О ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЕ В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ (МАТЕРИАЛЫ К IV ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ ПОЛИТПРОСВЕТОВ)



 

Политпросветработник – работает ли он в клубе, или в библиотеке, или в какой-либо школе – прежде всего должен озаботиться, чтобы все рабочие и работницы, которых он обслуживает, осознали себя частью рабочего класса, поняли его историческую роль и его задачи в области социалистического строительства. Это основное. Если это будет осознано, тогда обеспечена будет творческая самодеятельность всей рабочей массы в строительстве новой жизни, будет обеспечена творческая самодеятельность ее в области культработы в частности. Без этого осознания призывы к активности, самодеятельности повиснут в воздухе. Это осознание дает такую эмоциональную зарядку, которая не может не отразиться на всей постановке политпросветработы и превратит ее в могучий фактор перестройки всей жизни на новых началах.

Какими путями можно подвести рабочие массы к пониманию исторической роли рабочего класса, его роли в строительстве социализма и к осознанию себя частью рабочего класса?

В переживаемый нами исторический момент сознание великой роли рабочего класса широко уже разлито в рабочих массах. Подъем промышленности и переход рабочего класса из распыленного, деклассированного состояния в состояние спаянного громадного коллектива как нельзя более способствует росту такого сознания. Работа политпросветчика тут в сущности сводится к тому, чтобы оформить это сознание, выдвинуть его в достаточной мере на первый план.

Проработка этого вопроса может вестись в массовом масштабе в дни революционных праздников, когда надо использовать и сцену, и кино, и доклады, и радио для того, чтобы выпукло оттенить пройденные этапы нашего рабочего движения, показать, чем был рабочий класс тридцать пять лет тому назад и чем он стал, осветить этот путь героической массовой борьбы. Так близка и понятна рабочим эта борьба и так ясен победный путь! Художественные постановки, кино должны еще теснее спаять зрителя-рабочего со всем пережитым, не давать затухать воспоминаниям, связанным с этой борьбой. Тому же должны служить вечера воспоминаний. Тщательно надо подобрать книги, рассказывающие о пройденном пути, популяризировать, продвинуть в массы, разнести по спальням, по красным уголкам, организовать их читку.

Другой момент, который должен быть тесно связан с политпросветской агитацией и пропагандой в деле укрепления классового самосознания рабочего класса, – это ясное определение цели, куда идет рабочий класс. Цель – социализм. Теперь мы больше говорим о строительстве социализма, чем о том, что такое социализм. А говорить об этом необходимо – говорить для того, чтобы показать, как неизбежно ведет к социализму все общественное развитие, чтобы показать, что рабочий класс впереди всех идет по пути к социализму. Этот вопрос надо прорабатывать в школах, подбирать книги по этому вопросу, освещать этот вопрос в докладах. Тут многое надо разъяснить, тут нужно чрезвычайно усилить пропаганду, ибо в рабочих массах сознание того, что такое социализм, весьма смутно. В нашей работе по самообразованию необходимо обратить особое внимание на проработку вопроса о социализме.

К вопросу о роли рабочего класса тесно примыкает вопрос о международной солидарности рабочих всех стран. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – этот лозунг в связи с проработкой вопроса об исторической роли пролетариата получит гораздо большее углубление. Как этот лозунг прорабатывать, как связывать его с нишей национальной политикой, – относительно этого у политпросветчиков имеется большая практика.

Если политпросветчик ясно поставит себе в области агитации и пропаганды вышеуказанную цель, отметит себе узловые пункты и в области агитации и в области пропаганды, ему легко будет уже определить формы своей агитации и пропаганды, приспособить их к особенностям аудитории, собрания рабочих данного производства, учесть, какой именно подход, прием даст максимальные результаты. Эмоциональная зарядка будет помогать рабочим в их напряженной работе в областях экономической, политической и культурной. Политпросветчик должен помогать им в этой работе.

