О ДРУЖБЕ РЕБЯТ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ( ПИСЬМО ПИОНЕРАМ)



 

Дорогие ребята, вы знаете, как при царе помещики и капиталисты эксплуатировали, угнетали национальности, населявшие Россию. Таких национальностей очень много. Они были лишены всех прав. Царское правительство старалось всячески мешать сближению национальностей, натравливало одну национальность на другую: татар – на армян (в 1905 г. дело дошло до резни между татарами и армянами), русских – на евреев и т. д. Вы читали, вероятно, о диких еврейских погромах, которые устраивались черносотенцами. Черносотенцы врывались в еврейские дома и квартиры, все в них ломали, грабили имущество, избивали и убивали стариков, женщин, детей, увечили их. Все это проходило безнаказанно. Взгляд на нерусские народности, как на какую-то низшую породу людей, был широко распространен среди обывателей. Владимир Ильич рассказывал о том, как он в детстве и ранней юности постоянно слышал такие разговоры среди симбирских обывателей: заговорят о еврее – непременно скажут «жид», о поляке – «полячишка», об армянине – «армяшка». Но это было не только в Симбирске – было повсюду. Я жила в детстве в Петербурге, в Псковской губернии, в Киеве – везде было одно и то же.

Населявшие Россию народности царское правительство держало в темноте, чтобы легче было их эксплуатировать. У целого ряда народностей не было даже своей письменности, другим запрещали писать и выпускать книги и газеты на их родном языке.

Советская власть сразу же положила этому конец, дала всем национальностям одинаковые права с русскими, все время проявляет особую заботу об отсталых национальностях. Дружба народностей, населяющих наш Союз Советских Социалистических Республик, растет и крепнет. Само собой разумеется, что пионеры разных национальностей должны дружить между собой, помогать во всем друг другу. Как правило, это так и бывает. Но бывает и так, что русские пионеры считают, что дети других национальностей более отсталые в культурном отношении. Пионеры одного детского дома – русские •– писали мне как-то из Таджикистана: «Кругом нас живут таджики. Мы знаем, что царское правительство угнетало их. Когда мы вырастем, мы поможем им стать культурными». В ответ на это я написала им, что граждане из угнетаемых при царизме национальностей теперь усиленно учатся, многие из них стали крупными работниками. Я писала ребятам, что им надо поближе сойтись с ребятами таджиками, сдружиться, что среди ребят других национальностей многие очень дисциплинированны, умеют хорошо работать, петь, рисовать, метко стрелять. Многому можно у этих ребят поучиться, но надо и им помогать, делиться с ними знаниями. Нужна дружба между ребятами всех национальностей. Этого хотел Ленин, этого хочет Сталин.

Дорогие ребята, пионеры и пионерки всех народностей СССР!

От своих отцов и матерей, от стариков многие из вас слышали, как русские помещики и капиталисты эксплуатировали ваш народ, держали его в темноте и бесправии, и может случиться, что у кого-нибудь из вас нет-нет и вспыхнет чувство недоверия к русским ребятам. Ленин заботился, партия заботится, чтобы все народности СССР были полноправны, чтобы они могли расти и крепнуть, чтобы ребятам всех национальностей – и мальчикам, и девочкам – хорошо жилось. У вас нет причин обособляться; дружите с русскими ребятами, помогайте друг другу в учебе, в общественной работе, сообща боритесь за социализм, за жизнь сытую, здоровую, просвещенную, светлую, за дело Ленина.

Теперь во всех школах вводится преподавание русского языка. Знание, кроме родного, одного общего языка – русского – еще больше сблизит все народы СССР. На русском языке очень много книг, которые рассказывают о революции, о врагах, с которыми надо бороться, о том, как надо по-новому перестраивать жизнь. На русском языке много учебников, много научных трудов. Надо открыть доступ к этой богатой литературе всем национальностям, помочь им поскорее овладеть наукой.

