Глава I . Городская культура как пространство коммуникации



Тема : Визуальные коммуникативные практики в современном городском пространстве

 

Содержание

Ведение……………………………………………………………………. …… 3

Глава I. Городская культура как пространство коммуникации …....17

1.1. Понятие коммуникации: теоретический анализ концепта …………. 17

1.2. Роль визуальных коммуникативных практик в системе городской культуры ……………………………………………………………………….. 38    

Глава II. Коммуникационный потенциал стрит-арта в современном городе ………………………………………………………………………….. 60

2.1.  Стрит-арт как социокультурный феномен …………………………… .. 60

   2.2. Коммуникативные механизмы стрит-арта ……………………………… 75

   2.3.  Роль коммуникативных стратегий стрит-арта в решении                  образовательных и воспитательных задач ……………………………… 81

Заключение ……………………………………………………………….… 92

Список использованной литературы…………………………………... 94

Приложение…… ……………………………………………………………… 103

 

 

Введение

Актуальность темы исследования

В эпоху глобальной урбанизации исследования городской культуры приобретают особую остроту. Одной из динамично развивающихся областей научного знания на стыке урбанистики и коммуникативистики является достаточно новая междисциплинарная область – городские коммуникативные исследования, изучающие коммуникативный аспект городской жизни в широком контексте. В последние годы в зарубежной науке к ставшим уже традиционными направлениям городской коммуникативистики, таким, как исследование городских СМИ, анализ репрезентации города в медиапродукции, коммуникативный подход к городскому планированию, добавились визуальные исследования городской коммуникации. Коммуникативный подход распространился на сферу, которая раньше привлекала преимущественно искусствоведов – стрит-арт и активизм в городской среде.

В связи с тем, что в постиндустриальном обществе культура концентрируется в городах, всё более актуальным становится вопрос влияния на человека городского пространства и, в частности, его визуальной составляющей. Визуальное городское пространство в наши дни во многом формируется благодаря функционирующим в нём различным визуальным практикам, одной из которых является уличное искусство.

Стрит-арт как феномен городской культуры имеет ещё очень недолгую историю, и, несмотря на всё увеличивающуюся массовость этого явления и растущий интерес к нему со стороны художественных и политических институтов, коммерческих кругов и научного сообщества, данная область остаётся в настоящий момент сравнительно мало изученной, особенно в российской науке. Несмотря на появление ряда статей и диссертаций, изданий на русском языке, системно анализирующих феномен уличного искусства, по-прежнему нет. Англоязычные книги о стрит-арте представлены более широко, но, как правило, сводятся к описанию истории и предыстории стрит-арта и показу образцов уличного искусства в разных странах. Коммуникативный же аспект этого явления крайне редко становится предметом внимания учёных, и лишь в последние несколько лет можно наблюдать рост интереса к данной теме, отражённый в ряде работ как зарубежных, так и российских авторов.

Сегодня важность темы художественного осмысления и высказывания в городском пространстве становится особенно актуальной. В условиях прогрессирующей цензуры в России и процессов капитализации городской среды на Западе, публичное может стать единственно возможным пространством свободного высказывания и диалога.

        В России интерес к уличному искусству сегодня продолжает возрастать, и не только в активистской среде, но и со стороны городских, коммерческих и политических организаций, которые используют низовые и неинституциональные художественные практики в своих целях. Так, например, видна мощнейшая волна политического и пропагандистского мурализма[1], который, имея, как правило, идеологические основания, активно вторгается в городское пространство, претендуя на место нового монументального соцреализма. Одновременно с этим возникает большой спрос и со стороны рекламных операторов и рыночных брендов, использующих выразительный язык стрит-арта в коммерческих целях. В свою очередь, эти интересы, зачастую вступающие в конфликт со взглядами участников стрит-арт сообщества, иллюстрируют силу воздействия и потенциал современного уличного искусства. Именно поэтому выбор темы исследования связан с необходимостью изучения коммуникативных функций и особенностей стрит-арта.

Объектом исследования является городское пространство как коммуникативная среда.

Предметом – стрит-арт как форма визуальной коммуникации в современном городском пространстве.

Цель исследования состоит в выявлении сущностных черт, роли и функций стрит-арта как визуальной коммуникативной практики в культуре современного города.

Задачи:

1. исследовать понятие коммуникации, определить модели коммуникации, имеющие значение для настоящего исследования;

2. провести анализ способов коммуникации, функционирующих в пространстве современного города, определить роль визуальных коммуникативных практик в городской культуре;

3. выявить специфику стрит-арта как художественного явления, определить его исторический, культурный и социальный контекст;

4. рассмотреть коммуникативный потенциал и механизмы функционирования данного направления визуального искусства;

5. раскрыть роль коммуникативных стратегий стрит-арта в реализации образовательных и воспитательных задач.

На сегодняшний день феномен стрит-арта остаётся ещё недостаточно изученным. Несмотря на ряд статей, диссертаций и книжных изданий, касающихся ряда аспектов этого многогранного явления, и отдельных публикаций, затрагивающих коммуникативную проблематику этого явления, примеров его системного рассмотрения с позиций теории коммуникаций обнаружено не было. Таким образом, данное исследование может внести ряд новых моментов в проблему изучения уличного искусства.

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. Во Введение обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель и задачи исследования, а также определена теоретико-методологическая база исследования, степень научной разработанности и научная новизна работы. 

       В Главе I «Городская культура как пространство коммуникации» исследованы понятие коммуникации, основные модели и способы коммуникации, функционирующие в пространстве современного города, понятие коммуникативных практик, визуальные коммуникативные практики и их роль в городской культуре.

      В Главе II «Коммуникационный потенциал стрит-арта в современном городе» рассмотрен стрит-арт как социокультурный феномен, раскрыты коммуникативные механизмы данного направления искусства и определена роль коммуникативных стратегий российского стрит-арта в реализации воспитательных и образовательных задач.

       В Заключении подведён итог исследования, определена значимость стрит-арта как коммуникативной практики в культурном пространстве современного города.

 

Глава I . Городская культура как пространство коммуникации

Данная глава посвящена исследованию теоретических аспектов коммуникации, классификации городских коммуникаций и анализу коммуникативных практик, функционирующих в современной городской среде.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!