О ПИОНЕРДВИЖЕНИИ НА ДАННОМ ЭТАПЕ



 

Те громадные успехи, которые за последнее время мы видим в нашей стране, широкое развитие коллективизации в корне меняют соотношение между семейным и общественным воспитанием. Идет широкое вовлечение женщин в производство в городе. В деревне коллективизация вырывает крестьян из прежней оторванности от общественной жизни, из прежней семейной замкнутости. Совершенно меняется лицо семьи. Семья перестает быть производственной единицей. Развитие общественных столовок, прачечных, пошивочных и т. д. будет все более и более раскрепощать женщину. Развитие колхозного движения, связанное с развитием хлебопекарен, общественного питания и пр., развязывает женщине руки. Все это ведет к изменению лица семьи. Раньше власть родителей, власть главы семьи была безгранична. Хотели родители – пускали в школу, хотели – не пускали, хотели посылать в церковь – посылали, хотели – заставляли работать детей сверх меры, хотели – били и т. д. и т. п. Дети своей воли не имели, во всем обязаны были слушаться родителей. Теперь родители все больше и больше охватываются общественной работой, отсутствуют, работают вне дома. Меняется старый семейный уклад, старый быт. Семейное воспитание отмирает все больше и больше. Этот процесс, несомненно, широко растет, но пока что он выражается – поскольку еще не охвачена вся детвора школой, деторганизацией, общественным вниманием – в росте безнадзорности, в загрузке ребят домашними работами и т. п. Но тем ярче выступает на первый план необходимость широчайшего развития общественного воспитания в форме развития дошкольного общественного воспитания, школьного воспитания, развития пионерского движения, разных внешкольных учреждений по обслуживанию детей. Развитие этих форм должно принимать все более массовый характер. Необходимо, чтобы сами ребята как можно шире втягивались в борьбу за новый быт, в борьбу за поголовное общественное воспитание своего поколения. Ослабление роли семейного воспитания создает широкие возможности в деле поголовного перевоспитания всей детворы. Раньше семейное воспитание способствовало воспитанию по образу и подобию родителей. Был купец, – он старался с детства приучать ребят к занятию торговлей, к тому, что не обманешь – не продашь. Раньше был поп, так дети его воспитывались в религиозном духе, строго соблюдали все обряды. Ослабление семейного влияния – одно из условий выварки всего молодого поколения в котле коммунистической общественности.

Необходимо конкретизировать борьбу ребят за общественное воспитание. Возьмем всеобуч.

Введение всеобуча в нашей стране имеет громадное политическое значение потому, что школа-то у нас другая, чем в буржуазных странах. Это – школа совместного воспитания, уничтожающая разницу в образовании, в подготовке между мужчиной и женщиной, школа, прививающая материалистическое мировоззрение, т. е. школа глубоко антирелигиозная, школа политехническая, т. е. дающая всем известную культуру труда, всех делающая членами великой армии труда, причем подготовляющая к труду по-новому. Наша школа – классовая школа, но какого класса? Класса, за которым будущее пролетариата.

Школа наша, будучи классовой, в то же время не является классово замкнутой, на манер дворянской школы – институтов, лицеев и т. д.; она является орудием влияния пролетариата на все другие классы, орудием уничтожения классов. Вот почему обязательное обучение, борьба за него есть борьба за социализм. И пионердвижение должно принять самое активное участие в борьбе за всеобуч. Эта борьба должна идти по двум линиям: помогать осуществлению обязательности, всеобщности школьного обучения – во-первых, помогать нашей школе становиться все более и более социалистической, коммунистической – во-вторых.

Пионеры для всеобуча могут сделать чрезвычайно много. Они лучше чем кто-либо могут выявить ребят, которые не попали в школу, – ребят, которых родители не пускают под разными предлогами в школу, девочек, которых стараются сохранить дома как рабочую силу. Бой за осуществление обязательности обучения, бой за девочку – это прямая обязанность пионеров. Бой за обучение ребят бедноты, батраков должен состоять не просто в принятии резолюции, а в помощи осуществить посещение детьми бедноты школы. Вопрос не только в одежде и обуви, а в том, что положение в семье часто такое, что иногда действительно трудно отпустить девочку или парнишку. Надо, чтобы пионеры устраивали бригады хозяйственной помощи беднякам, дети которых учатся в школе. Это может серьезно помочь делу. В каждом случае пропусков пионеры могут лучше чем кто-либо выяснить настоящую причину их и помочь устранить эту причину. Вот, если будут действительно устраняться силами самой детворы причины непосещаемости ребятами школы, тогда ребятам будет чем гордиться. Вожак, учитель должны в борьбе за посещаемость опираться на детвору.

