Город Пудож. (Предания о его заселении) // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 41. С. 101 – 102.



Виктор Тарасов

О заселении Пудожского уезда

Г. Петрозаводск, 2019 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I : О заселении Пудожского края-II

Часть II : Родословные 296 семей Колодозерской волости

Часть III : О Колодозерской даче 1843 г.


Виктор Тарасов

Часть I

О заселении Пудожского края-II

Г. Петрозаводск, 2019 г.


Если из истории выкинуть всю ложь,

То в истории ничего не останется.

О заселении Пудожского края.

Десятки тысяч лет тому назад всю территорию Карелии покрывал ледник. Около 17 тыс. лет назад началось постепенное потепление климата и мощный ледник, простиравшийся до Валдайской возвышенности, стал отступать, т.е. таять. Примерно 12 тыс. лет назад ото льда освободилась юго-восточная часть территории современной Карелии, а 8 тыс. лет назад - северо-западная. (2-79)* Значит, юг Пудожского края освободился от ледника на 4 тыс. лет раньше, чем остальная Карелия.

Примерно 8-9 тыс. лет назад на земли Карелии стали приходить и селиться бродячие рыболовы и охотники. С юго-востока, со стороны Приуралья, вслед за стадами кочующих диких оленей, пришли охотники-монголоиды. С юга или юго-запада, с верхней Волги, пришли охотники-европеоиды. Самые ранние стоянки древних людей находятся на Водлозере и восточном берегу Онежского озера; к югу от реки Водла, (2-80) рядом с древней деревней Пери-Нос и в устье реки Водлы.

Водлозерье – древнейший район Русского Севера. Этот край был заселен человеком 8-9 тыс. лет назад. (19-84)

Представление о жизни древних обитателей Карелии дают знаменитые наскальные рисунки – петроглифы. Сейчас известны две группы петроглифов: на юго-восточном побережье Онежского озера и на Белом море около Беломорска. (2-84) Можно считать доказанным, что наскальные изображения в Карелии создавались на протяжении длительного времени – нескольких сотен, а возможно, более тысячи лет. Расцвет монументальной изобразительной деятельности в крае приходится, скорее всего, на конец IV-III тысячелетия до н.э. Творцами и почитателями наскальных обрядов было, видимо, население, использовавшее ямочно-гребенчатую керамику. (3-25)

Бронзовый век (вторая половина II – первая половина I тысячелетия до н.э.) связан с переселением в Карелию племен культуры сетчатой керамики с территории Верхнего Поволжья. Они заняли берега Онежского озера, а затем всю Карелию. Новые пришельцы умели делать бронзу и отливать из нее топоры в глиняных формах. (1-13) И часть из них поселилась на берегах Кенозера, Водлозера и на восточном берегу Онежского озера.

Видимо от носителей культуры сетчатой керамики в Карелии, особенно в Пудожском районе, сохранились самые древние из известных ныне топонимов (названий) некоторых природных объектов и населенных пунктов: Водла, Вожма, Рагнукса и другие. Подобные топонимы имеются в Северном Поволжье и по всему Северу. (1-13)

Примерно 2500 лет назад климат снова изменился, наступило небольшое похолодание: понизилась температура, увеличились осадки. В этот период с востока пришли новые племена, которые умели добывать железо и делать глиняную посуду. (2-83) И опять часть из них осела рядом с древними поселениями на землях Пудожского края.

Железный век (V век до н.э.-V век н.э.). Новые переселенцы пришли с берегов реки Камы и со Среднего Поволжья. На севере они сначала освоили Каргополье и реку Онегу, а затем продвинулись к Пудожу и Онежскому озеру. (1-13) И опять они заселились на уже ранее обжитых стоянках древних людей. В это время произошло формирование самобытной позднекаргопольской культуры и ее локальных вариантов. На территории Карелии по М.Г. Косменко, их два: водлозерский и онежско-каргопольский. Последний включает и поселения на озере Муромское, появившиеся в результате продвижения около рубежа нашей эры населения из Каргополья. Из 108 поселений 55 находятся в юго-восточной Карелии, в основном на озере Водлозеро, и только 10 – на юго-восточном побережье Онежского озера. Основная масса памятников тяготеет к устьям и истокам рек. (3-45)

Одновременно, в Северном и Восточном Обонежье и на побережье Белого моря, появились славяне. (18-8)

 (2-79) – 79- страница книги под №2.

