ПОДДЕРЖАТЬ ИНИЦИАТИВУ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА



 

В статье «Капитализм в сельском хозяйстве», написанной еще в 1899 г. в ссылке, Ленин писал: «Для развития техники земледелия городской капитализм старается дать все средства современной науки, но социальное положение производителей он оставляет попрежнему жалким; городской культуры он не переносит систематически и планомерно в деревню»[79] (подчеркнуто мной. – Н . К.). Двадцать четыре года спустя в последней продиктованной им статье о кооперировании (о коллективизации) Ильич с особой силой подчеркивает необходимость нести культуру города в деревню.

«Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себе такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции»[80].

Капитализм внес в деревню технику, но не культуру. Советская власть вместе с техникой несет деревне и культуру. Нельзя сравнить культуру старой, дореволюционной деревни с культурой современной, колхозной деревни. Однако нужна еще громадная работа для того, чтобы сблизить культуру деревни с культурой города. Комсомол бросил идею культпохода.

Культпоход сделал чрезвычайно много в деле поднятия грамотности в деревне. Теперь комсомол начинает другой поход – колхозный бибпоход. Книгу в колхозы, книгу в деревню! Это дело громадной важности. Надо и на это дело поднять колхозные массы, особенно колхозных комсомольцев.

Надо всем, кто чем может, прийти на помощь комсомолу в этом деле. Надо, чтобы школы, избы-читальни, колхозные клубы, Дома культуры помогли рационально использовать книги, посылаемые в колхозы, превратив книгу в оружие марксистско-ленинского воспитания широчайших масс.

Поддержим всеми силами это начинание комсомола! Необходимо, чтобы инициативу комсомола поддержал не только Союз работников просвещения, но и другие союзы – каждый в меру своих сил – через шефские общества, через связи, имеющиеся у рабочих с деревней.

Надо, чтобы инициативу комсомола поддержали Общество старых большевиков, Общество педагогов-марксистов, все научные общества, писатели и художники. Самую лучшую марксистско-ленинскую литературу дадим в деревню!

1932 г.

 

ДАТЬ КАДРЫ ВСЕМ УЧАСТКАМ СОЦСТРОИТЕЛЬСТВА

 

Вопрос о выборе профессии – один из важнейших вопросов. Каждый человек дает максимум того, что он может дать, если он работает в той области, которая его наиболее интересует и где наиболее полно могут развиться его природные дарования. Конечно, бывают моменты, когда приходится делать и мало интересующее дело. Но правильно поют комсомольцы: «Если надо, если нужно, то и юность отдадим». На то они и комсомольцы. Не только поют, но и делают.

Но было бы нелепо, если бы, как правило, игнорировались одаренность и интерес к делу назначаемого на ту или другую работу молодого парня или молодой девушки. А это бывает. За последние месяцы через мои руки прошел ряд писем, говорящих о недопустимых извращениях. Было письмо крестьянки, которая жаловалась, что присудили взыскать с нее какую-то крупную сумму, что-то свыше тысячи рублей, за то, что ее дочь, проучившись год или два в ФЗУ, ушла учительствовать. Зато было не одно, а много писем, в которых жаловались на то, что их силком держат на учительских должностях, задерживая их документы, рассчитывая, ясно, на то, что «стерпится – слюбится».

Само собой, это – недопустимые вещи, и были приняты меры к ликвидации этих бюрократических перегибов. Но группе комсомольцев, которая вопила, что их держат на учительской работе, я, грешным делом, написала сердитое письмо, наворчала на ребят, что они бегут с такого важнейшего фронта, как культурный, не понимают, какое громадное значение имеет в данный момент работа в школе.

Сейчас молодежь вся стремится в производство. Это мода, все хотят стать слесарями, токарями и пр. В так называемые интеллигентские профессии идут неохотно. Тут сказывается, с одной стороны, и романтика строительства крупных предприятий, захватывает, увлекает молодежь строительство гигантов, увлекает соцсоревнование, веселее работать в налаженном заводском коллективе. В интеллигентских профессиях коллективы более расплывчаты, часто приходится работать в одиночку. А потом, работаешь на заводе – значит, пролетарий; пролетариат – ведущий класс, перед которым задача – преобразовывать мир. А врачи, профессора, учителя, кооператоры – «Какова была их роль в Октябрьской революции? Колеблющаяся мелкая буржуазия», – рассуждают комсомольцы. Играет известную роль и то, что положение рабочего класса сейчас лучше гораздо, чем положение врача, учителя и т. д. Играет роль и то, что рабочему, как говорилось в старину, теперь легче «выйти в люди», поступить в вуз, занять известное положение.

Однако ни на минуту нельзя забывать, что мы живем в стране строящегося социализма: Постройка гигантов, автомобильных и тракторных заводов, Днепростроев, Магнитостроев и пр. – это лишь предпосылка строительства социализма, его фундамент, предпосылка необходимая, но недостаточная. Социализм – это новый уклад, это светлая жизнь, вся организованная на началах коллективизма.

18 декабря 1919 г. Ленин писал привет питерской молодежи в первый номер «Смены»: «Приветствую рабоче-крестьянскую молодежь Петроградской губернии в дни проведения красной недели.

Усиливайте, юные товарищи, вашу работу в этом направлении, чтобы со свежими молодыми силами приняться за устройство новой, светлой жизни»[81].

Месяц спустя Владимир Ильич говорил рабочим и красноармейцам Пресненского района: «Мы начали великую войну, которую мы нескоро окончим: это – бескровная борьба трудовых армий против голода, холода и сыпняка, – за просвещенную, светлую, сытую и здоровую Россию, но мы кончим эту войну такой же решительной победой, какой окончили и борьбу против белогвардейцев»[82].

