Вместо заключения: «Между двойною бездной... »



Рассмотренная нами область культуры двойственна по своей природе. На границе мира вещей, погруженных в практику, и мира смыслов и значений она выступает как практическая реальность в мире знаков или как знак в мире практической реальности. Эта двойственность и составляет ее специфику.

Но стоит к ней ближе приглядеться, как мы замечаем, что одновременно подобная двойственность является одной из основных черт механизма сознания в целом. То, что мыслит и само имеет смысл (создает сознание и сознанием является), в принципе, должно быть явлением пограничным. Эта погруженность в двойственный мир всегда остро ощущалось поэтами, которые видели в ней сущность позиции человека среди окружающего его духовно-материального пространства. О единстве-двойственности писалось неоднократно. Фактически это имел в виду сказать Державин словами:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю1.

Державин говорил о двоемирии, двоесущности человека, Баратынский — о том же, применительно к позиции поэта. Он создал образ «недоноска» — небесного среди земных, земного среди небесных, не святого, но и не грешника:

Я из племени духов,

Но не житель Эмпирея,

// С 385

И едва до облаков,

Возлетев, паду слабея.

Смутно слышу я порой

Клич враждующих народов,

Поселян беспечных вой

Под грозой их переходов,

Гром войны и крик страстей,

Плач недужного младенца...

Слезы льются из очей:

Жаль земного поселенца!

Изнывающий тоской,

Я мечусь в полях небесных,

Надо мной и подо мной

Беспредельных — скорби тесных!

В тучу кроюсь я, и в ней

Мчуся, чужд земного края,

Страшный глас людских скорбей

Гласом бури заглушая2.

Тютчев создал символический образ лебедя, застывшего между двойною бездной: небесами и их отражением в воде. Таким ему рисовался и образ поэзии — отражение мира вещей в зеркалах и зеркальных отражений в реальности.

Это положение «на перекрестке» противоположностей — основа механизма сознания, порождающего новое. В частности, по той же модели строятся отношения «чужого» и «своего». Чтобы стать значимым, то есть «новым», «свое» как бы перемещается на положение «чужого», переживает «второе знакомство» с нами и вновь становится «своим». В этом смысле делается понятным дерзкое для своего времени выступление Пушкина в «Евгении Онегине» в защиту галлицизмов и даже более того — языка светских дам, пропитанного «неправильностями». Понять демонстративность, с которой Пушкин дразнил своих противников, можно только вспомнив, что дамские ошибки в русском языке и французский лепет «прекрасного пола» были традиционным, безоговорочно завоеванным полем сатиры. Здесь сходились прогрессисты и реакционеры, архаисты и новаторы.

Мы не можем в полной мере ощутить дерзость пушкинских признаний, иронических, но тем не менее — декларативных:

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в груди моей;

Раскаяться во мне нет силы,

Мне галлицизмы будут милы,

Как прошлой юности грехи,

Как Богдановича стихи.

(3, XXIX)

// С 386

Не случайно эти строки вызвали решительную поддержку Вяземского. Пушкин предполагал даже ввести в «Евгения Онегина» письмо Татьяны в шокирующей по тем временам форме — в прозе и по-французски. Он отказался от этого решения, ограничившись его адекватами: читатель был предупрежден, что в оригинале письмо написано по-французски, а поэт является лишь его переводчиком. Русский язык в этом случае «играл роль» французского. Резкий же перелом строфики, ломающий инерцию онегинской интонации, как бы имитировал различие между стихами и прозой.

Следующий шаг был сделан Львом Толстым, который не испугался ввести в «Войну и мир» обильную французскую речь, причем характерно, что французским языком наделяется особенно щедро русское светское общество.

Мир, пограничный стилистике, — экспериментальная сфера стилистики. Границы между художественным и нехудожественным, поэтическим и прозаическим, «своим» и «чужим», трагическим и комическим и вообще все рубежи, разделяющие области культуры, — районы зарождения новых смыслов и семиотических экспериментов. При этом следует иметь в виду, что здесь мы имеем дело не с отдельными самодостаточными явлениями, подобными материальным предметам, а с функцией, ролью: поэтическое и прозаическое, «свое» и «чужое» и т. д. постоянно меняются местами, передвигаясь в едином динамическом целом культуры. Поэтому нельзя в областях культуры и быта априорно отвергнуть тот или иной элемент, как незначительный.

