И бывает чтение прежде синаксаря в Минеи: а также в Триоди по чину.



Синаксарь в неделю о блудном сыне.

Стихи: Блудный, как я, дерзая, прийди,

Ибо отверста всегда Божией милости дверь.

В тот же день празднуем призвание блудного сына, воспоминание о котором божественные наши отцы поместили вторым в Триоди по следующей причине.

Поскольку некоторые, зная за собою много непотребного и живя с юных лет распутно, предаваясь пьянству и всякой нечистоте и ниспав, таким образом, в глубину грехов, доходят до отчаяния, которое есть порождение гордости, и потому никак не хотят вступить на путь добродетели, но, ссылаясь на множество прежних зол, в те же и еще худшие грехи постоянно впадают – по всему этому святые отцы, даже к таким людям человеколюбивые и отечески заботливые, в желании своем вывести их из отчаяния включили сюда вслед за первой и эту притчу, с корнем исторгая страсть отчаяния, побуждая к восприятию добродетели и чрез историю блудного показуя самым заблудшим человеколюбивое и преблагое милосердие Божие. Ибо убеждают сей Спасителевой притчей, что нет греха, который победил бы человеколюбивое Его расположение.

Итак, два сына у человека (то есть Богочеловека Слова) – это праведные и грешные. Старший – кто в заповедях Его и в благом всегда пребывает и никоим образом не отступает от них. Младший же – кто грех возлюбил и от пребывания с Богом постыдными делами своими отрекся, Божие к нему человеколюбие расточил, живя блудно, отчего и не сохранил нерушимым то, что было в нем по образу Божию и последовал лукавому бесу, стал рабом воли его ради наслаждений, но похоть свою утолить не смог. Ибо грех – дело ненасытное и для того, кто им кратковременно услаждался, по возрастании навыка в нем, притягательное. Спаситель уподобляет его и рожкам – пище свиней. Рожки эти поначалу мнятся чем-то сладким, а напоследок жесткими и мякиноподобными оказываются, чем сполна обладает и грех.

Едва придя в себя – ибо он погибал от голода по добродетели, – является блудный сын к Отцу, говоря: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим (Лк.15:21). А Тот принимает его, кающегося, не упрекая, но с распростертыми объятиями, выказывая божеское и отеческое милосердие. И дает ему одежду, то есть святое крещение, и печать, и залог – благодать Всесвятого Духа. Дарует, сверх того, и обувь, чтобы стопы его более не уязвлялись змеями и скорпионами, но, напротив, сокрушали их главы. Потом в преизбытке радости закалает для него откормленного тельца – Сына Своего Единородного – и плоти и крови Его дает причаститься.

И хотя, дивясь бесконечному Его милосердию, старший сын говорит то, что сказал, Человеколюбец и его обуздывает, кротко увещевая тихими и ласковыми речами: «Ты всегда со Мною, – а о том подобало радоваться и с Отцом пировать, что сын Мой сей прежде мертв был из-за греха и ожил, раскаявшись в своих безумных делах; был погибшим, как удалившийся от Меня по навыку к наслаждениям, и обретен Мною, ибо Я всем сердцем болезновал и призвал его к Себе сострадательным Своим нравом».

Сию притчу можно и к еврейскому народу, и к нам применить. По этой причине и поместили ее здесь святые отцы – с одной стороны, прогоняющую, как сказано, отчаяние и боязнь к добрым делам обратиться, а с другой – располагающую к покаянию и сокрушению тех, кто подобно блудному сыну согрешил. Ибо покаяние есть величайшее оружие для отражения стрел супостата и крепкая помощь.

По несказанному Твоему человеколюбию, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.      

Песнь 7.

Ирмос: Херувимам подражая:

Наслаждениям телесным/ покорился я, к великому несчастью,/ и порабощен был всецело изобретателям страстей,/ и чуждым сделался для Тебя, Человеколюбец./ Ныне же взываю блудного сына гласом:/ "Согрешил я, Христе, не презри меня, / как единый милостивый!"

огрешил я",- взываю,-/ "никак не дерзая воззреть на высоту небесную, Царь всего,/ ибо я один в неразумии Тебя прогневал,/ отвергнув повеления Твои;/ потому, как единый Благой,/ не отринь меня от Твоего лица.

Слава: Апостолов, Господи,/ и пророков, и преподобных, и священных мучеников,/ и праведных молитвами,/ прости мне все, в чем я согрешил,/ прогневав, Христе, благость Твою,/ чтобы мне воспевать Тебя во все века.

И ныне, Богородичен: Херувимов лучезарнейшей явившись, Богородица,/ и Серафимов, и всего небесного воинства,/ с ними умоли Того, Кому дала Ты плоть, Всенепорочная,/ Божественное Слово безначального Отца,/ чтобы всем нам благ вечных удостоиться.

Ирмос: Херувимам подражая,/ отроки в печи ликовали, возглашая:/ "Благословен Ты, Боже,/ ибо истиною и судом навел Ты все это за грехи наши,/ прехвальный и прославленный во все века!"

Песнь 8.

Ирмос: В терновом кусте Моисею:

Сошедший на землю по милосердию многому,/ чтобы спасти мир добровольною Своею нищетою,/ меня, ныне обнищавшего, лишенного всякого дела доброго,/ как милостивый спаси.

