Бихевиоризм против когнитивной психологии

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

 

«Вятский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

Реферат

по направлению подготовки 37.04.01 Психология,

профиль «Введение в психологию»

на тему «Основные положения научных направлений психологии и их связь с практикой (на примере психоанализа, бихевиоризма, гуманистической

психологии и др.)»

 

 

Выполнила студентка группы ПЛб-1702-03-20 А.Н.. Хабибрахманова _____________   Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Е. П. Кириллова ______________  

И. о. заведующего кафедрой

психологии                                ___________ Н. В. Цветкова

 

 

Киров

2019


Содержание

 

Введение. 3

1. Бихевиоризм. 4

2. Психоанализ. 6

3. Гештальтпсихология. 8

4. Гуманистическая психология. 10

5. Бихевиоризм против когнитивной психологии. 13

Заключение. 16

Список используемой литературы.. 17

 


Введение

 

Психология (греч. - душа и логос - слово, знание, дословно - душесловие, знание о человеческой душе) - наука о закономерностях развития и функционирования психики. (Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.)

Психология - Объективная наука о субъективном мире человека и животных В.П. Зинченко.

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология - это наука о душе, из которой исключено исследование души. психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология).

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых - психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.


Бихевиоризм

 

Бихевиоризм – одно из основных направлений в психологии, зародившиеся в 20-х годах ХХ века в США. Это учение настолько обширно и значимо не только для психологии, но и для социологии, политологии, педагогики и прочих областей науки и практики, что бихевиоризм даже называют отдельной наукой – наукой о поведении (с английского языка behavior – поведение)[1].

Основателем бихевиоризма как направления в психологии считается американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958), но нельзя не упомянуть, что огромный вклад в развитие этого направления внесли российские ученые И.М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И.П. Павлов и другие, все они работали в конце XIX – начале XX веков.

Позже советская власть и многие отечественные психологи рьяно и далеко не безосновательно критиковали бихевиоризм, отчего он прекратил свое развитие в СССР. Классический бихевиоризм до сих пор критикуется учеными во всем мире в основном из-за вопроса об узости предмета изучения и безнравственности, применяемых в нем методов. Но в СССР он рассматривался еще и как особое «буржуазное извращение».

Несмотря на это, некоторые теории советских ученых близки к американской науке о поведении и сегодня в России бихевиоризм и главным образом необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психология и другие направления, вышедшие их классического бихевиоризма, развиваются, а методы их активно применяются в психотерапии.

Конечно, образованию бихевиоризма поспособствовали не только российские физиологи, психиатры и невропатологи, но и американские ученые. Главным образом коннексионист Э. Торндайк, проводивший эксперименты на голубях и белых крысах, и определивший важную, формирующую поведение роль метода «проб и ошибок».

В те времена поведение человека и животных считалось принципиально одинаковым. Человеческое поведение объявлялось лишь немного более сложным, нежели у животного, так как человек реагирует на большее количество стимулов из внешней среды. И российские и зарубежные ученые проводили опыты и эксперименты над животными с целью понять их поведение и иметь возможность, основываясь на полученных данных, изучить природу человеческого поведения.

Нельзя не сказать, что огромный вклад в бихевиоризм и в целом в понимание того как устроена психика, внесло огромное количество лабораторных собак, обезьян, крыс, голубей и прочих животных, некоторые из них погибали во время опытов.

Именно из-за того, что в ходе экспериментов живым существам наносился порой непоправимый вред, эксперименты бихевиористов считаются аморальными, хотя, конечно, далеко не все эксперименты, проводившиеся в позапрошлом и прошлом столетиях, были жестокими.

Самое страшное, что было в истории бихевиоризма это эксперименты над людьми. Многие из них покрыты тайной до сих пор и больше походят на детективную историю, о некоторых даже сняты художественные фильмы.

В наши дни никто не разрешил бы многие из проведенных в ХХ веке экспериментов как на людьми, так и над животными.