Комсомольцы знают эти слова Владимира Ильича, по инициативе комсомольцев начат был культпоход и достигнут огромный сдвиг в деле ликвидации неграмотности. Но разве только в ликвидации неграмотности дело? Нужна громадная работа в области культуры, и в области здравоохранения, и в области кооперации, питания и пр., не говоря уже о различных областях науки. Нужна борьба за весь глубокий строй социализма.

Но можно ли провести ее без кадров? Возьмем пример. Комсомол делает не мало, чтобы продвинуть книгу в деревню. Но надо сделать еще больше. Библиотечное дело требует очень большой квалификации, прекрасного знания литературы вообще, коммунистической – в частности, требует знания, чем в данную минуту масса интересуется, требует уважения к запросам читателя. Почитайте «Мои университеты» М. Горького, и вы увидите, как умел Горький из буржуазной литературы извлекать то, что нужно знать было ему, пролетарию. Мы должны открыть массам широчайший доступ к книге, к знаниям, помочь им впитать в себя, переработать все то, что пережито, что добыто человечеством. Но нам нужен до зарезу новый библиотекарь – коммунист. С наличным составом библиотекарей мы не справимся с библиотечным делом. На каждом шагу мы наталкиваемся прямо на чудовищные вещи: изымают статьи Ленина о продналоге, как «устаревшие», изымают «Коммунистический манифест», все книги по философии и т. п.

Но мало быть комсомольцем, надо иметь знания, надо упорно учиться, не думать, что оттого, что ты комсомолец, ты все уже от природы знаешь. Нам нужны свои широко образованные библиотекари – не один, не два, а тысячи. Масса стала грамотной, ей нужна широчайшая сеть библиотек. Но кто из комсомольцев идет в библиотекари? Разве уж какая-нибудь забубённая головушка, не знающая, куда голову приклонить... Из того, что библиотекарь получает заработную плату ниже заработной платы учителя, не снабжается, что его все походя ругают, следует не то, что не надо идти в библиотекари, а то, что комсомол должен бороться за улучшение положения библиотекаря, роль которого растет с каждым днем в стране строящегося социализма.

Мы проводим всеобщее обучение, толкуем о коммунистическом воспитании, о воспитании всесторонне развитых людей, пишем объемистые программы, а считают ли комсомольцы делом славы, делом чести идти в учителя? Идут лишь по мобилизации.

Наша страна должна стать здоровой, сильной. Разве это возможно без врачей? А идут ли комсомольцы учиться на врача, работают ли не покладая рук над тем, чтобы овладеть всеми достижениями медицинской науки? Что-то не слыхать... Потребности населения колоссально возросли, люди хотят жить культурно, не валяться в грязи, иметь в своем распоряжении книгу, знания.'

Надо по-социалистически, по-новому организовать распределение, торговлю. А у нас кооперация сплошь и рядом не социалистическая торговля, а купцова лавочка. Нужны громадные кадры новых работников на фронте социалистического распределения. Этот фронт не менее важен, чем фронт производственный. Именно потому, что мы строим социализм, у нас страшно велик спрос на кадры интеллигентских профессий. Во всех областях знания, во всех областях науки надо растить новые кадры из нашей смены, из рядов комсомола.

Никто вместо нас социализма не построит. Ильич говорил: руками одних коммунистов коммунизм не построишь, но он же говорил о том, что надо, чтобы мы вели, а не нас вели, а то машина заведет совсем не туда, куда надо. Вести не значит командовать, приказывать. Из командования, из приказов очень часто толку выходит очень мало. Ведет тот, кто наилучшим образом знает дело, понимает его, понимает самую суть дела. Без знания дела не может быть правильного руководства. Нам нужно создать свои кадры во всех областях знания, во всех так называемых интеллигентских профессиях. Необходимо, чтобы тот энтузиазм, который охватил молодежь на фабриках и заводах, охватил молодежь, работающую и в интеллигентских профессиях. Необходимо бросить, на этот фронт лучшие силы. Но не только бросить. Необходимо, чтобы комсомол вел учет работы каждого своего члена, работающего на фронте интеллигентских профессий, не давал ослабевать связи его с рабочей массой, постоянно осуществлял бы контроль над его работой. Это очень важный момент. И в этой области, как во всех других областях труда, надо наладить соцсоревнование.

В заключение я хотела бы остановиться еще на одном вопросе. Мы идем по пути осуществления бесклассового общества. Но бесклассовое общество предполагает изжитие деления общества на «белую» и «черную» кость: на людей умственного и физического труда. Эту цель преследует наша политехническая школа. Но она не выполнит этой своей задачи, если не придет к ней помощь извне, из недр перестраивающейся жизни. Надо, чтобы, не дожидаясь результатов, которые даст школа в более или менее отдаленном будущем, лет через десять-двадцать, комсомол взялся бы сейчас за ликвидацию разделения на интеллигенцию и людей физического труда. Обстановка строящегося социализма будет все более и более способствовать этому. Надо, чтобы те комсомольцы, которые работают в области физического труда, выбирали себе добавочную профессию интеллигентскую, и наоборот. Могут быть самые различные, самые разнообразные сочетания, в зависимости от того, к чему у кого есть интерес, способности, какие профессии удобны для сочетания, дают наибольший эффект. Дело это новое. Меньше всего тут допустимо метание, бросание от одной профессии к другой. Но пролагать в этом направлении путь надо. Современная техника прямо носом толкает в такое сочетание профессий.

Со стороны комсомольцев нужна большая инициатива в этом направлении и ясно поставленная цель, настойчивое стремление к ней. Изучив одну профессию, другую, может быть, придется изучать наполовину путем самообразования, заочного обучения, в кружках, при помощи товарищей. Нужна серьезная учеба. Важен почин. Трудны будут лишь первые шаги.

1932 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!