Курсивом напечатаны вставки автора.

В древности, земля, расположенная в бассейне Северной Двины, называлась Двинской, в бассейнах Онеги и Водлы - Онежской. Потом Онежская земля разделится на 2 части: Обонежский ряд Новгородской земли и Белозерского княжества Ростово-Суздальской земли. Далее эти земли получат название Каргопольского края, который разделится на Пудожский и Каргопольский уезды.

Онежское озеро получило своё название не от того, что оно «Большое», а как озеро ограничивающее с запада «Онежскую землю». Северная Двина впадает в Двинскую губу Белого моря. Река Онега впадает в Онежскую губу Белого моря, а река Водла, как часть Онежской земли, впадает в Онежское озеро. На карте 1845 г. озеро «Онего» названо «Онега».

Пройдя долгий и сложный путь развития, безымянные охотники и рыболовы в письменных источниках рубежа I-II тысячелетий н.э. получили свои антонимы - корела, весь, лопь. (10-4) Сюда надо включить и чудь заволоцкую.

Племя корела возникло позже, чем лопь и весь. Первое письменное упоминание о карелах появилось в Новгородской летописи только в 1143 году. По данным археологов, родиной карелов можно считать северо - западное Приладожье. (2-87)

Другим древнейшим племенем Карелии была межозерная весь (Ладога, Онего, Белое озеро - предки современных вепсов). (2-86) Чтобы добыть больше пушнины, отряды охотников-вепсов уходили на север. Вскоре весь заселила бассейн реки Свири, западный берег Онежского озера и проникла в Заонежье. В последующий период весь, жившая к западу от Онежского озера, смешалась с карелами и возникла особая группа карел карелы-людики. (2-87)

В III-IV веках н.э. из новых переселенцев железного века выделились саамские племена. (1-14) В древности соседи называли их лопью, лопарями. Лопь занимала большую часть современной территории Карелии и Финляндии. (2-86) Племена, не связанные с оленеводством, образовали чудь заволоцкую, которая делилась на онежскую (от берегов Онежского озера по бассейн реки Онега и двинскую (бассейн Северной Двины). Поэтому чудь заволоцкую следует отнести к уграм, а не к финнам, и не путать их с межозерной весью. О заволоцкой чуди в литературе сказано следующее: на востоке, за Онежским озером, жили различные племена, которые летопись называет общим именем «заволоцкая чудь».(8-15) В середине XIV века на восточном берегу Онежского озера, в Муромской бухте, в землях заволоцкой чуди, основал святое братство новгородский монах Лазарь. Он был «родом из славного града Рима». (5-14) Из онежской чуди большую известность получила чудь белоглазая. …жители сих мест (Каргополь) именовались погаными сыроядами и чудью белоглазой. (7-126) Восточнее Онежского озера обитала «чудь белоглазая». Люди этого племени любили простор и волю. Селились не кучно, жилища их не теснились одно возле другого. Но жили дружно: лишь завидят, что надвигается неприятель, пускают упреждающие стрелы собратьям и встречают врага сообща. Росту они были очень высокого, силы непомерной, а характера независимого. Поэт Федор Глинка писал:

Потомки белоглазой чуди.

Они не злобны – эти люди,

великорослые жильцы

пустынь, Европе неизвестных. (5-6)

В настоящее время потомки чуди проживают в Пенежском районе Архангельской области. В 2002 году чудь внесена в реестр самостоятельных национальностей. (14)

Во времена Киевской Руси, самые отдаленные северные земли нового государства Киев передал в управление варягам в качестве платы за верную службу. На севере варяги собирали дань для киевского князя, не забывая при этом и себя. Они контролировали земли карелов на Карельском перешейке и заняли вепсские земли бассейна Свири, где у них имелся укрепленный лагерь Алаборг на реке Сясь. Многие племенные вожди чуди, веси и, видимо, карелов породнилось с варягами. От этих межэтнических браков появилась новая группа знатных воинов - колбяги. Их упоминает древнерусский свод законов «Русская правда» (1015 г.). В нем положение варягов и колбягов приравнивалось к статусу привилегированных воинов из числа русской знати. (1-21, 22)

Становление Новгорода и Киевской Руси происходило в «Эпоху Викингов» VIII-XI вв. Норвежские викинги (на Руси именовались шведами) с VIII до XVI вв. обосновались на берегах Белого моря, что видно из карт: «Европа в эпоху викингов» (Приложение 4), «Кольская карта 1613 г.» (Приложение 2).

