КАК ДОЛЖНА ВЕСТИ ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ ПРОПАГАНДУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ



 

Прежде всего избе-читальне надо позаботиться о выписке «Бедноты», популярной газеты, посвященной вопросам сельскохозяйственной жизни. Для этого нужно купить в ближайшем почтовом отделении переводный бланк, написать редакции свой адрес, сдать деньги по стоимости газеты в месяц, и через некоторое время газету тут же можно получать.

Конечно, нельзя рассчитывать, чтобы газета получалась регулярно, каждый день. На это могут рассчитывать лишь избы-читальни, расположенные вблизи городов и железнодорожных станций.

Пришедшие газеты должны быть занесены в особую книгу, где отмечается, как каждый номер был использован.

Если приходит сразу несколько газет, то заведующий должен просмотреть их и выбрать из них наиболее популярно и интересно написанную статью или две-три статьи на одну и ту же тему для чтения вслух и собеседования на тему о прочитанном. О пришедших газетах (то же надо сделать, когда приходят и новые брошюры или книги) и об имеющем быть чтении надо вывесить на улице на доске объявление, написанное крупными буквами.

Хорошо иметь при избе-читальне группу сорганизованной молодежи – лучше всего из комсомола, – которая берет на себя оповещение жителей; надо прежде всего оповестить учителя или учительницу, которые через учеников оповестят родителей их о том, что приобретены такие-то книги, тогда-то будет беседа-чтение. Затем надо оповестить сельский Совет и там на видном месте вывесить объявление. Наконец, молодежь проходит по улице, оповещая домохозяев, разделив между собой деревню на участки. Иногда надо оповестить соседние деревни.

Оповещение – дело очень важное, от него много зависит. Для комсомола это хорошая воспитательная работа.

Заведующий избой-читальней должен подготовиться к чтению. Внимательно прочесть статью; подчитать на затрагиваемую тему, если возможно что достать; поговорить с местным учителем, агрономом, если таковые имеются, вообще со сведущим человеком. Если заведующий сам затрудняется провести беседу-чтение, то он должен просить кого-нибудь, знающего дело.

Заведующий избой-читальней должен обдумать, какой лозунг вытекает из статьи, заготовить, опять-таки при помощи молодежи, этот лозунг, вывесить его перед началом чтения. Например: «Не поите коров ледяной водой», «Теплите хлева» и т. д. (Надо выбирать такие статьи для чтения, из которых вытекает именно какой-нибудь такой практический лозунг. Затем надо обдумать, по поводу каких пунктов статьи разгорятся, вероятно, прения и как их надо вести, обдумать, на что в статье надо обратить особое внимание, и т. д.)

Чрезвычайно полезно, чтобы из каждого чтения вытекало какое-нибудь практическое действие. Возьмем пример. Прочитана статья, что надо, чтобы хлева были теплые, чтобы в них были вентиляторы, чтобы скотину поить не ледяной водой, а тепловатой. Будет от этого сбережение корма и увеличение молока. И вот будет иметь чрезвычайно большое значение, если совет избы-читальни (где изба-читальня по месту расположения близко находится от участкового агронома) с местным агрономом предпримет такой опыт. Выберет два-три двора из участвующих в беседах, где таких условий не соблюдается. Две недели коров хозяева содержат в обычных условиях, но при строгом учете стравливаемого корма и удоев, чтобы расход и приход был ясен. Затем, через короткую передышку, тех же коров содержат две недели в тех же хлевах, но только утепленных и приспособленных к основным правилам ухода за животным. Ведется опять строгий учет расхода и прихода, который производится хозяевами коров. Итоги этих двухнедельников сравнивают, и разница бывает разительная.

После такого опыта необходимо результаты сообщать всему населению через сходы и убеждать крестьян ввести это новшество в свое хозяйство. Кто не в силах провести что-нибудь один – собираются группами, а маломощным помогают при помощи субботников.

По прочтении газета не выбрасывается. Прочитанная статья либо переписывается группой содействия в особую книгу, если газета пересылается в другую деревню, или в книгу наклеивается вырезка из газеты. Затем записывается, что было предпринято по прочтении статьи и какие дало результаты.

