Дата была уточнена авторами раскопок после сдачи статьи в набор.

Е.А. Рыбина

РИСУНКИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ НОВГОРОДЦЕВ     

(ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)

Одним из важнейших достижений новгородской археологии (наряду со многими другими) является открытие средневекового прикладного искусства в таких масштабах и таком многообразии, какие были недоступны прежде. За годы раскопок в Новгороде собрана замечательная коллекция образцов древнерусского прикладного искусства, среди которых резные каменные иконки, литые иконки из металлов, ювелирные украшения, разнообразные резные изделия из кости и дерева. Кроме того, многие вещи утилитарного назначения - ложки, рукояти ковшей или ножей, гребни, кожаные туфли, детали мебели, саней, другие бытовые предметы - богато украшены резьбой, затейливым орнаментом, изображением фантастических или вполне реальных животных. Множество самых обыкновенных бытовых предметов, инструментов и других изделий, даже не содержащих орнамента или декоративных элементов, выполнены по всем правилам определенного художественного стиля, с умелым использованием возможностей материала, с удивительным чувством пропорции. Все это свидетельствует об эстетических принципах новгородцев, о высокоразвитом у них чувстве гармонии.

Кроме того, при раскопках в Новгороде наряду с предметами декоративного и прикладного искусства, орнаментированными бытовыми изделиями обнаруживаются разнообразные предметы с контурными рисунками, выполненными с разной степенью мастерства. Некоторые из них процарапаны на различных бытовых предметах и ремесленных изделиях, но при этом не являются составным элементом орнамента. Значительная часть рисунков выполнена на случайных, не имеющих функционального назначения кусках бересты, обломках камней или кости. Часть этих рисунков опубликована в разных изданиях [3; 7, р. 167-171, fig. V. 4], но до сих пор они не стали предметом специального исследования, чему препятствует, очевидно, и отсутствие общего свода рисунков.

 

Целью настоящей статьи является публикация накопленного материала, что, надеюсь, привлечет к нему внимание исследователей, в первую очередь искусствоведов, психологов и педагогов.

Коллекция предметов с рисунками, среди которых немало детских, содержит несколько десятков находок, большинство которых будут здесь рассмотрены. В обзор не включены камни и обрывки бересты с различными начерками, бесформенными фигурами, хаотичными линиями. Кроме того из этого свода исключены несколько предметов (2 ложки, 2 чаши, гребень) [3, с. 59, 60, табл. 46, 47), в которых рисунки являются составной частью декоративного оформления.

Классификация рисунков может быть предложена самая разная: по материалу, по характеру изображения, по хронологии, по степени мастерства, что будет возможно после источниковедческого и искусствоведческого анализа изображений. В данной публикации предлагается общая сводка рисунков, сгруппированных в четыре раздела, со сквозной нумерацией. Внутри каждого раздела материал расположен в хронологическом порядке.

Самую большую коллекцию рисунков составляет "галерея" знаменитого мальчика Онфима (№ 1--12), который, обучаясь грамоте, как всякий ребенок, устав от занятий, развлекался рисованием. Рядом со школьными упражнениями в виде азбуки и записи слогов он рисовал себя (известный "автопортрет" Онфима), своих друзей, всадников и воинов в шлемах, зверей. Рисунки Онфима отличаются схематизмом и условностью изображения людей и коней, но вместе с тем обладают определенными характерными признаками в изображении тех и других. На лицах обозначены точками глаза, отдельными черточками брови, нос, рот; уши обозначены только в одном случае (№ 6). Туловище изображено двумя идущими от головы закругленными линиями, переходящими в прямые линии ног, которые заканчиваются повернутыми в одну сторону ступнями. Руки показаны прямыми линиями, которые заканчиваются граблеобразными пальцами, количество которых на всех рисунках разное - от 3 до 7, - что свидетельствует о том, что Онфим еще не научился считать. Также условно, но вполне узнаваемо изображены кони. Вместе с тем рисунки Онфима, несмотря на присущий им детский примитивизм, обладают вполне реальными деталями в изображении формы шлемов, положения ног у скачущих лошадей, демонстрируют наблюдательность ребенка.

К числу детских, несомненно, относятся рисунки в берестяной грамоте 376 и на обрывках бересты (№ 13-15).