Как бы цинично это не звучало, но бихевиоризм оказался кстати в очень жестоком, но в тоже время самом прогрессивном из всех предыдущих, ХХ веке. Если бы не бихевиоризм с его прагматизмом и беспристрастностью, не было бы сделано огромное количество открытий, обусловивших лучшее понимание принципов работы психики[2].

Бихевиоризм Это течение получило широкое распространение по всему миру и, прежде всего, в США. Его родоначальниками стали психологи Эрик Ли Торндайк и Джон Бродерс Уотсон. В рамках данного направления анализируется поведение индивида, рассматриваемое, как все без исключения разновидности реакций организма на внешние раздражители. При этом в расчет не берется ни сознание, ни психика человека.

Основной идеей бихевиоризма является изучение поведения, которое можно непосредственно наблюдать. На основе полученных результатов предполагалось предсказывать реакцию индивида по внешнему раздражителю (ситуации) и, наоборот, пытаться угадать, что за стимул вызвал те или иные эмоции и действия у человека[3].

Практика

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Вклад в психологию

Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

 

 

Психоанализ

 

Психоанализ (фрейдизм) Под этим термином объединены различные школы, которые разделяли постулаты, отраженные в учении австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Сторонники течения говорят о том, что в психике любого человека борются между собой сознательное и бессознательное начало. Сам основоположник этой теории утверждал, что любое действие индивида – это результат глубинных побуждений, которые не поддаются осмыслению.

Его метод основан на анализе человеческих сновидений, ассоциаций, оговорок и т.п. Фрейд был убежден, что причина той или иной поведенческой модели индивида находится в детстве человека, а основную роль в формировании личности играют сексуальные инстинкты личности и влечение к противоположному полу[4].

Сущность психоанализа

Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Основные идеи психоанализа

Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу[5].

 

 

Гештальтпсихология

 

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии. Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит. Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии. В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи. Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность. Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих. Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М. Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие.

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем[6]:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым[7].

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

– Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.

– Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.

– Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.

– Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).

– Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами) , либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

 

 

Гуманистическая психология

 

Гуманистическая психология – это одно из научных направлений психологии, которое активно развивается как за рубежом, так и в Российской Федерации. Его заметные представители – такие американские психологи Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Ролло Мэй.

 Рассматривает индивида, как определенную целостную систему, способную к самоактуализации. Особое место тут занимает теория личности знаменитого психолога Абрахама Маслоу. Он предлагал выстраивать человеческие потребности в особую пирамиду, в ее основании были низшие потребности индивидуума, а на ее вершине – высшие.

Предмет изучения. Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации»[8].

– Осуществление самого себя.

– Сознание собственного достоинства.

– Социальные потребности.

– Потребности в надежности.

– Этапы деградации личности.

– Поиск смысла жизни.

– Физиологические основные потребности.

– Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

1. человек целостен

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека

4. Человеческая жизнь - целостный процесс

5. Человек открыт к самореализации

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения[9].

Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х. гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип - необходимость анализа личности как целого (холизм)[10].

 

 

Бихевиоризм против когнитивной психологии

Бихевиоризм - это отрасль психологии, которая занимается действиями людей, основанных на внешних воздействиях на окружающую среду, тогда как когнитивная психология основана на психическом процессе мышления, который изменяет поведение человека. И бихевиоризм, и когнитивная психология - это две разные школы мышления в области психологии. Они оба имеют дело с поведением человека. Разница заключается в том, что, по их мнению, является причиной поведения.

Бихевиористы, то есть психологи, принадлежащие к школе бихевиоризма, считают, что на действия влияет внешняя среда. Иван Павлов добавил два метода кондиционирования поведения: классическое кондиционирование и оперантное кондиционирование. В классическом обучении человек / животное может обучаться или обустраиваться, чтобы действовать определенным образом посредством повторяющейся практики, которая является обусловливанием. Оперирование обусловливается частично основанием для поощрения желаемого поведения и отчасти наказания за поведение, которое необходимо обуздать. С другой стороны, когнитивная психология говорит, что действия основаны на умственных процессах рассуждения, логического мышления, памяти, мотивационных мыслей, позитивных и негативных мыслей и т. Д. Это очень важный аспект психологии, поскольку он отличает людей от животных. Эта отрасль психологии основана на интеллектуальных и логических рассуждениях, на которые способны только люди.