Возьмем сначала область экономики. Какие задачи стоят тут перед политпросветчиком-пропагандистом? Он должен выяснить прежде всего колоссальное значение техники, организации производства, роль производства как базы всей общественной жизни. И тут положение пропагандиста опять-таки чрезвычайно благоприятное, ибо сама работа на фабрике развивает у рабочих это понимание. Пропагандисту надо суметь лишь сформулировать ясно то, что сами рабочие и работницы смутно сознают. Зато труднее вторая задача – выяснение современной роли профсоюзов, – труднее потому, что тут старое спутывается с новым и нужно ясное сознание, чтобы старое от нового уметь отделить. Агитация за вступление в профсоюз на почве выяснения тех выгод, которые он дает, все больше и больше теряет свое значение, поскольку профсоюзы охватывают почти поголовно всю массу промышленных рабочих. Зато все большее значение приобретает внутреннее содержание профработы. Необходимо выяснить роль профсоюзов при капиталистическом строе – роль представителя и защитника экономических интересов рабочих – и роль профсоюзов при строе советском. Старое перевернуто, но еще не изжито; старое, мертвое, отживающее еще часто хватает новое, растущее, живое, а потому и теперь еще профсоюзу приходится выполнять свою старую роль – роль защитника экономических интересов рабочих. Но с каждым днем будет расти и крепнуть новая роль профсоюзов – роль организатора сознательного, коллективного труда рабочих. Надо всячески разъяснять эту новую роль профсоюзов, роль фабзавкомов и других профсоюзных ячеек.

Только ясно понимая роль современных профсоюзов, рабочий поймет все значение и производственной пропаганды. Если вы станете подходить к рабочей массе с производственной пропагандой без предварительной работы по выяснению того, чем был рабочий раньше в производстве (строителем экономической базы для капитализма), чем стал теперь (строителем экономической базы для социализма), производственная пропаганда может встретить не сочувствие, а вызвать, наоборот, недоверчивое отношение к себе. Между тем через производственную пропаганду, увязываемую с производственными совещаниями, можно не только поднять производительность труда, но поднять и осознание рабочими задач профсоюзов в СССР.

Какая громадная политпросветработа может быть развита в связи с производственной пропагандой, – общеизвестно, и вряд ли это надо повторять. Я хотела бы только подчеркнуть, что в производственной пропаганде надо обращать особое внимание на учет и контроль масс. О громадном значении социалистического учета и контроля, осуществляемого рабочими массами, говорилось и писалось достаточно, в частности особо часто останавливался на этом вопросе Владимир Ильич. И, конечно, слова о том, что профсоюзы должны стать «школой коммунизма», останутся пустыми словами, если мы не сумеем работу профсоюзов по организации сознательного коллективного труда рабочих масс связать с практической подготовкой масс к коллективному учету и контролю.

Все эти вопросы политпросветчику надо продумать до конца, понять все их значение – без этого он не сумеет внести в это дело необходимого энтузиазма, не сможет по-настоящему прийти массам на помощь.

К этой работе – по помощи профсоюзной работе – должна примыкать работа кооперативная. Если роль профсоюзов громадна в деле налаживания социалистического .производства, то в деле налаживания социалистического распределения такова же роль кооперации. Во времена военного коммунизма мы прекрасно испытали, на какие колоссальные трудности натыкается социалистическое распределение, пока под него не подведена база учета потребностей потребителя, база прекрасно функционирующего, налаженного во всех своих частях обмена. Если профсоюзная пропаганда стоит уже на каких-то рельсах, то кооперативная пропаганда еще находится в самом первобытном состоянии. Очень сильно распространен предрассудок, что кооперация имеет значение для деревни, а для рабочих она имеет лишь десятистепенное значение. Ничего не может быть вреднее этого предрассудка. В чем особенность рабочего? В том, что условия его работы, работы в планомерно организованном предприятии, где деятельность рабочих строго распределена и координирована, развивают у рабочих коллективистический инстинкт, облегчающий для него подход к каждому вопросу с коллективистической точки зрения. Вот почему рабочему легче, чем кому-либо другому, понять социалистическую сторону кооперации, понять слова Ильича, что «к социализму ведет одна и та же дорога, ведет путь через одну и ту же промежуточную станцию, называемую «общенародный учет и контроль за производством и распределением продуктов»[60].

