Статья от 24.07.1924г. «Ради попа родных детей загубим» (д.Зырянова, Чумышской вол.)

Штурм неба на Алтае»,

Атеистическое воспитание на страницах газеты «Красный Алтай».

Содержание подборки публикаций за 1924 год.

Дополнительное исследование к ВКР на тему: «Преодоление последствий атеистического воспитания на Алтае (на примере педагогической работы духовенства и мирян).

            Исследование проведено в Отделе редкой книги Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В.Я. Шишкова

          В статье от 03.01 1924г. «Нам пишут. Буржуазная закваска сказалась» находим сообщение о трудоустройстве на государственном маслозаводе №1 Барнаула представителей духовенства « «господа» всех оттенков и…попы. Причём работников «этой марки» пришлось срочно вызывать из Перми (в Барнауле мало этого хлама)», далее руководителю – Румянцеву Василию Ивановичу ставится на вид для общественного осуждения следующее: «…Нельзя не отметить ещё одного характерного факта рекомендующего заправил и с «духовной» стороны администрация завода купила заимку (по Павловскому тракту), где и поселила полдюжины монашек, которых охраняет специально нанятый сторож. Для большей безопасности священных особ, вблизи монастыря куплена дача (за 150 червонцев), куда и переведён «живой» и «мёртвый» инвентарь».

       В следующей статье от 04.01.1924г. «У церковников ретивый батя и не покладистый староста» высмеивается факт конфликта между священником и старостой прихода по вопросу продналога. Здесь отмечается, что священник недоволен результатами подналога в 200 пудов, собранных в Николин день, и яко бы разгорается ссора, в результате чего священник снимает с себя крест и рясу, что бы вразумить старосту, тот в свою очередь, в сердцах бросает ключи от храма и отказывается, впредь нести ответственное послушание – всё это происходит на глазах у народа и встречено было всеобщим осмеянием.

         К статье от 05.06.1924г. «Кто кого перезвонит?» впервые видим карикатуру, где крестьянин крупного вида, указав перстом в небо пинает двух ползущих на четвереньках маленьких священников в рясах с крестами на фоне храма. Здесь высмеивается конфликт двух священников «живого» -представителя обновленческого духовенства и «мертвого» -из староцерковников «Тихоновцев» (оставшегося верным Патриарху Тихону). Священнослужители попеременно совершают богослужения по принципу, кто придёт раньше, так на одно из богослужений к обедне колокол призвал народ в три часа ночи. В конечном счете, приоритет остаётся в совершении богослужении за священником, взявшим однажды антиминс с собой. Заканчивается сообщение язвительно «…Интересно знать, кто кого перезвонит? Хорошо если бы колокола перезвонили их обоих!».

       «Доказал существование Бога на амвоне, попробуй доказать на трибуне!», так звучит оглавление очередной статьи от 06.01.1924г., представляющий для нас не малый интерес, так как показывает как велись дебаты на религиозную тематику. Известно, что организовывать дебаты по пропаганде атеизма можно было, только в случае если был уверен, что сможешь выиграть. Если не уверен, то необходимо пригласить специалиста из центра. Здесь мы как раз видим пример работы обновленческого идеолога и «проповедника» Александра Введенского. На дебаты обязательно приглашался местный священник и священники приходили. Считалось, если священник не принял участие в дебатах, значит, расписался в бессилии. Священнослужители активно участвовали в таких встречах и давали компетентные ответы, весьма убедительные силой веры. Возразить агитаторам было не легко и когда аргументы очень быстро исчерпывались со стороны атеиста-пропагандиста шли в ход оскорбления, что воспринималось с неодобрением. Такого лектора высмеивали слушатели, относившившиеся с жалостью к горе лектору, так как глубоковерующее население весьма скептически относилось к таким атеистическим пропогандистам. Объективно причины тому, в том что квалифицированных специалистов по атеистической пропаганде не было. Далее встречаем с такими заголовками:

20.01.1924г. «Новая деревня», «Религиозный дурман спадает», «Успехи диспутов.», «Пересмотреть заново».

06.01.1924г. «Жизнь молодёжи. Комсомольское Рождество»

«Что такое Рождество Христово»

«Обойдемся без них»

09.01.1924г. «Библиография. Жил ли Христос?»

Рассмотрим содержание некоторых статей.

