К ДВЕНАДЦАТОЙ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ



 

12 лет уже существует Советская власть. Первые годы ушли на борьбу с помещиками и капиталистами. Кто не помнит этих лет гражданской войны, когда приходилось каждую пядь земли отвоевывать у озверевших помещиков. Помещики были побеждены. Крестьяне взялись за хозяйство. После всего пережитого убоги казались им их наделы. И хоть посытее стала понемногу делаться жизнь, почище, покультурнее, но настоящего сдвига не было. Забирать власть на селе стали те, кто побогаче, половчее, кто наловчился еще раньше эксплуатировать чужой труд. Расслоение деревни все сильнее давало себя чувствовать бедноте и маломощным слоям среднего крестьянства.

В 1923 г. в своей статье «О кооперации» Ленин писал о том, что единственный выход из создавшегося положения – это объединение хозяйственных усилий, или, как говорят за границей, «кооперирование» бедняцких и середняцких хозяйств в мощные хозяйства; другими словами, он говорил о коллективизации сельского хозяйства. Он писал тогда, что нужно несколько лет упорной работы, чтобы начать продвигаться вперед, и тогда мы станем наверняка двигаться во сто крат быстрее. В том же 1923 году в статье «Лучше меньше, да лучше» Ильич писал, что мы должны «ценой величайшей и величайшей экономии хозяйства в нашем государстве добиться того, чтобы всякое малейшее сбережение сохранить для развития нашей крупной машинной индустрии, для развития электрификации, гидроторфа, для достройки Волховстроя и прочее. В этом и только в этом будет наша надежда (подчеркнуто мной. – Н. К.). Только тогда мы в состоянии будем пересесть, выражаясь фигурально, с одной лошади на другую, именно, с лошади крестьянской, мужицкой, обнищалой, с лошади экономии, рассчитанных на разоренную крестьянскую страну, – на лошадь, которую ищет и не может не искать для себя пролетариат, на лошадь крупной машинной индустрии, электрификации, Волховстроя и т. д.»[34] Сотни раз перечитывал каждый коммунист эти слова Ленина.

И вот сейчас, шесть лет спустя, мы видим, как прав был Ленин. Коллективизация сначала протаскивалась в жизнь с большим трудом, но начиная с прошлого года дело пошло быстрее во сто крат. Мы уже имеем районы сплошной коллективизации. Мы проводим завет Ильича, чтобы рабочие всячески помогали деревне.

Необходимо помогать и детям, живущим в деревне, особенно детям колхозов и коммун. Рабочие многое могут сделать. Они могут помочь детям коммун и колхозов ознакомиться с жизнью фабрик и заводов, с промышленностью. Пусть пишут письма ребятам; если могут, пусть изготовят для них модели машин; пусть пошлют вскладчину книжек, картинок. Очень важно, чтобы городские школьники завязали связь с детьми колхозов и коммун, завели с ними переписку. Пусть дети рабочих – пионеры – обсудят вопрос, что они могут сделать для деревни, чем помочь ребятам колхозов.

Надо с детства будить в городских ребятах, в детях рабочих интерес к жизни колхозов, желание поехать посмотреть на эту жизнь, желание пожить в коммуне.

Городских ребят .можно будет отправлять на несколько летних недель в коммуну с тем, чтобы зимой ребята из коммуны приезжали на время в город пожить со своими летними друзьями, посмотреть на жизнь большого города. Жизнь ребят от этого станет полнее, интереснее, они будут развитее от этого, вдумчивее.

В XII годовщину Октября мы подошли вплотную к тесной связи между городом и деревней, связи на новой основе.

Будем растить наших детей коммунарами!

1929 г.

 

СТАРОЕ УМИРАЕТ – НОВОЕ ЗАРОЖДАЕТСЯ

 

ТЯЖЕЛАЯ ДОЛЯ

 

Много лет назад, когда мы были в ссылке в Сибири, у нас жила девушка-подросток, помогавшая по хозяйству. С раннего детства жила она в людях, к тринадцати годам испила уже до дна горькую чашу тогдашней батрацкой доли. С недоумением вглядывалась она первое время в непонятную для нее жизнь ссыльных.