Кооперация всегда будет «дрейфить», если она не будет построена на участии в учете и контроле самих обслуживаемых масс. У нас еще не выработаны формы этого учета и контроля. Рабочие массы как раз наиболее приспособлены, чтобы создать эти организационные формы, задача же политпросветчика – вооружить рабочие массы необходимыми для этого знаниями и навыками.

Рабочий раньше других, глубже всех других поймет роль кооперации и сумеет свое понимание передать и крестьянину, который часто склонен подходить к вопросам кооперации лишь с точки зрения выгоды для своего хозяйства.

О роли политпросветчика в деле пропаганды кооперативных идей среди рабочей массы, в деле вовлечения рабочей массы в кооперацию много распространяться, конечно, не приходится.

 

*

 

Политпросветчик должен заботиться о том, чтобы вовлекать рабочие массы не только в экономическое строительство, но и делать массы активными сотрудниками Советской власти. Пропагандист-политпросветчик должен выяснять роль Советов, показывать, как тесно они связаны с массами, как органически выросли они из всей революционной борьбы масс. Это понимание есть у масс. Политпросветчик должен лишь заботиться об оформлении этого сознания. Он может и должен использовать для этого выборы в Советы. Однако было бы большой ошибкой ограничивать работу лишь помощью в проведении избирательной кампании. Выборы играют совершенно исключительную роль в буржуазно-демократических государствах, у нас же, где массы спаяны с Советами, где Советская Конституция создала формы сотрудничества масс с Советской властью, самое важное – участие в повседневной работе Советов. Политпросветчики должны помогать совместной работе рабочей массы с Советами – через своих делегатов в Совет, через обсуждение работы Совета, через участие в работе секций Советов. Важна спайка работы добровольных обществ с секциями Совета, увязка этой работы. Важно втягивать рабочих не только в члены добровольных обществ, но и в активную работу в этих обществах. Надо освещать вопрос, как смычка общественной работы рабочей массы с работой советских органов может стать гарантией против бюрократизма. Обсуждение декретов и советских законов должно еще больше сближать рабочих с Советской властью, вовлекать в строительство социализма.

 

*

 

Еще Энгельс в своей книге «Положение рабочего класса в Англии» показал, как в недрах старого общества зарождается уже новый быт, покоящийся совершенно на новых основах, создающий совершенно иные отношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Теперь уже яснее основные черты этого быта. Задача политпросветчика – помогать складываться этому новому быту, оздоровляя его, ведя санитарную пропаганду, втягивая рабочих в жилищную кооперацию, разгружая работницу от мелких хозяйственных забот путем устройства общественных столовых, прачечных, починочных, устраивая повсюду красные уголки, приближая к рабочему книгу, радио, кино, организуя общественное воспитание ребят, помогая ребятам организовывать свою жизнь уже по-новому.

Дело политпросвета широко пропагандировать новый быт, помогать ему осуществляться и в то же время поднимать его на более высокую ступень, освещая светом знания и пропитывая его духом коллективизма.

 

*

 

Чем отчетливее осознает себя рабочая масса как класс, тем глубже поймет историческую роль рабочего класса, тем яснее для нее станет, что рабочий класс должен стать во главе всех трудящихся, подтянуть их всех к себе, пропитать своим духом. Отсюда необходимость найти пути влияния рабочего класса на неорганизованные слои трудящихся города, на крестьянство, на армию.

