Строение мажорной гаммы – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН

ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА: Тембром обладает и музыкальный инструмент, который есть у каждого из нас – это голос человека. Голоса певцов принято подразделять на четыре основные группы (снизу – вверх): бас, тенор, альт, сопрано. Существуют и некоторые разновидности, так, мужской голос выше баса, но ниже тенора называют баритоном, невысокий женский голос – меццо-сопрано, а самый низкий женский голос – контральто.

Сопрано

1. Высокий женский голос; объём: до первой — до третьей октавы, у колоратурного сопрано — выше. Ноты пишутся в скрипичном ключе. В зависимости от оттенков тембра сопрано подразделяются на колоратурное, лирическое, драматическое, а также смешанные категории — лирико-колоратурное и лирико-драматическое.

Колоратурное сопрано — разновидность женского голоса, отличающаяся наиболее высоким регистром — вплоть до звуков фа, фа-диез третьей октавы — и особенной подвижностью, отчего колоратурное сопрано часто приобретает инструментальный оттенок, приближаясь по характеру к флейте.

Меццо-сопрано — женский голос, средний по регистру между сопрано и контральто; употребительный диапазон — от ля малой октавы до ля второй октавы и шире; ноты пишутся в скрипичном ключе. В хоре называется альт.

Контральто — самый низкий женский голос, иначе — альт; употребительный диапазон — от соль малой октавы до соль второй октавы; реже — ниже. В хоре называется альт.

Альт

1. Низкий женский голос; то же, что контральто.

2. В хоре — то же, что контральто или меццо-сопрано.

3. Низкий детский голос; объём от ля малой октавы до ми второй октавы.

Дискант — высокий детский голос; объём: до первой октавы — соль второй октавы.

Тенор

1. Высокий мужской голос, получивший своё название от того, что в период господства церковной вокальной музыки (до 17 в.) и несколько позже исполнял в хоре главную мелодию (кантус фирмус), служившую основой для других голосов. Объём тенора — от до малой октавы до до второй октавы, изредка выше. Ноты пишутся в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания или (в партитуре) в теноровом ключе соответственно действительному звучанию.

Баритон

1. Мужской голос среднего между басом и тенором регистра; употребительный объём — от ля или си-бемоля большой октавы до соль или ля-бемоля первой октавы; ноты пишутся в басовом ключе.

Бас

1. Низкий мужской голос; объём — от фа большой октавы до фа первой октавы, с преобладанием и расширением у отдельных певцов нижней или верхней части этого объёма; ноты пишутся в басовом ключе.

2. Самый низкий голос в музыке многоголосного склада.

 

Музыка(от греч. «муза»)– искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека при помощи организованных звуков (по высоте, длительности, громкости и тембру).

Составные компоненты музыки, благодаря которым она выражает определённый строй эмоций, сюжетов, идей, называют элементами музыкальной речи (ЭМР).

К ЭМР относятся:

  1. Мелодия(от греч. «песня, напев») – музыкальная мысль, выраженная, в основном, одноголосно.1Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная. Различают два типа мелодии: кантилена(от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив(от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи. Различают также мелодии широкого диапазонаи узкого диапазона(звуковой объем голоса или инструмента – интервал между самым низким и самым высоким звуком).

Большое значение для выразительности мелодии имеет её направление. Восходящее движение мелодии обычно связано с усилением напряжения, а нисходящее– с расслаблением (влияние закономерностей дыхания и особенностей работы голосовых связок). Но иногда, добиваясь особенного эффекта, композиторы используют, например, нисходящее движение для усиления тревоги, напряжения и наоборот. Чаще мелодия движется волнообразно: широкие ходы вверх заполняет плавное поступенное движение вниз и т.п.

Типы развития мелодии:

  1. Секвенция – это перемещение какого-либо мелодического оборота в восходящем или нисходящем направлении.
  2. Вариантность – прием развития темы, при котором происходит видоизменение мелодии или ее сопровождения.
  3. Повторность.