12.01.1924г. «Нам пишут. Вместо церкви – клуб», - «Бывало, как только наступал Рождественский сочельник, все жители Подгладово тянулись гуськом в церковь.

Теперь не то.

Ярко освящённый клуб гостеприимно встречает группы рабочих.

Доклад, рассеивающий установившееся неправильные понятия о Боге и рождении Христа, оставляет глубокое неизгладимое впечатление, усиливающееся антирелигиозной пьеской «Отец Игнатий», поставленной и дружно исполненной после доклада.

Рабочие расходились в 4 часа утра.

Так встретили в этом году Рождество, вместо того, что бы путешествовать, как прежде в город в церковь.»

 

Статья от 13.01.1924г. «По сёлам и деревням. Новое приветствие. Коммуна «Свет»»» рассказывается о новом приветствии в одной из коммун, где подавляющее большинство верующие, но решено говорить «Труд в помощь», вместо «Бог в помощьь», так как теперь «…по новому крестим, по новому и умираем..», в заключении читаем призыв, взять на вооружение инновацию « Да, действительно новое приветствие надо взять в пример, а то наши коммуны хоть и безбожники, но частенько употребляют «Бог в помощь». Всё это давно устарело и вместо старого следует всем говорить «труд в помощь».

Статья от 14.01.1924г. «Пребывают и желают прибывать в потёмках», начинается словами: «Колманка представляет из себя большое и богатое село. Но, к сожалению, в означенном селе всё ещё преобладают пережитки прошлого. Пример этого духовного убожества налицо…» Речь идёт о Коломенской школе, что закрыта из-за отсутствия средств «и просвета не видно …не чем не заинтересованные дети бродят по улицам и гоняют собак…». Для изменения положения заведовавший школой на собрании сельчан предложил коллективно на развитие школы «…собрать с урожая с десятины посева 1 фунт хлеба, что составило бы 80 пудов пшеницы. Но граждане оказались пустыми, тёмными обывателями. «Оно, конечно, помогли бы, если бы в школе учили Закону Божию, а так не стоит помогать. И свои тёмные слова они подтвердили на деле: как только им понадобилась церковь, они моментально собрали не 80, а 350 пудов пшеницы. Тут то наши крестьяне и расписались в своём невежестве. Позор.». Данное сообщение свидетельствует, что зажиточные крестьяне на Алтае своё не согласие принять образование для своих детей без обучения Закону Божию выразили финансово, прекратив содержание, в то время когда в храмах священнослужители продолжали исполнять свой пастырский долг учительства и проводили занятия по Закону Божию. Мгновенная поддержка сельской церкви свидетельствует о большом доверии духовенству, преданности и верности традиционному религиозному укладу. То есть простое обывательское мышление крестьян на селе придерживалось следующей позиции - «Нет школы без Закона Божия, а села без храма!».

В статье от 24.02.1924г. КА№46 Встречаем первую публикацию об аресте священнослужителя в статье «Что посеешь, то и пожнёшь» (с.Селиверстово). «В ночь на 19-е января уполномоченный ГПУ Малышевского арестовал местного священника (он же благочинный) за созыв съезда попов без ведома власти.

В одном из номеров ранее есть, краткое сообщение в статье от 14.02.2014г. об священниках – «Бегство четырёх попов», - «…В селе Шилове сменилось четыре попа, благодаря удачной антирелигиозной пропаганде ячейки. Не выдержали!»

В том же номере находим пример дискредитации по религиозной принадлежности и отношению к духовному сословию в статье «Успехи кооперации», где рассказывается что «…на должность заведующего многолавкой избран…сын попа и сам без пяти минут поп, некий гражданин Черепанов». Далее кратко о заслугах перед церковью и типичное окончание «Мы воздержимся от поздравления Сибирячихинскому обществу потребителей. Может быть это сделают за нас те кто, те кому ведать надлежит?».

Исследуя тему, того как проводилась атеистическая пропаганда среди жителей края и в частности в среде молодёжи мы невольно обращаем внимание и на то, где и в каких условиях это делалось и первым, на что обращаем внимание это школы . И так там же мы встречаем статью от 20.03.1924г.«Санитарное состояние Барнаульских городских школ»

Из 18 обследованных школьным санитарным врачом Поляковой школ города только четыре помещаются в специально построенных зданиях, остальные же занимают частные дома, совершенно неприспособленные неподходящие для школьных помещений.