Иногда прочитанная статья глубоко заинтересует слушателей, и им захочется получить какие-нибудь добавочные сведения по тому же вопросу. Тогда надо написать в волостную библиотеку, чтобы выдали соответствующую книжку, послать письмо с оказией (попутчиком) и пославшему дать доверенность на получение из волостной библиотеки книги. С волостной библиотекой надо поддерживать постоянную связь, узнавать, не пришли ли какие новые книжки или брошюры по сельскому хозяйству, и раздобывать их. Самое лучшее было бы, если бы можно было наладить получение в избу-читальню передвижки по сельскому хозяйству, хотя бы из пяти-десяти книг или брошюр.

Наряду с чтением газеты надо организовать и чтение брошюр и книг. Небольшие и очень нужные брошюры просто можно читать вслух, как это делается с газетой, тоже широко оповещая о чтении. Что касается более толстых книг, то тут надо организовать дело так. При избе-читальне надо организовать кружок по чтению книг по сельскому хозяйству. Хорошо было бы, если бы такой кружок был даже не один, а было их два: один для более сильных, привыкших много читать, хорошо разбирающихся в читаемом; другой – из публики менее сильной. Впрочем, подбор кружка зависит от желания лиц. Иногда бывает полезен и смешанный кружок, где более сильные помогают более слабым.

Когда получается новая книжка, она сдается прежде всего в сельскохозяйственный кружок, а на доске вывешивается объявление, что такая-то книжка получена и сдана кружку для проработки.

Кружок должен книжку прочесть и потом сделать доклад на общем собрании. Изложить содержание книжки, рассказать, что в ней самое интересное, может быть, прочесть самые интересные места, отметить, что в книжке по мнению кружка приложимо к крестьянскому хозяйству.

Такие доклады на общих собраниях очень полезны для членов кружка и могут быть также интересны и для слушателей.

Если какая-нибудь книга очень заинтересовала слушателей и они пожелают ее иметь в избе-читальне, составляется постановление об ее приобретении и она покупается из фонда избы-читальни, если он у нее есть. А если нет, необходимо сделать складчину.

Когда изба-читальня завоюет себе симпатии населения и станет центром сельскохозяйственной пропаганды, полезно организовать такой фонд. Он может образовываться или из добровольных взносов, или от дохода с какого-нибудь кооперативного коллективного предприятия, например коллективно обрабатываемого огорода, поля и пр. На него покупаются книги, из него оплачиваются лекции, на него устраиваются выставки и пр.

Каждый расход должен вноситься в приходо-расходную книгу.

Книги надо стараться раздобыть и другими путями: например, доставать у местного агронома, в ближнем совхозе, в земотделе, в сельскохозяйственном техникуме, где таковой поблизости имеется, и т. п. Конечно, давать книги будут только тогда, если они будут возвращаться в сохранности. Поэтому получаемые книги должны тотчас же обертываться в бумагу и в них вкладываться карточки с правилами обращения с книгами. Такие карточки может заготовить кружок или члены комсомола. Эти же правила обращения с книгой должны висеть и в читальне.

Очень важно, чтобы при избе-читальне были всякие справочники: атлас, словарь иностранных слов, какая-нибудь «азбука сельского хозяйства», энциклопедия сельского хозяйства, журнал «Новая деревня» и другие пособия и справочники. Список пособий надо проработать и позаботиться об их доставлении в избы-читальни.

В уездном земотделе надо навести справки, какие в данном уезде или губернии имеются сельскохозяйственные опытные станции или хорошо поставленные совхозы, где есть что посмотреть и чему поучиться. Надо также узнать, есть ли в уездном городе, в губернском или вообще где поблизости сельскохозяйственный музей, сельскохозяйственная выставка, а также естественноисторический музей; собрать об опытных станциях, опытных полях, образцовых совхозах, музеях, сельскохозяйственных выставках подробные сведения, достать точные адреса; если есть, то какие-нибудь доклады об их работе. О всех этих учреждениях сделать доклад в избе-читальне, адреса вывесить на видном месте, доклады выложить на стол для чтения и советовать каждому, кто бывает поблизости этих учреждений, заходить туда, все осматривать внимательно и потом рассказать в избе-читальне о том, что удалось интересного увидеть. Надо завести переписку со всеми этими учреждениями, и, может быть, можно будет организовать в праздники или перерыв в работе экскурсии на опытное поле, в опытное хозяйство, на выставку; надо только вперед сговориться, чтобы там было лицо, которое может все объяснить как следует.

Такие экскурсии имеют большое значение. Ничто так не убеждает, как чужой пример, опыт. Увидев, как то или другое новшество проводится в жизнь, крестьянин и сам захочет сделать у себя то же самое.

