Малахия Мартин: двойной агент?



Дома из песка: в защиту о. Малахии Мартина

Наш Господь повелел своим последователям строить дом на скале, а не на песке. Что общего у этого предупреждения и Малахии Мартина? Чтобы ответить на этот вопрос нужно, прежде всего, рассмотреть последний этап его жизни. В 1960-х годах, покинув Рим и обосновавшись в Нью-Йорке, Малахия Мартин начал работать в области коммуникации. Написал много книг и статей и принимал активное участие в медиапроектах, давая интервью и отвечая на вопросы в прямом эфире.

Трудности о. Мартину доставляли два фактора. Первый – главный тезис о. Мартина состоял в том, что Церковь проходит период важнейшего кризиса и, по словам папы Павла VI, саморазрушения. Этот тезис противоречил официальной линии, проводившейся в Церкви либеральной фракцией, согласно которой после II Ватиканского собора Церковь призывала ко второй Пятидесятнице, к этапу великого обновления. Второй фактор – свидетельство Малахии Мартина было созвучно с общественными настроениями. Продажи его книг и аудиозаписей пользовались феноменальным успехом. Его пришедшаяся по вкусу публичность в соединении с фактом, отрицаемым партийной линией либерального истеблишмента Церкви, принесли ему враждебность либералов.

Не удивительно, что либералам не понравилось свидетельство Малахии Мартина. Но проблемой для них стало то, что им было трудно опровергнуть его тезисы, которые подтверждались фактами. Все статистические показатели, касающиеся жизнедеятельности Церкви, например, запись в семинарии и посещаемость богослужений, имели острую тенденцию к понижению. И эти статистические данные, которые указывали на упадок, не брали во внимание качественные факторы, такие как утрата веры и распространение ересей среди духовенства. Либералы и умеренные консерваторы пытались опровергнуть тезисы Мартина, но поскольку его выводы опирались на скалу действительности, эти попытки не имели большого успеха в уменьшении популярности о. Мартина.

Силясь ослабить эффективность свидетельств Мартина, его оппоненты применили то, что называется атаками “ad hominem”, или атаками на человека. По правде говоря, это была единственная действенная стратегия, которую могли применить оппоненты Мартина. Данная статья сосредоточена на этих попытках уничтожения его личности.

Отказ священства о. Мартина

Чертой персональных нападок на о. Мартина является то, что они выстроены на песке, в том смысле, что они постоянно меняются. Сначала многие нападки сконцентрировались на сомнении в его статусе священника. Ходили слухи, что Мартин отказался от священства и женился. Часто утверждалось, что Мартин уже не имел способности действовать как священник. Эффективность этих нападок была уничтожена после смерти о. Мартина, когда о. Винцент О’Кеефи, бывший генеральный викариус ордена иезуитов, заявил, что о. Мартин получил освобождение от обетов бедности и послушания, но не чистоты. Он подтвердил, что о. Мартин оставался действующим священником всю свою жизнь и никогда не был женат. О. О’Кеефи был генеральным викариусом, когда о. Мартин ушел из ордена иезуитов. О. Мартин покинул иезуитов, но не священство. Был обособлен, но не стал светским человеком. Далее служил мессу отдельно. Информация, полученная от о. О’Кеефи, точно совпадает с тем, что говорил мне о. Мартин в интервью.

Обвинения Роберта Кайсера

Нападки на о. Мартина не прекратились и после официального подтверждения того, что он никогда не отказывался от священства. С этого времени они обращались вокруг упреков в том, что о. Мартин имел связи с женщинами. Это, между прочим, одна из старейших нападок, какие применяются. Св. Афанасий, защитник православия во времена арианской ереси, обвинялся в связях с женщинами. Св. Герарда Майеллу также в этом оклеветали.

Медиа время от времени сообщали, что о. Мартин проживал с «подругой жизни». Этой подругой была его экономка, пожилая гречанка Какия Ливанос. Она готовила ему еду и занималась всеми теми вещами, которыми обычно занимаются экономки. Это очень распространенная практика, когда у католических священников есть экономки, поэтому в этой ситуации нет ничего необычного. Когда о. Мартин переселился в Нью-Йорк, кардинал посоветовал ему найти жилище и семью. О. Мартин принял это во внимание и поселился в семье Ливанос. Сначала это была так называемая нуклеарная семья, состоявшая из матери, отца и проживающих в доме детей. Но по прошествии десятков лет количество людей в этом хозяйстве уменьшалось, и, в конце концов, осталась только Какия Ливанос.

Роберт Кайсер, либеральный журналист, написал книгу «Клерикальная ошибка», в которой утверждает, что Малахия Мартин имел аферу с его женой во время II Ватиканского собора. Книга вышла в 2002 г., т.е. по прошествии времени после смерти Малахии Мартина. Если эти обвинения были правдой, тогда почему Кайсер так долго медлил с написанием своей книги? Почему он ждал до смерти Мартина, когда тот уже не мог защититься? Дождаться смерти Мартина, чтобы затем выйти со своими обвинениями, - это небывалая трусость.

Важным фактором представляется то, что Кайсер не выглядит как достоверный источник информации. О нем говорят, как о журналисте, не способном отделять фантазии от действительности. В книге «Одинокий город» Anne Roche Muggeridge пишет, что его характеристика кардиналов Оттавианего и Беа была лживой. Она пишет: «Рекомендую Кайсера всякому, планирующему работу ревизионистского историка». Как многие либеральные журналисты, Кайсер имел большие проблемы с правдой.