В отдельную группу включены рисунки, процарапанные или вырезанные на различных предметах: гуслях, прялках, литейной форме и т.д. (№ 16-29). Рисунки на бересте, в том числе на целых поплавках, донышках, а также на их обрывках, выделены в третью группу (№ 30-37). К ней же присоединен рисунок на дощечке (№ 38). Последнюю группу составляют рисунки на случайных, не имеющих функционального назначения различных камнях (№ 39,41-58) и обломке кости (№ 40). Для каждого предмета указаны время, место находки и дата. Среди рисунков трех последних групп встречаются как примитивные изображения (возможно, некоторые из них являются детскими рисунками), так и достаточно профессиональные рисунки, сделанные уверенной рукой.

 

Рисунки Онфима (рис. 1)

Листы бересты со школьными упражнениями и рисунками Онфима (берестяные грамоты № 199, 200, 202, 203, 205, 206, 210, рисунки А, Б, В, Г, Д) обнаружены в 1956 г. на Неревском раскопе (пл. 19, кв. 1201, 1216, 1231) в слое 20-30 х гг XIII в. [2.С.17-32):

№ 1. Берестяная грамота № 199. На одной стороне донышка берестяного со­суда (17x12 см) изображен примитивный рисунок зверя с длинной шеей, торча­щими ушами, закрученным хвостом. Изо рта торчит конец стрелы с оперением Поперек рисунка сделана надпись: "Я - зверь" (рис. 1,7).

№ 2. Берестяная грамота № 200 (10x7 см). На прямоугольном листе бересты помещен своеобразный "автопортрет" Онфима в виде скачущего всадника, пора­жающего копьем врага. Возле всадника находится надпись - "Онфим" (рис. 1, 2). № 3. Берестяная грамота № 202 (10x5,5 см). На листе бересты нарисованы два человечка с поднятыми руками (рис. 1,5).

№ 4. Берестяная грамота № 203 (10x4 см). В нижней части листа изображена человеческая фигурка с поднятыми руками, рядом с которой нарисована лошадь с недорисованной и перечеркнутой фигурой всадника (рис. 1,4).

№ 5. Берестяная грамота № 205 (18x4 см). Под азбукой, помещенной в верх­ней части берестяного листа, находится контурное изображение лодки с высоко поднятыми и загнутыми носом и кормой и опущенными веслами.

№ 6. Берестяная грамота № 206 (14x4 см). В нижней части листа нарисовано семь человечков с протянутыми друг к другу руками (рис. 1,7).

№ 7. Берестяная грамота № 210 (6x10 см). На обрывке бересты сохранились <о) одна удлиненная человеческая фигурка с вытянутыми в обе стороны руками и (Q часть руки другой фигуры. Очевидно, полный рисунок (как и в грамоте 206) изо-бражал ряд человечков с протянутыми друг к другу руками (рис.1, 3).

№ 8. Рисунок А (16x4 см). Лист бересты занят изображением двух лошадей с всадниками. На переднем плане на удлиненном крупе коня помещены два всад-ника, один из которых держит повод. На заднем плане изображена меньшего раз­мера лошадь с всадником (рис. 1,9).

№ 9. Рисунок Б (29x7 см). Самый большой и динамичный рисунок Онфима, на котором изображены скачущие всадника, под ногами которых лежат повержен­ные враги, видны колчаны и летящие стрелы (рис. 1,77).

№ 10. Рисунок В (8x6 см). На прямоугольном листе изображена длинная фигу­ра всадника (сидящего или стоящего(?) на коне и ведущего на поводу Другую ло­шадь (рис. 1,8).

№11. Рисунок Г (11x8 см). Весь лист занят изображением двух человечков, и: которых один представляет собой удлиненную фигуру с поднятыми руками. Сов сем иной облик у другой фигуры, которая отличается от всех предыдущих изо ражений размерами и приземистостью. Впервые глаза изображены не в виде т чек, а овалами, в которых помещены зрачки (рис. 1,70).

№ 12. Рисунок Д (8x5 см). На небольшом листе бересты изображены два вой на в шлемах, из которых один вдвое меньше другого. В поднятых руках они дер какие-то предметы (может быть оружие?) (рис. 1,6).