При избе-читальне следует стараться устроить и свой музей и выставку. Для этого надо подробно обсудить план устройства, поделить между собой работу, выбрать ответственное лицо или выставочный комитет. Устройство такой выставки имеет громадное значение, и в процессе ее устройства посетителями избы-читальни приобретен был бы ряд очень ценных знаний. Можно учесть для такой выставки хозяйство местных крестьян, для чего произвести, может быть, статистическое обследование. Описать, может быть, лучше поставленное хозяйство. Выставить образцы лекарственных растений данной местности, вредителей, описать борьбу с ними и т. д. Но все это надо сначала подробно обсудить. Важно, чтобы не взяться за непосильную задачу и не бросать ее на полдороге. Тогда лучше не начинать, не браться за дело. При устройстве выставки полезно втянуть в это дело и школу – дети могут оказать большую помощь. Нужна помощь детей, нужна помощь учителя. Часто учитель является заведующим избой-читальней, и тогда на него ложится большая ответственная работа, которую он может выполнить, лишь все время учась сам. Или же учитель не является заведующим, заведующий другой, но и тогда надо учителя постараться вовлечь в работу избы-читальни, в которой он может быть очень полезен. Между избой-читальней и школой должен быть самый тесный союз.

Итак, чтение газеты «Беднота», чтение журналов и брошюр по сельскому хозяйству, чтение книг на ту же тему, доклады о прочитанном, ознакомление с работой ближайших опытных полей и станций, посещение их, посещение совхозов, сельскохозяйственных музеев и выставок, устройство своей выставки – вот та работа, которая ведется в избе-читальне в целях сельскохозяйственной пропаганды.

Следует также стараться 'наладить при избе-читальне лекции по сельскому хозяйству, недельные или двухнедельные сельскохозяйственные курсы, киносеанс с фильмами по сельскому хозяйству.

Лекции должны быть хорошо использованы. Надо заранее получить от лектора конспект лекции и предварительно подготовить посетителей к слушанию ее, провести беседу на эту тему, кое-что прочитать вслух – одним словом, пробудить внимание к вопросу, пробудить интерес, заставить работать в этом направлении мысль. Тогда лекция будет заслушана совсем иначе. О лекции слушателями должен быть потом составлен и записан отчет[14]. То же надо проделать и с курсами, чтобы плодами их могла воспользоваться вся деревня. Кинематографические демонстрации желательно сопровождать объяснениями.

Для оживления работы можно иногда инсценировать «суды», например «суд» над крестьянином, не желающим вводить у себя никаких новшеств и работающим по старинке, не желающим теплить хлев, пахать под зябь и пр.

Хорошо поставить какую-нибудь агитпьесу, если таковая будет. Конечно, самое лучшее было бы, если бы такая пьеса была составлена кем-либо из посетителей избы-читальни и коллективно проработана. Но на это вряд ли можно рассчитывать. Если бы эту работу проделал литературный кружок, это было бы очень большое достижение.

Легче составить какой-нибудь диалог и инсценировать его.

Следует также пробовать составить сообща какую-нибудь корреспонденцию или статейку по какому-нибудь сельскохозяйственному вопросу и послать в местную газету или в «Бедноту».

Так можно вести работу по сельскохозяйственной пропаганде в избе-читальне. Мы далеко не исчерпали всех форм работы, указав только на главное. Остальное дополнит местная инициатива.

Если бы удалось таким образом поставить работу, изба-читальня стала бы любимым детищем деревни. Тогда бы уж население, конечно, позаботилось и об отоплении и об освещении, нашло бы денег, чтобы выписать ту или иную книжку, оплатить лектора, путевые расходы ему и пр.

Самое важное, конечно, и при проведении сельскохозяйственной пропаганды соблюдать те методы подхода к делу, которые необходимо практиковать при любой работе, ведущейся в избе-читальне.

Необходимо прежде всего будить самодеятельность посетителей избы-читальни, вызывать их на беседу, на выступления, на доклады, на сообщения, рассказы, замечания, на участие в опытах, в практическом проведении того или иного предприятия в жизнь. Важно, чтобы никто не оставался пассивным свидетелем происходящего, чтобы каждый участвовал в общей работе, чтобы он сознал, что в общую работу и он внес свою долю, что тут и его капля меду есть. Это необходимое условие для того, чтобы изба-читальня посещалась. На первый раз для привлечения крестьян инициативной группе не следует останавливаться перед тем, чтобы беседы выносить на сборища у дворов.