У данного вопроса есть и другая, более практическая сторона. Мы хотим понимать историю прошлого и произведения художественной литературы предшествующих эпох, но при этом порою наивно полагаем, что достаточно взять в руки интересующую нас книгу, положить рядом с собой словарь того или иного иностранного, древнерусского или даже современного русского языка — и понимание будет гарантировано. Но каждое сообщение состоит, в действительности, как бы из двух частей: того, о чем говорится, и того, о чем не говорится, потому что оно и так известно. Эта вторая часть сообщения опускается. Читатель-современник с легкостью восстанавливает ее сам, по своему жизненному опыту. Ему не нужно, например, объяснять, для чего служит пол в доме. Но если мы резко сменим бытовые привычки, то целый ряд подробных комментариев к тексту окажется неизбежным. Современный западноевропейский быт, привычки, принятые в некоторых мещанских сферах европейской культуры, или японская культура будут, например, давать различные решения вопроса, снимать или нет обувь, входя в комнату. Перед читателем, находящимся внутри этой культуры, вопрос не встает. Иностранец или человек другой эпохи нуждается в специальных объяснениях. Романы или газеты пишутся для современника, поэтому из них мы не узнаем того, о чем не писалось потому, что было слишком известно. Но мы не всегда имеем возможность заполнить эти пропуски воображением и опытом. Как правило, мы просто, не замечая того, оставляем // С 387 пустоты незаполненными. Не постесняемся сказать, что в прошедших эпохах нашей истории мы без специального изучения оказываемся иностранцами или даже инопланетянами. Японский путешественник XVIII века с изумлением писал: «Россия. Ее язык — это не просто тарабарская болтовня, мычание или чириканье»3. Это внимательный и добросовестный наблюдатель, но, естественно, он был связан со своим культурным опытом (например, когда предупреждал читателей, что землетрясения случаются в Петербурге очень редко). Еще интереснее другой пример: описывая снег в Петербурге, автор воспоминаний не только имеет в виду зиму, но и говорит, что императрица отправляется весною в Царское Село, «чтобы полюбоваться снегом»4. Здесь — очень тонкое выражение специфики японского восприятия природы. Житель Петербурга переживает снег как естественную, привычную красоту. И что особенно важно, зимой в России снег выпадает надолго, поэтому он влечет за собой представление о долгом, прочном и даже вечном. В Японии снеговой покров недолог и вызывает образы кратковременной, быстро исчезающей красоты. В японской образности снег хрупок и ассоциируется с чувством быстротечности земной красоты. Как же не полюбоваться ею перед ее исчезновением! Этот оттенок меланхолического эстетизма привносится в зимние петербургские пейзажи их японским наблюдателем.

Однако не менее характерно и другое: путешественник стремится не перетолковывать чужую действительность по моделям своей, а дать ее исчерпывающе полное описание. Он с одинаковыми невозмутимыми подробностями описывает дворцовые залы и устройство уборных, и если первые описания мы еще можем найти в других источниках, то вторые совершенно уникальны*.

// С 388

Слово «понимание» коварно. Невольно навязывается представление, что это однократный, исчерпывающий акт: понимание представляется как окончательное и безусловное знание. В действительности это путь в бесконечность. Честность заключается в том, чтобы указать степень и направление приближения. Понимание можно представить себе как сеть истолкований и переводов разной степени приближенности. Именно их многочисленность и взаимная контрастность определяют уровень понимания. Представим себе пьесу Шекспира, которую смотрит современный русский зритель. Множественность переводов складывается с множественностью режиссерских интерпретаций. Но и эта последняя не дана однозначно, а сопрягается с разнообразием актерских талантов, декораторских интерпретаций и т. д. Так создается некое пространство, в отношении к которому наполняется смыслом каждая новая постановка. Мы знаем постановки, стремившиеся к музейной точности воспроизведения внешних сторон быта шекспировской эпохи. Пьеса превращалась в шекспировский музей. Знаем мы и опыты постановок в современных костюмах или в условных костюмах и декорациях, не соотносимых ни с какой конкретной эпохой. В любом случае перед нами — не Шекспир, а лишь какой-то его отпечаток. Нельзя безболезненно убрать вещи, ибо вещи — это жесты, а жест — характер. Одному из фольклористов, записывавшему сказку на сюжет «Иван и змей» вскоре после окончания войны, пришлось услышать: «Тут Иван как выхватил наган да и начал по змею палить!» Но можно представить и прямо противоположное решение, когда тот же сказочный Иван (или шекспировский герой) будет представлен на высшей ступени абстрактности, без каких-либо примет места и времени. Режиссер выберет тот вариант, который будет соответствовать его замыслу. Но для того чтобы он был свободен в выборе, он должен обладать в своем сознании запасом не только того, что будет служить его намерениям, но и того, что он отвергнет. Память его культуры должна быть намного шире его выбора. Поэтому и тот, кто действует, и тот, кто отражает реальные действия в искусстве, и тот, кто воспринимает это отражение, должны обладать запасом памяти, значительно превосходящим каждую конкретную потребность.

И наконец, последнее. Если нам не дано исчерпывающе понять прошедшее и настоящее, то мы можем осознать свою неотделимую с ними слитность. Это чувство растет от проникновения в большие исторические события в той же мере, как и от сопереживания мелких и мельчайших сторон жизни. Геометрически изоморфные фигуры различны по размерам, по форме и вместе с тем в определенном смысле — одно и то же. История, отраженная в одном человеке, в его жизни, быте, жесте, изоморфна истории человечества. Они отражаются друг в друге и познаются друг через друга. Если настоящая книга внушит читателю хотя бы малую степень этого чувства, автор будет считать свою работу не напрасной.

// С 389

Примечания

Введение: Быт и культура

1 Блок А. А. Собр. соч. в 8-ми т. М.; Л., 1960, т. 3, с. 136.

2 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 16-ти т. [М.; Л. ], 1937—1949, т. 11, с. 40. Далее все ссылки на это издание даются в тексте сокращенно: Пушкин, том, книга, страница. Ссылки на «Евгения Онегина» даются в тексте, с указанием главы (арабской цифрой) и строфы (римской).

3 Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22-х т. М., 1979, т. 3, с. 27—28.

Часть первая

1 Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. M.; Л., 1945, т. 1, с. 175.

2 Прокопович Ф. Соч. М.; Л., 1961, с. 125.

3 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. в 10-ти т. М.; Л., 1959, т. 8, с. 284.