 

  1. Фактура (от лат.- «делание, обработка») – система организации мелодии и аккомпанемента (технический склад, строение музыкальной ткани). Различают 3 типа фактуры:1.Гомофонно-гармоническая (наиболее популярная, это мелодия и аккомпанемент; известна с 18 века); 2.Полифоническая (подразумевает несколько ведущих мелодических линий, нет разделения на мелодию и аккомпанемент; известна примерно с 15 века); 3. Смешанная(сочетание обоих типов фактуры); аккордовая (музыкальная ткань, состоящая из аккордов, где в роли мелодического выступает верхний голос аккорда).
  2. Аккомпанемент (от франц.) – сопровождение мелодии. Разделение музыкальной ткани на мелодию и аккомпанемент свойственно гомофонно-гармоническойфактуре, в отличие от одноголосной, аккордовой или полифонической. Аккомпанемент служит гармонической опорой мелодии( гармонияот греч. «стройность, соразмерность» – согласованная последовательность функции различных тональностей ). Различают два типа изложения аккомпанемента: 1.аккордовыйи 2.фигурированный. Фигурации,в свою очередь, бывают 3-х видов:
  • Гармонические (преобладание опоры на функции тональности — TSD);
  • Мелодические (мелодизированное или свободное изложение функций);
  • Смешанные (сочетание обоих типов фигураций);
  1. Лад(от греч. «согласие, стройность, порядок») – согласованность музыкальных звуков по высоте. В классической музыке чаще используются два основных лада – мажори минор.
  2. Тембр(от франц. «окраска») – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием. По тембру различаются и голоса в хоре(снизу — вверх):бас — тенор — альт — сопрано.
  1. Регистр (от лат. «список, перечень»)– участки диапазона различных музыкальных инструментов. Различают: низкий, среднийи высокийрегистры. Стоит отметить, что для каждого инструмента эти категории (высокий – средний – низкий) различны.Например, для флейты низким регистром считаются «ля» — «си» малой октавы, а для фагота это уже почти высокий регистр (предел звучания фагота – ми второй октавы).
  2. Динамика (от греч. «сила») – громкость звучания. Для обозначения динамики используются итальянские термины.
  3. Темп(от лат. «время») — скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые, умеренныеи медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.
  4. Штрих(от нем. «черта, линия») – выразительный элемент, способ исполнения. Так же обозначается итальянскими терминами.2
  5. Метр(от греч. «мера») – равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр и ритм указывают на очень давнюю связь музыки со стихом и телодвижением (что можно проследить на примере множества стихов, имеющих определённые стихотворные метры – ямб, дактиль, анапест и т.п.).Главные характеристики метра: чётный (2-х, 4-х, 6-и дольный) и нечётный (3-х, 5-и, 7-ми дольный), Метр определяется при помощи тактирования (услышать доли, выделить среди них главную и посчитать сильную и все слабые доли).
  6. Ритм (от греч. «теку») – чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок.Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой.По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы (мазурку, вальс и др.), марш и т.д.Главные характеристики ритма:ровный, неровный (синкопы, триоли, паузы, пунктирный ритм).

Каждый отдельно взятый ЭМР влияет на характер создаваемого образа. Поэтому композиторы всегда вдумчиво относятся к выбору составляющих компонентов для выражения определённых мыслей и чувств.

 

Музыкальная форма – это особенности построения музыкального произведения. (определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.)

Музыкальная мысль, выраженная одноголосно — МЕЛОДИЯ

 Соотношение и чередование длительностей — РИТМ

 Скорость исполнения музыкального произведения — ТЕМП

Окраска звука, присущая каждому голосу или музыкальному инструменту —ТЕМБР

Сила звука, громкость исполнения, оттенки —ДИНАМИКА

 Способы извлечения звука —ШТРИХИ

Согласованность звуков по высоте —ЛАД

Часть звукоряда, имеющая определённую окраску —РЕГИСТР

Последовательность аккордов, их сочетание между собой и с мелодией —ГАРМОНИЯ

Звуковой объём какого-либо голоса или музыкального инструмента —ДИАПАЗОН

М. И. Глинка ГОВОРИЛ про мелодию :«Мелодия – это душа музыки».

 

СОЛЬФЕДЖИО

Таблица длительностей звуков

 

 

Ритм – это чередование различных длительностей.

В музыке размер – это чередование сильной и слабой доли.

В нотной записи размер обозначается двумя цифрами и пишется на нотном стане после скрипичного ключа. Верхняя цифра – это количество долей в такте, то есть до скольки считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Нижняя цифра обозначает длительность одной доли, то есть какими нотами нам надо считать (четвертными, восьмыми и т.д.).

Размер бывает двухдольный, трехдольный и четырехдольный.

Размер 2/4 – это такой размер, в котором две доли: одна сильная и одна слабая и каждая равняется одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два – и.

Размер ¾ - в нем три доли: одна сильная и две слабые и каждая доля равна одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два –и, три – и.

