Сергей Владимирович, я думаю, читатели уже обратили внимание на Ваше неравнодушное отношение к личности Иоанна Грозного. Вы могли бы пояснить свою позицию?



Почитание святых, помимо всего прочего, подразумевает наше желание подражать тем подвигам, которые они совершали, а так же приобщиться духовно той благодати, которую они стяжали при жизни.

Но ведь царь Иоанн Грозный не причислен к лику святых Русской Православной Церковью?

О его общецерковном почитании как святого речь и не идет. Это не означает, что у нас нет права келейно почитать его как святого. Преподобный Серафим был прославлен Церковью в 1903 году. Но все, кто знал батюшку, почитали его как святого и до его канонизации, и никого это не возмущало. И своих родителей мы любим, независимо от того, как к ним относятся другие. Не «канонизирована» и Земля Русская, на которой совершалось и немало беззаконного, но для нас, русских, она святая, и мы любим ее сыновней любовью...

Личность царя Иоанна Васильевича Грозного, по моему убеждению, может служить лакмусовой бумажкой нашей русскости.

 

Но Вам должно быть известно отрицательное отношение к Иоанну Грозному патриарха Алексия II?

Да, известно. Я присутствовал на том самом московском епархиальном собрании, когда Святейший публично озвучил свое мнение о царе Иоанне Грозном.

Мы благодарны Святейшему Патриарху Алексию II за его твердую позицию по екатеринбургским лже-останкам. Он, как и все православные, однозначно отрицал их принадлежность царственным мученикам. Однако его мнение о первом русском царе, помазаннике Божием - совершенно ошибочно. «Всякий человек может ошибаться, - говорил известный одесский старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), - и патриарх может иметь ошибки».

 

А какие тогда у Вас аргументы к почитанию Иоанна Грозного?

Аргументов более, чем достаточно. Во-первых, помимо патриаршего, есть, или вернее, было очень положительное отношение к царю Иоанну Грозному старца Николая Гурьянова и митрополита Иоанна (Снычева), которые относились к нему как к местночтимому московскому святому. Я думаю, никто не посмеет отказать им в искренней любви к России, к русскому народу и в преданности святому Православию. Митрополит Иоанн, кроме того, имел историческое образование, имел степень доктора церковной истории, и, насколько мне известно, в Санкт-Петербурге уже идет работа по подготовке материалов к его канонизации. Ну, а в святости отца Николая Гурьянова вряд ли кто сомневается. Батюшка глубоко почитал царя-мученика Николая II и царя Иоанна Грозного и говорил своим духовным чадам: «Если услышите, что кто-то хулит царя Иоанна, сразу просите Господа, чтобы Он простил этого человека. Он ведь может умереть без покаяния!» Батюшка справедливо полагал, что хула на богопомазанника - это хула на Духа Святого, грех, который не может быть уврачеван и мучениями, если не было в нем раскаяния. «Царю Иоанну не нужно оправдываться, - говорил батюшка, - он хранил Господом врученное ему царство и Церковь от врагов и ересей, он был первовенчанным царем, собравшим воедино Святую Русь...Это был высокой жизни и святости царь».

И что, Вы мне посоветуете, - пренебречь этим отношением святых и глубоко любимых мною людей?

Во-вторых, у нас есть и другое, документальное свидетельство еще одного православного подвижника - протоиерея Валентина Амфитеатрова, которого считает святым известный московский проповедник отец Димитрий Смирнов. Отец Валентин был настоятелем кремлевского Архангельского собора, где в алтарной части пребывают мощи царя Иоанна. В течение нескольких лет отец Валентин собирал и тщательно записывал в особую книгу все случаи чудесной помощи, которую посылал нуждающимся Господь по молитвам к царю Иоанну Грозному, которые возносились у его гробницы. В начале XX века эту книгу отец настоятель показал государю Николаю II, и тот, ознакомившись с нею, отдал монаршее распоряжение подготовить материалы к общецерковному прославлению царя Иоанна Грозного. Известно, что особым почитанием первого русского царя отличалась и государыня Александра Федоровна.

Зная об отношении к царю Иоанну святых царственных мучеников, глубоко почитаемых в народе русских старцев, - как можно было принять противоположную точку зрения иных несвятых и никем не почитаемых людей среди современников, большинство которых, как правило, заражено духом либерализма, особенно популярного в московской «православной» среде?

Взойдя на великокняжеский престол, юный князь столкнулся с огромной тяжести скорбными обстоятельствами. Десятилетиями на Русь делали набеги крымские и казанские ханы, уводя в плен до 20 тысяч славян ежегодно. Особенно ценились молодые женщины, которых продавали в гаремы, а также дети, мальчики и девочки, специально для которых в огромных количествах брались в походы плетеные корзины для перевозки. Казань была главным рынком работорговли, откуда невольников через Феодосию продавали в Средиземноморье и Малую Азию. В «Казанском летописце» можно прочесть, как казанцы «приводяще к себе Русь пленную, яко скот, толпами привязанных держаху и на торгу продаваху иноязычным купцам». Завоевав Казань, юный царь освободил из адской неволи до 100 тысяч русских пленников и положил конец самому выгодному в те времена рабовладельческому «бизнесу», который контролировали в ту пору, по преимуществу, радхониты - странствующие еврейские купцы. Впоследствии царь Иоанн категорически запретил «иноязычным купцам» даже временное пребывание в границах Московского царства. А на упреки по этому поводу указывал на «лихие дела от жидов» и «как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья в наше государство привозили и многие пакости людям нашим делали...»

