Сравните мифологические представления об устройстве мира саков и уйсунов на примерах головного убора «Золотого человека» и «Каргалинской диадемы».



В мифологии уйсуней преобладает звериный стиль. На представленной диадеме изображена модель Вселенной.Животные символизируют жизнь, птицы - небо, кони - солнце. В центре Вселенной человек.
Саки так же как уйсуни верили в звериный стиль. Основной темой в этом стиле было изображение зверей и мифологических персонажей. В искусстве саков распространился образ льва как символа "древа жизни".
Форма одежды "Золотого человека" показывет, что он являлся представителем сакской элиты. Сходство: отображение модели вселенной через мифологические образы зверей. Вера в воскрешение человека после его смерти. Различия: у уйсунов не было культа отдельного вождя как обожествленного человека, судя по количеству золотых изделий сакские племена верили в культ этого драгоценного металла больше. Погребение усобшего свидетельствует о большей роли культа солнца у уйсуней, разница в мировоззрении – погребения у саков.

Билет № 7

Взаимоотношения правительства Алаш-Орды и правительства Советской властью.

С укреплением тоталитарного режима постепенно усиливались политические преследования участников партии «Алаш». Преследовались и руководящие работники республики, имевшие собственную позицию в вопросе о темпах и методах социально-экономических преобразований в крае и высказывавшие сомнения в правильности политики центра, грубо попиравшего суверенные права республики в решении хозяйственно-политических и кадровых вопросов, не считавшегося с национальными особенностями и интересами коренного населения. Власть не простила алашор-дынцам нежелание мириться с «абсурдом революции» и претензий на «создание самостоятельной единицы из Киргизии (Казахстана -ред.) с вхождением непосредственно в СССР». Тонкий слой высшей интеллигенции, цвет культуры нации последовательно уничтожался. Таким образом, создаваемая идеологическая база для подавления возможной оппозиции в республике в итоге привела к неисчислимым бедствиям и трагедии казахского народа

Определите, как повлияла русская культура второй половины XIX века на духовную жизнь казахского народа.

С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. - Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого.XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Переводил на казахский язык Крылова, Пушкина, Лермонтова. Проникновение капитализма, переселение крестьян порождали группу поэтов, кот. Оценивали это как «эпоху скорби» (зар-заман). Родоначальник этой поэзии - ШортанбайКонайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России

Заполните схему «Внешняя политика кагана Сулу».

Внешние угрозы   Способы устранения внешней угрозы
На востоке китайцы Тюргешский каганат Тюргешский каганат объединилсяс населением самарканда и Бухары, изгнал арабов
На западе нашествия арабов.   заключил династийные браки.
На северо востоке Восточно Тюркский каганат   в 717г посетил Танскую империю, и установил родственные отношения

 

Билет № 8

Казахстан в эпоху энеолита (хронология и характеристики периода).

Хронологические рамки - 3000 – 1800 лет до н.э. Завершающий период эпохи камня.В энеолите впервые появились изделия из меди, но и каменные орудие все еще использовались. На территории Казахстана были исследованы две стоянки этой эпохи-Ботай (Ботайская культура), открытая археологом В.Зайбертом в Северном Казахстане и Шебир в Мангыстау. Стоянка Ботай занимает около 15 гектаров и относится к 3-2 тыс. лет до н.э. Там были найдены остатки 200 жилищ, стены жилища были покрыты шкурами животных. В центре стоял очаг, где грелись и готовили еду. Здесь были обнаружены в огромном количестве кости свыше 70 тысяч лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Ботайцы были первыми коневодами степей Евразии.Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков.Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния. В местности Шебир на Мангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Они делали украшения из морских моллюсков.В энеолите произошло два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда и сформировался патриархальный род. Основу родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи, власть в которой принадлежала мужчине и отцу. Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!