4 Там же, с. 610.

5 Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951, с. 99.

6 Памятники русского права. Вып. 8. Законодательные акты Петра I. M., 1961, с. 185.

7 Цит. по кн.: Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства. СПб., 1898, с. 261.

8 Капнист В. В. Собр. соч. в 2-х т. М.; Л., 1960, т. 1, с. 358.

9 Памятники русского права. Вып. 8. Законодательные акты Петра I, с. 185.

10 Толмачев Я. Военное красноречие, основанное на общих началах словесности. Ч. II. СПб., 1825, с. 120.

11 Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве..., с. 268.

12 Российское законодательство X—XX веков. В 9-ти т. М., 1987, т. 5, с. 28.

13 Там же, т. 5, с. 15—16.

14 Там же, т. 5, с. 16, со ссылкой на: Рабинович М. Д. Социальное происхождение и имущественное положение офицеров регулярной русской армии в конце Северной войны. — В кн.: Россия в период реформ Петра I. М., 1973, с 171; Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980, с. 241.

15 Памятники русского права. Вып. 8. Законодательные акты Петра I, с. 186.

16 См.: Семенова Л. Н. Очерки истории быта и культурной жизни России: Первая половина XVIII века Л., 1982, с. 114—115; Переписка княгини Е. П. Урусовой со своими детьми. — В кн.: Старина и новизна. Кн. 20. М., 1916; Частная переписка князя Петра Ивановича Хованского, его семьи и родственников. — В кн. Там же, кн. 10; Грамотки XVII — начала XVIII века. М., 1969.

17 Поэты 1790—1810-х годов, с. 805.

18 Декабристы. Летописи Гос. Литературного музея. М., 1938, кн. III, с. 484.

// С 390

19 Муравьев А. Н. Автобиографические записки. — В кн.: Декабристы. Новые материалы. M., 1955, с. 197—198.

20 Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. В 2-х т. Л., 1936, т. 1, с. 49.

21 Блок А. А. Собр. соч., т. 3, с. 164.

22 Марин С. Н. Полн. собр. соч. М., 1948, с. 289.

23 Карпов В. Н. Воспоминания. Шипов Я. История моей жизни. М.; Л., 1933, с. 142—143.

24 Винский Г. С. Моевремя. СПб., [1914], с. 139.

Часть вторая

1 Фонвизин Д. И. Собр. соч. в 2-х т. М.; Л., 1959, т. 2, с. 273.

2 См.: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. М.; Л., 1940, с. 196—197.

3 [Петровский Л.]Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825, с. 13—14.

4 Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1956, т. 9, с. 30—31.

5 [Петровский Л. ] Правила для благородных общественных танцев..., с. 55.

6См.: Lalla-Roukh. Divertissement execute au chateau royal de Berlin le 27 janvier 1821. Berlin, 1822.

7 Слонимский Ю. Балетные строки Пушкина. Л., 1974, с. 10.

8 [Петровский Л. ] Правила для благородных общественных танцев..., с. 70.

9 Там же, с. 72.

10 Dictionnaire critique et raisonné des étiquettes de la cour <...> Par M-me la comtesse de Genlis. Paris, 1818, v. II, p. 355.

11 [Петровский Л. ] Правила для благородных общественных танцев..., с. 70.

12 Смирнова-Россет А. О. Автобиография. М., 1931, с. 119.

13 [Петровский Л.] Правила для благородных общественных танцев..., с. 83.

14 [Компан Шарль.] Танцевальный словарь... М., 1790, с. 182.

15 Бульвер-Литтон Э. Пелэм, или Приключения джентльмена. М., 1958, с. 228.

16 Смирнова-Россет А. О. Автобиография, с. 332.

17 См.: Русский архив, 1866, № 7, стб. 1255.

18 Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.; Л., 1936, с. 280.

19 Смирнова-Россет А. О. Автобиография, с. 118.

20 [Петровский Л.] Правила для благородных общественных танцев..., с. 74.

21 Записки графа М. Д. Бутурлина. — Русский архив, 1897, № 5—8, с. 46.

22 Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1974, т. 2, с. 124—125.

23 Памятники литературы Древней Руси (XI — начало XII в.). М., 1978, с. 31.

24 Записки Я. М. Неверова. — Русская старина, 1883, т. XI (цит. по: Помещичья Россия, с. 148). Парадоксальное совпадение находим в стихотворении Всеволода Рождественского, создающего образ Бестужева-Марлинского, бежавшего в горы и декламирующего следующий текст:

Лишь на сердце только наляжет тоска

И небо покажется узким,

Всю ночь ей в гареме читаю «Цыган»,

Все плачу, пою по-французски.

Воображение поэта странно повторяло фантазии помещика давних пор.

25 Там же, с. 144—145.

26 См. об этом в кн.: Карпович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1874, с. 259—263; а также: Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980, с. 36—42.

27 В кн.: Карпов В. Я. Воспоминания. Шипов Н. История моей жизни, с. 391.

28 Там же, с. 390.

29 См.: Авдеева К. А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842, с. 124.

30 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников, т. 2, с. 250—251.

31 Карпов В. Н. Воспоминания. Шипов Н. История моей жизни, с. 385—387.

32 Кацурагава X . Краткие вести о скитаниях в северных водах («Хокуса Монряку»). М., 1978, с. 146.

33 Там же, с. 147.

34 Там же.

35 Там же, с. 148.

// С 391

36 Там же.