Малахию Мартина много раз обвиняли в связях с женщинами, но все обвинения имеют одну общую черту – они построены на песке слухов, сплетен и недомолвок, а не на подаче доказанных фактов. Ни одно из этих обвинений не выдержало бы суда. И в нашей правовой системе обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Тяжесть доказывания лежит на обвиняющих, а не на обвиняемом. И до сих пор обвинители не привели ни одного доказательства.

Посмотрим на наихудший сценарий. Даже если бы одно из этих обвинений было правдой, то это не означало бы, что аргументы Мартина лживы. Это не означало бы того, что душа Мартина в аду. О. Мартин регулярно ходил к исповеди, и даже если бы он имел одну из приписываемых ему афер, то наверняка признался бы в ней и получил разрешение. В подтексте аргументации обвинителей о. Мартина содержится мысль о том, что если он имел связи с женщинами, то мы не должны слушать то, что он хотел до нас донести.

Малахия Мартин: двойной агент?

Некоторые традиционные католики не верят Малахии Мартину, говоря, что в 1960 – 1970 гг. он имел либеральные взгляды. Некоторые даже подозревают, что он был двойным агентом и членом какого-то темного еврейского заговора.

Более правдоподобным представляется то, что с возрастом Мартин стал более традиционным. Он и сам об этом говорил. Однажды он сказал мне с сожалением: «Бернард, видишь, с возрастом я стал намного большим националистом». И в этом нет ничего необычного. Многие либералы традиционного толка становились традиционалистами только после периода глубокого осмысления.

Уже покойный Хамиш Фрезер, главный в Approaches, традиционном журнале, издающемся в Шотландии, прежде был коммунистом. Даже наиболее влиятельный традиционный лидер, архиепископ Марсель Лефебр, подписал все, за исключением двух, документы II Ватиканского собора. Важно ли то, во что верил Малахия Мартин в 1960 – 1970 гг.? Бог судит души на основании того, где они окончили свой путь, а не где бывали. Согласно этой логике критиков о. Мартина, св. Павел никогда бы не должен был стать святым.

Возможно, Малахия Мартин попал в сферу либерализма во время Собора. Некоторые католики не верят ему из-за того, что он был ассистентом кардинала Беа, бывшего шефа Секретариата по делам Развития Единства Христиан. Однако в книге «Одинокий город» Anne Roche Muggeridge показывает, что кардинал Беа был ортодоксом. Он был поражен, когда узнал, что два либеральных теолога, Ханс Кунг и Эдвард Шиллебекс, использовали II Ватиканский собор для того, чтобы революционизировать веру и практику Церкви. Очевидно, что кардинал Беа имел либеральные тенденции, но почему мы должны полагать, что о. Мартин соглашался, даже тогда, со всеми мнениями своего шефа?

Что касается подозрений в том, что Мартин был двойным агентом и членом темного еврейского заговора, то нет никаких серьезных оснований для такого рода подозрений. О. Мартин придерживался доктрины, согласно которой, вне Церкви нет спасения, до такой степени, что даже поддерживал о. Леонарда Фенейа. О. Мартин критиковал политику экуменизма по отношению к иудейской религии, которую проводил Иоанн Павел II. В книгах «Дом, унесенный ветром» и «Одинокий виноградник» он раскритиковал подход папы к организации концерта, увековечивающего холокост. Он поддерживал традиционное положение Церкви о необходимости для евреев обращения и принятия Иисуса Христа как Мессии.

В данной статье разбирается большинство постоянно цитируемых обвинений против о. Мартина и подозрений в отношении него. Их общей чертой является недостаток содержания. Опираясь на сплетни и слухи, а не на достоверные факты, они представляют собой дома, построенные на песке. Далее мы убедимся в том, что труд самого о. Мартина имеет под собой мощный фундамент.

Плоды труда Малахии Мартина

Помимо того, что о. Мартин был вызывающим споры успешным автором, не секрет, что он навлекал на себя нападки. Как однажды он мне сказал: «Если тебя не критикуют, значит, ты не говоришь ничего, заслуживающего внимания». В конце концов, его нужно оценивать по его работе. «По плодам их познаете» (Мт. 7:16).

Результатом выпуска книг и аудиопередач о. Мартина было сохранение веры в душах большого числа людей. В наших архивах содержится множество свидетельств тех, кто нам писал, подтверждающих, что слова о. Мартина очень им помогли. Некоторые души, которые перестали практиковать веру, о. Мартин призвал вернуться в Церковь. Другие, доверие которых к католической религии было подорвано кризисом в Церкви и проступками духовенства, обрели силы, чтобы не отступать во время, быть может, самого тяжелого кризиса в истории католицизма. Они убедились, что, благодаря пониманию ситуации в Церкви, могут лучше с ней справиться.

О. Мартин вернул в традиционный католицизм очень много душ. Владелец передового католического интернет ресурса рассказал мне, что, благодаря о. Мартину, многие люди начали участвовать в традиционной латинской мессе. Вывод о том, что работа о. Мартина помогла вере многих католиков, опирается на правдивые доказательства, надежно укорененные на твердой скале действительности.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!