Давайте возьмем пример ученика, пытающегося научиться понимать разницу в подходах этих двух школ мысли. Согласно бихевиоризму, ученик учится в основном благодаря вознаграждениям, которые он получает от обучения, и наказанию, которое он получает, если обучение не соответствует действительности. Согласно когнитивной психологии, учащиеся учатся из-за своих мотивационных мыслей и внутреннего (умственного) процесса мышления, что побуждает их учиться, чтобы получить больше знаний[11].

Обе ветви внесли огромный вклад в область прикладной психологии. Бихевиоризм полезен в детоксикационных и реабилитационных центрах для алкогольной и наркотической зависимости. В случаях де-сенсибилизации к стимулам, которые провоцируют панические атаки, было установлено, что они очень полезны. Когнитивная психология используется для лечения депрессии, суицидальных тенденций, генерализованного тревожного расстройства и других психических расстройств.

Например, если человек с депрессией будет отклонен в интервью, его мысль будет заключаться в том, что он бесполезен и что он ничего не может сделать в жизни и что он является провалом во всех аспектах и т. д. Обычный человек с позитивное отношение в жизни будет думать, что интервьюер не уделял много внимания своим ответам или, может быть, они нашли кого-то лучше, чем его назначать, и т. д. Когнитивный психолог-терапевт поможет депрессивному человеку идентифицировать проблему в ситуации, логически направлять ход мыслей к целям, которые достижимы и улучшают мышление, чтобы иметь позитивный взгляд на жизнь. Он будет советовать пациенту, в основном, развивать более ясный мыслительный процесс и нарушать цепочку негативных мыслей. В случаях суицидальных пациентов терапевты помогают изменить отношение пациента, заставить их оценить хорошие вещи в жизни и попытаться вернуться к нормальной жизни. Вместо того, чтобы назначать антидепрессанты, когнитивная психология направлена на понимание проблемы и ее исправление. Это не обеспечивает просто симптоматическое облегчение, как это делают психиатры.

Таким образом, несмотря на то, что бихевиоризм и когнитивная психология очень различны, оба необходимы терапевтам, и оба они важны по-своему в зависимости от пациента и ситуации. Хотя бихевиоризм основывается на принципе, что внешняя среда и обстоятельства могут изменить поведение человека, когнитивная психология считает, что отношение, логика, рассуждение и мышление человека меняют поведение.

 


Заключение

 

Научная психология - система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, гештальтпсихология и Вюрцбургская школа, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина.

 


Список используемой литературы

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию-М.: «Москва», 2016- 400с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: «Питер», 2017- 512с.

3. Немов Р.С. Психология, книга 1.-М.: «Москва», 2015- 500с.

4. Куттер П. Современный психоанализ.- СПб.: «Б.С.К.»,2016 - 351с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: «Питер», 2015- 420с.

6. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.-М.: «Москва», 2017- 318с.

 


[1] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию-М.: «Москва», 2016- 400с.

[2] Немов Р.С. Психология, книга 1.-М.: «Москва», 2015- 500с.

[3] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию-М.: «Москва», 2016- 400с.

[4] Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.-М.: «Москва», 2017- 318с.

[5] Куттер П. Современный психоанализ.- СПб.: «Б.С.К.»,2016 - 351с.

[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: «Питер», 2015- 420с.

[7] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: «Питер», 2015- 420с.

[8] Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: «Питер», 2017- 512с.

[9] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: «Питер», 2015- 420с.

[10] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию-М.: «Москва», 2016- 400с.

[11] Немов Р.С. Психология, книга 1.-М.: «Москва», 2015- 500с.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 917; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!