37 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. [М. ], 1938, т. 1, с. 306—307.

38 Щербатов M. М. Сочинения. СПб., 1898, т. 2, с. 219—220.

39 Суворов А. В. Письма. М., 1986, с. 323.

40 Эйдельман Н. Саранча летела... и села. — Знание — сила, 1968, № 9, с. 38.

41 Карамзин Н. М. Соч. в 3-х т. СПб., 1848, т. 3, с. 507—508.

42 См. роскошное издание: Немирович-Данченко Вл. И. «Горе от ума» в постановке Московского Художественного театра. М.; Пг., 1923, с. 87.

43 Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.; Л., 1950, с. 99.

44 Отрывок из сатиры А Г. Родзянки. — Русская старина, 1890, нояб., с. 505.

45 Гофман М. Пушкин. Первая глава науки о Пушкине. Пб., 1922, с. 126. Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма. М., 1951, с. 246.

47 Д'Оревильи Б. Дендизм и Джордж Брэммель. М., 1912, с. I—V.

48 См.: Щукинский сборник. Т. 7, с. 323; а также: Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. Л., 1975, с. 74.

49 Лермонтов М. Ю. Соч. в 6-ти т. М.; Л., 1957, с. 339.

50 См.: Библиография русских переводов и критической литературы. М., 1964, с. 48—49 и таблицы.

51 Впервые сопоставление сюжетов этих произведений см.: Штейн С. Пушкин и Гофман. Сравнительное историко-литературное исследование. Дерпт, 1927, с. 275.

52 См.: Лекомцева М. И., Успенский Б. А. Описание одной системы с простым синтаксисом; Егоров Б. Ф. Простейшие семиотические системы и типология сюжетов. — Труды по знаковым системам. Вып. П. Тарту, 1965.

53 Повести, изданные Александром Пушкиным. СПб., 1834, с. 187. В академическом издании Пушкина, несмотря на указание, что текст печатается по изданию «Повестей» 1834 года, в части тиража эпиграф опущен, хотя это обстоятельство нигде в издании не оговорено.

54 Dictionnaire critique et raisonné des étiquettes de la cour <...> Par M-me la comtesse de Genlis, v. I, p. 304—305.

55 Страхов Н. Переписка Моды, содержащая письма безруких Мод, размышления неодушевленных нарядов, разговоры бессловесных чепцов, чувствования мебелей, карет, записных книжек, пуговиц и старозаветных манек, кунташей, шлафоров, телогрей и пр. Нравственное и критическое сочинение, в коем с истинной стороны открыты нравы, образ жизни и разныя смешныя и важныя сцены модного века. М., 1791, с. 31—32.

56 Цит. по: Ироикомическая поэма. Под ред. и с примеч. Б. Томашевского. Л., [1933], с. 109. 57 Там же, с. 704.

58 См., например: Эйхенбаум Б. Мой временник. <Л. >, 1929, с. 15—16.

59 Марин С. Н. Полн. собр. соч., с. 306.

60 Рейхман У. Дж. Применение статистики. М., 1969, с. 168—169.

61 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 12, с. 119.

62 Цветаева М. Избр. произведения. М.; Л., 1965, с. 446.

63 Яглом А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация. М., 1973, с. 21—22.

64 Вяземский П. Старая записная книжка, с. 85.

65 Там же, с. 86.

66 Сатирический вестник. М., 1795, ч. IV, с. 46—48, 51.

67 Voltaire, Épîtres, Satires... Londres, 1781, с. 113.

68 Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957, с. 328.

69 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 6, с. 16.

70 Бегичев Д. Семейство Холмских. Некоторые черты нравов и образа жизни, семейной и одинокой, русских дворян. М., 1841, с. 172.

71 Памятники русского права. Вып. 8, с. 459—460.

72 Там же, с. 461.

73 Бродский Н. Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина. М., 1950, с. 239.

74 Цит. по: Пушкин А. С. Письма, т. II, 1826—1830. М.; Л., 1928, с. 185.

75 Монтескье Ш. Дух законов. СПб., 1900, кн. 1, гл. VIII.

76 Страхов Н. Переписка Моды..., с. 46.

77 См.: О поединках. — Моск. ежемесячн. соч., 1781, ч. II.

// С 392

78 См.: Декабристы. Материалы для их характеристики. М., 1907, с. 165.

79 Разговоры Пушкина. Собрали Сергей Гессен и Лев Модзалевский. М., 1929, с. 38—40.

80 См.: Даль В. И. Записки. — Русская старина, 1907, № 10, с. 64; Бартенев П. И. К биографии Пушкина. Т. П. М., 1885, с. 177.

81 Таллеман де Рео Жедеон. Занимательные истории. Л., 1974, т. 1, с. 159. См. об этом: Лотман Ю. Три заметки к проблеме: «Пушкин и французская культура». — Проблемы пушкиноведения. Рига, 1983.

82 Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1936, с. 191.

83 Дурасов В. Дуэльный кодекс. 1908, с. 56.

84 См.: Mémoires de J. Casanova de Seingalt écrits par lui-même. Paris, MCMXXXI, v. X, p. 163.

85 А С. Грибоедов, его жизнь и гибель в мемуарах современников. Л., 1929, с. 278—279.

86 Там же, с. 279—280.

87 Там же, с. 112.

88 Бестужев (Марлинский) А. А. Ночь на корабле. Повести и рассказы. М., 1988, с. 20. Пользуемся данным изданием как текстологически наиболее достоверным.