Другой вопрос – вопрос о второгодничестве. Это вопрос довольно сложный. Вопрос тут не только в непосещаемости и пр. Тут много зависит от учителя. Учителю легче, интереснее заниматься с активом группы, и многие малоопытные учителя не знают, как подойти к отстающим. Они нажимают на них, выговаривают им, а помочь по-настоящему не умеют. Пионеры должны обращать особое внимание на отстающих ребят и приходить им на помощь. Один из соучеников т. Ленина рассказывал о его школьных трудах много интересного. Между прочим он рассказывал, как много мальчиком помогал Ильич товарищам в учебе: в решении задач, в объяснении непонятного, писал некоторым сочинения.

В прежнее время у ребят была своя школьная мораль. Более успевающий считал себя обязанным подсказывать, давать списывать решения задач, писать для товарищей сочинения, не лезть вперед со своими знаниями, поменьше выделяться из общей массы. В этой школьной морали хорошее было сплетено с дурным. Хорошее – было чувство товарищества, плохое – обман учителя. Система отметок, отсутствие близости между учителем и учениками были причиной, почему товарищество выливалось в такие отрицательные формы. Теперь оно может и должно развертываться совершенно по-иному. Помощь отстающим должна быть одним из звеньев воспитания из себя коллективиста. Пионеры должны быть культармейцами внутри школы, бороться за поднятие учебы на более высокую ступень. «Добьемся, чтобы не было у нас отстающих ребят!» – должно быть лозунгом детворы. Необходима также борьба ребят за школьный режим. Надо, чтобы школа многое перенимала из жизни передовых заводов. Надо, например, чтобы ребята на школьное имущество смотрели приблизительно так, как смотрят теперь рабочие-ударники на имущество заводов: проявляли заботу о школьном имуществе, берегли его, заботились бы об его умножении – берегли бы книги, карты, учебные пособия, добывали бы новые книги, учебные пособия, сами создавали эти последние, организовали бы правильное использование того, что есть, были бы ударниками в этом отношении. Это одна сторона. К этому примыкает борьба за правильное использование школьных мастерских, школьных участков. Второе – это борьба за напряженную работу всего класса, всей школы. Необходимо, чтобы вся учеба шла по плану, чтобы общий план распадался на звеньевые планы, чтобы каждый учащийся школьного звена имел свой план. Раньше учитель говорил, ученики слушали. Теперь ученики работают. Школа меняет свой облик, она все более и более идет по пути трудовой школы, школы политехнической. И необходимо, чтобы школа все больше и больше пропитывалась духом завода, духом коллективности, духом планомерной, целесообразной, рациональной организации труда.

За рациональный режим – таков должен быть лозунг момента. И пионеры должны идти во главе этой борьбы. Вовремя подготовленный и розданный материал – не тогда начинать раздавать тетрадки, когда надо уже заниматься, – работа по тщательно продуманному плану, правильное распределение сил, распределение обязанностей, постоянный учет и самопроверка, воспитание сознательной дисциплины – все это должно быть созвучно с заводской жизнью, накладывать на всю нашу школу определенный, совершенно новый отпечаток. Иногда мы видим со стороны пионерорганизаций немножко презрительное отношение к школе: «Что это – школа... То ли дело завод!» Это понятно. Завод на первых порах кажется таким интересным. Но надо и школу делать другой, такой же интересной, как завод. И за это нужно бороться.

Когда-то, еще в 1897 г., Владимир Ильич писал о том, что при социализме все должны будут работать, и соединение обучения с производительным трудом должно готовить поголовно все подрастающее поколение к умению работать по-новому.

Сейчас, когда растет в массах сознательное, социалистическое отношение к труду, когда встал остро вопрос о подготовке рабочей силы, создается возможность осуществления политехнической школы. Борьба за политехнизм – сейчас ударная задача, и в ней пионерорганизации уже принимают большое участие.

Наряду с борьбой за школу пионерорганизациям необходимо бороться за новый быт, за дошкольное воспитание, за детские столовки, за детские общежития-коммуны. Комсомол, партия должны приходить им на помощь в этом отношении.

Нужна борьба за подростка. Эта борьба имеет громадное значение, и тут пионерорганизация может сделать чрезвычайно много, развить целый ряд кружков содействия поднятию образовательного, политехнического уровня подростков. Только на фоне борьбы за новый быт подростков возможна ликвидация беспризорничества. Не в том дело, чтобы всех «беспризорных изловить, в детдома их посадить», а в том, чтобы вырвать почву из-под ног всякого беспризорничества. Законодательная охрана труда и личности ребенка должна опираться на пионерорганизацию.