Язык разных национальностей часто очень отличается от русского. Есть такие языки, где, например, нет разницы между мужским и женским родом, и ребята, когда начинают учиться русскому языку, долго путают мужской и женский род, говорят: «Ваня пошла спать» или «Маша пошел домой». Есть языки, в которых никогда не бывает рядом двух согласных букв, и ребята этой национальности, когда начинают учиться русскому языку, никак не могут сказать «три», говорят «ри». Есть такие языки, где неясна разница между буквами «к» и «х», между «б» и «п» и т. д. И вот когда ребята пишут диктовку, делают много ошибок; как ни стараются – все выходит «плохо».

Чтобы научиться хорошо писать и читать, им надо прежде всего научиться говорить по-русски. Это зависит от практики.

Дружба ребят разных национальностей с русскими, совместные игры, прогулки, рассказы на русском языке, русские стихи, которые будут легко запоминаться, русские песни помогут им быстро овладеть русской речью.

Мой отец был революционер. Он хотел, чтобы я дружила с ребятами других национальностей. Когда мне •было лет пять, мы жили в Варшаве. И вот я играла во дворе с ребятами – польскими, еврейскими, татарскими. Мы очень дружно играли, нам было очень весело. Мы угощали друг друга чем могли. Татарские ребята водили меня в палатку во дворе, где жили их родители – они работали на стройке, – и угощали меня кониной, которая казалась мне очень вкусной. Еврейский мальчик был постарше меня года на три, он очень хорошо обращался со мной, я его очень любила, он угощал меня хлебом со. смальцем. Польские ребята угощали меня «тястечками» – пирожными. Я не помню, чем я их угощала, но жили мы очень дружно и весело. И потом, когда я стала постарше и слышала, как обижают детей евреев, не пускают их в общественные сады, не пускают учиться, как притесняют поляков, я очень возмущалась. Потом я жила в Полтавской губернии в деревне, играла там с деревенскими ребятами украинцами, научилась говорить по-украински; мне очень нравились украинские песни, украинские цветущие деревья. Я и сейчас бываю рада, когда получаю от украинских пионеров письма.

Отец Владимира Ильича, Илья Николаевич, был директором народных училищ в Симбирске. Он всегда очень заботливо относился к детям других национальностей – мордвинов, чувашей и др. Владимир Ильич видел это, это ему нравилось, и в старшем классе гимназии целый год занимался он с товарищем чувашем Огородниковым, помогал ему подготовиться в высшую школу и помог – тот сдал очень хорошо экзамен.

Я крепко надеюсь, ребята, что вы, какой бы национальности ни были, будете дружить друг с другом, помогать друг другу в учебе, в выработке характера, в умении работать и станете и на этом фронте настоящими ленинцами.

1938 г.

 

О ЗАРОЖДЕНИИ КОМСОМОЛА

 

Широкое применение труда подростков на предприятиях в годы войны повысило удельный вес молодежи на фабриках и заводах, явилось для них прекрасной школой выковывания классового самосознания. Подросток не только работал у станка рядом со взрослым рабочим: он воочию видел, знал, чем живет в данную минуту рабочий, а это был период напряженной революционной борьбы. Большая разница: подросток – просто сын рабочего и подросток – безразлично, сын рабочего или нет, но работающий на производстве. Мне писала как-то дочь одного активнейшего рабочего-коммуниста о том, как, живя в гуще рабочего района в самый горячий период революционной борьбы, она далеко стояла от того, чем жил тогда рабочий класс. Отец никогда не бывал дома, приходил поздно ночью, когда дети уже спали; после работы на фабрике он оставался на всякого рода собраниях, вел напряженную партийную работу, старший брат – также; младшие дети оставались дома с матерью, на которую ложилась вся забота о семье, о детях. То, что ребята случайно слышали дома, мало их захватывало. Другое дело подросток, работающий на фабрике, присутствующий на собраниях, участвующий в демонстрациях, в борьбе рабочего класса.