Прошел год. Паша поправилась, повеселела, зазвучал по дому ее смех, выучилась немного читать и писать, каждый вечер писала «дневник», где отображалась повседневная жизнь. Когда к нам приходили ссыльные товарищи и начинали по «ссыльному обычаю» петь революционные песни, Паша присоединялась к хору. Быстро окультуривалась. Но приходило воскресенье, приоденется Паша и идет домой (мы жили в большом селе).

Все чаще и чаще стала она возвращаться расстроенная. Раньше ей нравилась домашняя жизнь – у них была большая семья, большое, хотя бедняцкое хозяйство, – но теперь стала ей казаться очень уж неприглядной темная, пьяная, жадная жизнь родной семьи. Часто стала по вечерам и по ночам плакать Паша.

– Чего ты? – спрашиваю.

– Да дома была. Мать пьяная напилась, по полу валяется. Передрались мужики. Так и моя жизнь пойдет.

Не видела Паша выхода из этой жизни. Да и не было его в то время. Рабочее движение тогда только начиналось. Много лет прошло с тех пор. Года три назад получила от Паши письмо. Как она ждала, так и случилось.

Тяжело сложилась ее жизнь. Вдова она, опять батрачит, и дочь батрачка. Затоптала, прежде времени состарила ее жизнь, нет уже сил, и пьет так же, как пила ее мать.

Много еще осталось от старого.

«Дело веков поправлять нелегко», – писал когда-то поэт Некрасов. Сразу трудно перевернуть жизнь миллионов. Работа идет, но нужна еще долгая и упорная борьба со старым.

 

ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА

 

Теперешним подросткам есть с чем сравнивать. Идет кругом социалистическое строительство. До самых глухих углов доходит весть о нем. И кажется десяткам, сотням тысяч подростков еще тяжелее и непригляднее темная жизнь, где пьют без просыпу, где женщина по-старому раба, где все думают лишь о сладкой жизни для себя, где надеются на бога и рвут друг у друга каждый кусок из рук.

 

ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА

 

Много в нашем Союзе таких ребят, которые хотят светлой, культурной, разумно организованной жизни, где труд не гнет к земле, а подымает, где существует подлинное товарищество, уважение друг к другу, где жизнь не тянется сонливо, как самодельная расшивка, а кипит ключом. Но как и что тут делать – многие ребята не знают. Другие просто уходят из деревни. Одни кое-как устраиваются в городе, другие попадают под колесо беспризорности.

Пионеры недаром называются так. Пионер – значит тот, кто прокладывает новый путь. Перед лицом старой, убогой жизни они не плачут, они не уходят от нее. Они идут по пути комсомола и партии Ленина.

Этот путь – путь организации, путь дружной и сплоченной работы над перестройкой всей жизни на новый, социалистический лад.

Собирается в Москве слет пионеров. Соберемся несколько тысяч пионеров – ребят и девчат. И каждый из них почувствует всем своим существом, что он не просто Ваня, Петя, что она не просто Таня, Нюша, что каждый из них – член крепкой, дружной организации, окруженной любовью коммунаров, вниманием комсомола, партии, делегаток, Советов, всей могучей, растущей с каждым днем организации Страны Советов.

 

СИЛА КОЛЛЕКТИВА

 

Пионеры, приехавшие на слет, поймут, почувствуют всю силу организации. От рабочих и работниц, от партийцев заразятся они крепкой волей к борьбе; каждый из них будет сознавать себя частицей громадной армии, борющейся от мала до велика за дело Ленина, за дело победы социализма.

Пионерский слет не забава, не игра – это одно из звеньев подготовки молодого поколения к упорной, трудной, но и почетной работе, которая выпадает ему на долю.

Старое умирает – новое зарождается.

1929 г.