Ничего не напоминают и ни о чем не говорят Вам эти слова царя Иоанна?..

Он дал свободу, сохранил жизнь, уберег от насильственного обращения в Ислам десятки тысяч русских людей, грозной царской властью оградил их от растления и лихих дел иноверцев внутри своего царства, желая, «чтобы в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущения...», за что и был причислен к врагам иудейского народа.

Таковы упрямые исторические факты, а не их лживое истолкование историками, профессию которых не случайно причисляют к одной из самых древнейших профессий...

И, наконец, еще один важный факт правления Иоанна Грозного.

В 1572 году в знаменитой битве при Молодях, что около 50 км южнее Москвы, царские войска, будучи в многократном меньшинстве, наголову разбили 120-ти тысячную армию крымского хана Дивлет-Гирея и окончательно положили конец золотоордынскому игу на Руси. Это при том, что всего лишь за год до этого, в мае 1571 года, хан одержал победу над русскими, сжег почти всю Москву, разорил многие русские города и с огромным пленом ушел в Крым. Так неоднократно случалось в русской истории, когда народ и цари опирались на помощь Божию...

В-третьих, царь Иоанн Васильевич не допустил Церкви Русской и малейшего сближения с еретической католической Церковью, категорически отверг все предложения римского папы о сотрудничестве, сохранив Православие в надлежащей чистоте и силе.

В-четвертых, он, как благочестивейший отец, дал нашей Церкви и личный плод - два его сына, блаженный царь Федор Иоаннович и благоверный мученик царевич Димитрий, причислены к лику русских святых. А не по плодам ли познается и древо?..

Имеющий уши да слышит, а имеющий ум и очи сердечные - отвергнет ложь и клевету на местночтимого московского святого царя Иоанна, на долю которого выпал самый тяжелый мученический крест «умирания во все дни» ради «тишины без всякого смущения» в народе русском....

Сергей Владимирович, не кажется ли Вам, что мы как-то позабыли, что «Славянка» - это православный женский журнал? Что бы Вы сказали в адрес наших жен?

Лет, может быть, десять назад, помню, пришел я в один из летних праздников на раннюю службу в храм святителя Николая в Хамовниках. Народу было очень мало, в основном старушки и женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Исповедовал знакомый батюшка, он выдернул меня первым из толпы, стоявшей на отдалении от него. Поисповедавшись, я обернулся на женщин и старушек и вдруг увидел в лицах, обращенных в нашу сторону, не жен, а воинов - столько было духовной силы и крепкой веры в их глазах. И как были прекрасны и совершенно лишены всяких признаков возраста их православные лица! Вот оно, наше православное воинство, духовная сила земной Церкви, ее ратники и молитвенницы: наши жены, матери, бабушки!

Невозможно переоценить роль женщины в Церкви, в семье, в обществе. Я уже говорил когда-то, что именно благодаря осознанию этой роли и значения женского служения в нашей жизни, мы взялись за издание «Славянки».

Сегодня эта роль еще более усилилась, так как усилилось давление со стороны колониального чиновничества на семью, школы, вузы. Известное выражение «хочешь победить врага - воспитай его детей» - сегодня стремительно воплощается в жизнь. И именно те, кому безразлична судьба наших детей, по подсказке пресловутых «западных партнеров» безпардонно вмешиваются в их воспитание уже с самого детского сада. А ведь от того, как воспитаем мы своих детей, будет зависеть то, какое у нас будет будущее.

«Дело воспитания детей - самое святое из всех дел», - писал святитель Феофан Затворник. Вот что нам надо уразуметь всем и положить на душу. Самое святое! Помимо талантов, которыми Господь одарил каждого человека, Он дает нам «в приложение» детей, за которых Бог спросит с такой же строгостью, как и за использование дарованных нам талантов.

Не отдавайте самое дорогое, что дает вам Бог, на откуп чужим людям. Очень скоро пролетит время, и вы поймете, что ваша любовь к ним, и любовь ваших детей к Вам - ни с чем не сравнимое сокровище. Не дайте возможности воспитать их в чуждых нам антихристианских традициях. С младых лет воспитывайте их в страхе Божием, чтобы взрастить в них крепость духа, способного принять на себя тяжесть величайшей Христовой заповеди: «Да любите друг друга». Всегда помните наставления святителя Феофана о том, что «большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам... также и дома - ...частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном ...вообще - все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».

...Да, нас побеждают, но мы непобедимы, когда с нами Бог!

Всех духовных благ и помощи Божией нашим самым прекрасным в мире православным женам!

Беседовала Вера Первова

Православный женский журнал «Славянка», №6(78), ноябрь-декабрь 2018 г.

Примечание:

Документальным свидетельством монашеского почитания как местночтимого святого служит запись в святцах Коряжемского монастыря за 1621 год от 10 июня по ст. ст.: «... обретение святого телеси великомученика царя Ивана».

 

                    

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!