И, наконец, важнейший фронт – интернациональное воспитание. Важно не только принимать резолюции в этом направлении, важно принимать активное участие в братском единении с другими национальностями. Сейчас в наших национальных областях, задавленных в прежнее время царизмом, громадная тяга к знанию, но не хватает культурных сил. Чтобы помочь этим национальностям, особенно бедняцким, середняцким слоям их, надо знать их язык и быт. Надо, чтобы русские ребята брались за изучение их языка и быта. Где-нибудь в Ульяновске необходимо, чтобы пионеры, комсомол изучали чувашский язык, мордовский и пр., чтобы они изучали быт, жизнь чувашей, мордвы и пр. Тут должно создаться целое движение.

На фронте всей этой борьбы будет расти общая коммунистическая сознательность ребят, и их участие в общих кампаниях будет принимать совершенно иной характер.

Недооценка роли пионердвижения вытекает из непонимания задач нашего строительства, непонимания роли в нем масс, непонимания сути ленинизма.

Наш реконструктивный период неизбежно связан с реконструкцией всего воспитания ребят в коммунистическом духе,

1930 г.

 

ШКОЛА ЖИЗНИ

 

ТЕХНИКА ПОБЕЖДАЕТ

 

Мы живем в такое время, когда быстро перестраивается наша промышленность, когда идет коллективизация и механизация сельского хозяйства, когда появились тракторы, появились комбайны, когда в промышленности и в сельском хозяйстве наблюдаются огромные сдвиги.

Сейчас идет вопрос о подготовке высших кадров, об инженерах, о техниках и т. д. Вместе с тем с каждым днем все острее становится проблема подготовки квалифицированных рабочих. Ведь строятся новые заводы с новым оборудованием по последнему слову техники и науки. Это новое оборудование требует совершенно нового рабочего.

Новое производство, механическая обработка земли тракторами требуют совершенно нового подхода.

Мне пришлось недавно говорить с одним рабочим, который на 5 месяцев ездил в один сибирский совхоз и проделал там большую работу. Его, как рабочего, привыкшего работать у станка, страшно поразило небрежное отношение к машинам. Работа идет как-то вразвалку. Крестьянство относится к этому как-то иначе, чем рабочий. Крестьяне, например, тракторы оставляют в снегу и даже и не подумают о том, чтобы их чем-нибудь прикрыть.

В газетах как-то я прочитала, что недавно был съезд врачей, который обсуждал вопрос травматизма, т. е. обсуждались несчастные случаи от тракторов и других сельскохозяйственных машин.

Большое число несчастных случаев объясняется также неумением обращаться с машиной. У нас нет культуры труда. Особенно это сильно сказывается в деревне.

Техника идет вперед гигантскими шагами. Рабочие, которые умеют только молотком стучать или вертеть какое-нибудь колесо, уже мало пригодны. Теперь нужны рабочие с более широким кругозором, с лучшей подготовкой.

 

ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ

 

О политехнической школе писали и говорили очень давно, еще до Октябрьской революции. Надо сказать, что вопросы политехнизма оставались в узком сравнительно кругу педагогов, хотя в программе партии очень определенно говорится о том, что школа должна быть политехнической. Практически у нас политехнической школы еще нет. Наша школа называется трудовой школой, но на практике у нас нет даже и трудовой школы. Конечно, в отдельных школах есть очень много интересных начинаний в области труда. Но если взять массовую школу в целом, то приходится сказать: с трудовым воспитанием, а с политехническим воспитанием в особенности, у нас обстоит плоховато.

Одна лишь форма труда привилась в нашей школе – это так называемая общественно полезная работа. Эта форма работы имеет громаднейшее значение, потому что вырабатывает коммунистическое отношение к труду, потому что ребята, принимающие участие в этой общественно полезной работе, смотрят на труд как на свою общественную работу, подходят к этому делу с точки зрения общественных интересов. А это очень важно.

Но если мы внимательнее проанализируем общественно полезную работу, то увидим, что эта общественно полезная работа зачастую очень мало связана с трудом. Она превращается в писание лозунгов, плакатов, а иногда просто в устройство каких-нибудь вечеров.

 

«ПОЧЕМУ ВЕНТИМЕЛЬНИЦА ВЕРТИТСЯ? »

 

Потребность в технике толкает вперед науку. Потребность в технике будит интерес к технике и не только в людях науки, но и в широких массах. Сейчас интерес к технике в массах велик. Необходимо только его умело питать, направлять в надлежащее русло. Интерес к технике у взрослых заражает и подростков и детей. Недавно мне приходилось наблюдать малыша 5 лет, сына инженера. У мальчика ярко выраженный технический уклон интереса. Он ударяет деревянной лопаткой о каменный пол. Ему говорят: «Что ты, Санечка, брось, пол пробьешь». Надо было видеть, с каким презрением малыш ответил: «Лопатка деревянная, а пол каменный, как же я его пробью».