Первый вопрос – вопрос о влиянии на неорганизованную массу трудящихся города организованного пролетариата – имеет, несомненно, большое значение. Это вопрос влияния на наиболее отсталые, находящиеся в особо тяжелых условиях слои пролетариата и полупролетариата, – вопрос влияния на поденщиц, на домашних хозяек, на известные слои кустарей, на неорганизованных, приехавших из деревни, безработных и т. д. и т. п. Этот вопрос мало еще подработан, а между тем влиять профсоюзы могут тут очень сильно в силу постоянного общения на самой различной почве. Политпросветчикам надо обратить особое внимание на это.

Влияние организованного пролетариата на крестьянство имеет громадное значение. Рабочий несет в крестьянскую среду свой коллективистический подход ко всем вопросам, и в такой момент сдвига, какой сейчас наблюдается в деревне, рабочее влияние особо важно. Старое перевернуто, новое еще только складывается, и в такой момент рабочий класс может дать деревне страшно много – весь свой опыт борьбы, свои организационные навыки, свое понимание происходящего.

Пути влияния пролетариата на крестьянство очень многообразны и сильны благодаря сохранившейся у значительных слоев пролетариата родственных, имущественных и всяких других связей с деревней. Шефство – лишь один из путей. Дело политпросветчика – использовать естественные связи рабочих с деревней для углубления влияния на нее пролетарских элементов. Часто у нас считается, что крестьянам надо говорить только о деревне, а рабочим – только о городе, о производстве, о роли рабочего класса. Это большая ошибка. Если мы хотим углубить влияние пролетариата на крестьянство – а мы не можем не хотеть этого, – мы должны вести среди рабочих большую работу по разъяснению тех путей, которыми деревня подойдет к социализму.

Что прежде всего надо знать рабочему о деревне? То, что она главный источник сырья, что без земледелия не может существовать промышленность; а с другой стороны – что без развития промышленности не может развиваться земледелие, между ними самая тесная хозяйственная взаимозависимость, и потому вопрос смычки промышленности и земледелия через организованный обмен является одним из самых важнейших вопросов. Отсюда будет вытекать понимание роли кооперации как формы обмена, как орудия организации рынка. Рабочий, который у нас так тесно еще связан с деревней, который так тяжело переживал распадение хозяйственных связей между промышленностью и сельским хозяйством в годы разрухи, инстинктивно понимает это; в руках политпросветчика имеется богатейший конкретный материал из недавнего прошлого, при помощи которого он может и должен внести полную ясность в понимание этого вопроса рабочей массой.

Другой, не менее важный вопрос, на который политпросветчику надо налегать, без которого не может быть понимания процессов, происходящих в деревне, и форм их регулирования, – это понимание того, что мелкое крестьянское хозяйство отжило свой век, что оно стало невозможно, что без введения крупных рациональных форм хозяйствования на земле крестьянству не подняться, стране не подняться, что по-старому хозяйствовать нельзя. Это понимает сейчас и крестьянин, это еще яснее понимает рабочий; политпросветработник должен только поставить тут все точки над «i».

Третье – необходимо понимание путей перехода мелкого крестьянского хозяйства в крупное. Этот путь энгельсовский – путь, который с особой настойчивостью последнее время освещал Владимир Ильич, путь объединения, путь кооперирования. Путь объединения через кооперацию – прямой путь «в коммунию», как выразился недавно один крестьянин.

Четвертое, пожалуй, то, о чем у нас говорят недостаточно, – это то, что путь кооперирования предполагает широчайшее развитие местных промыслов, наличие местного оборота между земледелием и промышленностью, развитие мелких форм промышленности, которые тем же путем, как и мелкое земледелие, будут объединяться кооперацией и постепенно подтягиваться к крупному производству, превращаться в него. Как в области сельского хозяйства мы отбрасываем капиталистический метод конкуренции, поедания мелких хозяйств крупными, так и в области производства мы отбрасываем метод конкуренции, а выдвигаем лозунг кооперирования крупной промышленности с мелкой, воздействие крупной промышленности на мелкую с целью ее рационализации, подтягивания технически и организационно к крупной промышленности. Нам нужно, писал Владимир Ильич, развивать мелкую промышленность, чтобы построить крупную. Понимание этой мысли Ильича политпросветчик должен дать рабочему.