Иекзи


 



18

19


Е.А. Рыбина

N° 13. Обрывок берестяного дна короба (32,5x6 см), первая пол. XII в.(Н-56, Неревский р-п, зачистка мост. Козмодемьянской ул., яр. 19-20, кв. 1143-1150). Изображены схематичные человеческие фигурки (рис. 3, 70).

№ 14. Обрывок бересты (24x3 см), первая пол. XII в. (Н-69, Тихвинский р-п, пл. 22, кв.12). Сохранились нижняя часть человеческой фигурки и непонятные изображения (рис. 3, 9).

№ 15. Берестяная грамота № 376 (15x14 см), рубеж XIII-XIV вв. (Н-59, Нерев­ский р-п, пл. 13, кв. 2021) [1, 75-76]. Наряду с записями цифр и слов здесь содер­жатся примитивные изображения человеческой фигурки, головы и рисунки по­дошв. Несомненно, что эти рисунки принадлежат ребенку, который обучался грамоте и так же, как Онфим, рисовал на бересте.

//. Рисунки на предметах (рис. 2)

№ 16. Валек, дерево, X в. (Н-56, Неревский р-п, пл. 31, кв. 1116). Примитивный рисунок всадника. [3, рис. 23,1} (рис. 2, 8).

№ 17. Лопата, дерево, X в. (Н-57, Неревский р-п, пл. 34, кв. 1373). [3, рис.23]. Линейный, весьма условный рисунок лошади со всадником, почти точно повто­ренный в зеркальном отражении. Два изображения разделены полосой в виде ромбиков, заполненных точками (рис. 2, 9).

№ 18. Обломок навершия в виде цилиндрика, кость (диам. - 2,4 см, высота -2,8 см), X в. (Н-87, Троицкий раскоп, пл. 22, кв. 688). Навершие содержит схема­тичное изображение меча и нечеткого орнамента (?) (рис. 2,7).

№ 19. Предмет непонятного назначения в виде тщательно обработанной ква-, дратной плашки с закругленными углами, дерево (5,5x5,5x2 см), X в., (Н-87, Тро­ицкий р-п, пл. 23, кв. 735). На одной стороне находится прочерченное уверенной рукой стилизованное изображение какого-то животного (рис. 2, 4).

№ 20. Обломок грузила, камень, (11x7,5 см), X в. (Н-87, Троицкий раскоп, пл. 21, кв. 654). На обеих сторонах сохранились остатки рисунков в виде плетенки (рис. 4, 3 а, б).

№ 21. Литейная форма для звездчатого колта, камень, XIII в. [9] (Н-91, Федо­ровский р-п, пл. 16, кв. 37). На одной из сторон формы (размеры 4,5x3 см) нахо­дится изображение мужской фигуры в полный рост, возле которой написано "Да­нила". Возможно, это имя ювелирного мастера, отливавшего колты (рис. 2, 2).

№ 22. Грузило с остатками ремешка, камень (9,5x8 см), рубеж XI-XII вв. (Н-52, Неревский р-п, пл. 23, кв. 375) [5, с. 139]. На одной стороне изображена фан­тастическая птица, на другой - идущий обнаженный мужчина, стреляющий из , сложного лука. На голове у него типичная для того времени островерхая шапка ' (рис. 2,11).

№ 23. Обломок стенки амфоры, XII в. (Н-53, Неревский р-п, пл. 18, кв. 536). Условное изображение частично сохранившейся птицы (рис. 2, 3).

№ 24. Гусли, дерево (дл. - 35,3 см, шир. - 11,5 см), первая пол. XII в. (Н-69, Ти­хвинский р-п, пл. 21, кв. 23) [3, рис. 4, 3; 4, рис. 23, 3]. Окрылок гуслей заверша­ется объемным изображением головы дракона. На плоской части окрылка про­черчены звериные головы с разинутой пастью, которые можно рассматривать как эскизы к изображению дракона. В нижней части оборотной стороны корпу-


Рисунки средневековых новгородцев

Рис. 1. Рисунки Онфима

Номера по каталогу: 1 - № 1; 2 - № 2; Ш - № 7; 4 - № 4; 5 --J* 3; 6 - № 12; 7 - № 6; 8 - № 10; 9 - № 8; 10 - № 11; П - № 9