Я видела, в каком изумлении тот же малыш остановился перед вентилятором: «Что это?» Ему постарались объяснить. И вечером, засыпая, он, полусонный, вдруг открыл глазки и сказал: «А эта вентимельница, почему она вертится?» Интерес к технике надо будить с самого раннего детства. Он рано зарождается сам собой, но мы его всячески заглушаем, топчем. Школа делает это еще больше, чем семья. Книга, учеба вытесняют этот интерес, и он постепенно замирает у ребенка.

 

УЧИТЬСЯ МОЖНО ПО- РАЗНОМУ

 

Обучение всякому труду может носить или профессиональный, или политехнический характер.

Возьмем хотя бы такой обычный предмет обучения, как шитье. Можно учить шить по-разному. Можно учить часами делать ровные стежки или метать петли. Это будет обучение ремеслу. А можно это обучение поставить совсем по-иному. Можно поставить его так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку ясно стало, как для разного материала нужен для производства одного и того же процесса разный инструмент: одной иглой надо сшить кисею, бумагу надо не сшивать, а склеивать, дерево надо не сшивать, а сколачивать и т. д. Это будет уже политехнический подход к изучению шитья. Можно давать или в одиночку возиться со стежками, или работать вдвоем, втроем, по счету, внося в работу ритм, то замедляя, то ускоряя его. А потом проделывать ряд других движений также под ритм, под песню. Можно обучать и шитью на машине по-разному: можно указать только, как вертеть колесо, вставлять челнок и пр., или же можно связать обучение шитью на машине с изучением самой машины и аналогичных машин. Можно, таким образом, обучать шитью как ремеслу, можно обучать шитью, связывая это обучение с изучением материала, инструмента, двигателя и пр., – это будет политехническое обучение.

Когда существовало только ремесло, тогда не могло быть политехнического образования, ибо между ремеслами была стена, не ясно было, что общего между этими ремеслами, не было их анализа. Только развитие машинного производства помогло осмыслить, анализировать ремесленные трудовые процессы, понять, что в них есть общего. И чем дальше развивается техника, тем глубже возможно заглянуть в сущность каждого трудового процесса. Но, для того чтобы использовать этот основанный на базе современной техники анализ, вовсе нет надобности забираться непременно на самую усовершенствованную фабрику. Можно повести ребят на экскурсию на самую передовую фабрику, но, если предварительно не была проведена работа по воспитанию у них технического интереса, по привитию умения сознательно подходить к каждому трудовому процессу, к каждой машине, такая экскурсия может дать очень мало, а с другой стороны, экскурсия на сравнительно отсталую фабрику, если проведена соответственная предварительная работа, может дать очень многое для расширения у учащихся политехнического кругозора.

 

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТЕХНИЗМ

 

Ведь что такое политехнизм? Политехнизм не означает просто знание какой-нибудь отрасли производства, оторванное от знания другой отрасли производства. Политехнизм нужно понимать как знание и понимание всех отраслей производства, между собой связанных.

В политехнизм входит понимание связи между обрабатывающей промышленностью и между промышленностью добывающей. Здесь уже рабочий должен иметь широкое развитие кругозора: он начинает понимать, какова связь между городом и деревней. Если, скажем, дело касается крестьянина, то крестьянин с политехническим кругозором начинает понимать, почему нужны заводы, как нужно строить эти заводы. Начинает понимать, что значит смычка между городом и деревней.

А все это вытекает из понимания связи между обрабатывающей и добывающей промышленностью, а потом и между разными отдельными отраслями промышленности.

Вот посмотрите: приходит из деревни рабочий. Приходит он на химический завод и знает только то, что бутылки полощет. Кроме того он знать ничего не знает. Между тем политехнически подготовленный рабочий должен понимать, что этот завод является заводом химическим, должен знать, что такое химическая промышленность и для чего она нужна, какое значение она имеет для земледелия и для разных других отраслей производства.

И вот политехнизм включает в себе понимание основных отраслей производства и их взаимной связи.

Затем другая вещь – понимание самой техники.

Политехнически подготовленный рабочий знает основные орудия, или, как принято говорить в механике, простые машины.

Понятно, что если вы знаете, как действуют эти основные части сложной машины, то потом будете понимать и построение всей сложной машины. Все эти понятия должна дать политехническая школа.

Чем отличается политехническая школа от профессиональной? Политехническая школа показывает, как одно с другим связано. Профессиональная же школа дает только узкие навыки.