Занятия происходят в 72 классных комнатах. Так как занимаются в две смены, то на каждую классную комнату приходится в среднем в день 70 учащихся.

Из 145 групп последних только восемь групп имеют нормальное-1/2 куб. сажени-содержание воздуха в классе на каждого ученика.

В подавляющем же числе групп кубатура более чем недостаточна. В отношении площади пола, приходящейся на ученика, дело обстоит так же плохо.

Нормальную квадратуру-2 ½ кв. арш. –имеют только 18 групп, в большинстве же групп квадратура далеко ниже нормы.

Недостаточна обеспеченность большинства классных комнат и светом.

Так нормальное отношение площади окна к площади пола-1 к 5 имеется только в половине комнат из общего числа их 72, не говоря уже о том, что во многих школах окна чуть не до верху занесены снегом и покрыты льдом, а так же о неправильном расположении окон по отношению расположения учащихся.

Вентиляция кроме естественной , можно сказать, отсутствует.

Уборные только в 8 школах находятся в самих зданиях, в остальных же школах они помещаются во дворе и общие с другими квартирантами

В первом случае они большею частью тёмные, неудобные, полутёплые.

Во втором-холодные, грязные, тесные.

В обоих же случаях запах от них благодаря неправильному устройству составляет обычное явление в классных помещениях.» Далее говорится о состоянии помещения для перемен, где по сути отмечается их отсутствие. Затем речь идёт о состоянии здоровья детей, где вновь подчёркивается отсутствие элементарных санитарных норм и приводятся «… данные врачебного осмотра весной 1923г. это состояние представляется в следующем виде:

Около половины всех учащихся страдают упадком питания, малокровием, кожными болезнями» Как видим картина удручающая.

«Болезнь Тихона», краткое сообщение –«С бывшим патриархом Тихоном случился припадок после склероза. Врачи предписали Тихону полный покой, статья от 29.02.1924г.

В статье от 29.02. 1924г. находим интересное сообщение: «Молится за Ильича» (с.Усть-Журавлиха, Бийского уезда)

«Местный поп Васильев «творит» поминовение о душе В.И.Ленина. В своих проповедях он сравнивает его с кораблём во время бури: «Так и болящий «раб Божий Владимир» на пороге гроба, не мог не думать о Боге, не молится ему и не просить похоронить себя по церковной «инстанции». Ильич всю жизнь был богоборцем в отчаянии штурмовал небо: его последней молитвой и лозунгом было: «Долой религию и попов- они опиум народа».

Не требует ли ремонта «умственная машина духовного отца», огородившего такую чушь на В.И.Ленина» Крестьянин.

Там же находим под рубрикой «Рабочим пером» маленькое сообщение «Птичка «божия», где автор высказывает на суждение читателю своё негодование о том, что совершенно не справедливо изучать в школе стихотворение под названием «Птичка Божия», он крайне возмущен тем фактом, что дети задают вопрос о том почему птичка –то Божия, а главное что его возмущает, то что учительница в одной из городских советских школ пишет с заглавной буквы слово «Бог», что с его точки зрения не допустимо, заканчивается статья обычным - «…Спросить по секрету –не читаются-ли там молитвы перед уроками?».

      Впервые на страницах газеты мы встречаем письмо, свидетельствующее об информационной победе атеистической пропаганды. Что стало основанием для написания письма? Очевидно, что составить в такой стилистики, да же бывший образованный архиерей не мог, но имя его использовано! Подлежит исследованию биография архиерея. Но не исключено, что факт ухода мог иметь место, но что стало истинной причиной и под влиянием чего иерарх принимает такое решения – ответ на данный вопрос по мере исследования может быть не однозначным. В 1924 году по официальным сведениям было арестовано и приговорено к расстрелу 4 священнослужителя в Алтайской губернии. Альтернатива для священнослужителей была – уйти на гражданку, только через отречение от сана, как далее будет формулироваться «жертвуя священный сан на алтарь строительства социализма и индустриального общества» Известными стали в 90-е годы факты из частных бесед от родственников, о том, что приезжие в бывшем священнослужители скрывали принадлежность к сану, скрыли сей факт, через яко бы потерю документов и трудоустройство учителями в школах. Мы не вправе давать оценку действиям и тем боле придавать осуждению действия священников в то нелегкое время. 