Без понимания тесной связи между промышленностью и земледелием, без понимания необходимости заменить стародедовские способы обработки научными, а для этого объединить мелкие хозяйства, без понимания того, что путь кооперирования связан с временным развитием мелких промыслов, что для постепенного перевода мелкой промышленности в крупную необходимо кооперирование между крупной промышленностью и мелкой, – без этого понимания общение рабочих с крестьянством не даст тех результатов, которые должно и может дать. Политпросветчик должен понимать, что без подведения солидной базы понимания взаимоотношений между городом и деревней, между мелким земледелием и крупным, между мелкой промышленностью и крупной все разговоры о смычке между рабочим классом и крестьянством превратятся в шарманочную агитацию, никого не убеждающую. Он должен понять, что без уяснения вышеуказанных положений шефская работа будет способствовать не смычке между рабочим классом и крестьянством, а отчуждению их. Без уяснения вышеуказанных положений поверхностна будет и смычка рабочих с Красной Армией, в большинстве своем состоящей из крестьян.

 

*

 

Мне хотелось наметить главные вехи содержания политпросветработы. Как проводить в жизнь ту или другую идею через все наши политпросветучреждения, как объединять вокруг этих идей обслуживаемые массы, – это уже другой вопрос, вопрос, которому за годы существования политпросветов уделялось достаточное количество внимания. Вопрос именно в основном содержании. Без отчетливого идеологического содержания политработа всегда будет носить лоскутный характер, в ней не будет перспективы, не будет, употребляя старомодное выражение, «души».

Громадное большинство политпросветчиков – партийцы и комсомольцы. Вехи содержания политпросветской работы предопределяются для них программой и тактикой партии. Надо только внести тут необходимую четкость, уяснить себе все опосредствования, на что и в какой связи обращать особое внимание в постановке повседневной политпросветработы. Не от праздника к празднику, от кампании к кампании, а повседневная, планомерная пропагандистская, агитационная и организационная работа, которую отдельные кампании будут только крепить и углублять.

1926 г.

 

К IV СЪЕЗДУ ПОЛИТПРОСВЕТОВ

 

20 мая открывается IV съезд политпросветов. III съезд политпросветов был в декабре 1922 г., три с половиной года тому назад. За это время очень много воды утекло. Переход к нэпу вначале ударил по политпросветучреждениям, но сейчас мы многому научились. Существующие политпросветучреждения гораздо глубже вросли корнями в жизнь, чем прежние. Надо подвести итоги проделанному опыту, учесть, чему мы за эти годы научились, ясно сформулировать задачи, стоящие перед нами.

На съезде предполагается поставить на обсуждение такие вопросы: 1) организационные вопросы, 2) подготовка и переподготовка политпросветработников, 3) деревенская работа политпросветов и 4) городская работа политпросветов.

Вопросы организационные (сети, кредиты и т. д.) выгоднее обсудить вначале, чтобы потом уже не возвращаться к ним и целиком сосредоточиться на вопросах углубления содержания работы, улучшения ее.

Вместе с партией политпросветы обращали усиленное внимание на работу в деревне. Важно подвести итоги, что удалось сделать в деле поднятия культурного уровня деревни; удалось ли сделать деревню более грамотной, менее суеверной, более сознательной, втянуть ее в круг общественно-политических интересов страны, вооружить хотя немного нужными знаниями; что мешало и что помогало этой работе; что надо изменить, чтобы сделать работу более . четкой, лучше достигающей цели. И другой вопрос – так ли поставлена работа, чтобы максимально способствовать развертыванию производительных сил, кооперированию населения, его хозяйственной и общественной самодеятельности.