89 Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т., т. 7, с. 206.

90 Проблема автоматизма весьма волновала Пушкина; см.: Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина. — В кн.: Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987, с. 145—180.

91 См.: Лотман Ю. М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века. — Учен. зап. Тартуского гос. ун-та, 1975. Вып. 365. Труды по знаковым системам, т. VII.

92 Данные почерпнуты из кн. генерал-майора И. Микулина «Пособие для ведения дел чести в офицерской среде». СПб., 1912, ч. 1, табл. 1, с. 176—201.

93 Бестужев (Марлинский) А. А. Ночь на корабле. Повести и рассказы, с. 70—72.

94 Декабристы. Летописи Гос. Литературного музея, с. 488.

95 Декабристы. Материалы для их характеристики, с. 165.

96См.: Батюшков К. Стихотворения. Л., 1936, с. 28—29; Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960, с. 107.

97 Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964, с. 18—19.

98 См.: Kazoknieks M. Studien zur Rezeption der Antike bei russischen Dichtem zu Beginn des XIX Jahrhunderts. Munchen, 1968, S. 73.

99 Вигель Ф. Ф. Записки. M., 1928, т. 1, с. 177—179.

100 Врангель Н. Н. История скульптуры. — В кн.: История русского искусства. Под ред. И. Грабаря. Т. 5. М., б. г., с. 171.

101 Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895, с. 61, 63.

102 Врангель H. H. История скульптуры. — В кн.: История русского искусства, т. 5, с. 171.

103 Сб. Русского Императорского Исторического общества, т. V, 1870, с. 66.

104 Давыдов Д. Соч. М., 1962, с. 64.

105 Комаровский Е. Ф. Записки. СПб., 1914, с. 159, 165.

106 Dictionnaire critique et raisonné des étiquettes de la cour <...> Par M-me la comtesse de Genlis, v. 1. p. 18—19.

107 Феофана Прокоповича, архиепископа Великого Новгорода и Великих Лук, святейшего правительствующего синода вице-президента... Слова и Речи, ч. 1, 1760, с. 158.

108 Давыдов Д. Опыт теории партизанского действия. М., 1822, с. 83.

109 Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951, с. 36.

110 Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. Картины русской сцены 1817—1820 годов. Л., 1926, с. 6.

111 Аксаков С. Т. Собр. соч. в 4-х т. М., 1956, т. 4, с. 47—48.

112 Там же, с. 125—126.

113 О связи крестьянского быта с природными циклами см.: Успенский Г. И. Собр. соч. в 10-ти т. М., 1956, т. 5, с. 120.

114 Аксаков С. Т. Собр. соч., т. 3, с. 89.

115 Предтеческий А. В. Записка Т. Е. Бока. — В кн.: Декабристы и их время. М.; Л., 1951, с. 198.

116 См.: Эйдельман Н. Лунин. М., 1970, с. 89; см. также: Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин. Л., 1985, с. 13—14.

117 Поэты-сатирики конца XVIII — начала XIX в. Л., 1959, с. 173.

// С 393

118 Шильдер H. К. Император Александр Первый, его жизнь и царствование. Т. III,СПб., 1897, с. 38, 48. См. также: Русский архив, 1871, с. 1131.

119 Там же, с. 38—39, 368.

120 Cornelle. Oeuvre complètes. Ed. du Seuil, 1963, p. 226.

121 Цит. по: Хрестоматия по истории западноевропейского театра. М., 1955, т. 2, с. 1029. В мемуарах актера Гнаста-младшего содержится упоминание о том, что, когда на репетиции машинист выставил голову из-за кулис, «тотчас же Гёте прогремел: „Господин Г'наст, уберите эту неподходящую голову из-за первой кулисы справа: она вторгается в рамку моей картины"» (там же, с. 1037).

122 Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861, с. 310. Шаховской использовал театральный эффект известного в ту пору анекдота, ср. в стихотворении В. Л. Пушкина «К князю П. А. Вяземскому» (1815):

...потом

На труд художника своибросают взоры,

«Портрет, — решили все, — не стоит ничего:

Прямой урод, Эзоп, нос длинный, лоб с рогами!

И долг хозяина предать огню его!» —

«Мой долг не уважать такими знатоками

(О чудо! говорит картина им в ответ):

Пред вами, господа, я сам, а не портрет!»

(Поэты 1790—1810-х годов, с. 680.)

123 Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, с. 1026. Расположение правого и левого также роднит сцену с картиной: правым считается правое по отношению к актеру, повернутому лицом к публике, и наоборот.

124 Там же, с. 1029.

125 Родословная Головиных, владельцев села Новоспасского. М., 1847, с. 60—63.

126 Анненков П. В. А. С. Пушкин в Александровскую эпоху, 1799—1826. СПб., 1874, с. 18—19.

127 Карамзин Н. М. Избр. соч. в 2-х т. М.; Л., 1964, т. 2, с. 191.

128 Там же, с. 192.

129 Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М., 1970, с. 141—142.

130 Кукулевич А. М. Русская идиллия Н. И. Гнедича «Рыбаки». — Учен. зап. Ленинградского гос. ун-та, серия филол. наук, № 46, вып. 3. Л., 1939, с. 314—315. А. М. Кукулевич — один из самых одаренных учеников Г. А. Гуковского и И. И. Толстого, погиб на фронте осенью 1941 года.