 


 


са гуслей изображен готовящийся к прыжку лев: он опирается на мощные перед­ние лапы, голова с оскаленной пастью повернута в фас, грива вздыблена. Пер­пендикулярно зверю помещена пожирающая его фантастическая (райская) пти­ца с процветшим хвостом, при этом задние лапы животного схвачены клювом, из которого капает слюна. Примечательно, что контуры зверя едва заметны, в то время как птица изображена глубоко прорезанными четкими линиями (рис. 2, 7). Не исключено, что описанная сцена имеет символический характер, отражая по­беду добра (в образе птицы) над злом (в образе дикого зверя). Во всяком случае это изображение не является случайным на гуслях, а отражает замысел их вла­дельца.

№ 25. Лопасть прялки, дерево (дл. - 24 см, шир. - 6-7,8 см), XII в. (Н-85, Тро­ицкий р-п, пл. 10, кв. 778). В нижней части лопасти расположен растительный узор, наверху схематическая фигурка человека в трапециевидной одежде, рукава которой подчеркнуты поперечными полосами и торчащими полосками. Кроме того здесь же находится изображение двух высоких сапог (?) (рис. 2, 5).

№ 26. Резная ложка, кость (дл. - 14, 8 см), XII в. (Н-85, Троицкий р-п, пл. 16, кв. 624). На обороте плоской рукояти прочерчено схематичное изображение ро­гатого животного (рис. 2,10).

№ 27. Грузило, камень (8,3x7,2), XII в. (Н-87, Троицкий р-п, мост. Черницыной ул., яр. 14-16, кв. 788 а). На одной стороне рядом с отверстием процарапан орна­мент в виде плетенки (рис. 4, 5).

№ 28. Лопасть прялки, дерево, начало XIV в. (Н-57, Неревский р-п, пл. 17, кв. 1341) [3, рис. 5, 4). На одной стороне лопасти находится примитивная непро­порциональная фигурка человека на коротких ножках. Несмотря на условность изображения, четко обозначены прическа, глаза в виде точек с дугами бровей над ними, нос, рот, уши (рис. 2, 6).

№ 29. Конек, кость (Н-59, Неревский, б/и). [8]. На верхней поверхности пред­мета находится схематичное изображение коленопреклоненного человека (или человекоподобного существа) с поднятой правой рукой и со щитом в левой, на торце конька помещено изображение зверя (рис. 5,12, а, б}.

HI . Рисунки на бересте и дереве (рис. 3)

№ 30. Обрывок бересты в виде узкой полоски длиной 27 см, XII в. (Н-84, Тро­ицкий р-п, пл. 6, кв. 506). Сохранились фрагменты профессионально выполнен­ного рисунка в виде книжной заставки и плетеного орнамента (рис. 3,11).

№ 31. Дно туеса, береста (диам. - 8 см), XII в. (Н-86, Троицкий р-п, пл. 19, кв. 533). На рисунке изображен шатер с крестообразным завершением. У входа в шатер стоит широколицый человек с каким-то предметом в руках (возможно, то­пором). Справа от шатра схематичный облик птицы с вытянутой шеей. Возмож­но, что этот шатер и есть та самая "вежа", в которой жили "вежники", дважды упоминавшиеся в найденных на Троицком раскопе берестяных грамотах (№ 550, 664) как плательщики дани новгородцам (рис.3, /).

№ 32. Обрывок дна, береста (диам. - 12,5 см), XII в., (Н-86, Троицкий р-п, пл. 9, кв. 711). На обрывке сохранилось изображение задней части животного (или зверя?) (рис. 3, б).

Рис. 2. Рисунки на предметах

Номера по каталогу: 1 - № 24; 2 - № 21; 3 - № 23; 4 - № 19; 5 - № 25; б - № 28; 7 - № 18; S - № 16; 9 - № 17; /0 - № 26; У/ - № 22

 



обное изображение, находящееся на печатях Великого Новгорода, сопровожда­ется надписью: "А се лют зверь". Другая сторона камня занята изображением зве­риной (одновременно человекоподобной) морды с высунутым языком (рис. 4,1).