Ранее мы находим о настоящем отказе краткое сообщение «Архиерей отказался от церкви» « Красноярск 23 мая. Бывший Канский архиерей Николай Мешалкин в местной газете поместил письмо, заявление о выходе из церкви. Окончательно порвав связь с религией, Мешалкин приглашает честное духовенство следовать его примеру.

Итак, приведём полное содержание письма

Статья от 4.06.1924г. «Долой поповскую ложь! Письмо бывшего Канского архиерея. Крестьяне и все трудящиеся Канского уезда!

«К вам моё откровенное слово. Будучи архиереем в 1923 и 24 году, разъезжая по сёлам и деревням Канского уезда с проповедью, собирая в храмы массы народа. Я укреплял в вас суеверия и ложь. Я приглашал вас к безграничной слепой покорности, которой у меня самого не было. Приглашая терпеливо переносить обиды, лишения и, невзгоды, когда сам не любил переносить этого.

Не думайте и не верьте, что все духовные наставники любили обиды, лишения, невзгоды. Каждый из них норовит взять с вас побольше, жить посытнее и поудобнее.

Вместо того что бы, что бы указывать вам, как надо жить, вместо того, чтобы распространять избы-читальни, вспомогательные с.х. учреждения, больницы, школы и проч., я напичкивал вас пустой молитвой.

Современная наука, особенно за последние годы, идёт всё вперёд и вперёд. Она объясняет теперь всё непонятное и истинное, все то, что раньше казалось чудесным.

Всё это я, как образованный человек, знал, но молчал об этом. Даже больше того, по долгу архиерейской службы я вам проповедовал прямо противное.

Почему же я вам проповедовал то, что противно науке и что забивало ваши головы?

Это я делал потому, что был духовным лицом. А все попы-сеятели суеверия и невежества. Страна советская напрягает все силы к просвещению, а мы, попы, к затмению. Страна советская строит, а мы попы, разрушаем.

И вот я не захотел быть больше разрушителем того, что строят трудящиеся. Не захотел быть более обманщиком и решил выйти из архиереев и окончательно порвать всякую связь с религией.

К этому же я приглашаю и всех честных священников.

А вы, крестьяне и все трудящиеся массы уезда, отнеситесь к этому моему письму особенно серьёзно и внимательно. Бросьте религию и попов, как и я отвергнул это. Вместо церквей устраивайте лучше школы, дома культуры, избы читальни и пр. Только здесь – истинная правда. Бывший епископ Канский.» Николай Мешалкин.

          Подавляющее большинство священнослужителей продолжают своё пастырское служение, но проходят так же через тяжелейшие испытания совестью, делимой как совершать своё служения в сложившихся обстоятельствах. Как видим из прессы 1924 сообщений об уходе из церкви священнослужителей нет. Официально к церковной власти приходят обновленческие лидеры, они завоёвывают подавляющее большинство приходов в СССР и в частности в Сибири. Патриарх Тихон лишён власти на обновленческом «лжесоборе». Ещё не известно, как всё сложится, через 20 лет. Ныне газета Красный Алтай сообщает на своих первых страницах о том как на политической арене происходит на международном уровне признание советского государства, празднуется 6- летие красной армии, после смерти В.И.Ленина, находим сообщения о повсеместных расстрелах, находившихся в заключении генералов и офицеров белой армии. Обновленцы будут на позициях особой поддержки советской власти ещё 20 лет. А в то время когда в номерах одно за другим появляются сообщения о судебном процессе на лидером фашистов в Германии Гитлером, мы находим следующее сообщение о задачах в отношении церкви на Алтае касательно, оставшихся преданными и верными Патриарху Тихону приходам.

О задачах обновленцах находим сообщение в следующей статье 20.03.1924г.«Церковные дела»           

«В беседе сотрудником Сиброта митрополит Пётр Блинов возглавляющий в Сибири живую церковь по вопросу обновленческого движения заявил, что в настоящее время в Сибири имеются обновленческие церкви и Тихоновские.

Тихоновские церкви существуют в Новониколаевске, Бийске, Барнауле, Омске и Петропавловске. Тихоновские церкви также есть и в деревнях. Управляются они епископами, назначенными Тихоном.

Обновленческая церковь Тихоновщине объявила беспощадную борьбу и будет действовать единым фронтом путём постоянной агитации против тихоновских общин.»