131 Батюшков К. Н. Соч. М.; Л., 1934, с. 374—375.

132 Там же, с. 373—375.

133 Неплюев И. И. Записки. СПб., 1893, с. 193.

134 Вяземский П. Старая записная книжка, с. 201.

135 Радищев А. Н. Полн. собр. соч., т. 1, с. 183.

136 Подробнее см.: Лотман Ю. М. Источники сведений Пушкина о Радищеве (1814— 1822). — В кн.: Пушкин и его время. Исследования и материалы. Л., 1962.

137 Радищев А. Н. Полн. собр. соч., т. 1, с. 183—184.

138 Цит. по: Трефолев Л. Н. Предсмертное завещание русского атеиста. — Исторический вестник, 1883, янв., с. 225.

139 Русский архив, 1876, ч. 3, с. 274. Ср.: Гуковский Гр. Очерки русской литературы XVIIIвека. Л., 1938, с. 82—83.

140 Русский архив, 1876, ч. 3, с. 276.

141 Там же, с. 277—278.

142 Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895, с. 61.

143 Там же, с. 61—62.

144 Там же, с. 102, 103.

145 Давыдов Д. Соч., с. 248.

146 Глинка В. М., Помарнацкий А. В. Военная галерея Зимнего дворца. Л., 1981, с. 167, 168.

147 Баратынский Е. Полн. собр. стихотворений, т. 1, с. 138—139.

Часть третья

1 Неплюев И. И. Записки. СПб., 1893, с. 1.

2 Там же, с. 18.

3 Там же, с. 39—40.

// С 394

4 Там же, с. 98—99.

5 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 779.

6 Полоцкий С. Избр. соч. М.; Л., 1953, с. 18.

7 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 284.

8 Державин Г. Р. Стихотворения, с. 212—213.

9 Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения, с. 94—95.

10 Неплюев И. И. Записки, с. 103.

11 Там же, с. 106—107.

12 Там же, с. 103.

13 Там же, с. 109—110.

14 Там же, с. 112—113.

15 Там же, с. 130.

16 Там же, с. 134.

17 Там же, с. 145.

18 Рылеев К. Полн. собр. стихотворений, с. 310.

19 Неплюев И. И. Записки, с. 197.

20 См. главу «Бунташный век» в кн.: Панченко А. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984, с. 3—36.

21 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 3. СПб., б. г., с. 1312.

22 Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868, с. 260.

23 Там же, с. 261.

24 См.: Описание изданий гражданской печати. 1708 — январь 1725. М.; Л., 1955, с. 125—126; см. также: Описание изданий, напечатанных при Петре I. Сводный каталог. Л., 1972.

25 Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время, с. 264—265.

26 Там же, с. 262—263.

27 Там же, с. 263.

28 Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951, с. 162—163.

29 Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время, с. 683—687.

30 Там же, с. 691.

31 Там же, с. 692.

32 Там же, с. 694.

33Вяземский П. Старая записная книжка, с. 194.

34 Державин Г. Р. Стихотворения, с. 98—99.

35 Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы. М., 1890, с. 25—26.

36 См. главу «Роль Радищева в сплочении прогрессивных сил». — В кн.: Бабкин Д. С. А. Н. Радищев. Литературно-общественная деятельность. М.; Л., 1966.

37 Шторм Г. Потаенный Радищев. М., 1965. 2-е изд., испр. и доп. М., 1968.

38 Известия, 1965, 18 сент.

39 Лотман Ю. М. В толпе родственников. — Учен. зап. Горьковского гос. ун-та. Вып. 78, 1966, с. 491—505.

40 Иванов Ф. Ф. Соч. и переводы. В 4-х ч. Ч. II. М., 1824, с. 88—89 первой пагинации.

41 Радищев А. Н. Полн. собр. соч., т. 1, с. 90.

42 Там же.

43 Там же, т. 2, с. 292—293, 295. Имеется в виду монолог Катона в одноименной трагедии Аддисона, где Катон характеризует самоубийство как крайнюю силу торжества свободы над рабством.

44 Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями. М.; Л., 1959, с. 46.

45 Там же, с. 98.

46 Петрушевский А. Т. Генералиссимус князь Суворов. СПб., 1884, т. III, с. 301.

47 Там же.

48 Суворов А. В. Письма. М., 1987, с. 76.

49 Там же, с. 118.

50 См.: Панченко А. М. Смех как зрелище. — В кн.: Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72—153. Фукс Е. Анекдоты князя Италийского, графа Суворова Рымникского. СПб., 1900, с. 20—21.

51Там же, с. 30.

// С 395

53 Там же, с. 78—79.

54 Загробные записки кн. Н. С. Голицына из Сказаний деда его кн. А. Н. Голицына. СПб., 1859, с. 19.

55 Фукс Е. Анекдоты князя Италийского..., с. 10—11.

56 Военного красноречия часть первая, содержащая общие начала словесности. Сочинение ординарного профессора Санктпетербургского Университета Якова Толмачева. СПб., 1825, с. 47. Оригинальная стилистика этого письма, видимо, шокировала военных историков от Е. Фукса до редакторов четырехтомного «Собрания документов» 1950—1952 гг. и В. С. Лопатина (1987). Ни в одно из этих изданий письмо не было включено. Между тем оно представляет собой исключительно яркий документ личности и стиля полководца.

57 Там же, с. 49—50.

58 Петрушевский А. Т. Генералиссимус князь Суворов, т. I, с. 291.