Мы указали выше на несколько примеров такой самодеятельности посетителей: доклады о прочитанных книгах, рассказы о виденном, писание корреспонденции, статеек, устройство «судов», собирание материалов, оповещение, изготовление закладок, произведение опытов и т. д. и т. д. Надо, чтобы каждому находилась работа в меру его сил, работа по душе, работа добровольная, вызываемая интересом к делу. Без этого активного участия в работе всякая изба-читальня, всякий клуб будет мертвым делом.

Мы имеем много клубов, на которые была затрачена масса денег и которые по существу дела являются мертвыми учреждениями, каким-то проходным двором для их посетителей. Душа клубов, душа избы-читальни – это организация активной деятельности их посетителей, это дружная коллективная работа. Конечно, организовать такую работу не так-то легко. Тут надо уметь сначала расшевелить каждого, выявить его интерес, потом дать ему посильную работу, объединив с теми, у кого преобладает тот же интерес, но при этом дать не только инициативу, а предоставить ему самому наметить работу и выбрать товарищей. Самое важное, чтобы не приходилось никому делать работы, навязанной, неинтересной ему.

Как в промышленном предприятии суть дела заключается в том, чтобы правильно организовать труд: каждого поставить на соответствующее место, каждому дать посильную работу, с каждого получить максимум того, что он может дать, – так и перед организатором работы в избе-читальне стоит та же задача: правильно оценить силы каждого, каждому дать посильную работу, от каждого получить максимум того, что он может дать. Разница только та, что организация труда в промышленном предприятии зиждется – и долгое время еще будет зиждиться – на принуждении (выражающемся хотя бы в институте заработной платы, которая выдается лишь при условии выполнения известной работы), а организация труда в избе-читальне, в клубе должна строиться на особом выборе посетителей этих учреждений.

Конечно, кроме всего прочего, нужно со стороны организатора и знание самого дела, около которого он создает организацию. В данном случае от него требуется знание сельского хозяйства. Значит, заведующий избой-читальней должен иметь некоторые агрономические познания.

Строить себе иллюзии в этом отношении не приходится. Достаточно будет и того, если заведующий избой-читальней сам будет интересоваться этим делом и иметь представление, как надо этому делу учиться, и будет учиться вместе с теми, кого обслуживает изба-читальня.

Ему нужна помощь в этом деле. Откуда он ее может получить? Он может получить ее из центра в виде газеты, брошюры, книги, плаката, списка книг, инструкции, программы сельскохозяйственного кружка, кинематографа, картинки, модели и т. п.

Он может позаботиться о том, чтобы всемерно использовать полученное.

Он должен позаботиться о том, чтобы получить помощь от практиков, знающих сельское хозяйство. Поэтому одной из главнейших его обязанностей будет поддерживать постоянную связь с местным органом, с ближайшим союзом, с опытным полем или станцией, с уездным земотделом, с сельскохозяйственными школами и техникумами, с сельскохозяйственными музеями, с образцовыми хозяйствами в целях пропаганды, самой важной пропаганды – пропаганды делом.

Конечно, работа заведующего избой-читальней будет нелегка: «Беднота» будет доходить изредка, брошюры и книги трудно будет доставать, тем более лекторов, пособия, кинематографы; агрономы перегружены работой и потому будут невнимательны к запросам; некоторые совхозы, может быть, будут неохотно пускать осматривать свои хозяйства; то же – опытные поля и станции, которые не привыкли у нас в России заботиться о популяризации своей работы, достигнутых ими результатов, о втягивании в свою работу населения; сельскохозяйственные учебные заведения будут неохотно выходить из своей замкнутости; земотделы будут заняты организационной работой и будут мало интересоваться пропагандой сельскохозяйственных знаний, музеи бывают часто закрыты и убийственно мертвы...

Все так. Но надо поставить цель и к ней идти. Это, с одной стороны, с другой – надо развить сельскохозяйственную пропаганду по всей линии, втянуть в нее и агрономов, и опытные станции, и совхозы, надо оживить музеи, сорганизовать выставки и т. д. Все это должна уметь использовать изба-читальня, если она хочет занять почетное место в деле поднятия сельскохозяйственной культуры.

1922 г.

 

НАШИ ЗАДАЧИ

 

Создание библиотечной сети. Улучшение книжного состава библиотек. 'Работа с читателем

 

Недавно состоявшийся съезд по ликвидации неграмотности[15] постановил ликвидировать безграмотность среди населения РСФСР в возрасте от 18 до 35 лет к октябрю 1927 г., к Х-летию Октябрьской революции. Чтобы достигнуть этой цели, надо работать не покладая рук.