Потому когда речь идёт о дискредитации и дискриминации, высмеивании или аресте духовенства и церковного актива, как это было описано выше 24.02.1924г. КА№46 ,где мы встречаем первую публикацию об аресте священнослужителя в статье «Что посеешь, то и пожнёшь» (с.Селиверстово), где вновь приведём - «В ночь на 19-е января уполномоченный ГПУ Малышевского арестовал местного священника (он же благочинный) за созыв съезда попов без ведома власти», то в данном случае речь идёт исключительно о священнослужителях, тружениках приходов сохранивших преданность и верность Патриарху Тихону. Так травля на священников совершается по принципу: лоялен ли к власти светской, если не подчиняешься обновленцам, а светская власть делает ставку на поддержку «живой церкви», то значить не признаёшь власть советскую. 

Статья от 11.06.1924г. «Кто о чём, а топчихинцы всё про попа» «Недавно граждане пос. Мончаханкого прислали в Волисполком протокол общего собрания верующих граждан …»

Впервые в газете прямо указывается на официальное обращение и волеизявление верующих граждан, где выражена просьба о назначении в село своего священника. За 6 месяце в сохранившихся 145 выпусках газеты Красный Алтай, печатается сообщение об официальном велеизявлении верующих.

Читаем далее «…в котором просят отпустить им попа из Фунтиковской церкви, а то , мол ходить очень далеко 7-8 вёрст.

Велисполком заявил, что он в церковные дела не вмешивается.

Топчихинцы, всем вам трудно ходить и жаль тратить время, мы вам выход предложили – плюнтека вы совсем на это дело.» Вл.Тимохин.

Здесь же даётся сообщение «Без попов куда лучше», рассказывающе о том , как в деревне Б-Ключи, при большом стечении народа оживлённо отпраздновали свадьбу члена ККП(б).

«Было торжественное заседание. Прослушав доклад о новом быте. После доклада произносились торжественные речи новобрачным. Потом была поставлена пьеса. Свадьба прошла оживлённо. Молодцы ребята! Без попов куда лучше.»

В статье от 19.07.1924г. очередная карикатура изображает фигуру человека в рясе священнослужителя с вытянутыми вперёд руками и с головой лошади, зашедшую в пустую избу, где сидит, прикрывшая рот в изумлении прихожанка. Зарисовка выполнена к статье «Христов день» (д.Янова) «Помахавши кадилом и помазав граждан крестом по губам, батя набрал 3 воза хлеба и яиц, а что касается алкоголя –не представляется описать. Пока обошёл 100 домов- засыпал пьяный 3 раза. Его же сподвижник по окучиванию православных Мальчаков нажрался до того, что выйдя сборню, где находилась душевно больная женщина, начал ржать жеребцом и делать самые хулиганские выходки, о чём сообщено кому следует и надо надеется что на распутинские выходки, Мальчаков получит по заслугам. Сколько ещё на белом свете дури и подлости!...»

  

 

Статья от 24.07.1924г. «Ради попа родных детей загубим» (д.Зырянова, Чумышской вол.)

«В нашей деревне не существовало школы. Благодаря ячейке и беднейшему сознательному населению, всё таки открыли школу на местные средства и сделали раскладку, но некоторые граждане не несут сбор на школу:

Нуту, говорят хлеба.

Но вот поехал поп в соседнюю деревню (Лаврентьевку), , и повалили православные исстовать пешком и на конях.

Везут водолаву и печёным и варёным, набивают бездомный карман попа…

Но бездонен карман, руки загребущи, глаза заведущии…

Граждане откуда хлеб взялся? Ведь на школу его не было?». В очередной раз мы видим пример свидетельства теперь среди бедного населения. Реакция местного населения такая же как и негода ранее описанного в статье об аналогичной реакции в богатом селе Калманка. Очевидно, что причина прямо связанна с религиозными взглядами жителей. Хотя здесь нет темы Закона Божия, как непременного условия крестьян для поддержки школы. Но вниманию читателя даётся посыл на осуждение поддержки именно священнослужителя.

 

Выводы.