 

К СЛЕТУ ПИОНЕРОВ

 

Кого мы хотим воспитать из того поколения, которому теперь одиннадцать-шестнадцать лет и которое будет продолжать наше дело?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо глядеть вперед, в будущее.

Вряд ли правильно для этой цели в деталях рисовать картину того, что будет через десять-пятнадцать лет с нашей страной. Это зависит в значительной степени от того, сорвет ли война наше мирное социалистическое строительство, да и от целого ряда других обстоятельств. Но если сопоставление «пятнадцатилетника» – предприятие в достаточной мере утопичное, то общее направление развития, тенденции развития при условии мира ясны.

Новейшая техника и применение ее в нашей стране сделают страну более богатой, более сытой. Наблюдая то, что происходит сейчас в области сельского хозяйства, мы должны отметить, что там происходит настоящая революция.

Тракторы, комбайны и другие новейшие сельскохозяйственные орудия меняют облик деревни, вызывают стихийное стремление к коллективизации. Конечно, этот процесс идет не везде одинаковым темпом. По вот возьмем, к примеру, Северный Кавказ. Есть там совхоз «Хуторок», в девятнадцати километрах от Армавира. По пятилетке предполагается коллективизировать окружающее население на 40%. Но совхоз снабжен тракторной колонной. Окружающее население – казаки – не захотело, чтобы их земли пахала колонна. Поехали дальше, в Тимирюевку, Петропавловку, Михайловку. Закипела борьба. «Не знаете разве, – говорили кулаки, – что горючее делает семена невсхожими?» Часть деревни все же рискнула согласиться. Запашку сделали, но из-за колебаний сделали на неделю позже, чем полагалось. И вот стоит черное, вспаханное пространство – не всходят семена. Ликуют кулаки, приуныли, хмурыми ходят согласившиеся на запашку. Но хлынул дождь, и сразу дружными, частыми зеленями покрылось поле. Сейчас машинные товарищества, товарищества по совместной обработке земли завалены заявлениями о принятии в члены, казаки тоже гуртом стали подавать заявления. Около 80% населения уже желает идти в колхозы, а по пятилетке рассчитывали на 40%. Поди предусмотри... И не только на Северном Кавказе – в Рязанской губернии, в Тульской уже целые районы переходят на плановое коллективное хозяйство: Сибирь, Урал, Средняя Волга, Нижняя – везде идет ломка старого.

Все это говорит за то, что борьба за сытую Россию, о которой говорил Ильич в 1920 г., приобрела небывалый размах. Индустриализация страны – предпосылка ее богатства.

Новая техника потребует людей, хорошо подготовленных научно и практически к труду. Белоручкам, барам не будет места в новом строе.

Коллективизация сельского хозяйства будет с каждым годом все больше и больше засыпать пропасть между городом и деревней. Уже сейчас рабочие бригады едут в деревню на время уборки хлеба, пахоты. Уже зарождается новый рабочий – человек социалистического общества. Зимой он будет работать на заводе, создавать тракторы, комбайны, автомобили, аэропланы, печатать миллионы книг, готовить километры мануфактуры – все, все, что надо людям для жизни, для работы, для радости, а летом за рулем советского авто тот же рабочий человек будет катиться на далекие поля или вместе с бригадой своего завода подниматься на летящих туда стайками «Крыльях Советов» и там своими рабочими руками будоражить землю, обновлять ее, вызывать к жизни новый растительный и животный мир. Зимой, отработав свои пять-шесть часов у станка, в лабораториях рабочих университетов, в богато обставленных – так, как об этом мечтал Ильич, – общедоступных библиотеках, склоняясь над книгой, будет этот новый рабочий, человек Страны Советов, вооружаться всей силой знания, а летом будет применять эти знания к делу, получая неисчислимые богатства из недр земли, из непроходимых раньше таежных лесов, из немых пространств мертвых когда-то пустынь.

На фоне этого будущего совсем уже другой облик приобретает вопрос о политехническом образовании, о политехнической школе.