Молодежь в 1917 г. быстро политически росла. Участие в борьбе вместе со взрослыми рабочими воспитывало здоровый классовый инстинкт. Конечно, одного инстинкта мало, и молодежь, как и весь рабочий класс, именно в период разворачивающихся политических битв периода, предшествовавшего Октябрю, страстно рвалась к знанию. У взрослых рабочих их революционная борьба переплеталась теснейшим образом с их борьбой за приобретение знании. В период, предшествовавший Октябрю, я работала в Выборгском районе в районной управе: мне было поручено ведение культурно-просветительной работы. И мне приходилось наблюдать изо дня в день громадную самодеятельность и активность рабочих в деле организации овладения рабочими знаниями. Знания брались ими, что называется, с бою. Каждую неделю собирались в Выборгском районе представители свыше чем от 40 фабрик и заводов и обсуждали, что надо, делать на культурном фронте. И то, что решали, немедля проводили в жизнь. Решают, что надо в Выборгском районе ликвидировать неграмотность. – и каждый представитель на своей фабрике проводит силами фабрики учет неграмотных, достает помещения, деньги на школы грамоты; выделяются уполномоченные, которые следят за тем, чтобы в школе грамоты было все: учебники, мел, освещение, отопление, – чтобы учащиеся правильно посещали занятия, чтобы учителя занимались как надо. Возвращается рабочий с фронта борьбы с Корниловым, не успел еще снять ружья с плеча, весь дышит еще борьбой – и тотчас же мчится к нам в управу узнать, достаточно ли дано мелу той школе грамоты, к которой он прикреплен... не забыли ли...

Слушая рассказы о борьбе выборгских рабочих за знания, о формах этой работы, Ильич говорил, что это зародыш новых форм работы Советской власти, когда работа будет проводиться не бюрократически и когда рабочие, приняв решения, своими же руками будут проводить эти решения в жизнь. Никогда Ильич, никогда партия большевиков не рассуждала так: «Сначала добьемся власти, а потом займемся культурой», – никогда не ставила так вопроса, а тесно увязывала всегда вопросы борьбы экономической с борьбой политической, вопросы той и другой с вопросами повышения сознательности рабочего класса, рабочих масс, что неразрывно связано с вопросами повышения у рабочих знаний. В период, предшествовавший Октябрю, большевики старались обеспечить в районах свое влияние на постановку культурной работы, тесно увязывая ее с вопросами политики и экономики вопреки установкам меньшевиков и кадетов, которые хотели отделить вопросы культуры от вопросов политики и экономики. Учитывая стремление молодежи к знанию, меньшевики пытались превратить культурную работу в орудие отвлечения молодежи от политики. Это им плохо удавалось.

Надо сказать, что благодаря общей культурной отсталости страны и условиям царского режима русская буржуазия была гораздо меньше, чем буржуазия западноевропейская и североамериканская, искушена в деле использования учебы и искусства в целях затемнения сознания рабочих масс, и это, конечно, чрезвычайно облегчало культурно-просветительную работу большевиков.

Возникла ли организация комсомола стихийно? Конечно, нет. В период между апрелем и октябрем влияние партии на рабочие массы было уже очень велико. Большевики пользовались очень большим влиянием на рабочие массы, вели их за собой; в состав рабочих масс входила и молодежь; рабочие-партийцы и рабочие, находившиеся под влиянием партии, вели среди молодежи определенную разъяснительную работу. Партийная пресса – «Правда» в первую очередь – вела широкую пропаганду и агитацию, освещая и вопросы организации молодежи. Партия, очень глубоко ставя вопросы пропаганды и агитации, опиралась на правильно поставленную культурную работу.

1917 год был периодом империалистической войны, когда ряд социал-демократических партий сдал свои позиции, когда влияние их на молодежь принимало сплошь и рядом крайне вредный характер, – вот почему в международном масштабе большевики проводили лозунг самостоятельности молодежных организаций.

Что касается оформления русской молодежной организации, то тут нужно было найти такую форму, которая обеспечивала бы полностью идейное влияние партии большевиков, но в то же время не ослабляла бы притока в молодежную организацию новых членов.

