РЕЧЬ НА ВЕЧЕРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕТСКОЙ НЕДЕЛИ



 

Товарищи из комсомола, пионервожатые выступали тут и задевали много больных вопросов. Но мне кажется, что надо гораздо больше самокритики в этом вопросе. Я не хочу упрекать выступавших товарищей, но мне кажется, что шире надо поставить вопрос, выявить, достаточно ли правильно мы ставим дело интернационального воспитания.

В связи с Международной детской неделей я попробовала разговаривать с ребятами, которые, кроме школы и пионеротряда, дома не слышат разговоров на эту тему. Мы меряем часто всех ребят на одну мерку. Вот у нас выступает актив; иногда у нас замечательно ребята выступают, прямо удивляешься, как они хорошо умеют говорить, какие большие вопросы они задевают. Но это актив. А ведь у нас много таких ребят, которые от родителей ничего не слышат, которые от старших братьев – комсомольцев, комсомолок ничего не слышат, которые знают только то, что они слышат в школе, в пионеротряде.

И, когда перед этими ребятами поставишь вопросы не так, как они обыкновенно ставятся, когда подойдешь не с точки зрения лозунгов, часто вдруг обнаруживается, что ребята не знают самого основного. Какая-нибудь девчурка часто повторяет то, что она слышала на последнем уроке о Германии, о других странах, но она не понимает самого основного – в чем суть капитализма, что такое фашизм; берутся только внешние признаки, а смысла, самого содержания часто не понимают. Пришлось, например, слышать такие ответы. Вопрос о колониях, о разделе мира – ведь это важнейший вопрос, а когда я одну девчурку спрашиваю: «Ты слышала, что такое колония, вам говорили на уроке?», – она говорит: «Говорили». – «Ну, скажи мне, что такое колония». – «Социалистическая республика». А девчурка – пионерка, хорошая девчурка, хорошо учится, но никто ей и не подумал объяснить, что такое соцреспублика, что такое республика.

Тут правильно т. Шацкий связал вопрос интернационального воспитания с вопросом о дружеской связи с ребятами других национальностей. Вы знаете, что я слышала от ребят во время Международной недели? Не со злобы, не так, как говорят антисемиты, а совершенно спокойно ребята мне объяснили: «Евреи – это буржуи». Они повторят вам все лозунги, а вот кто такие евреи – не знают.

Мы забываем, что наши ребята растут совсем в других условиях, чем, например, росло старшее поколение нашего комсомола. Ведь как раньше бывало, в прежние годы? Идет забастовка – ребята в этой забастовке тоже принимают участие. Было постоянное участие ребят в борьбе взрослых. Сейчас будет пятнадцатилетие комсомола. Целый ряд комсомольцев пишет воспоминания о своем детстве. Вы увидите, что тогда вопрос шел о серьезной борьбе. А мы сейчас превращаем – что не может не волновать – дни Международной детской недели в дни, когда ребята лишь развлекаются, митингуют. В школах устраиваются «международные конгрессы». Спрашиваешь ребят: «Интересно было?» – «Да, интересно, много плясали». Понятное дело, что ребятам весело поплясать, но это показывает, что к «международному конгрессу» у нас подход часто неправильный. Возьмите игры. Я думаю, что в Международную детскую неделю, вообще в вопросы интернационального воспитания меньше надо вносить игр. Товарищ из Германии, выступая, правильно подчеркнул, что наши советские ребята часто не представляют себе тех тяжелых условий, той героической борьбы, которую ведут в Германии пионеры, которым надо громадное мужество для того, чтобы возразить учителю, сказать ему, не согласиться с ним, защищать, например, ту же Советскую Россию. Часто нашим ребятам это представляется очень простым. Мне кажется, что в Международную детскую неделю и в дальнейшем ребятам необходимо побольше рассказывать о борьбе, которую ведут ребята в других странах. Вот мы говорим: «у них и у нас», – рассказываем, что там ребята голодают, ребят бьют и т. д., но самое содержание борьбы, как они борются за свои идеи – а они борцы за эти идеи, – мы мало подчеркиваем.