От Твоих заповедей удалившись,/ порабощен я был самым жалким образом обольстителю;/ обращающегося же ныне, как блудного сына некогда,/ прими припадающего к Тебе, небесный Отче!

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.

Губительным помыслам подчинившись,/ я омрачился и удалился от Тебя,/ весь вне себя самого оказавшись./ Потому меня, в покаянии припадающего/ к Тебе, Милостивый, спаси.

И ныне, Богородичен: Божия Родительница чистая,/ единственное сломленных восстановление,/ и меня восстанови, всевозможными грехами/ сокрушенного всего и униженного.

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

Ирмос: В терновом кусте Моисею/ чудо Девы Прообразовавшего/ некогда на Синайской горе,/ пойте, благословляйте и превозносите во все века!

Песнь 9.

Ирмос: Из рожденных на земле:

Воззри, Христе, на скорбь сердца,/ воззри на мое обращение,/ воззри на слезы, Спаситель, и не презри меня,/ но вновь обними по милосердию,/ ко множеству спасаемых сопричисляя,/ чтобы я воспевал благодарно милости Твои.

Как разбойник взываю: "Помяни меня!"/ Как мытарь скорбно ударяю себя в грудь и восклицаю ныне:/ "Будь милостив, как сына блудного избавь меня, Всемилосердный,/ от всех зол моих, Царь всех,/ чтобы я воспевал Твое крайнее снисхождение!"

Восстенай ныне, душа моя несчастнейшая,/ и воззови Христу:/ "Ради меня добровольно обнищавший, Господи,/ меня обнищавшего, лишенного всякой добродетели,/ Ты, как один благой и многомилостивый,/ обилием благ обогати!"

Слава: То веселие, что Ты, Благой, устроил некогда/ ради добровольного возвращения сына блудного,/ сотвори его ныне и для меня, несчастного,/ простирая мне священные Твои объятия,/ дабы я, спасшись, воспевал/ Твое крайнее снисхождение.

И ныне, Богородичен: Светозарными ходатайствами Твоими, Дева,/ мысленные мои очи, омраченные злобою, просвети, молю,/ и на пути покаяния приведи меня,/ чтобы я Тебя как должно в песнях славил,/ Слову давшую плоть превыше разума.

Ирмос: Из рожденных на земле/ кто слышал такое?/ Или кто видел когда,/ что Дева оказалась имеющей во чреве,/ и младенца родившей безболезненно?/ Таково Твое чудо, и мы Тебя, Чистая,/ Божия Родительница Мария, величаем.

Ексапостиларий воскресный и затем из Триоди:

Богатство благодати,/ которое Ты мне дал, Спаситель,/ я, несчастный, без нужды удалившись,/ попусту растратил, блудно пожив,/ и расточил демонам бедственно./ Потому меня, обращающегося,/ как блудного сына прими,/ Отче милосердный, и спаси.

Иной: Расточил я богатство Твое,/ растратив его, Господи,/ и лукавым демонам подчинился, злосчастный;/ но, Спаситель всемилосердный,/ сжалься над блудным и оскверненного очисти,/ возвращая мне первую одежду/ Твоего Царства.

Богородичен: Святая Матерь-Дева,/ великая проповедь апостолов,/ мучеников, и пророков, и преподобных!/ Твоего Сына и Господа умилостиви/ к нам, рабам Твоим, Божия Родительница,/ когда сядет Он судить по достоинству/ деяния каждого.

На Хвалите: стихиры Воскресные Октоиха 4, восточная 1 и Триоди самогласны 3:

Глас 2: Блудного сына возглас/ приношу Тебе, Господи:/ "Согрешил я пред очами Твоими, Благой,/ расточил богатство Твоих дарований;/ но прими меня кающегося, Спаситель,/ и спаси меня!"

Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/ не забудь бедных Твоих до конца!

Глас 4: Как блудный сын пришел и я, о Милосердный,/ жизнь всю растратив в пребывании на чужбине;/ расточил богатство, данное мне Тобою, Отче./ Прими меня кающегося, Боже,/ и помилуй меня!

Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим,/ возвещу все чудеса Твои.

Глас 8: Расточил я распутно отеческого имения богатство/ и, растратив его, оказался ни с чем,/ поселившись в стране бесчестных граждан;/ и сожительства с ними больше не вынося,/ обратившись, взываю Тебе, милосердному Отцу:/ "Согрешил я против неба и пред Тобою,/ и не достоин назваться сыном Твоим;/ поступи со мною, как с одним из наемников Твоих Боже,/ и помилуй меня!"

Слава, глас 6:

Отче благой, я удалился от Тебя,/ не оставь меня, и не яви меня/ бесполезным для Царства Твоего./ Враг всезлобный обнажил меня и взял мое богатство,/ душевные дарования я в распутстве расточил./ И вот, восстав, обратившись к Тебе, взываю:/ "Поступи со мною, как с одним из наемников Твоих,/ ради меня на Кресте руки Твои пречистые простерший,/ чтобы у лютого зверя отнять меня,/ и в первую одежду облечь меня,/ как Единый Многомилостивый!"

И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!