скрипки разделяют на три класса — сольные и учебные первого и второго класса.

Альт отличается от скрипки вдвое большим размером мензуры.

Виолончель отличается от альта большими размерами и наличием в нижнем конце корпуса шпиля, который, упираясь в пол, служит опорой для инструмента.

Контрабас — самый большой по размерам и самый низкий по звучанию инструмент симфонического оркестра.

К современным клавишным инструментам относятся рояль и пианино. На этих инструментах во время игры можно изменять силу звука в больших пределах -— от самого тихого (пиано) до громкого (форте). Вот почему инструменты данной группы имеют общие название — фортепиано. В ударно-клавишных инструментах звук извлекается ударом молоточка по струнам. Молоточки приводятся в действие посредством клавиш (отсюда название — ударно-клавишные).

Корпус пианино прямоугольной формы изготовляется из древесины березы, ели, ольхи, полируется или фанеруется ценными породами древесины.

Рояль имеет такую же конструкцию, как и пианино, но в отличие от него корпус со струнами, резонансной декой и механизмами расположен горизонтально и имеет крыловидную форму.

Пианино по высоте корпуса подразделяются на нормальные или кабинетные (1,2—1,4 м), малогабаритные (1 -1,2 м) и минипианино (0,8-0,9 м). В зависимости от отделки пианино могут быть повышенного и высшего качества.

Рояли в зависимости от длины корпуса, громкости и диапазона звучания подразделяются на концертные (2,5—3 м), салонные (1,9-2,4 м), кабинетные (1,5—1,8 м) и малогабаритные (“Миньон”) (1,2-1,4 м).

К язычковым инструментам относятся гармони всех видов, баяны и аккордеоны.

В зависимости от количества одновременно звучащих язычков инструменты подразделяются на одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше голосов, тем громче (голосистее) звучание инструмента.

По виду используемого звукоряда язычковые инструменты подразделяются на две группы: диатонические — с диатоническим звукорядом (гармони тульские, саратовские и т. д.) и хроматические — с хроматическим звукорядом (аккордеоны и баяны).

Регистровые переключатели предназначены для изменения тембра звучания инструмента.

Отличительной особенностью тембра аккордеонов является то, что его голоса настроены “в разлив” — серебристый вибрирующий звук, по которому узнается звучание аккордеона.

Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенноцифрового кода: на первом месте стоит буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г — гармонь; на втором месте — количество кнопок (клавишей) на грифе (правой клавиатуре), на третьем месте — количество кнопок в левой клавиатуре; на четвертом — количество одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши; на пятом — дробь (в числителе количество переключателей регистров на грифе, в знаменателе — в левой клавиатуре).

Например, шифр А 41 х 120—III—7/2 Тула означает: аккордеон “Тула”, 41 клавиша на правой клавиатуре, 120 кнопок — на левой, инструмент трехголосный имеет семь переключателей регистров в мелодии и два — на басах.

Гармони относятся к музыкальным инструментам с диатоническим звукорядом.

Различают гармони одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше звучит одновременно язычков, тем громче звучание. Наиболее широкий диапазон звучания у гармони “Рябинушка” — Г 25 х 25-III.

Баяны в отличие от гармоней имеют в мелодии хроматический звукоряд с количеством клавиш на грифе не менее 37. По конструкции левой клавиатуры они могут быть с готовыми, выборными и с готово-выборными аккордами (ГТВ).

В клавиатуре с готовым аккомпанементом кнопки первых двух рядов дают звуки отдельных басов, остальные ряды — готовые аккорды. У выборных баянов каждая кнопка левой клавиатуры извлекает один звук. Последние обладают большими игровыми возможностями и предназначаются для музыкантов высшей квалификации. Изготовляют также баяны комбинированные с готовым и выборным аккомпанементом. Баяны часто используются для сольного исполнения, для сопровождения вокала и хора. В отличие от аккордеонов имеют строгое, лаконичное оформление.

Ассортимент баянов: Б 43 х 41-1; Б 52 х 100-П; Б 52 х 100-III-7.

Аккордеоны предназначены для эстрадного исполнения, поэтому в их отделке широко используются цветной галантерейный целлулоид, хром, никель, яркие фирменные обозначения, дополнительные ложные клавиши и т. д.