Газетные публикации, относящиеся к рассматриваемому вопросу, были пронизаны советской символикой... Контекст статей также способствовал внедрению атеистического сознания. Журналисты, ориентированные на советский быт, в газетной прессе Алтая пытались сосредоточить внимание читателей на ошибочности религиозного сознания, предлагая взамен новую идеологию. Однако коренным образом изменить систему ценностей и традиционный быт в первой половине 1920-24-х годов не удалось,

По результатам изучения подборки статей в газетах «Красный Алтай» за 1924г. (исследовано порядка 145 номеров по антирелигиозной пропаганде можно сделать вывод о том, что фактически повсеместно педагогическая деятельность священнослужителями осуществлялась, что предполагало изучение детьми Закона Божия и получения религиозного воспитания при храмах Алтайской губернии, на основании волеизъявления и требования населения.

Данное заключение является очевидным открытием в истории развития педагогики на Алтае, так как до сего дня данный факт не рассматривался исследователями и соответственно, внимание к данной теме в подобном ракурсе не привлекалось. Более, того в опровержение, взглядов утверждающих, что народ в России в одночасье отказался от религиозных убеждений, настоящее наблюдение доказывает, что население в Алтайской губернии сохраняло преданность и верность не только религиозным убеждениям, но и вопреки постановлению 1917 года об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, на Алтае игнорировало государственную систему образования и воспитания в виде материального «байкота» образовательным учреждениям, ставя принципиальное условие - содержание школ целесообразно, только в случае возможности религиозного образования в противном случае население предпочитало доверить получение детьми образования при храмах, что предполагало и духовное воспитание.

 

 

Выборочно изучив статьи антирелигиозного содержания, приходим к выводу, что власти использовали ведущие СМИ для распространения атеистической пропаганды, быт духовенства высмеивается, выискиваются все возможные дискредитирующие Церковь факты. В дни великих праздников Рождество Христово, Крещение Господне, Воскресение Христово, Пасха антирелигиозные статьи менее колки и немногочисленны, так как власти 1924 году реально побаиваются народных волнений, так как авторитет духовенства в народе высок и храмы в дни великих праздников и по воскресным дням переполнены. Со страниц газет в меж праздничный церковный период, особенно накануне публикуются «научные» статьи опровергающие с позиции естественных наук подлинность библейских свидетельств о сотворении мира, историчности Христа и заимствовании православными обрядов, имевших место в языческих древних культах. Апогеем публикаций – победы в антирелигиозной пропаганде всегда является публикация о «раскаянии» бывшего священнослужителя и его призывы к честному труду без «Опиума для народа», без веры в несуществующего Бога и «мракобесия». Интересный факт для нашего исследования составили следующие обстоятельства. Содержание статей в газетах интересующего нас периода свидетельствуют о том, что зажиточные, так и жители небогатых селений - крестьяне на Алтае своё не согласие принять образование для своих детей без обучения Закону Божию выразили финансово, прекратив содержание образовательных учреждений (отчуждённых из церковного ведомства в пользу государства), в то время когда в храмах священнослужители продолжали исполнять свой пастырский долг учительства и проводили занятия по Закону Божию. Мгновенная поддержка сельской церкви свидетельствует о большом доверии духовенству, преданности и верности традиционному религиозному укладу. То есть простое обывательское мышление крестьян на селе придерживалось следующей позиции - «Нет школы без Закона Божия, а села без храма!».

 

СПРАВКА ПО ГАЗЕТЕ «КРАСНЫЙ АЛТАЙ»:

В 1967 г. группа известных алтайских краеведов обратилась в крайком партии с предложением начать родословную краевой газеты с «Народной правды», но оно не было принято.

Редакция газеты «Голос труда». ГААК. Фотопозитив № 11038.

Первые упоминания о газете «Народная правда» относятся к апрелю 1917 г. в связи с выборами в Народное собрание г. Барнаула, куда баллотировался и был избран основатель и редактор этой газеты, социал-демократ меньшевик А.В. Спекторский. В связи с событиями гражданской войны ни одного номера газеты не сохранилось.

В августе 1917 г. вместо Народного собрания была избрана Барнаульская городская дума, которая выкупила у «Народной правды» издательство, переименовала газету в «Голос труда» и придала ей статус печатного органа самоуправления. Дата выхода первого номера «Голоса труда» – 12 августа 1917 г. – и считается днем рождения краевой газеты.