Новые миллионы читателей создадутся в процессе этой работы, многие миллионы мужчин и женщин, вооружившись знанием грамоты, жадно потянутся к книге...

Параллельно с ликвидацией безграмотности должна не менее энергично вестись другая работа – работа по расширению каналов, по которым должна доходить книга до массового читателя. Без этого три четверти работы по ликвидации безграмотности будет проделано впустую, добытое колоссальным трудом знание грамоты не откроет массам дверей знания, не приобщит их к сокровищнице человеческого опыта, грамота не даст им того, что могла бы дать.

Знание грамоты можно сравнить с ложкой. Ложкой удобно хлебать щи, но если щей нет, то, пожалуй, не к чему обзаводиться и ложкой.

Дело библиотеки поставлять миску со щами – сокровищницу знаний – владельцам ложек, людям, владеющим техникой чтения.

И ясное дело, такое ясное, как дважды два – четыре, – что надо, чтобы были библиотеки в каждой глухой деревушке, надо, чтобы книга была доступна каждому грамотному.

И если в области ликвидации безграмотности поставлена цель – к X годовщине Октябрьской революции ликвидировать безграмотность в стране, то в области библиотечного дела надо поставить себе целью создать кровеносную систему – библиотечную сеть, по артериям которой разносились бы кровяные шарики – книги – по всему организму, по всей стране.

Как. построить с наименьшей затратой сил и средств такую сеть, как заставить ее регулярно, систематически работать, – это надо тщательно обдумать.

Не раз отмечалось, что советский строй является самым демократическим строем, что Советская власть ближе к массам, чем какая бы то ни было другая власть в мире. Она – кость от кости и плоть от плоти этих масс. И потому, конечно, ни одна власть не заинтересована в такой степени в том, чтобы открыть массам доступ к знанию, к книге, как власть Советская. Дворянство, буржуазия не нуждались в общественных библиотеках, они заводили свои собственные библиотеки. Трудящиеся не могут закупать себе в собственность необходимые им книги, это им не по карману. Библиотека – общественное пользование книгой – для пролетария, для крестьянина во сто раз больше нужна, чем для дворянина либо буржуа; у рабочего и крестьянина тяга к знанию громадная, гораздо большая, чем была у помещиков и капиталистов. Необходимо создать мощную библиотечную сеть.

Однако это лишь часть задачи в области библиотечного дела. Щи щам – рознь. Надо варить их не из сена и трухи, а из достаточно питательных веществ, надо сделать варево удобоусвояемым, вкусным. Важно не просто расставить по полкам книги, надо расставить наилучшие, самые ценные, самые нужные книги, самые доступные, наиболее отвечающие на запросы читателя. Это – вторая задача. Надо создать не только достаточное количество правильно функционирующих библиотек, но библиотек соответствующего качественного состава. Эта задача не менее важная, хотя и менее поддающаяся учету, чем сторона количественная. Тут надо еще установить признаки того, что такое хорошая библиотека такого-то или такого-то типа. Эти признаки важно точно зафиксировать, так как они определят ясно цель, к которой надо стремиться в деле качественного повышения библиотеки.

Третья задача – это помочь читателю извлекать из книг все то, что они могут дать, научить читателя пользоваться книгой. Собственно говоря, это вовсе не задача библиотекаря. Научить читать – это дело школы. Школа должна научить ребенка пользоваться библиотекой, выбирать книги, составлять конспекты, делать выписки, наводить справки. Но у нас до сих пор школа этому учила плохо, очень плохо, даже вовсе не учила, – и дело школы падает на библиотеку. Библиотека должна учить читателя читать. Дело это нелегкое, "Требует большой квалификации со стороны библиотекаря. Но если библиотека хочет иметь читателя, она должна взять на себя и эту работу, работу трудную, к которой большинство библиотекарей не подготовлено совершенно. Где-нибудь в Швейцарии, где библиотечное дело поставлено блестяще (в любой глухой горной деревушке можно получить книгу из любой швейцарской библиотеки, получить бесплатно – пересылка библиотечных книг в Швейцарии бесплатна – и притом очень быстро), может быть, и можно библиотекарю не быть внешкольником, но в СССР в силу общей культурной отсталости страны на библиотекаря ложится самая разнообразная культурная работа с читателем и населением вообще. Поэтому наш библиотекарь должен быть и политически подготовленным, и широко образованным человеком, и опытным внешкольником, тогда только он окажется на высоте задачи. Перед подготовленным библиотекарем открывается безграничное поле деятельности; влияние на читателей он может получить самое широкое.

