Можем ли мы манипулировать сами собою?



До сих пор мы рассматривали манипуляции одного субъекта другим. А можем ли мы сами манипулировать собою? Можем ли мы над собою совершать некие скрытные действия и поступать не в соответствии со своими актуальными желаниями? Возможен ли феномен самоманипулирования?

Выше мы дали определение манипуляции. Она имеет место тогда, когда возникает скрытое психическое воздействие одного субъекта на другой субъект. При этом воздействии у другого субъекта возникают побуждения в результате которых личность поступает не в соответствии со своим желаниями или намерениями. Но мы говорим сейчас о самоманипуляции. Можем ли мы на себя воздействовать, причем скрыто? Оказывается, это возможно.

Пример. Весь класс пошел в поход. На второй день у половины группы начались упаднические настроения: нежелание ничего и апатия. Половина класса лежала в палатках и ничего не предпринимала. После того, как двое учеников привезли ящик пива появилось желание следовать походной программе и т.п. Таким образом, причина депрессий разрешилась. Школьники лишь в отрыве от цивилизации, впервые в жизни для себя открыли, что так сильно зависят от этого «безалкогольного» (согласно СМИ) напитка. Еще большее удивление у них вызвала медицинская комиссия, которая квалифицировала их состояние как признаки настоящего алкоголизма.

Действительно порой нами движут какие-то внутренние силы. Нами руководит какой-то «скрытый внутри нас манипулятор», и в результате, мы поступаем не в соответствии со своими желаниями, хотя на определенном этапе мы уверены, что сами пожелали и сами сделали свой выбор. В конце концов мы часто не принадлежим себе благодаря собственным психическим структурам, которые скрыты от нас. Все эти признаки соответствуют феномену внутреннего манипулирования (самоманипулирования).

Кто же в нас нами движет, не спрашивая наших актуальных намерений и желаний?

Структура нашей личности состоит из различных субличностей, то есть различных составляющих. В частности, согласно Эрику Берну, в психике любого человека существует феномен нашего внутреннего, условного Родителя, Ребенка и Взрослого. Это есть, три наших составляющих, три субличности. Родитель — это наша инструкция, которая нам позволяет экономить энергию, т.е. мы действуем по правилам и знаем, что этого нельзя, а это можно. Другая субличность — это наш внутренний Взрослый. Он ответственный и поэтому мы сами иногда определяем, что нам делать. Например, мне будучи психологами, порой приходится определять куда направить ребенка — или в школу для умственно-отсталых или в нормальную школу? Приходится брать ответственность за человека. Это в нас говорит Взрослый.

Третья составляющая — это наш Ребенок — наши страсти, различного рода удовлетворения и т.п.. Вышеприведенные три составляющие условно можно назвать нашими субличностями. Они у нас конфликтуют, борются между собой, обманывают друг друга, но все это происходит внутри нас и в результате мы бываем такие разные, что не можем понять кто мы есть на самом деле. Это только одна из моделей и не надо ее принимать как окончательную истину.

У Зигмунда Фрейда немножко другие субличности. Есть так называемое Я, есть ОНО и есть Сверх Я. Я — это наше внутреннее сознательное существо, то, что мы можем как-то регулировать и думать за себя. ОНО — это наше подсознание. Например, влечение какое-то, которое мешает нам. У нас есть влечения тенденции различного рода в т.ч. и деструктивные. Они мешают нашему сознанию быть людьми в высшем смысле этого слова. Оно и Я взаимодействуют и в результате возникает напряжение, а отсюда — неврозы, страхи и различные психологические проблемы. Есть еще Сверх Я — это Я, которое определяется воспитанием, обществом, моралью и т.п.

Таким образом, у нас есть различные субличности. Их можно открывать и открывать. Например, есть субличность Я — культурное.

Пример. Какой-нибудь вор, бандит, рецидивист или преступник-наркоман, может воспитывать своего любимого ребенка. В эти мгновения он забывает, что является преступником, превращаясь в «культурного и доброго папу». И это действительно так. Все деструктивное уходит, «папа» не похож на преступника. Он говорит хорошие, правильные вещи, которые он где-то вычитал, увидел и в этот момент проявляется его культура потому, что перед ним его родной ребенок. Не может же он с ним общаться на языке «по понятиям». Значит, в нем говорит его культурное Я. Но уже вечером этот «папа-наркоман» пойдет на преступление грабить квартиру, так как уже иссякли деньги необходимые для покупки наркотика.

Есть у нас еще Я — межличностное. Ведь очень часто в нас сидит Я, которое возникает благодаря оценке и пониманию того, как нас видят другие. Вот как меня другие видят такой я и есть. Например, «свой парень в доску». Вот парень сидит и думает, что он парень «свой в доску», по крайней мере для других, хотя он сам для себя возможно уже никакой, но в нем есть Я, которое соответствует мнению окружающих. «Он парень в доску, свой» или «парень, который имеет сильные кулаки». Он может быть неуверенным или уверенным в этом Я, хотя возможно это и не так. Например, есть Я, особенно в студенческой среде которое можно назвать « Я необыкновенный» или «Я не как все». Многие студенты, сидя в аудитории так и думают: «Вы тут сидите, бурлите, лекцию читаете по манипуляции, а все равно я самый умный среди вас!» Истоки самоманипулирования лежат в тайне личности о себе. Личность познавшая тайну о себе обычно теряет интерес к жизни. Именно эта скрытая тайна движет нами. В этом заложена основа феномена самоманипулирования.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!