Тот, кто выходит из профессиональной школы, в хозяйстве или производстве будет являться исполнителем, тот же, кто окончил политехническую школу, – тот может идти дальше и дальше. Он может в своем производстве не только быть простым исполнителем, но и быть настоящим хозяином производства.

 

ОРГАНИЗУЕМ ТРУД ПО- НОВОМУ

 

Труд надо уметь организовать. Вот теперь в деревне идет коллективизация, и крестьяне говорят: «Мы в коллектив пойдем, только мы не знаем, как это организовать, дайте нам организатора, и дело пойдет». Организатор часто приезжал такой, который сам не знает, как подойти к крупному производству. Посмотрит и не знает, как взяться за работу. Старая-то организация не годится, а как новую организацию строить – не знает. У нас часто бывает так: увлекаются, все готовы идти в колхоз, а придут – и не знают, как между собой распределить труд. Вот из-за недостатка умения организовать дело у нас часто распадаются коллективы.

Другое мы видим в старых коммунах. У нас есть такие коммуны, которые существуют по 10 лет. Они много получили в свое время и на опыте дошли, как надо организовать свое хозяйство.

 

ПОЛИТЕХНИЗМ НЕ ЕСТЬ ОСОБЫЙ ПРЕДМЕТ

 

Обучение труду в политехнической школе должно давать учащимся, с одной стороны, общие трудовые навыки (как-то: умение ставить своему труду определенные цели, планировать свою работу, делать расчеты, составлять чертежи, целесообразно распределять между собой работу, работать коллективно, умение экономно обращаться с материалом, обращаться с инструментами, добиваться известной, доступной для данного возраста тщательности в работе и т. д.), с другой стороны, осмысливать трудовые процессы с точки зрения техники, организации труда, их общественной значимости (конечно, опять-таки в соответствии с возрастом и жизненным опытом учащихся).

Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собой все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка и особенно увязка их с обучением труду. Только такая увязка может преподаванию труда придать политехнический характер.

Само собой, политехнически построенная программа требует от учащихся больше чем какая-либо другая умения наблюдать, углублять и проверять свои наблюдения путем опытов, путем практики, в частности трудовой практики, требует умения фиксировать свои наблюдения и делать из них выводы.

 

ЧЕЛОВЕК- ПРИДАТОК К МАШИНЕ

 

Можем ли мы успокоиться на том, что часть ребят будет работать в таких отраслях, где не требуется квалифицированный труд, или служить простым придатком машины? Труд по простому обслуживанию машины является самой утомительной, самой монотонной, самой притупляющей формой труда. В ремесле есть творческий элемент. Там надо сообразить, примерить, знать материал. У квалифицированного рабочего, который знает технику, который подготовлен, есть известный элемент творчества в работе – эти же ребята будут обречены на чрезвычайно монотонную работу. У французского писателя Мопассана есть рассказ, где описывается такой рабочий, который всю свою жизнь проработал, обслуживая машину. Я не знаю, что он делал, но его работа заключалась в том, что он поднимал и опускал руку. Там довольно сильно описано, как проходила его старость, какой он стал неподвижный. Его семье пришлось переезжать на другую квартиру, и случилось так, что ему пришлось помочь перенести шкаф. Он поднял руки, а затем механически стал делать то движение, которое всю свою жизнь делал.

 

ПРОТИВ ПРИТУПЛЯЮЩЕЙ РАБОТЫ

 

Мне в жизни приходилось наблюдать рабочего, который .с раннего детства работал по обслуживанию машины. Я тогда занималась в воскресной школе. Мне как раз бросился в глаза этот рабочий, который с детства проделывал эту монотонную работу. Характерной его особенностью было полное отсутствие инициативы. Ходит человек вечерами учиться писать. Все другие его товарищи, приехавшие из деревни и недавно поступившие на работу, возьмут перо, как все берут, а он не смотрит, как все берут перо, возьмет наоборот, точно никогда не видел, как пишут, и хочет писать.

Когда же ему покажут, он больше ошибок не делает.

Все безграмотные обычно пишут все-таки в строчку, а он, наоборот, начинает писать вдоль. Но, когда ему объяснишь, как нужно писать, он пишет правильно. Так действует монотонное обслуживание машины. По воскресеньям обыкновенно говорили: «А нашего рябого (он был рябой) в участок отвели – пьяным напился». Это происходило потому, что он в жизни ничего не наблюдал, все время работал на притупляющей работе. Он не знал, чем в воскресенье себя занять. Это очень типично и характерно. Монотонная работа при машине убивает инициативу, наблюдательность. При капиталистическом строе ставили ребенка на такую работу и спокойно смотрели, как монотонный труд притупляет его. Капиталист не интересовался, что с ним будет дальше.