№ 45. Обломок камня с неровными краями (6,5x7 см), рубеж XI-XII вв. (Н-83, Троицкий р-п, пл. 23, кв. 447). Изображение воина с мечом (рис. 5, S).

№ 46. Округлый плоский камень (5x6 см), перв. пол. XII в. (Н-53, Неревский р-п пл. 26, кв. 161). На одной стороне находится примитивное изображение под-


№ 33. Поплавок, береста (12,5x11,5 см), рубеж ХП-ХШ вв. (Н-70, Михайлов­ский р-п, пл. 28, кв. 57). На одной стороне находится стилизованное изображение лодки под парусом, на другой - поясной мужской "портрет" (возможно, св. Нико­лая, покровительствующего плавающим) (рис. 3, 2).

№ 34. Обрывок овального дна, береста, XIII в. (Н-89, Троицкий р-п, пл. 8, кв. 696). Контурные изображения двух человеческих лиц, расположенных вале­том. Несмотря на схематичность изображений, заметна четко обозначенная раз­ница в выражении лиц: одно хмурое, другое - веселое (рис. 3, 4).

35. Обрывок поплавка или дна туеса, береста (диам. - 7 см), XIV в. (Н-81, Троицкий р-п, пл. 12, кв. 413). На небольшом обрывке сохранились изображения морды и одной лапы животного, выполненные уверенной рукой (рис. 3, 7).

№ 36. Обрывок дна туеса, береста (диам. - 22 см), XIV в. (Н-89, Троицкий р-п, пл. 1, кв. 924). Схематичное изображение коня (рис. 3, 8).

№ 37. Дно туеса, береста (диам. - 16см) (траншея на ул. Декабристов на рас­стоянии 112 м к западу от Тихвинской ул. Наблюдения С.Н. Орлова). Почти все пространство занято изображением человеческой головы с условно обозначен­ной бородой (рис. 3, 3).

№ 38. Пластинка прямоугольной формы (12,4x5,5 см), дерево, даты нет. Обна­ружена в котловане на юго-западном углу улиц Ильиной и Михайловской (на­блюдения С.Н. Орлова). В верхней части пластинки прочерчено поясное изобра­жение какого-то святого (рис. 3, 5).

IV . Рисунки на камнях и кости (рис. 4, 5)

Немало рисунков выполнено на различных камнях, часть из которых имеет, как правило, округлую, как будто обработанную, форму, гладкую поверхность и ровные края. Подобные камни обычно просверливались и использовались в ка­честве рыболовного грузила. Другая часть рисунков выполнена на случайных об­ломках плоских камней. Кроме того, обнаружен рисунок на обломке кости (№ 40).

№ 39. Камень в виде заготовки грузила (10,5x9 см), вторая пол. X в. (Н-54, Не-ревский р-п, пл. 26, кв. 524). На одной стороне находится изображение княжеско­го знака, на другой - крест (рис. 4, 6).

№ 40. Обломок кости (лопатка свиньи), (9x12), X в. (Н-55, Неревский р-п, пл. 30, кв. 1062) [8]. На обеих сторонах находятся условные изображения человечес­кой фигуры (рис. 5, 14 а, б).

№ 41. Обломок плоского камня (6x8 см), XI в. (Н-93, Троицкий р-п, пл. 13, кв. 839) с примитивным изображением человеческой фигуры (рис.5,10).

№ 42. Обломок плоского камня (7x4), XI в. (Н-93, Троицкий р-п, пл. 13, кв. 888). На одной стороне находится примитивное изображение трех человеческих голов на длинных шеях, на обороте камень расчерчен несколькими параллель­ными линиями (рис. 5, 4).

№ 43. Округлый плоский камень с тонко процарапанным схематичным изоб­ражением птиц (5,5x3,5 см), XI в. (Н-93, Троицкий р-п, пл.13, кв.973) (рис. 5, 6).

№ 44. Двусторонний рисунок на плоском круглом камне (диам. - 6,5 см), рубеж XI-XII вв. (Н-56, Неревский р-п, яр. 21, кв. 1177). На одной стороне изображен зверь в энергичном повороте с высунутым языком и процветшим хвостом. Под-

Рис. 3. Рисунки на бересте и дереве

Номера по каталогу: / - № 31; 2 - № 33; 3 - № 37; 4 - № 34; 5 - № 38; б - № 32; 7 - № 35; 8 - № 36; 9 - № 14; 10 - № 13; 11 - № 30

боченившейся человеческой фигурки в полный рост, другая сторона разделена двумя пересекающимися линиями на 4 части (рис. 4, 2).