В XI веке со стороны Новгорода началось проникновение на земли Карелии древних славян. Путь из Новгорода на север шел по водным путям рекам и озерам. Из Новгорода по реке Волхов славяне добирались до Ладожского озера, оттуда попадали в реку Свирь. Путь по Свири был очень трудным из-за сильного встречного течения. Преодолев Свирь, новгородцы попадали в Онежское озеро и продвигались дальше вдоль его южного берега до современной Вытегры. Онежское озеро всех поражало своими размерами. Когда славяне узнали, что лопь называет его «Эна», то есть «Большое», то, слегка изменив это слово, назвали озеро Онежским или Онего. Из района Вытегры основной поток славян уходил на северную Двину, но часть их шла вдоль восточного берега Онежского озера до устья реки Водлы. У Шалы поток новгородцев вновь раздваивался. Часть славян шла вдоль Водлы, потом по реке Илексе добираясь до Белого моря. Другая часть славян продолжала продвижение вдоль берега Онежского озера и вскоре дошла до Заонежья, где в то время уже жила весь. Заселив Заонежье, славяне двинулись на север по реке Выг и озеру Выгозеру и достигли Белого моря. Их соседями там были карелы и лопари. Побережье Белого моря стало называться Поморьем. (2-89)

В XIV в., а именно в 1340-1342 гг., была твердо установлена и внешняя граница Пудожского края с Каргопольем. (4-122) Это граница между Новгородской и Ростово-Суздальской землями. ( см. Приложение 3)

Начало массовому русско-новгородскому крестьянскому продвижению на Север было положено в 1220-е годы. (4-117) …здесь появились владения новгородских бояр, в том числе знаменитой Марфы-посадницы – ей принадлежала деревня на Водлозере. (19-84)

Пудожский край стоит в ряду самых значимых для средневековой истории Карелии земель. По его территории проходили первичные волны оседлого заселения Русского Севера. Здесь формировался один из первых очагов северного земледелия. Из бассейна реки Водлы шли удобные водно-волоковые пути на север к белому морю: первый – к рекам Онеге и Двине, а второй – По Илексе к реке Нюхче. Известно, что Пудожье сыграло заметную роль в сохранении русско-новгородской былинно-певческой традиции. Наконец, в крае возник один из первых монастырских центров Карелии – Муромский Успенский монастырь, который сейчас возрождается из забвения. Несмотря на то, что в середине века Пудожье не составляло единого административного целого, существует ряд факторов, которые дают веские основания говорить о складывании уже тогда того территориального и социокультурного единства, которое и выражается в понятии «Пудожский край».

Главное первичное, базовое условие, которое определило всю средневековую историю края, - это природно - географический фактор. Бассейн рек Водлы и Илексы является северо-восточной оконечностью огромного общего бассейна Атлантического океана. Но уже близ восточных окраин Пудожья начинаются пространства другого крупнейшего океанского бассейна планеты – Северного Ледовитого океана, его крайней юго-западной водной провинции. Таким образом, именно Пудожский край и примыкающие к нему архангельское Каргополье и Поонежье являются передаточными звеньями между этими крупнейшими бассейнами планеты. (4—113)

В непосредственной близости от Пудожья, на Вытегорщине начинался путь с реки Вытегры к притокам Волги, а это бассейн Каспийского моря. К тому же между Вытегрой и Водлой протекает река Андома, так что Пудожье связано с Вытегорщиной не только водной гладью Онежского озера, но и через притоки Андомы. С конца 1 тыс. н.э. данный природно-географический фактор уже заметно проявлялся в экономике.