Можем ли мы так подходить к нашей молодежи? Конечно, не можем. Может быть, надо годик, другой каждому поработать около машины, потому что это дает выдержанность, дисциплину, самодисциплину, но обрекать парня или девушку на целую жизнь на такую работу, конечно, невозможно.

 

РАБОЧИЙ – УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ

 

И тут особенное значение имеет вопрос правильной постановки преподавания и привлечения квалифицированных рабочих с данных предприятий к обучению ребят и вообще к руководству школой. При этом условии школы-семилетки смогут дать ребятам 12–15 лет известный подход к данной отрасли труда, знакомство с материалом, с инструментами, машинами и т. д. Связь школы- семилетки с фабрикой очень важна. Я знаю, что обыкновенно рабочие, когда перед ними ставится эта задача, очень охотно идут навстречу и поддерживают такой тип семилетки. Я помню, кто-то из товарищей рассказывал, что на одном из южных заводов, кажется на бывшем Брянском, рабочие пошли навстречу школе-семилетке при фабрике, помогли оборудовать и поставить все дело, потому что рабочие чрезвычайно заинтересованы, чтобы их дети обучались как можно лучше, и именно тому, что нужно. Рабочие могут давать весьма и весьма целесообразные указания и могут практически помочь в постановке преподавания.

Если в школе-семилетке будет правильно поставлено преподавание труда, то очень рано смогут выявиться способности ребенка, подростка, его вкусы, одаренность.

 

ВСЕ ЛИ РАВНО, КАКОЙ ТРУД

 

Сейчас мы, конечно, гораздо лучше, чем это было в 1918 или в 1919 г., понимаем, что такое политехническое образование. Тогда представление о том, что такое политехническое образование, было весьма неясное. Я помню, в этом самом 1919 г., когда я ездила на «Красной Звезде» и останавливалась в каждом поселке, в каждом поселке учитель по-своему толковал политехнический труд. Один считал, что воду надо носить, другой – что все равно, какой труд, только бы трудолюбие воспитывать, и т. д. Сейчас уже есть довольно ясная картина, что представляет собой политехническое образование. В программе партии говорится о теоретическом и практическом изучении главных отраслей труда. В школе дается теоретическое освещение труда, различных форм труда. Сейчас в ребячьих письмах получаешь, например, такие сообщения: «Вот мы изучали формы связи и для того, чтобы яснее понять, пригласили работника почты, и он нам сделал доклад о работе телефона, телеграфа, почты и т. п.». Так что ребята должны знать не только, что такое связь, но и суметь привлечь самих рабочих для ознакомления с их трудом.

 

ЧТО СКАЗАЛ ЛЕНИН О ПОЛИТЕХНИЗМЕ

 

В своих заметках на мои тезисы, писанные к партсовещанию по народному образованию в 1921 г., Владимир Ильич писал: «... безусловным заданием поставить немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных сейчас же шагов к политехническому образованию... Мы нищие. Нам нужны столяры, слесаря, тотчас. Безусловно. Все должны стать столярами, слесарями и проч., но с таким-то добавлением общеобразовательного и политехнического минимума». Нужно, «чтобы этот «ремесленник»... имел политехнический кругозор и основы ( начатки) политехнического образования... »[45].

Эта точка зрения Ленина ко многому нас обязывает.

Состояние техники в данный момент определяет возможную степень глубины политехнического воспитания. Это вовсе не значит, что в более отсталых местностях политехническое воспитание поставлено быть не может и что мы должны там сложить ручки в брючки и ждать, пока индустриализируется страна, а пока заниматься политехническим воспитанием лишь в немногих передовых в промышленном отношении городах. Те, кто так думают, забывают одно, что политехническое воспитание не только следствие прогресса техники, но и орудие индустриализации. Политехническое воспитание должно быть массовым, поголовным. Только при помощи масс, при их участии можно индустриализировать страну. Так думал Владимир Ильич. Это особенно ярко выразилось в его переписке с т. Кржижановским о плане электрификации страны.

 

ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

 

«Нельзя ли, – писал Владимир Ильич в январе 1920 г. Г. М. Кржижановскому, – добавить план не технический (это, конечно, дело многих и не скоропалительное), а политический или государственный, т. е. задание пролетариату?

Примерно: в 10 (5?) лет построим 20 –30 (30–50?) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) верст радиуса; на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти ( примерно перебрать Россию всю, с грубым приближением). Начнем-де сейчас закупку необходимых машин и моделей. Через 10(20?) лет сделаем Россию «электрической».

Я думаю, подобный «план» – повторяю, не технический, а государственный – проект плана, Вы бы могли дать.