Размер 4/4 – в нем четыре доли и длительность каждой доли равна одной четвертной доле. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой и на третьей доле. Первая доля называется сильной, а третья – относительно сильной (чуть слабее сильной). И две слабые доли – вторая и четвертая. Счет ведется – раз – и, два – и, три – и, четыре – и.

Чтобы размер, проставленный на нотоносце, был понятен, музыка делится на такты, которые отделяются друг от друга тактовой чертой.

Такт – отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. Или расстояние от одной тактовой черты до другой.

Метр – это равномерное чередование долей: сильной(раз) и слабой (два, три…). Или метр – это ровные шаги музыки.

В музыке размер – это чередование сильной и слабой доли.

В нотной записи размер обозначается двумя цифрами и пишется на нотном стане после скрипичного ключа. Верхняя цифра – это количество долей в такте, то есть до скольки считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Нижняя цифра обозначает длительность одной доли, то есть какими нотами нам надо считать (четвертными, восьмыми и т.д.).

Размер бывает двухдольный, трехдольный и четырехдольный.

Размер 2/4 – это такой размер, в котором две доли: одна сильная и одна слабая и каждая равняется одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два – и.

Размер ¾ - в нем три доли: одна сильная и две слабые и каждая доля равна одной четвертной ноте. Счет ведется – раз – и, два –и, три – и.

Размер 4/4 – в нем четыре доли и длительность каждой доли равна одной четвертной доле. Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой и на третьей доле. Первая доля называется сильной, а третья – относительно сильной (чуть слабее сильной). И две слабые доли – вторая и четвертая. Счет ведется – раз – и, два – и, три – и, четыре – и.

Чтобы размер, проставленный на нотоносце, был понятен, музыка делится на такты, которые отделяются друг от друга тактовой чертой.

Такт – отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли. Или расстояние от одной тактовой черты до другой.

Метр – это равномерное чередование долей: сильной(раз) и слабой (два, три…). Или метр – это ровные шаги музыки.

Правописание нотных штилей

Нота – это знак, которым обозначаются звуки. Нота состоит из кружочка и палочки – штиля. Штиль может писаться – вверх, с правой стороны от ноты и вниз, с левой стороны от ноты.

От средней линейки штили пишутся вверх и вниз. Вверх – если нота лежит ниже средней линейки. Вниз – если выше средней линейки. На средней линейке ноты можно писать штилями вверх и вниз.

В нотах, соединенных ребром, направление штилей определяется тем, каких нот больше: требующих штилей вверх или требующих штилей вниз. При равном их количестве – направлением штиля первой ноты.

 

Правописание нотных штилей

Нота – это знак, которым обозначаются звуки. Нота состоит из кружочка и палочки – штиля. Штиль может писаться – вверх, с правой стороны от ноты и вниз, с левой стороны от ноты.

От средней линейки штили пишутся вверх и вниз. Вверх – если нота лежит ниже средней линейки. Вниз – если выше средней линейки. На средней линейке ноты можно писать штилями вверх и вниз.

В нотах, соединенных ребром, направление штилей определяется тем, каких нот больше: требующих штилей вверх или требующих штилей вниз. При равном их количестве – направлением штиля первой ноты.

 

Гамма – это ряд звуков по порядку от тоники до тоники.

Каждый звук гаммы – называется ступенью. В гамме семь ступеней, а восьмая повторяет первую. Ступени обозначаются римскими цифрами.

Тоника – это первая ступень гаммы.

В гамме есть устойчивые и неустойчивые ступени.

 

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию.

Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться.

 Они стремятся перейти в устойчивые.

 

Все неустойчивые ступени тяготеют в устойчивые:

II в I,    IV в III , VI в   V, VII в I.

 

Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

Вводные звуки – это звуки, которые окружают тонику, её соседи сверху и снизу – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.

Опевание - это окружение устойчивой ступени соседними неустойчивыми.

 I ступень окружают – VII и II;

 III ступень окружают – II и IV;

V ступень окружают – IV и VI

 

Тетрахорд - четыре звука по порядку. Гамма делится на два тетрахорда: нижний

и верхний.

Например, в гамме до мажор – звуки ДО, РЕ, МИ, ФА – это нижний тетрахорд,

А звуки – СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО – это верхний тетрахорд.

Лад – это мир, порядок, согласие, дружба. А в музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков. Звуки в музыкальных произведениях находятся в согласии, они «ладят» друг с другом.