59 Суворов А. В. Письма, с. 178.

60 Там же, с. 179, 185.

61 Там же, с. 122.

62 Житие протопопа Аввакума... М., 1960, с. 86.

63 Суворов А. В. Письма, с. 254. Смысл слов Суворова следует понимать так: «окончание детства Наташи — ее кораблекрушение».

64 Там же, с. 250.

65 Там же, с. 395—396.

66Литературное наследство. Т. 94, с. 255.

67 Фукс Е. Анекдоты князя Италийского..., с. 14.

68 Там же, с. 28—29.

69 Суворов А. В. Письма, с. 318.

70 Там же, с. 319.

71 Там же, с. 7.

72 Фонвизин Д. И. Собр. соч., т. 2, с. 40—78.

73 Лопухина А. В. Воспоминания. 1758—1828. СПб., 1914, с. X [предисловие Б. Л. Модзалевского].

74 Заозерский А. И. Фельдмаршал Б. П. Шереметев. М., 1989, с. 12.

75 Записки дюка Лирийского... посла короля Испанского, 1727—1730 годов. Пб., 1847, с. 192—193. В приложении к этой книге опубликованы сочинения Феофана Прокоповича, цитируемые нами.

76 Там же, с. 116.

77 Там же, с. 120.

78 Корсаков Д. А. Из жизни русских деятелей XVIII века. Казань, 1891, с. 108.

79 Щербатов М. М. Соч. СПб., 1898, т. 2, с. 178—179.

80 Записки дюка Лирийского..., с. 75. Все даты в «Записках» приводятся по европейскому календарю.

81 Там же, с, 78.

82 Корсаков Д. А. Из жизни русских деятелей XVIII века, с. 226.

83 Долгорукая Н. Б. Записки. СПб., 1889, с. 12—13. (Далее ссылки на это издание даются в тексте, с указанием страниц.)

84 Записки дюка Лирийского..., с. 190.

85 Интересный очерк литературного образа боярыни Морозовой см.: Панченко А. М. Боярыня Морозова — символ и миф. — В кн.: Повесть о боярыне Морозовой. М., 1979.

86 Кулибин С. Карамышев. — Русский биографический словарь. СПб., 1897, т. «Ибак — Ключарев», с. 514—515.

87 Лабзина А. Е. Воспоминания. СПб., 1914, с. 88. (Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием страниц).

88 В богатой литературе о начале войны 1812 года следует выделить насыщенную материалами и привлекающую строгостью анализа недавно вышедшую книгу: Троицкий Н. 1812: Великий год России. М., 1988.

89 См.: Тартаковский А. Г. Бюллетень М. Ф. Орлова о поездке во французскую армию во время войны 1812 г. — Археографический ежегодник за 1961 г. М., 1962.

// С 396

90 См.: Карлик фаворита: История жизни Ивана Андреевича Якубовского, карлика светлейшего князя Платона Александровича Зубова, писанная им самим. Munchen, 1968, с. 97—98.

91 Полевой Н. Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов. Л., 1934, с. 251.

92 См.: Троицкий Н. 1812: Великий год России, с. 50—51.

93 Давыдов Д. Соч., с. 320.

94 Дневник Александра Чичерина: 1812—1813. М., 1966, с. 14. (Далее ссылки на это издание даются в тексте, с указанием страниц.)

95 Поэты 1790—1810-х годов. Л., 1970, с. 673—674.

96 Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. Пб., 1866, с. 164—165.

97 Там же, с. 165—166.

98 Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1978, т. 1, с. 20—21.

99 Поэты-радищевцы. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. [Л. ], 1935, с. 451. Написанная Крыловым басня «Волк на псарне» также звучала в период Тарутинского лагеря предсказанием, скорее вызывавшим сомнение, чем уверенность.

100 Вигель Ф. Ф. Записки, т. 2, с. 21—22.

101 Восстание декабристов. М.; Л., 1927, т. 4, с. 179.

102 См.: Лотман Ю. М. П. А. Вяземский и движение декабристов. — Учен. зап. Тартуского гос. ун-та, вып. 98, 1968, с. 134.

103 Завалишин Д. И. Записки. СПб., 1908, с. 10.

104 Поэты 1790—1810-х годов, с. 537.

105 Карамзин Н. М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., с. 242—243.

106 Вяземский П. А. Старая записная книжка, с. 105.

107 Чехов А. П. Соч. М., 1977, т. 9, с. 88.

108 Базанов В. Вольное общество любителей российской словесности. Петрозаводск, 1949, с. 16.

109 Завалишин Д. И. Записки, с. 86.

110 Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину. (Материалы для истории русской литературы 20-х и 30-х годов XIX века). СПб., 1911, с. 77.

111 Там же, с. 31.

112 Там же, с. 22.

113 Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти т. Л., 1981, т. 1, с. 107—108.

114 Чаадаев П. Я. Сочинения и письма. М., 1913, т. 1, с. 3—4. (Оригинал — на франц. яз.).

115 [Жихарев М.] Петр Яковлевич Чаадаев. Из воспоминаний современника. — Вестник Европы, 1871, №7, с. 203.

116 Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горе от ума». — В кн.: Литературное наследство. Т. 47-48. М., 1946, с. 168—171.

117 Грибоедов А. С. Полн. собр. соч. СПб., 1911, т. 1, с. 256.

118 См.: Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. М., 1962, с. 28—58.