Мне пришлось наблюдать работу организации «Труд и свет». К этой организации примазался весьма подозрительный тип, Шевцов, – сотрудник суворинской «Маленькой газеты», бульварный писака, стремившийся отвлечь рабочую молодежь от политики. Если бы партия потребовала немедленного удаления Шевцова, это повело бы тогда к тому, что часть молодежи ушла бы из организации и из-под влияния партии. Мы пошли в 1917 г. другим путем: внимательно следили за работой Шевцова, что давало возможность противопоставлять ей свою пропаганду, будить в молодежи критическое отношение не только к Шевцову, но ко всякого рода Шевцовым, давать возможность воспитывать в молодежи классовую бдительность. И пришлось наблюдать, как росла эта бдительность, как постепенно все более широкая часть организации «Труд и свет» настраивалась критически к Шевцову. Кто-то из ребят раскопал в каком-то журнальчике какой-то рассказ Шевцова о том, как какой-то молодой человек, не удовлетворенный жизнью, покончил с собой в светлую христову ночь. Ребята возмущались этим рассказом до крайности. Устав, предложенный Шевцовым, обсуждался на общих районных собраниях молодежи, вызывал горячие, страстные споры, которые выковывали сознательное отношение к целому ряду вопросов. Помню, один пункт вызвал страстное обсуждение вопроса: как нужно относиться к женщине? Является ли жена просто мужней женой или товарищем по борьбе и муж не должен сваливать на нее всей домашней работы? Здоровый классовый инстинкт ребят помогал им понимать всю несостоятельность точки зрения Шевцова, и, когда политический момент обострился, молодежь сама порвала с Шевцовым.

Все шире разгоралась летом 1917 г. политическая борьба: старая форма молодежной организации «Труд и свет» уже не отвечала уровню сознательности молодежи, ее боевому настроению – это был уже пройденный этап. Молодежи нужна была гораздо более боевая организация, которая и стала складываться.

Шестой съезд партии обсуждал вопрос о характере молодежной организации. Он принял резолюцию (15 [2] августа), в которой говорилось: «Партия пролетариата, в свою очередь, отдает себе отчет в том огромном значении, какое рабочая молодежь имеет для рабочего движения в целом.

Съезд считает поэтому необходимым, чтобы партийные организации на местах обратили самое серьезное внимание на дело организации молодежи. Вмешательство партии в организационное строительство рабочей молодежи не должно носить характера опеки над нею. Учитывая опыт Западной Европы, где самостоятельные организации социалистической рабочей молодежи, в отличие от опекаемых официальными партиями, почти всюду являются опорой левого интернационалистского крыла рабочего движения, наша партия должна и в России стремиться к тому, чтобы рабочая молодежь создала самостоятельные организации, организационно не подчиненные, а только духовно связанные с партией. Но в то же время партия стремится к тому, чтобы организации эти с самого же своего возникновения приняли социалистический характер, чтобы будущий социалистический союз рабочей молодежи России при самом своем возникновении примкнул к Интернационалу молодежи, чтобы его местные секции преследовали по преимуществу цели развития классового самосознания пролетарского юношества путем пропаганды идей социализма, энергичной борьбы с шовинизмом и милитаризмом и одновременной защиты экономических и политических правовых интересов несовершеннолетних рабочих и работниц. В настоящее время, когда борьба рабочего класса переходит в фазу непосредственной борьбы за социализм, съезд считает содействие [созданию) классовых социалистических организаций рабочей молодежи одной из неотложных задач момента и вменяет партийным организациям в обязанность уделить работе этой возможный максимум внимания»[91]

Резолюция съезда подчеркивала необходимость придать молодежным организациям классовый характер, что страховало от замкнутости, подчеркивало необходимость вовлекать молодежные организации в непосредственную борьбу за социализм, что активизировало молодежные организации и тем страховало их от опасности превращения в дискуссионный клуб.

Постановление VI съезда партии имело громадное значение.

С каждым днем нарастало революционное движение, и рабочая молодежь прямо рвалась в бой. В Октябрьскую революцию рабочая молодежь заполняла собой ряды Красной гвардии.

1938 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!