Поскольку дума на 95% состояла из представителей социалистических партий, было решено сделать газету коалиционным органом. Соредакторами ее стали В.И. Шемелев от меньшевиков, Л.Г. Сапир от эсеров, Я.Р. Елькович от меньшевиков-интернационалистов, А.И. Шемелев от большевиков, он же – главный редактор. Около двух месяцев редакции удается сохранить плюралистическое лицо. Публикуются декреты Временного Правительства и стихи П. Парфенова «Куда нас ведут?», направленные против него, сообщения о решениях местных властей и городского Совета, статьи большевика И. Присягина, меньшевички С. Таракановой-Спекторской и эсера Л. Сапира. Но после чрезвычайного выпуска с сообщением об Октябрьской революции газета полностью перешла на позиции Советов и большевиков, организации эсеров и меньшевиков создали свои органы печати. Редактором «Голоса труда» остался А. Шемелев. Так как документы того времени не сохранились, публикации газеты – нередко единственные источники исторических сведений о первом полугодии существования советской власти на Алтае. 14 июня 1918 г. в окруженном белогвардейскими и белочешскими войсками в Барнауле вышел прощальный номер газеты, в котором редакция писала: «Советская власть в Сибири и на Алтае снова восторжествует».

Предсказание сбылось в декабре 1919 г. 10 декабря освобожден от белых Барнаул, а 12 декабря вышел первый номер губернской газеты «Наша правда», с 16 декабря она называлась «За власть Советов». В эти дни вернулся в город прошедший через подполье и партизанскую борьбу А. Шемелев. 25 декабря губком РКП(б) назначил его редактором губернской газеты. С 24 января она выходит под названием «Алтайский коммунист», а с 31 августа «Красный Алтай» – орган Алтайского губкома РКП(б), губернского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, губернского профсоюзного совета. Газета сразу включается в созидательную деятельность: «Лишнее полено дров, лишний взмах топора, пилы и молота приближают нас к победе над голодом, холодом, разрухой». В конце 1921 г. А. Шемелев отозван в Москву в органы ВЧК. В последующие годы редакторами «Красного Алтая» побывали уже названный выше Я. Елькович, бывший руководитель барнаульского подполья при белых П. Канцелярский, инициатор и председатель правления Культурно-просветительного союза Алтайского края И. Зобачев, бывшая политэмигрантка Сарра Грансберг.

С 1925 г. в связи с упразднением Алтайской губернии «Красный Алтай» становится органом Барнаульского окружного комитета ВКП(б), окружного Совета рабочих и крестьянских депутатов, окружного профсоюзного совета, с 1930 г., после ликвидации окружного деления, в ее подзаголовке появляется надпись: «Газета Барнаулького городского комитета ВКП(б), горсовета и горпрофсовета». Новым в ее деятельности становится создание широкой сети «рабочих корреспондентов», постоянное их обучение и поощрение. Одним из активных рабкоров был учитель коммуны «Майское утро», впоследствии известный автор книг «Крестьяне о писателях», «Я – учитель» – А. Топоров. На страницах газеты появились первые произведения писателей А. Караваевой, А. Коптелова, А. Пиотровского. Последние двое были штатными ее сотрудниками.

В связи с образованием Алтайского края газета с 11 октября 1937 г. выпускается под названием «Алтайская правда». Сначала она была печатным органом крайкома партии и крайкома комсомола. С созданием в 1941 г. отдельной комсомольской газеты стала органом крайкома и краевого Совета депутатов трудящихся. Соответственно, она включается в работу по обеспечению тех задач, которые решали краевые власти и все жители Алтая, переживает все беды, обрушившиеся на них. В конце тридцатых годов на ее страницах публикуется уникальный цикл популярных бесед «Школа высоких урожаев», которые изучаются колхозниками повсеместно. Самые разнообразные материалы используются для моральной и практической подготовке к войне, а в годы войны – для поддержания духа в деле сопротивления врагу. Не могла газета обойти вниманием болезненную тему репрессий, судьбу пострадавших от них. В 1937–1938 гг. были репрессированы редакторы ее С. Телишевский, В. Шиманов, И. Назимов, несколько других сотрудников.