Любое музыкальное произведение имеет свой определенный лад. Лад бывает: МАЖОРНЫМ и МИНОРНЫМ.

Характер мажорного лада – бодрый, жизнерадостный, светлый.

Характер минорного лада – печальный, грустный, мрачный.

Строение мажорной гаммы – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН

 

ПОЛУТОН – самое близкое по высоте расстояние между двумя соседними звуками.

 

ТОН – самое большое расстояние между двумя соседними звуками-клавишами.

 

Два полутона образуют один тон.

 

 

Альтерация – это изменение звука. А как же можно изменить звуки – их можно повысить или понизить. Для этого используют специальные знаки альтерации.

Диез, знак повышения звука на полтона.

Бемоль, знак понижения звука на полтона.

 

 

Ключевые знаки это диезы и бемоли, которые пишутся возле

ключа и действуют на ноту на протяжении всего произведения.

 

 

Главные ступени лада :

I ступень - ТОНИКА

IV ступень – СУБДОМИНАНТА

V ступень – ДОМИНАНТА

Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.

Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.

Тоническое трезвучие Т53 - строится на I ступени.

Субдоминантовое трезвучие S53 - строится на IV ступени.

Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

 

Звуки могут быть громкими, тихими и средней силы. Это различное звучание называется в музыке динамическими оттенками.

Динамика – различная степень громкости, ила звучания.

рр (меццо пиано) - очень тихо

р (пиано) - тихо

тр (меццо пиано) - не очень тихо

mf (меццо форте) - не очень громко

f (форте) - громко

ff (фортиссимо) - очень громко

В музыке часто используются уменьшение или усиление громкости звучания. Для этого используют специальные значки.

Ослабление звучности от форте до пиано называется словом ДИМИНУЭНДО и обозначается знаком

 

 

 

Усиление звука от пиано до форте называется словом КРЕЩЕНДО и обозначается знаком

В музыке есть также знаки, обозначающие связное (плавное) и прерывистое исполнение звуков:

ЛЕГАТО – связное исполнение (обозначается в нотах – лигой – дугой).

 

СТАККАТО – прерывистое исполнение (обозначается в нотах точкой над или под нотой).

 

Темп - скорость звучания музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.

 

Транспонированне или транспозиция - это перенос мелодии в другую тональность.

Реприза – это знак повторения в музыке. Повторяться может всямелодия или ее часть.

Знак репризы:

 

Интервал – это созвучие из двух звуков или расстояние между двумя звуками.

Все интервалы делятся на мелодические и гармонические.

Мелодические интервалы – в котором два звука звучат по-очереди, один за другим.

Гармонические интервалы – в котором два звука звучат одновременно.

 

По характеру звучания все интервалы делятся на консонансы и диссонансы.

Консонанс – это благозвучные интервалы, мягкие по звучанию. Их два вида. Совершенные консонансы – это чистые интервалы – прима, кварта, квинта, октава.

Несовершенные консонансы – терция, секста.

 

Диссонанс –это интервалы резкие по звучанию. К ним относятся – секунды и септимы.

Каждый интервал содержит в себе определенное количество ступеней и имеет свое название.

Тритоны – это интервалы, содержащие в себе три тона. К ним относятся – увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5).

Ув.4 разрешается в сексту, а ум.5 разрешается в терцию.

                                    МАЖОР                                                         МИНОР

                 Натур.             Гармонич.                                Натур.       Гармонич.

                     IV                  VI пониж.           УВ. 4          VI                  IV

 

                   VII                             II                      УМ.5         II                    VII повыш.       

 

Аккорд – это созвучие из трех и более звуков.

Существуют аккорды из трех звуков: трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Секстаккорд – это первое обращение трезвучия. ОН состоит из терции и кварты.

Квартсекстаккорд – это второе обращение трезвучия. Он состоит из кварты и терции.

Т3/5 – тоническое трезвучие имеет два обращения: Т6 – тонический секстаккорд и

                                                                                               Т 4/6 – тонический квартсекстаккорд   

S 3/5 – субдоминантовое трезвучие имеет два обращения: S 6 – cубдоминантовый секстаккорд,

                                                                                           S 4/6 – субдоминантовый квартсекстаккорд.

D 3/5 – доминантовое трезвучие имеет два обращения: D 6 - доминантовый секстаккорд и

                                                                                               D 4/6 – доминантовый квартсектсаккорд.

Обращение интервала или аккорда – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!