Прочитайте текст. Сформулируйте проблему. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов



«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего», — написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стук­нуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением настоя­щей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать; а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.

Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедно­сти. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом — подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, — есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. «Не хватает?» — «Пускай себе не хватает. Я обойдусь». ... Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать...

Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.

Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё опре­деляющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, пе­ред лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Имен­но таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.

И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. Кто посто­янно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, за­ряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лише­ниями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться вдарованное ему, тот будет на­ходить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человекудовольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточ­но наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание.(ПоИ. Ильину )

1) Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.

1) Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой раз­мышляет философ Иван Ильин.

2) Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова про­блема, которая привлекла внимание И. Ильина.

3) В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема — счастье.

4) Автор поднимает проблему жизненных мелочей.

5) Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жиз­ненные заботы и лишения?

6) Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин.

7) В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин.

8) Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.

9)  Текст И. Ильина посвящён важной философской проблеме: какнаучиться не бояться жизненных трудностей?

 

Отредактируйте формулировки проблем текста И. Ильина, предложенные учащимися.

 

Исходный вариант Отредактированный вариант

1) Автор поднимает проблему о преодо­лении лишений.

П
 
 

2) Как преодолеть подстерегающие ли­шения человека?

2)
 
 

3) Автор поднимает проблему жизнен­ных трудностей и как к ним отно­ситься.

3)
 

4) Как получить искусство сносить лишения?

4)
 

5) Прочитав текст, возникает про­блема, как овладеть «искусством жизни».

5)
 

Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста.

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громад­ных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на ле­чение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разо­рённый домишко.

- Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить...

- А мы её... и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!(И. Тургенев )

15Прочитайтетекст. Сформулируйте и запишите проблемутекста.

Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий — человек сталкивается с непонятным; он может заинте­ресоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою ре­акцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и гово­рят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят... Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю — я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу — «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?.. (Ю. Лотман)

 

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 2365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!