Идея всеединства Соловьева и ее развитие в философии Флоренского , Трубецкого , Лосского , Булгакова.



По учению Соловьева: низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее “вбирает в себя” низшее. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство - единство творца и творения. Бог у Соловьева - “космический разум”, “существо сверхличное”, “особая организующая сила, действующая в мире”. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия он вводит понятие “мировая душа”, которая является непосредственным субъектом всех изменений в мире. Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии - мудрости.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Воплощением богочеловечества выступает Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом, но и высшей целью развития всего исторического процесса - соединение человека с богом.

Безусловное “всеединство” постигается по С., лишь “цельным ” знанием, которое представляет собой соединение мистического (религиозного), рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания.

Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Он стремился поставить разум на службу вере.

Булгаков (выражал антиинтеллектуальную тенденцию) выражал идею о коренной ущербности рационального познания и существовании особой, внелогической способности постижения человеческого бытия. Булгаков пытался “синтезировать” науку, философию и религию, чтобы все подчинить вере.

Флоренский пытался обосновать “философию всеединства” Соловьева не только религиозно - философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, филологии.

Трубецкой стремился примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм. “Конкретный идеализм” тесно связан с признанием бога как “бесконечной любви” и с идеей соборности - объединения людей в “церковном богочеловеческом организме”.

Лосский исходил из представления о мире как органическом целом: сущность действительности составляют сверхвременные идеальные личности, связанные между собой, а также со сверхмировым началом (богом). Эти “деятели” и создают все многообразие материальных и психических процессов.

 

Движение, его сущность и основные формы. Движение и развитие.

Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Д. Включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи.

2 основных типа движения:

Д. когда сохраняется качество предмета;

изменение качественного состояния предмета.

Одни формы движения превращаются в другие.

Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.

2 разновидности процессов развития:

качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

процессы перехода от одного уровня к другому.

В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы:

формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

между формами существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;

высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

3 блока движений: неживой природы, живой природы и общества.

Под движением материи следует понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими воздействиями.

Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой законности и носителем.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!