Если мы будем глядеть назад, мы будем строить ремесленные школы, где будут даваться навыки и очень малое количество знаний, где будет придавливаться мысль и культивироваться слепое послушание; если будем глядеть вперед – будем строить политехнические школы, также технические станции, зажигать в ребятах интерес к технике, к химии, воспитывать из них новое поколение с ясным взором, умелыми руками.

В прежних «утопиях», картинах социалистического общества, почти не говорилось об организационном укладе социалистического общества, об общественной социалистической ткани, а Ильич не уставал повторять нам: «Гвоздь строительства социализма – в организации», – и мы на деле, на повседневной борьбе в строительстве видим ежечасно, как прав был Ильич, напирая на вопрос организации. В Стране Советов новой организацией будет охвачено поголовно все население, от мала до велика; каждый будет в товарищеском окружении: совместная работа по общему плану на общую пользу будет воспитывать подлинное уважение человека к человеку, а коллективные переживания, коллективная мысль и воля создадут такое взаимное понимание и близость, что иным станет весь общественный уклад.

И школа и пионерские организации должны растить из детей людей, проникнутых сознательной дисциплиной, умелых организаторов, настоящих коллективистов.

Вопросы школьной и пионерской организации приобретают под вышеуказанным углом зрения совершенно новое значение.

Если будем глядеть назад – будем строить дисциплину на угрозах, наказаниях, исключениях, наградах, будем расслаивать детей на овец и козлищ, на жалобах родителям и т. д.; если будем глядеть вперед – будем строить детские организации как спаянные общими переживаниями, общими стремлениями коллективы, где ребята чувствуют себя товарищами, где они никого не боятся, ничего не делают напоказ, где они сознают себя активными членами советского строя, борющимися вместе со взрослыми за лучшую жизнь.

Мы знаем, общественное развитие -немыслимо без борьбы. Меняются условия, и в зависимости от этого меняются и формы борьбы. Они становятся все более сложными, требуют все больше организации, более углубленного подхода. Нам надо воспитывать наших ребят борцами за социализм, умеющими бороться и оружием, и словом, и убеждением. После борьба будет меняться, борьба будет принимать все более и более международный характер. Нам надо заразить ребят той убежденностью, той энергией, с которой велась нашим поколением борьба за социализм. Ребята должны впитать в себя весь опыт интернациональной борьбы рабочего класса.

Предстоит слет пионеров.

Каждый должен сделать все, что от него зависит, чтобы помочь слету сделаться тем, чем он должен быть – звеном в строительстве социализма. Необходимо его организовать так, чтобы каждый из приехавших на слет пионеров почувствовал, что он член могучей организации, борющейся за великое дело, окруженной вниманием, любовью всего рабочего класса, всей советской общественности. Надо повести ребят в Музей Революции, в Музей Ленина; пусть старые борцы рабочие расскажут им о том, как шли годы борьбы не на живот, а на смерть со старым строем, со старыми порядками, с помещиками, надо передать ребятам тот энтузиазм, ту решимость, готовность на все, которые рождало революционное движение. На заседании Международного детского конгресса получат ребята хорошую интернациональную зарядку. Посмотрят они на заводы, может, удастся им показать аэроплан, повозить их на автомобилях, сводить к т. Гастеву в Институт труда, пробудить в них интерес к технике, свозить на Бутырский хутор, показать тракторы, свозить на биостанцию и т. д.

Надо, чтобы наши гости – пионеры – унесли с собой неизгладимое впечатление от слета, впечатление на всю жизнь.

Но это не все.

Надо, чтобы слет пробудил в широких массах рабочего класса, во всех коммунистах сознание своей ответственности перед подрастающим поколением.

Надо, чтобы слет послужил началом широкой общественной работы по созданию для всех детей поголовно таких условий, при которых они могли бы вырасти теми людьми будущего, спрос на которых предъявляет эпоха, в которой им придется жить.

1929 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!