Каспий и Волга, а также южная часть бассейна Онежского и Ладожского озёр, реки Свирь и Нева являлись северным ответвлением Великого шелкового пути из Китая в Европу. (4—114)

До XIII в. новгородская политико-экономическая колонизация еще не затронула побережья Онежского озера. Тут пока хозяйничали колбяги. В наиболее древних народных преданиях о колбягах они названы панами. По преданиям, паны жили в укрепленных поселениях- «замках» на реке Водле, у Пудожа, на Городовом острове на Выгозере. Вооруженные луками, они ходили отрядами, покоряя местное население и заставляя его работать на себя. Согласно преданиям, изгнали этих панов русские. Предания о панах согласуются со сведениями скандинавских саг о колбягах. В сагах говорится, что на Севере колбяги занимались пушным промыслом, торговлей, а «кое-где и грабежами». Средневековые материалы указывают на место на реке Водле в районе современного города Пудожа, где стояли деревни с названиями «У городища», «На городище». Так в древности назывались остатки укреплений, в данном случае, и скорее всего,- следы одного из таких «замков»- укреплений. Изгнание панов-колбягов произошло в XIII в. (1-29)

Ближайшим поселением к восточной границе Пудожского района была, теперь несуществующая, деревня Пялозеро, которая находилась на водоразделе между Белым и Балтийским морями. На лодке из Пялозера через Водлу и Онежское озеро можно попасть в Балтийское море, а из маленького озерка, в трех километрах от Пялозера, через реку Онега в Белое море. Далее наши места занимают кусочек земли на, так называемом, ветреном поясе, - это линейно вытянутая возвышенность с мягкими, округлыми очертаниями вершин на севере Восточно-Европейской равнины, к югу от Онежской губы Белого моря, заканчивающаяся в районе Пялозера. Длина её около 200-т километров, высота до 336-и метров, на склонах таежные леса. (6-4)

Пудожский край и Заонежский полуостров являлись районами, где ранее всего поселились русские крестьяне. (1-30) Заонежье и Заонежский полуостров получили свои названия потому, что по отношению к Пудожскому берегу, раньше освоенному, они находятся за озером.

Почему-то карельские исследователи игнорируют «Предание о заселении г. Пудожа», написанное в 1862 году. Первые строки которого гласят: «Местность, занимаемая ныне городом Пудожем, начала заселяться в начале XVI столетия. Первые поселенцы были жители Водлозера». Возникает вопрос - когда и откуда славянами было заселено Водлозеро?

В 1146 г. белоозерский князь Вячеслав из Ростово-Суздальской земли разбил чудь белоглазую и на обратном пути поставил острог на месте нынешнего Каргополя. Для защиты острога и прилегающих к нему земель князь оставил (16-12) «довольную для усмирения бунтующей чуди стражу», (7-127) которая начала обживать земли вокруг озера Лача и Лёкшмозера. Но больше всего страже понравились Кенозерские земли, как самые плодородные во всем Каргопольском крае. Затем были заселены земли «Корбозерской волости», о которой упоминается в «Обводной книге Юрьевского монастыря 1391 г.» (16-12)

Так как с 1146 г. по 1379 г. - 233 года по Каргополью ни устных ни письменных сведений нет, то можно предположить, что с 1146 г. по 1300 г. шведы (норвежские викинги) из Белого моря поднялись по реке Онега до острога и поставили на этом месте свою крепость под названием Онегаборг. (см. Приложение №2 Кольская карта 1613 г.)

Русские летописи дважды, под 1282-83гг. и 1317 г. упоминали новгородцев - «обонежских купцов», пострадавших от военных действий шведов. (4-116)

Корбозеры и кенозеры оказались отрезанными от Белоозера, им срочно пришлось обживать земли Колодозера, как самые непроходимые по водным путям - ни со стороны Лёкшмозера, ни со стороны Кенозера. В писцовых книгах Юрия Сабурова (1496 г.) упоминается «Волость Марфинская Исакова на Колодозере», а в ней 49 деревень. Вероятнее всего эти деревни стояли на землях Кенозера, Корбозера и Колодозера, но с центром в Колодозере. Только один раз центр перемещался в д. Пирзаково совсем на непродолжительный срок.

К 1379 г., по неизвестной причине Шведское и Норвежское государства ослабли, и их воины покинули крепости Онегаборг и Холмогоры, на которые претендовали усиливающиеся новгородцы.(отмечено на Кольской карте 1613 г.) (см. Приложение №2 – Кольская карта 1613 г.). (16-1)

Далее, как гласит Предание, земли, на которых стоит г. Пудож, стали заселяться Водлозерами. Если в таком порядке рассматривать заселение Пудожья, то отпадает надобность говорить о подделке «Обводной книги Юрьевского монастыря». (см. Приложение №1).