Его надо дать сейчас, чтобы наглядно, популярно, для массы увлечь ясной и яркой (вполне научной в основе) перспективой: за работу-де, и в 10–20 лет мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электрической...

Повторяю, надо увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10–20 лет»[46].

Мысли, как увлечь массу, не давали спать Ильичу. И он пишет Кржижановскому:

«Г. М.! Мне пришла в голову такая мысль.

Электричество надо пропагандировать. Как? Не только словом, но и примером.

Что это значит? Самое важное – популяризирозать его. Для этого надо теперь же выработать план освещения электричеством каждого дома в РСФСР.

Это надолго, ибо ни 20 000 000 (–40 000 000?) лампочек, ни проводов и проч. у нас долго не хватит.

Но план все же нужен тотчас, хотя бы и на ряд лет.

Это во-1-х.

А во-2-х, надо сокращенный план выработать тотчас и затем, это в-3-х, – и это самое главное – надо уметь вызвать и соревнование и самодеятельность масс для того, чтобы они тотчас принялись за дело»[47].

Так писал Ленин в 1920 г. Эти слова Ленина каждодневно претворяются в дела.

 

ЗАВОЮЕМ СИЛЫ ПРИРОДЫ

 

Политехническое образование должно давать понимание, как надо организовать то или другое производство. Агитировать легко – иди в колхоз, – а показать, как в колхозе надо работать, – это дело другое. Тут нужны очень большие знания, очень большое понимание этого дела. Сейчас все чувствуют, как важны вопросы организации труда.

Мы "знаем, что есть техника, но мы должны понять, как при помощи этой техники можно завоевать все силы природы, как можно их поставить на службу человеку. Вот эта связь техники с природой и должна даваться в нашей политехнической школе.

Затем надо понимать, как организовано общество. В прежнее время ребят очень мало чему учили, ничего не объясняли. Господь устроил – да и с делом конец. Теперь ребятам нужно до всего додуматься, а для того, чтобы додуматься, нужно понять, какая связь между техникой, между производством и между организацией общества. Нужно знать, как произошло деление труда, как произошли классы (ведь они на почве разделения труда родились) и т. д. Это надо рассказать нашим ребятам. Если они поймут связь природы с техникой и поймут, что техника производства является основой общественной организации, то у них образуется материалистическое мировоззрение, они будут понимать что к чему и будут разбираться в окружающем.

Мы проводим сейчас кампании по антирелигиозной пропаганде. Кампания прошла, и потом месяца три проходит, пока опять по какому-нибудь случаю, например по случаю пасхи, развернут эту антирелигиозную работу.

Так делать не годится, надо, чтобы учащийся понимал всю связь явлений.

Поэтому у нас и в программе партии говорится о политехнической школе и сейчас мы подходим к вопросу о политехнизме. Но надо, чтобы знание было не книжное, а важно, чтобы все это было связано с живой работой, с трудом, с определенными навыками.

Раньше, например, в женских школах бывали уроки рукоделия. Велено было принести в гимназию нитки, и вот сидим, бывало, и вяжем какие-то петли. Зачем эти петли, для чего, для кого – ничего не известно.

Практических навыков это совершенно не дает. Или возьмем столярные мастерские. Давалась часто настолько однообразная работа, что никакой увязки навыков с общественной жизнью, с производством в целом не получалось. Сейчас надо совершенно иначе построить это дело. Конечно, нам нужен не такого рода труд.

 

НУЖНА ПОМОЩЬ ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ И РАБОЧИХ

 

Здесь перед нами встает одно затруднение. Говорят, что при школах надо иметь мастерские. Я просматривала статистику – какая часть помещений в школах, построенных после Октября, отведена под мастерские? Оказывается, мастерские занимают 1,8%, тогда как раздевальни занимают 5%. Судите сами: 1,8% всего помещения – это мастерские. Какие же это мастерские? Между тем у нас школы часто работают в 3 смены. Куда же мы приткнем там мастерскую? Может быть, надо перестраивать школы сначала? Значит, нужны какие-то усилия, нужна помощь хозяйственников. Нам нужны не только помещения, но нужно их и оборудовать. Оборудовать, конечно, можно, особенно если за это дело возьмутся сами рабочие.

Рабочие, которые понимают, что можно из завода взять для того, чтобы дать школе, что нужно вообще преподавателю, – вот такие рабочие могут серьезно прийти на помощь школе.

Надо сказать, что у нас пропаганда политехнизма надлежащим образом среди рабочих не велась. И наша задача широко развернуть пропаганду политехнизма среди рабочих.

Мы иногда недооцениваем этого факта и думаем – все рабочие это знают. А на самом деле выходит, что никто о политехнизме не знает.