В отличие от баянов, у которых прямоугольная форма корпуса, аккордеоны имеют плавные переходы от грифа к корпусу, более удобную для игры стоя прилегающую форму, клавиатура для правой руки у них чаще рояльного типа. Из-за больших размеров клавиш музыкальный диапазон правой клавиатуры у аккордеонов ограничен. Поэтому у аккордеонов для профессионалов делают правую клавиатуру не с клавишами, а с кнопками. Особенностью аккордеонов является своеобразная настройка “в разлив” голосовых язычков, это придает звучанию инструмента своеобразный джазовый оттенок. Аккордеоны всегда имеют несколько тембровых регистров, которые могут включаться в различных вариантах.

Ассортимент аккордеонов: А 34 х 80-III-3/2; А 37 х 96-III-3/2; А 41 х 120-III-5/2; А 41 х 120-ГV-9/3. Эти аккордеоны имеют различные фирменные названия (“Вельтмейстер”, “Орфей” и др.).

Аккордеон “Орфей” (А 75/87 х 120-II-5/2) —- кнопочный аккордеон. Его часто называют баяном. По объему звукоряда и своим музыкальным возможностям он не уступает баяну.

К группе духовых относят такие музыкальные инструменты, у которых звук извлекается путем вдувания в инструмент струи воздуха. При этом воздушный столб в канале начинает совершать колебательные движения, а сам корпус выполняет функцию резонатора. Чем длиннее и шире труба, тем реже звуковые колебания, тем ниже звучание, и наоборот, чем короче канал ствола, тем чаще звуковые колебания, тем выше звук.

Высоту тона можно изменить с помощью вентильного механизма (саксгорны), изменением длины канала ствола (тромбоны), а также при помощи боковых отверстий в стенках трубы, которые можно открывать и закрывать пальцами (флейты, кларнеты).

В зависимости от способа возбуждения столба воздуха, заключенного в инструменте, инструменты разделяют на амбушюрные, язычковые, лабиальные.

В амбушюрных инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в канал ствола инструмента через плотно прижатые к раструбу мундштука (амбушюра) губы.

Все амбушюрные духовые инструменты представляют собой металлическую трубу конической формы, переходящую в конце в раструб. Для удобства пользования трубы сгибают в несколько оборотов (в виде петли, круга и др.).

Амбушюрные инструменты подразделяют на инструменты с вентильным механизмом, безвентильные (сигнальные) и цуго- вые (с выдвижным коленом).

Вентильный механизм позволяет извлекать все звуки хроматической гаммы путем увеличения длины канала инструмента за счет подключения к основному стволу коротких трубок различной длины, так называемых крон.

Различают два типа вентильных механизмов: с продольным движением поршня — помповые и с вращающимся поршнем — цилиндрические (рис. 3.18).

 

Рис. . Медные амбушюрные духовые инструменты: 1 – труба (с цилиндрическим и помповым механизмами), 2 – альт, 3 – валтора, 4 – бас-труба.

При нажиме на клавишу клапан подключает в основной канал определенный крон, в результате чего увеличивается длина воздушного столба и вместе с тем понижается высота звучания инструмента.

Амбушюрные духовые инструменты с вентильным механизмом подразделяют на подгруппы: саксгорны, трубы, валторны и тромбоны.

К подгруппе саксгорнов относятся корнет, альт, тенор, баритон и бас.

Это одинаковые по форме, но разные по размерам инструменты. Баритоны и басы используются только для аккомпанемента.

Трубы в отличие от саксгорнов имеют в основном цилиндрическое сечение, а корпус — более резкие изгибы. Труба обладает большой громкостью звучания и своеобразным тембром, часто используется для исполнения соло.

Валторны имеют корпус, свернутый в правильный круг в три оборота и заканчивающийся широким раструбом. Это один из наиболее выразительных духовых инструментов, имеющий мягкий и красивый тембр, напоминающий звук охотничьего рога.

Безвентильные сигнальные инструменты предназначены главным образом для подачи различных сигналов. К этим инструментам относятся горн, фанфара, пехотный рожок, охотничий рог.

Цуговые амбушюрные инструменты — тромбоны имеют выдвижную кулису или цуг. Звуки различной высоты получают перемещением кулисы и тем самым изменяется длина трубы.

                                

                              

           


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!