Конечно, в общих чертах Главполитпросвет знает все это, но важно получить возможно полную картину работы. Вот почему центром работы на предстоящем съезде предполагается сделать высказывания с мест. Кроме доклада по организационному вопросу и вводных докладов ЦК ВКП(б) и наркома, предполагается не делать никаких других докладов, а открыть сразу прения по указанным докладам, с которыми места детально были ознакомлены заранее. Такой способ работы даст возможность участникам съезда осветить полностью положение дела на местах.

Заранее можно сказать, что много внимания будет уделено вопросам объединения всех культурных сил деревни в целях наиболее планомерной и плодотворной работы. Хотя с самого начала ставился вопрос о самой тесной увязке между работой школы и политпросветской, однако на деле этой увязки или вовсе нет, или же она выражается в том, что учитель совмещает должность учителя с должностью ликвидатора неграмотности или избача, но увязки деятельности учреждений почти нет.

Что делает школа, например, для осведомления через учеников населения о происходящей в избе-читальне работе? Организует ли помощь избе-читальне в деле выписок из газет для населения тех или иных адресов, декретов и т. д.? Помогает ли в устройстве выставок, в снабжении избы-читальни нужными коллекциями, диаграммами, справками? Обо всем этом слышно что-то очень мало. С другой стороны, как и чем помогает изба-читальня школе? Ставятся ли в избе-читальне на обсуждение населения вопросы помощи школе, вопросы сотрудничества со школой, обсуждение того, что в школе преподается? Организуются ли активные ячейки содействия школе, ставятся ли отчеты школы об ее работе? Очень редко и очень мало где.

Конечно, вопрос шире – дело не только в сотрудничестве школы и избы-читальни, но и в сотрудничестве сельсовета, кооперации, крестьянского комитета взаимопомощи, судьи, врача и прочих и со школой и с избой-читальней, в объединении и максимальном использовании решительно всех сил деревни.

Все данные говорят за то, что самодеятельность крестьянского населения растет; вопрос стоит о лучшей организации этой самодеятельности – об этом тоже надо будет подробно поговорить на съезде.

Большой вопрос, которому придется на съезде уделить не меньше внимания, чем работе в деревне, – это вопрос о работе в городе. Население современного города складывается не только из пролетариата и нэпманов. В городе есть обширные слои мелкой буржуазии, тянущейся к пролетариату: кустари, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, приехавшие временно из деревни искать работы, и т. д. и т. п. Как обслуживается эта полупролетарская масса в культурном отношении? А затем и сама пролетарская масса: обслуживается ли она полностью культотделами профсоюзов? Далеко нет. Если в деревне пути политпросветработы уже откристаллизовались, то далеко не так еще обстоит в городе.

Библиотечная работа мало гибка и подвижна, клубная обособлена, недостаточно разветвлена, мало направлена к поднятию на более высокий культурный уровень всей бытовой и общественной жизни. Вопросы самообразования, вопросы школ взрослых стали сейчас под напором населения очень остро.

В городе, так же как и в деревне, самодеятельность населения разбужена. Около секций Советов сплачивается много и организаций и отдельных добровольцев, желающих принять участие в культурном строительстве; они организуются в общества, но надо сказать прямо – эта самодеятельность населения еще плохо организована. Работы уймища. Культурных сил в городе достаточно, силы, желающие и могущие работать, есть, а как они использованы? И в городе – еще острее, чем в деревне – стоит вопрос о спайке работы школы с общей политико-просветительной работой, а разрешается он в городе еще хуже, чем в деревне.

Дефекты политпросветработы и в городе и в деревне упираются в вопрос квалификации работников, в их умение развертывать, вести работу так, как этого требует переживаемый момент. Вот почему вопрос о подготовке и переподготовке работников-политпросветчиков имеет решающее значение. Этому вопросу съезд уделит немало внимания. Надо во всех областях политпросветработы создать кадры работников, которые понимали бы, что такое строительство социализма, были бы достаточно одушевлены своей работой и умели бы на основе правильного понимания задач, стоящих перед ними в области строительства социализма, соответственно этому вести всю свою работу.