№ 47. Обломок камня удлиненной формы (4,2x1,8 см), вторая пол. XII в. (Н-55, Неревский. р-п, пл. 24, кв. 863). Примитивное изображение спеленатой че­ловеческой фигуры (рис. 5, 3).

№ 48. Обломок камня (11x7,5 см), XII в. (Н-85, Троицкий р-п, пл. 17, кв. 608). В условной манере на камне изображены головы "моржей", трех больших и рас­положенных между ними двух маленьких. Несмотря на схематизм и условность рисунка, несомненно, что он выполнен уверенной рукой мастера. Возможно, этот рисунок сделан под впечатлением пребывания его автора на севере Новго­родской земли, на берегах Баренцева или Белого моря, куда новгородцы ходили за данью (рис. 5,13).

№ 49. Округлый гладкий камень с двусторонним изображением (11x12 см), XII в. (Н-86, Троицкий р-п, пл. 10, кв. 730). На обеих сторонах этого камня проца­рапаны различные изображения, выполненные, несомненно, умелой рукой мас­тера. На одной стороне - хаотичные, но вместе с тем динамичные, экспрессивные изображения птиц и зверей (в основном их голов), представляющих собой некую композицию. На другой стороне находятся два выразительных мужских "портре­та" с пышной шевелюрой, с козлиными бородками. Один мужчина держит в ру­ке рог и высунутым языком, очевидно, вылизывает его содержимое. Голова дру­гого мужчины совмещена с изображением птицы с пышным хвостом и в целом производит впечатление карикатурной мужской фигуры. Между мужскими фи­гурами находится голова животного. Рисунок в целом носит бессистемный харак­тер и производит впечатление "пробы пера" его автора (рис. 4, 8).

№ 50. Камень удлиненной формы с изображением условной человеческой фи­гуры (7,3x3,5 см), XII в. (Н-86, Троицкий р-п, пл. 17, кв. 498) (рис. 5, 7).

№ 51.Обломок камня с изображением плетенки на одной стороне, XII в. (Н-86, Троицкий р-п, пл. 15, кв. 609) (рис.5, 9).

№ 52. Камень удлиненной формы (11x6 см), XII в. (Н-92, Троицкий р-п, пл. 14, кв. 1042). На обеих сторонах этого камня прочерчены по три человеческих фигу­ры, получивших условное название "танцующие человечки". (Рис. 5, 75). Действи­тельно, несмотря на примитивный характер рисунков, выразительны позы фигу­рок, изображенных в разных поворотах с поднятыми руками или подбоченивших­ся. Обращает на себя внимание верхняя часть туловища, одинаково оформленная у всех шести фигурок. Она изображена в виде разного размера овалов, разделен­ных на четыре или шесть сегментов. Кроме того, на одной стороне под крайней левой фигурой находится еще одна примитивная человечекая фигурка в длинном балахоне с поднятыми руками, на другой - под крайней правой фигуркой изобра­жена птица. Несмотря на примитивный характер, композиционно фигурки разме­щены очень грамотно и, несомненно, были выполнены осмысленно.

№ 53. Камень подтреугольной формы с изображением схематичной человече­ской фигуры и буквами, XII в. (Н-92, Троицкий р-п, пл. 9, кв. 1080) (рис. 5, 5).

№ 54. Гладкий округлый камень (5,2x4,2 см), XII в. (Н-92, Троицкий р-п, пл. 11, кв. 1097). На одной стороне камня изображена вполоборота передняя часть туло­вища какого-то зверя или животного (возможно, собаки) (рис. 4, 4).

№ 55. Обломок округлого камня со схематичной человеческой фигурой, XII в. (Н-92, Троицкий р-п, пл. 8, кв. 1145) (рис. 5, 2).

№ 56. Обломок плоского камня (4,5x5 см) с остатками рисунков на обеих сто­ронах, XII в. (Н-92, Троицкий р-п, пл. 8, кв. 1145) (рис. 5, 77).