Если бы делались доклады, если бы курсы проводили на заводах, то, может быть, такие кадры педагогов из рабочих мы смогли бы создать, такие кадры, которые нужны для массового развертывания этого дела.

 

СКУЧНАЯ РАБОТА НЕ ВОСПИТЫВАЕТ

 

Для создания политехнической школы надо привлечь на помощь и пионерорганизации. Они должны развернуть пропаганду политехнической школы.

А чтобы ребята сами много знали, надо выпускать нужную литературу.

Очень характерно и то, что ребята не мыслят себе кружка без руководителя. Надо добиться такого положения, чтобы кружок был без руководителя и ребята учились по какой-то программе самостоятельно.

Пусть они сами находят себе этого руководителя, пусть они поспрашивают, посмотрят, послушают. Надо будить исследовательскую жилку у ребят, без этого скучно.

В московской организации два года тому назад пробовали ребят запрячь в трудовую учебу. И получилось – ребятам стало скучно: и в школе учись, и в пионеротряде учись. Внутренне, наверно, многие ребята говорили: «Да ну вас! Всегда учись, учись!».

 

РЕБЯТА, СОСТАВЛЯЙТЕ ПРОГРАММЫ!

 

Другой вопрос – вопрос организации. Теперь очень в моде стало составление проектов, программ. Все собираются, пишут, проектируют методы. Я говорю, что метод проектов будет хорош, если проекты составлены ребятами, но не взрослыми. Если взрослые составят – это будет обычной учебой, а здесь надо взвесить все силы и возможности, всю организацию этого дела, обдумать, как вы распределите работу между собой, кто за что возьмется и как вы проведете проверку. В процессе работы все эти организационные вопросы имеют громадное значение.

Значение метода проектов не в том, что кто-нибудь другой должен выработать, а нужно научить ребят и пионерорганизацию, как это самим сделать.

 

«МАЛЬЧИК СЕЕТ – А МУЖИК СПИТ»

 

Чрезвычайно важно также, чтобы пионеры смотрели за организацией труда.

Мы сейчас ставим вопрос, вернее, подходим к вопросу организации детского труда в коллективах, и в то же время чувствуется какая-то неподготовленность в разрешении этого вопроса. Мы на сегодня не знакомы с делом.

Нужно вам сказать, что недавно была конференция по школам в колхозах. Получилась такая картина, что мы не знаем, как проводить работу. Выступают, например, учителя и говорят так: «Ребенок работает целый день, пускай работает – лучше, чем болтается зря». Совершенно нет учета, сколько, где и как работает ребенок.

Вот что мне пишет один деревенский мальчик:

«Хочешь знать, как мы работаем, так я сейчас расскажу про себя: с 6 час. утра до 6 час. вечера работаю. Учиться времени у меня нет. Но читать и писать все равно буду. А сельсовет и внимания не обращает, что мальчик сеет, а мужик спит...»

«Мальчик сеет, а мужик спит». В этой фразе видно, какая эксплуатация ребят идет.

Почему же это происходит? Да потому, что середняк раньше принанимал батраков. Сейчас же он боится нанимать рабочих и, чтобы его не зачислили в кулаки, выезжает на своих ребятах, а зачастую и на ребятах своих родственников.

Что же, в конце концов, получается? Получается перегрузка ребят трудом, получается эксплуатация ребят.

Пионеры должны со всей силой выступить на защиту эксплуатируемых ребят, должны помочь организовать труд всей детворы.

 

НАДО УВЛЕЧЬ РОМАНТИКОЙ ТЕХНИКИ

 

Может быть, нам поставить перед каждым пионером такой вопрос: выучись, чему хочешь, к чему тебя влечет, спроси своего дядю, тетку, своих знакомых, а потом придешь в пионерорганизацию и передашь, что ты знаешь, всем пионерам, всем неорганизованным ребятам.

В целях практического ознакомления с современной техникой должна быть использована каждая электрическая станция, каждая железнодорожная мастерская, каждый трактор, каждая швейная машина, каждая сельскохозяйственная машина, каждая мастерская, каждый завод, каждая фабрика.

Необходимо, чтобы наши учреждения начиная с детского сада не заглушали этого интереса, а всячески развивали его путем сообщения соответствующих фактов, научного осмысливания их, путем создания соответствующих книг для чтения, путем показа экскурсий, наблюдений, путем изучения процесса труда и т. д. Надо увлечь ребят романтикой современной техники.

Давайте глубже изучать вопросы политехнизма!

Без участия ребят и пионерорганизации в целом политехнической школы не создашь!

1930 г.

 

1931 1939

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!