Съезд может дать по всем этим вопросам очень много.

1926 г.

 

IV СЪЕЗД ПОЛИТПРОСВЕТОВ

 

III съезд политпросветов был три с половиной года назад. Первые годы нэпа, переход на местный бюджет были настоящей катастрофой для политпросветучреждений – они прямо стирались переходом к новой экономической политике с лица земли.

III съезд был переломным: со времени его камень за камнем стали закладываться основы новой сети, которая уже гораздо глубже врастает корнями в действительность. Прежние политпросветучреждения строились без расчета, на глаз, без учета интереса к ним населения. Теперь же громадное большинство политпросветучреждений опирается на самодеятельность масс, некоторые, вроде красных уголков, целиком этой самодеятельностью созданы.

Сеть наших учреждений, однако, все еще до безобразия мала в сравнении со спросом на нее; работники политпросветов оплачиваются нищенски; внимание к политпросветработе со стороны хозяйственных органов – да что греха таить, и со стороны многих партийцев – «равнодушное». А между тем в нашей отсталой стране борьба за социализм в процессе строительства неразрывно связана с работой над повышением культурного уровня страны.

Как-никак политпросветработа, однако, растет, и каждая новая изба-читальня, каждая присланная в деревню библиотечка, каждый радиоприемник крепят симпатии населения к Советской власти.

IV съезд останавливается на небольшом числе вопросов: на организационном вопросе, на вопросе о работе в деревне, на вопросе о работе в городе, на вопросе о подготовке политпросветработников. Но каждый из этих вопросов сам по себе достаточно обширен и важен.

Остановлюсь на двух основных – на работе в деревне и работе в городе. Какие тут стоят перед нами задачи, в какую новую полосу работы должны мы вступить?

Вместе с партией Главполитпросвет обернулся «лицом к деревне». Из окна вагона, может быть, и не видать работы политпросветов, проезжему человеку она может показаться весьма мизерной, но почитайте все то громадное число писем о политпросветработе в деревне, какое каждодневно сыплется в одни только редакции крестьянских газет, послушайте разговоры крестьян – вы увидите, какой громадный шаг вперед мы сделали.

Но в то же время, расценивая сделанное, мы видим, как на нашей работе лежит печать какого-то кустарничества, какой-то обособленности. Это вполне естественно в «период первоначального накопления». Но IV съезд должен положить начало новому этапу – планомерной, глубокой работе, тесно спаянной со всей борьбой за социализм.

Политпросветучреждения усерднейшим образом проводят политические кампании, ведут беседы на все положенные темы, но эта работа как-то оставляет мало прочных следов. В чем дело? Мне кажется, это потому, что нагромождение кампаний, нагромождение задач превращают политпросветработу в своеобразный китайский рисунок – рисунок без перспективы. Между тем перспектива эта должна быть и на основе решений партии может быть твердо установлена.

Основным стержнем всей деревенской политпросветработы должно быть сращивание с борьбой за кооперирование. Раз мы говорим: «Кооперация – столбовая дорога к социализму», – то из этого надо сделать выводы и центр тяжести перенести именно на эту сторону дела. А, надо сказать правду, у нас борьба за кооперацию в наших политпросветучреждениях в деревне стоит даже по количеству кружков на десятом месте. И, кроме того, весь вопрос ставится в очень узкую плоскость борьбы за кооперацию, когда надо ставить вопрос много шире – в центр пропаганды ставить кооперирование как таковое; указывать на кооперирование как на социалистический метод хозяйственного развития, метод, неразрывно связанный с плановостью, означающей максимум сбережения сил и средств, метод, коренным образом противоречащий капиталистическому методу конкуренции, подавления хозяйственно более сильным более слабого. И надо, чтобы метод кооперирования проникал во всю ткань экономической жизни.