Для справки.

Первое упоминание о Холмогорах под названием Ивани-погост, которые один из новгородских князей в 1138 г. посетил, собирая дань с Заволочских земель.

В 1379 г. есть упоминание о Каргополе, как центре Каргопольского края, который в это время начал осваиваться выходцами из Ростово-Суздальских земель, так как Белое озеро оказалось в их владениях. Начиная с конца 15 века, Каргополь становится местом ссылки. Во времена Ивана III (1462—1505) сюда ссылали семьи пленных татарских ханов. Отсюда и название деревни на Тамбич-озере - Татарская гора. (см. Приложение № 3 «Карта Белозерского княжества»). (16-2)

В 1528 году посол английской королевы Елизаветы I Джильс Флетчер, описывая ей русское государство, перечислил самые крупные и значимые города, назвал среди них и Каргополь. (15)

В 1785 году по приказу Екатерины II часть территорий Вытегорского и Каргопольского уездов обособляются в отдельный Пудожский уезд. Тридцатого декабря 1805 года в Пудожском уезде на Колодозере, а не в Пудоже, открылась первая школа.

Нельзя не отметить, что в XVI-- XVII веках на территории Пудожья, совместно с русскими жили и карелы. Одна из деревень на Пелусозере имеет три названия « Кухтина лахта», «Заболотный след» и «Пелусозеро заозерье». В паспортах жителей этой деревни значилась «Кухтина лахта». Много рек, гор и озёр имеют в названиях карельские слова: салма, сельга, менда, лахта и т. д. В конце VI абзаца у Юлии Кожевниковой написано «Пудожский район - пограничная территория между русской и карельской культурными традициями». (17)

В 1582/83 гг. Пудога состояла: из двух деревянных церквей (летней и зимней) с шестью церковнослужителями и из семи деревень с 25 крестьянами (25 жилых дворов плюс 7 нежилых) и 4 пустошей, что были деревнями. (12-9,10)

В конце 1612 года на территорию Пудожского края вторглись польско-литовские отряды Сидора и Барышпольца, перешедшие на службу к шведам после разгрома основных польских сил. Последствия иноземного нашествия: из 215 деревень (700 крестьянских дворов) Пудожского и Шальского погостов осталось 163 деревни (411 дворов). В писцовой книге Льговского сказано: «Дворы сожгли… владельцев побили или они от разорения ушли безвестно». (12-10)

То есть поселение Пудога, располагавшееся на берегу рукава реки Водла (13-133), с 7 деревнями, прекратило своё существование. По «Преданию о заселении города Пудожа» местность, занимаемая ныне городом, начала осваиваться в начале 16-го столетия, то есть за 100 лет до войны 1612-1618 годов.

До войны водлозёры построить хором не успели. Жечь было нечего, да и грабить некого. Сто лет – большой срок, но до хором надо было построить временное жильё, баню, хлев, конюшню, разработать земли под посевы, сенокосы, пастбища и т.д.

Вероятнее всего, на время войны четыре водлозёра ушли в Водлозеро. Вернувшись, лет через 10 стали продолжать осваивать земли будущего города Пудожа. Пудож - один из старейших городов Европейского Севера России, известный как поселение ещё с конца XIV в. (Пудога + Пудож) В 1990 г. он получил статус исторического города. Это один из немногих, если не единственный на Северо-Западе России город, в котором сохранилась первоначальная планировка. Здесь функционирует один из лучших районных краеведческих музеев Республики Карелия с выразительной экспозицией и богатейшими фондами. (11-3)

Деревни Корбозерского, Колодозерского, Салмозерского, Водлинского, Водлозерского, Шальского приходов и деревня Пери-Нос заселялись и пополнялись с верховий Урала через реку Онега. Четыре водлозера начали заселение города Пудожа. Деревни Нигижемского, Сумского, Кривецкого и Усть-Колодского приходов заселялись и пополнялись с верховий Волги и Новгородцами. С начала XVII века все приходы Пудожского уезда пополнялись только новгородцами.