К° 57. Плоский бесформенный обломок камня (11,5x8 см) с изображением пвух'птиц, рубеж ХП-ХШ вв. (Н-91, Троицкий р-п, пл. 6, кв. 950) (рис. 4, 7).

К» 58 Овальный камень с двусторонним изображением (7х4,7см), рубеж ХП-ХШ вв., (Н-69, Тихвинский р-п, пл. 21, кв. 54). На одной стороне находится стили-

Рис. 4. Рисунки на камнях Номера по каталогу: / - № 44; 2 - № 46; 3 а, б - № 20; 4 - № 54;

5 - № 27; б - № 39; 7 - № 57; 8 - № 49


ЕЛ. Рыбина


 


Рис. 5. Рисунки на камнях и кости

Номера по каталогу: 1 - № 50, 2 - № 55, 3 - № 47, 4 а, 6 - № 42 5 - № 53

6 - № 43, 7 - № 58, 8 - № 45, 9 - № 51,10 - № 41,11 - № 56,

12 а, б - № 29,13 - № 48,14 а, 6 - № 40,15 - № 52

зеванное изображение рыб, на другой - условная фигура сидящего человека (рис. 5, Т).

Значительный интерес представляет хронологическое и топографическое распределение предметов с рисунками, найденных в новгородском культурном слое, продемонстрированное в таблице:

 

— - —  

Дата

 

Раскоп   Хв.   XI в.   XI-XII в.   XII в.   XII-XIII в.   XIII в.  

XIII-XIVs. XIV в.

 

Без даты   Итого  
Троиции Неревский   3 4   3   1 2   15 4   1   3 4   1 Г   2 1   —   26 13  
Тихвинский   —   —   —   2   1   —   —   —   -   3  
Михайловский   —       -   —   1   -   —   -   -   1  
федоровский   —   1   —   —   —   —   —   —       1  
Без паспорта   —   —   —   —   —   —   —   —   3   3  
Итого   7   4   3   21   3   7   2   3   3   47  

* Комплекс находок с рисунками Онфима принят за одну единицу.

Даже при учете элемента случайности археологических находок прослежива­ется определенная закономерность в пространственном и временном бытовании предметов с рисунками. Подавляющее число их (38 экз. из 47) обнаружено в сло­ях домонгольского времени. Примечательно также, что большая часть из них со­средоточена в слоях XII в. преимущественно на усадьбах Людина конца (Троиц­кий раскоп), что связано, очевидно, с влиянием расположенной здесь художест­венной мастерской Олисея Гречина, существовавшей во второй половине XII -начале ХШ в. [4].

Археологическая коллекция средневековых рисунков дополняется рисунка­ми, помещенными на стенах новгородских храмов, так называемых граффити. Здесь наряду с изображениями святых и крестов разнообразной формы, что представляется логичным в церкви, на столбах и стенах процарапаны фигурки людей, птиц, зверей.

Рассмотренные рисунки, а также упомянутые граффити наряду с изделиями прикладного искусства, несомненно, свидетельствуют о творческом потенциале новгородцев, об их художественных представлениях, о восприятии ими окружаю­щего мира.

Примечания

1. Арциховский А.В. НГБ (из раскопок 1958-1961 гг.). М., 1963.

2. Арциховский А.В., Борковский В.И. НГБ (из раскопок 1956-1957 гг.). М., 1963.

3. Колчан Б.А. Новгородские древности. Резное дерево. САИ Е-51. М., 1971. К сожалению, в работе не указаны размеры предметов, которые в нашем каталоге значатся под №№ 16, 17 и 28.

4. Колчин Б.А., Хорошев А.С., Янин ВЛ. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981.

5. Медведев А.Ф. Оружие Новгорода Великого. МИА № 65. М., 1959.

6. Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора. М ., 1978.

7. Rybina EA. Recent finds from excavations in Novgorod // The Archaelogy of Novgorod, Russia. The society for medieval archaeology. Monograph Series: 13. Lincoln, 1992.

8. Благодарю Л.И. Смирнову, которая любезно предоставила в мое распоряжение выявленные ею костя­ ные предметы с рисунками (№ 29 и 40).

Дата была уточнена авторами раскопок после сдачи статьи в набор.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!