Популяризируем ли мы эту идею в деревне? Умеем ли вставить кооперацию в рамку кооперирования? Даже не приступали к этому. На первом плане у нас – сельскохозяйственная пропаганда. Сельскохозяйственная пропаганда – дело необходимое, но она должна быть теснейшим образом увязана с пропагандой кооперирования. Даже уже сейчас наше сельское хозяйство в своем развитии все больше и больше упирается в необходимость развития среди населения технических знаний. Что мы делаем для распространения в деревне технических знаний? Что мы делаем для обучения населения формам хотя бы элементарного учета и контроля? Несомненно, нужна тесная увязка всей нашей работы в экономической области (а я перечислила лишь некоторые из форм этой работы), пронизывание ее всей духом кооперирования. Это первое. Затем необходима теснейшая увязка этой работы с работой Советов, с их мероприятиями.

С другой стороны, вся наша политпросветработа в деревне мало еще конкретна, мало ориентирована на местные условия, на особенности района, на перспективы развития данного района. Необходим для района общий план, внимательно продуманный, увязанный с губернским планом, пропитанный духом кооперирования.

Вот та ступень, на которую нам нужно перейти в нашей работе в деревне.

Перехожу к работе в городе. Эта работа у нас до последнего времени была чрезвычайно слаба, а между тем необходимость широкого развертывания этой работы все настойчивее стучится в дверь.

За время, протекшее с III съезда политпросветов, шло усиленным темпом восстановление крупной промышленности. Вместе с тем шло «собирание» рабочего класса. Разъехавшиеся было по деревням рабочие вновь стали стягиваться в центры, стряхивали с себя настроения, овладевшие многими в годы разрухи; самодеятельность и сознательность рабочих стали быстро расти. Вливающиеся на фабрики новые кадры рабочих быстро перевоспитывались основным ядром. В этом восстановлении рабочего класса – залог победы социализма. А вместе с ним должно естественным образом расти влияние пролетариата на примыкающие к нему слои мелкой буржуазии – городской и деревенской. Если о влиянии рабочего класса на деревню, о путях этого влияния писалось и говорилось уже много, то вопрос о влиянии рабочего класса на примыкающие к нему городские слои остается в весьма неразработанном состоянии, а крепить это влияние в условиях нэпа особо важно.

Что тут может сделать политпросвет? Он должен увязывать свою работу с работой горсовета. В горсоветы, как и в Советы вообще, проходят, согласно нашей Конституции, лишь трудовые элементы, т. е. организованные рабочие и примыкающие к ним слои. Работа горсовета как раз представляет собой арену, где чисто пролетарские слои работают рука об руку с полупролетарскими. Важно, чтобы именно с этой работой тесно спаивалась политпросветработа, чтобы она облегчала пролетариату пропитывание всей работы во всех областях элементами социалистической культуры и тем самым способствовала и усилению влияния пролетариата на примыкающие слои.

Культотделы этой работой, как правило, не занимаются. Свои клубы они превращают лишь в места отдыха и развлечения, а не в очаги социалистической культуры, влияющие на всю общественную деятельность своих членов, способствующие перерождению пестрой общественной ткани в социалистическую общественную ткань. Этот давнишний спор между культотделами и политпросветами может быть разрешен только тогда, когда политпросветы на деле покажут, как осуществляется через политпросветработу пропитывание всей созидательной работы социалистическим духом. При увязке политпросветработы с работой горсоветов это как раз и осуществимо. Получив такую целевую установку, политпросветработа сразу наполнится ярким содержанием, иначе пойдет работа школ, библиотек, экскурсий и пр. Как подойти к этой работе, – это и должен обсудить съезд.

Не стану подробно останавливаться на подготовке работников, скажу только, что при той целевой установке, которую должна получить политпросветработа в деревне и в городе, вопрос о подготовке политпросветработников приобретает особую остроту.

1926 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!