БИЛЕТ 28. Характеристика и структура вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна). Шариат: понятие, регулирование семейно-брачных отношений, наказания за преступления.



Коран — главный источник исламского вероучения и права, священная книга мусульман. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила. Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков – Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в своей последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

Коран — книга несотворенная. Считается, что есть Небесный и Земной Коран. Первый – единственный экземпляр, прямая речь Аллаха, хранится под троном Аллаха. Земной существуют во многих экземплярах, но точной копией Небесного Корана является Земной на арабском языке.

Разделен на 7 равных частей для удобства чтения в течение недели.

Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав. Если исключить первую из них, небольшую молитву, часто повторяемую правоверными и играющую в исламе роль христианской молитвы «Отче наш», то все остальные 113 сур расположены в нем в порядке убывающего объема, так что последние из них, наименьшие, состоят всего из нескольких строк, тогда как первые представляют собой целые трактаты, разделенные на сотни небольших абзацев – аятов.

Согласно мусульманской традиции, суры делятся на мекканские — которые были ниспосланы Мухаммеду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город, — и мединские — которые были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершенного Мухаммедом после хиджры.

Сунна. Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т. е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его современниками, последователями и их потомками. Собранные к IX в. в шесть сборников, они как раз и составили Сунну, т. е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк.

Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его. Цель сунн- дать верующим пример практического применения норм, установленных Кораном.

Шариат

Шариат- комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, нравственных ценностей и норм, регулирующих их поведение. Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Законы шариата —это правовая систематизация поведения правоверных, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом. Авторизованный догматическими нормами ислама кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний). Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают густую сеть обязательных предписаний. Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п.

 

Первоначально все действия мусульман разделялись на запретное (харам) и одобренное (халяль), но к моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий (хукм):

ваджиб — действия, выполнение которых считалось обязательным;

суннат — необязательные действия, выполнение которых считается желательными;

мубах — дозволенные действия, совершение которых не предписывается, но и не запрещается;

макрух — действия, которые признаются нежелательным или запретным;

харам — строго запрещенные виды действия.

Семейно-брачные отношения

Брак в исламе считается богоугодным делом и обязанностью мусульманина. Шариат рассматривает безбрачие как нежелательное состояние. При заключении достаточно согласия отца или опекуна невесты. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. Мусульманкам запрещено выходить замуж за немусульманина. Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено и считается прелюбодеянием.

В семье царит патриархат. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в Коране: "Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них". Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Развод по мусульманскому праву отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких- либо формальностей. Мусульманин должен 3 раза произнести при свидетелях слово «развод» и вернуть имущество жены.

Наказания за преступления

Преступления в мусульманском уголовном праве расцениваются не только как нарушение законности и правопорядка, но и как религиозный грех, который влечет за собой и юридическую ответственность, и ответственность перед Аллахом. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания.

Наказания еще со Средних веков сохранили очень жесткий характер (например, забить камнями, отсечь руку, другие части тела и др.)

Существует принцип «око за око, зуб за зуб»

Шариат выделяет три основные категории наказания:

1. Первая – хадд – включает предписанные Всевышним Аллахом формы конкретных наказаний, непосредственно отражённые в Коране и Сунне. Эти наказания направлены на сохранение интересов общества. Если они установлены соответствующим путём, их нельзя ни облегчить, ни ужесточить, преступника нельзя помиловать. Они прививают обществу глубокое чувство отвращения к соответствующим видам преступлений. Это: прелюбодеяние, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество, бунт.

2. Вторую форму называют кисас – наказание за убийство и нанесение увечий. Если человек умышленно причиняет физический вред другому человеку или убивает его, раненый или семья покойного имеют право на возмездие.

3. Все остальные виды преступлений подпадают под третью категорию – тазир, являющуюся произвольным наказанием, которое самостоятельно (в контексте шариата, состояния общества и ситуации) выносит суд. Любое средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями, отвечающее общим целям шариата, общественным интересам и защите общества от нарушений условий его существования, является законным наказанием согласно шариату.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1021; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!