Вопросы о подготовке библиотекарей и о распределении книжных богатств – вопросы самые актуальные, злободневные.

1923 г.

 

ПОСЛАНЧЕСТВО

 

Я получила письмо и материалы от К. Ю. Геруца, организатора «института деревенских заграничников». В деле поднятия сельского хозяйства он, по его словам, является с 1905 г. проповедником посланческого (командировочного) метода и практически проводит его с 1908 г. Суть проповедуемого К. Ю. Геруцем метода заключается в том, что молодежь (крестьяне и крестьянки) командируются «на заграничную заработную трудовую практику», на практике изучают культурные способы ведения сельского хозяйства и сельских промыслов. Все дело строится на самоокупаемости. В Данию и Чехословакию посылка практически разрешена, с Америкой, Германией и другими странами ведутся переговоры. К. Ю. Геруц думает будущей весной двинуть за границу – в Чехию, Данию и (для наших мусульманок) в Боснию – несколько тысяч крестьянок.

Идея «посланчества» может иметь громадное будущее, она очень ценна.

Крестьянин, особенно наш российский, мыслит образами, он практик, а не теоретик, не умеет, не привык пользоваться книжкой для улучшения хозяйства, и потому, конечно, наглядное практическое знакомство с культурным хозяйством имеет для него громадное значение.

Всякий понимает пользу наглядности. Потому и имела, например, такое большое значение происходящая сельскохозяйственная выставка. Но опять-таки одно дело посмотреть со стороны культурное хозяйство, а другое дело поработать в нем. Трудовой метод – самый плодотворный, самый производительный.

Однако, чтобы посылка на работу в заграничные культурные хозяйства достигла цели, необходима тщательная организация всего дела. Должны быть внимательно намечены пункты посылки, выбраны хозяйства, в которых действительно можно многому научиться, хозяйства, по условиям своим ближе стоящие к нашему крестьянскому хозяйству. Должны быть тщательно выработаны и условия работы. Нужно, чтобы посылаемые на места были поставлены в такие условия, чтобы они в процессе труда действительно могли чему-нибудь научиться, нужно вести предварительные беседы с едущими на работу, указать им, что им надо смотреть, чему учиться. Дать план наблюдений. Нужно производить тщательный отбор посылаемых и оградить их от эксплуатации. Предъявлять к ним требования грамотности и известной политической подготовки. Это необходимо для того, чтобы сделать поездки производительными и застраховать едущих от фашистской агитации. Посылать поэтому следует лишь через Союзы молодежи, через женотделы, через союз работников земли и леса.

По приезде необходимо устраивать подытоживающие конференции и обмен опытом.

При правильной постановке дела из посылок на работу за границу может выйти большое и важное дело.

«Метод посланчества» будет, несомненно, натыкаться на большие препятствия. Это – безработица и избыток рабочих рук в капиталистических государствах. Это во-первых. Во-вторых, мешать этому делу будет боязнь советской пропаганды.

Но если «метод посланчества» в применении к посылке на работу за границу пока и не сможет в силу вышеназванных причин получить должного размаха, метод этот должен быть широко применен внутри страны.

Если характер тех хозяйств, куда предполагается посылать желающих за границу, может определяться лишь приблизительно, поскольку, посылая сейчас за границу, мы будем «покупать кота в мешке», то, поскольку мы имеем возможность самым точным образом учесть физиономию наших культурных сельских хозяйств, опытные станции, лучшие премированные совхозы, колхозы должны стать тем, чем в свое время было имение Энгельгардта в Смоленской губернии. Только туда шла на летнюю работу передовая интеллигенция. Теперь в культурные хозяйства должна Идти Крестьянская молодежь по преимуществу. Организуемые школы крестьянской молодежи должны будут содействовать развитию посланчества в культурные сельскохозяйственные центры крестьянской молодежи, проводить подготовку к таковой посылке и использование результатов ее.

Всероссийская сельскохозяйственная выставка способствовала в колоссальной, мере учету того, что делается у нас ценного в области сельского хозяйства. Теперь вопрос идет о том, чтобы использовать это ценное для подъема уровня сельскохозяйственных знаний среди крестьянской молодежи.

Конечно, тут нужны общий план и энергичная работа Наркомзема, РКСМ, женотделов, союза работников земли и леса, Наркомпроса.

Дело нужное, его надо провести в жизнь.

1923 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!