Вот спрашиваешь, ребят, что делают. «Мы интернациональные пятачки собираем». – «Зачем?» – «В буржуазных странах, говорят, ребята голодают. Там и буржуазия голодает». У малосознательных ребят привкус совсем не тот получается, который надо. Надо понять, что во всем мире идет борьба, борьба пролетариата, борьба трудящихся против буржуазии. Как она идет – об этом надо рассказать, надо, чтобы ребята почувствовали. Часто ребята этого не знают. Они знают повседневную борьбу, которая у нас идет, это они понимают. Что такое ударник, они понимают. Уже теперь ребята не пишут, что при социализме никто ничего делать не будет, как писали в начале революции. Теперь, конечно, они понимают это. Но надо, чтобы они и международную борьбу понимали и чтобы они понимали одну вещь – что наши ребята в лучших условиях растут: они имеют возможность и учиться, имеют возможность приобретать очень много знаний, неискаженных, настоящих, подлинных знаний, знаний о прошлом, о настоящем, о революции у нас и в других странах. И это их к очень многому обязывает. Вот говоришь с ребятами, рассказывают: вот был «международный конгресс», постановили лучше учиться по русскому языку. Это, конечно, хорошо. Но, какая тут связь с международным движением, ребятам никто не объяснил. Тут выпало звено. Надо сказать: в Международную неделю мы должны отдать себе отчет, что мы должны быть передовыми борцами, а для того, чтобы быть передовыми борцами, нам надо очень много знать, много учиться, поэтому мы должны овладеть умением писать, умением говорить, умением не только читать, но понимать то, что читаешь, понимать весь глубокий смысл читаемого. А то иногда слова читают, а что они значат –: не понимают. Если бы мы сумели нашим ребятам так объяснить, чтобы они поняли, что они борцы и должны быть борцами, – это было бы интернациональное воспитание. Если бы можно было дать нашим ребятам почувствовать все значение международной солидарности – совсем не для того, чтобы они заплакали, нам не нужны ребячьи слезы – не в этом дело, а для того, чтобы укрепить их волю к борьбе, чтобы из наших ребят выковать борцов, – это было бы дело. И наша обязанность, обязанность учителя, преподавателя обществознания, и не только учителя, преподавателя обществознания, но каждого учителя, в особенности учителя-марксиста, и каждого вожатого – уметь ребят зажечь пониманием того, что происходит в мире, вооружить их для этой борьбы знанием, волей к борьбе. И будет очень хорошо, если каждый скажет: «Да, я понимаю, мне придется еще бороться, с меня будут спрашивать ребята других стран, чтобы я был передовым борцом, и для этого я должен много знать, что знания и раньше всегда были необходимы, а сейчас больше чем когда-нибудь; верно, что знание – сила, и поэтому я должен учиться». И тогда связывание интернационального воспитания со стремлением учиться, обещанием учиться и получит другой смысл. А если просто неизвестно почему потанцевали, а потом говорим: по русскому языку будем хорошо учиться, – это никуда не годится.

И вот я, товарищи, думаю: каждый учитель должен отдать себе отчет, достаточно ли он обращает внимания на вопросы интернационального воспитания, не полагается ли он на то, что, дескать, по программе об этом говорилось в III группе, а в IV уже не надо об этом говорить – в программу это не входит. Надо уметь возвращаться к пройденному. Настоящий преподаватель умеет это делать не в такой форме, что просто повторяет: «Пролетарии всех 'стран, соединяйтесь!», – а умеет связать весь курс, который проходится, с вопросом интернационального воспитания. И особенно это надо помнить также и пионервожатым. Ведь они не только в школе, они и вне школы должны влиять на ребят, и они должны разъяснять самое основное, уметь организовать ребят. Конечно, можно сделать и из интернационального пятачка большое дело, из переписки большое дело, из встречи ребят большое дело. Но надо подумать, как это сделать так, чтобы это запало ребятам в душу на всю жизнь. Тут товарищ выступал и говорил об октябрятах. Да, конечно, с самых малых лет надо воспитывать этот интернациональный дух, надо, чтобы ребята с колыбели, как говорят, с молоком матери его всасывали. И необходимо, конечно, пионеру думать о том, что, если малыша встречаешь, – это не просто существо, мимо которого проходить надо. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Каждый из вас, если вспомнит свое раннее детство, перед ним встанут яркие картины, на всю жизнь врезавшиеся в память. Поэтому я думаю, что веселить ребят надо, конечно, но надо научиться и говорить с ребятами всерьез, уважать ребенка и понимать, что это будущий коммунист, будущий борец на фронте международной борьбы за победу революции. И надо, чтобы ребята поняли, что эта борьба неизбежна, что эта борьба – серьезная борьба и что надо им как-то к этой борьбе примкнуть. А то мы часто говорим ребятам общие истины, ребята у нас повторяют хорошие лозунги, а надо, чтобы это захватило их. И превращать это в игру не следует. И вот выступление товарища из Германии это особенно подчеркивает. Мы должны не только писать ребятам за границу: «Ах, у вас, ребята, безработица, а мы живем великолепно. У вас все плохо, а у нас хорошо». Не об этом писать надо, а надо, чтобы ребята, прочтя это письмо, поняли, что у нас в стране растут настоящие товарищи для них, которые помогут им в их борьбе.

Товарищи, сегодняшнее собрание должно, мне кажется, положить начало нашей совместной работе по интернациональному воспитанию.

1933 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!