119 Шильдер Н. К. Император Александр Первый, его жизнь и царствование, т. III, с. 48.

120 Герцен А. И. Собр. соч., т. 16, с. 38—39. Чтение, видимо, имело место в 1803 году, когда Шиллер через Вольцогена направил «Дона Карлоса» в Петербург к императрице Марии Федоровне. 27 сентября 1803 г. Вольцоген подтвердил получение.

121 Неизданные произведения и переписка Н. М. Карамзина. Ч. I. СПб., 1862, с. 9 (оригинал — на франц. яз.).

122 Там же, с. 11—12.

123 Басаргин И. В. Записки, с. 35.

124 Рылеев К. Ф. Полн. собр. стихотворений. Л., 1971, с. 168, 214.

125 Базанов В. Ученая республика. М.; Л., 1964, с. 267.

126 Гершензон М. О. История молодой России. М.; Пг., 1923, с. 70.

127 Там же.

128 Волконская M. H. Записки. СПб., 1914, с. 57.

129 Предтеческий А. В. Записка Т. Е. Бока. — В кн.: Декабристы и их время, с. 198.

130 Белоголовый Н. А. Воспоминания и другие статьи. М., 1898, с. 70.

131 Карлик фаворита: История жизни Ивана Андреевича Якубовского... с. 68.

132 Вяземский П. А. Избр. стихотворения. М.; Л., 1935, с. 141.

// С 397

133 См.: Щеголев П. Е. Пушкин. Очерки. СПб., 1912 (глава «Зеленая лампа»); см. также: Щеголев П. Е. Из жизни и творчества Пушкина. М.; Л., 1931.

134 Модзалевский Б. Л. К истории «Зеленой лампы». — В кн.: Декабристы и их время. Т. 1. М., 1928.

135 Нечкина М. В. Движение декабристов. М., 1955, т. 1, с. 239—246.

136 Томашевский Б. Пушкин. Кн. 1 (1813—1824). М.; Л., 1956, с. 212.

137 Там же, с. 197.

138 Дневники Н. Тургенева. Т. Ш. — В кн.: Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921, с. 259.

139 Томашевский Б. Пушкин. Кн. 1, с. 206.

140 Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. [М.], 1956, с. 81.

141 Гроссман Л. Пушкин. М., 1958, с. 143.

142 Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к брату С. И. Тургеневу, с. 208.

143 Арзамас и арзамасские протоколы. Л., 1933, с. 206.

144 Грумм-Гржимайло А. Г., Сорокин В. В. «Общество громкого смеха»: К истории «Вольных обществ» Союза благоденствия. — В кн.: Декабристы в Москве. М., 1963, с. 148.

145 Декабрист М. И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и письма. Пг., 1922, с. 85.

146 Русский архив, 1986, кн. 7, стб. 1255.

147 Воспоминания Бестужевых, 1951, с. 53.

148 Завалишин Д. И. Записки, с. 40.

149 Словцов П. А. Послание к М. М. Сперанскому. — В кн.: Поэты 1790—1810-х годов, с. 209.

150 Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1908, с. 567.

151 Давыдов Д. Соч., с. 102.

152 Завалишин Д. И. Записки, с. 41.

153 Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды». — В кн.: Литературное наследство, т. 59, с. 254.

154 Завалишин Д. И. Записки, с. 41.

155 Рылеев К. Полн. собр. стихотворений, с. 309.

156 Семевский В. И. Политические и общественные идеи декабристов. М., 1909, с. 315.

157 Мурьянов М. Ф. О пушкинской «Вакхической песне». — Русская литература, 1971, №3, с. 77—81.

158 См.: Ахматова А. Соч. в 2-х т. М., 1986, т. 2, с. 119—126.

159 Записки Н. Н. Муравьева. — Русский архив, 1885, кн. 9, с. 26. См.: Чернов С. Н. У истоков русского освободительного движения. Саратов, 1960, с. 24—25; Лотман Ю. Тарутинский период Отечественной войны 1812 года и развитие русской освободительной мысли. — Учен. зап. Тартуского гос. ун-та, вып. 139, 1963, с. 15—17.

160 ОР ГБЛ, ф. 95 (Дурново), 9533, л. 19. Отрывок русской машинописной копии, изготовленной, видимо, для «Вестника общества ревнителей истории». — ЦГАЛИ, ф. 1337, оп. 1, ед. хр. 71.

161 ОР ГБЛ, ф. 95, 9536, л. 7 об.

162 См.: Русский инвалид, 1828, 4 дек.

163 Завалишин Д. И. Записки, с. 46.

164 Воспоминания Бестужевых, с. 9—11.

165 См.: Щукинский сборник, т. IV, с. 29—40; Русский архив, 1905, IX, с. 132—133. Оценка и свод данных. — М. К. Азадовский. Воспоминания Бестужевых, с. 711—712.

166Воспоминания о декабристах. Письма В. А. Олениной к П. И. Бартеневу. — В кн.: Декабристы. Летописи Гос. Литературного музея. Кн. 3. М., 1938, с. 485.

167 Толстая-Сухотина Т. Л. Вблизи отца. — Новый мир, 1973, №12, с. 194.

168 Фет А. Мои воспоминания. Ч. I. M., 1890, с. IV. Давыдов Д. Опыт теории партизанского действия, с. 26, 83.

170 Цит. по кн.: Зелинский В. Русская критическая литература о произведениях А. С. Пушкина. Ч. I. M., 1887, с. 68.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!