Высоко стоял авторитет «Алтайской правды» в послевоенные годы. По ее критическим замечаниям принимаются практические меры по исправлению недостатков, ведомства всех уровней обязаны были информировать редакцию и читателей о том, что сделано. Заметен был ее вклад в подъем духовной жизни края. Публикуются стихи, проза, очерки профессиональных писателей, рецензии на их книги, спектакли театров, статьи видных деятелей культуры, науки, отраслей народного хозяйства, образован в редакции отдел культуры, содержался литературный консультант. Им продолжительное время был алтайский писатель М. Юдалевич. Десятки любителей журналистики прошли через организованные при редакции на общественных началах университеты рабкора и фотокора.

Весомый и многолетний вклад в повышение уровня газеты внесли журналисты В. Чиликин, М. Орлов, фотокорреспондент Н. Калинин, гравер С. Пирогов, директор издательства К. Пойлова.

В настоящее время газета выходит во вторник, среду, четверг и субботу в формате А-2 на 4 страницах и по пятницам в формате А-3 на 24 страницах. Учредители газеты — Алтайское краевое Законодательное собрание, администрация Алтайского края и КГУП «Алтайская правда».

Основные темы — новости общественно-политической и социально-экономической жизни Алтая, культуры, образования, спорта, юмор, погода, а также информация для садоводов.

Газета «Алтайская правда» является организатором крупных городских и краевых спортивных мероприятий («Лыжная эстафета», «Легкоатлетический забег»).

Я. Е. Кривоносов

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Елькович Я. Рассказы о незабываемых годах. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1964. 159 с. – Из содерж.: [о первом редакторе газеты «Голос труда» А.И. Шемелеве]. С. 81-90.

То же // В ногу с Ильичем. Барнаул, 1969. С. 236.

Марьин В. И шелест страниц, как шелест знамен… // Алтайская правда. 1967. 5 мая.

О газете «Голос труда».

Прозоров А. Рожденная революцией: «Алт. правде» – 50 лет // Алтайская правда. 1967. 12 авг.

Резниченко А. У истоков большевистской печати // Алтайская правда. 1968. 5 мая.

О газете «Голос труда».

Кузнецов, И. В. Газетный мир Советского Союза. 1917–1970 гг. / И. В. Кузнецов, Е. М. Финтерит. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. Т. 2: Республиканские, краевые, областные и окружные газеты. – Из содерж.: [о газете «Алтайская правда»]. С. 12-14.

ПолухинТ. Предшественница «Алтайской правды» – [газета «Голос труда»] // Алтайская правда. 1977. 7 янв.

«Голос труда» – орган Барнаульского Совета рабочих и солдатских депутатов // Культурное строительство. 1917–1941: документы и материалы. Барнаул, 1980. С. 344.

То же // В ногу с Ильичем. Барнаул, 1969. С. 236.

Кривоносов Я. Слово о первом редакторе [газеты «Голос труда» А.И. Шемелеве] // Алтайская правда. 1989. 13 авг. С. 8.

Гришаев В. Реабилитированы посмертно. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1995. 236 с.

Мансурова В. Д. «Алтайская правда» – краевая массовая газета // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 25.

Мансурова В. Д. «Голос труда» (1917–1918, 1920) – ежедневная газета // Там же. С. 104.

Кривоносов Я. Е. В самом начале. Предшественники // Алтайская правда. 1997. 19 июля.

Биографии тех, кто начинал в газете «Голос труда» (А. Спекторский, В.И. Шемелев, Я.Р. Елькович, Л.Г. Сапир, А.И. Шемелев).

Газета «Алтайская правда» // Золотые страницы Алтая. Б., м. 1999. Т. 2. С. 277: фото.

Мансурова В. Д. Алтайская правда // Барнаул: энцикл. Барнаул, 2000. С. 13-14: ил.

Алтайская правда: официальный сайт

 

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК).

Ф.П-5876. Оп. 1. Д. 77. Воспоминания сотрудника «Голоса труда» А. Голева; ОП. 6. Д. 274; Оп. 12. Д. 101. Личное дело первого редактора «Голоса Труда» А. Шемелева; Оп. 29. Воспоминания редактора «Красного Алтая» И. Зобачева.

Ф.П-1. Оп. 45. Д. 1002. Личное дело редактора « Алтайской правды» А. Стручкова.

Ф.Р-345. Фонд редакции «Алтайская правда».

Ф.Р-752. Фонд издательства «Алтайская правда».

 

Источник информации: Алтайский край. 2007 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2006. С. 24–26. (текст в формате pdf)

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!