Литература

 

1. История Карелии. Учебник для 10-11 классов. «Verso» Петрозаводск, 2008

2. Моя Карелия. Учебник для учащихся 6-го класса. Петрозаводск, Фонд творческой инициативы, 2011

3. История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2011

4. Историко-культурные традиции малых городов русского севера. Петрозаводск, 2006

5. Покровский Г. Карелия- край тысячи озер. Москва: Белый город, 2007

6. Иван Бутин Автобиография, электронный ресурс

7. Эпштейн Е.М. Г.Р. Державин в Карелии. Петрозаводск: Карелия,1987

8. История нашего края с древних времен до конца XIX в. Афанасьева А.Н., Морозов К.А., Эпштейн Е.М., учебное пособие, Петрозаводск: Карелия,1984

9. Интернет «Племя чудь, чудь белоглазая»

10. Кочкуркина С.Н. Народы Карелии. История и культура. Петрозаводск: Карелия, 2005

11. История Карелии XVI-XVII вв. в документах, т.III, Петрозаводск-Йоэнсуу,1993

12. Кораблев Н.А. Пудож. Петрозаводск: Карелия, 1983

13. Витухновская М.А. Кижи - музей- заповедник, 1988

14. Чудь. Википедия

15. Каргополь и Каргопольский уезд Википедия[Электронный ресурс] / www.wikipedia.org

16. В. Тарасов О заселении Пудожского края

17. Персональный сайт Юлии Кожевниковой [Электронный ресурс] / http://yukozhevnikova.blogspot.ru

18. В.Н. Сингаевский Карелия «Путеводитель», АСТ, Москва, 2011 г.

19. Карелия, Вокруг света, 2011 г.

 

Приложения

1. Город Пудож (Предания о его заселении) «Олонецкие губернские ведомости 1862 г.» №41 с. 101-102

2. Кольская карта 1613 г.

3. Карта Белозерского княжества в XIV веке

4. Карта «Европа в эпоху викингов»


Приложение 1

Город Пудож. (Предания о его заселении) // Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 41. С. 101 – 102.

 

 

С. 101

ГОРОДЪ ПУДОЖЪ.

(Преданiя о его заселенiи.)

____

Мѣстность, занимаемая нынѣ городомъ Пудожемъ, начала заселяться въ началѣ XVI столѣтiя. Первые поселенцы были жители Водлозера. Занимаясь звѣринымъ промысломъ и птицеловствомъ, они нашли изобилiе птицъ и звѣрей

С. 102

 

на Пудожской горѣ, окружающей нынѣшнiй городъ, въ близкомъ разстоянiи отъ рѣки Водлы, берега которой оказались удобными для поселенiя. Здѣсь промышленниками устроены были для временнаго жительства станы; мѣсто это, находящееся близь самаго города, на высокомъ берегу Водлы, по нынѣ называется Застаньемъ.

Характеръ, обычаи, самый языкъ Пудожанъ сходны съ жителями Водлозера, тогда какъ ближнiя къ Пудожу волости Негижма, Шала, Купецкое и другiя по берегу озера Онега, отличаются отъ Пудожанъ своимъ говоромъ; въ произношенiи у жителей этихъ послѣднихъ мѣстностей замѣтно Чудское нарѣчiе, по ударенiямъ въ словахъ. Чудь на Пудожскомъ побережьѣ Онега была еще во время преподобнаго Лазаря, около XIV столѣтiя; на Бѣсовскомъ Носу есть памятники пребыванiя здѣсь Чудскаго племени.

Во времена набѣговъ Литвы и Татаръ на Каргопольскiе предѣлы, Водлозеро также подвергалось ихъ опустошенiямъ. Жители Водлозера отъ тиранства враговъ бѣжали въ обширные, непроходимые лѣса, которые въ то время окружали рѣку Водлу. Такъ въ сосѣднемъ съ Пудожемъ Кулгальскомъ приходѣ, около половины XVI столѣтiя, поселились бѣжавшiе изъ Каргопольскихъ предѣловъ жители, скрываясь отъ набѣговъ Татаръ. Первыхъ поселенцевъ было четверо: Ѳедотъ, Софронъ, Рыбуша и Кошукъ; по имени ихъ называются и деревни близь приходской церкви. Потомства отъ Рыбуши не осталось; земляныя распашки его существовали до сихъ поръ и въ 1827 году отданы церкви. Родъ остальныхъ трехъ поселенцевъ такъ со временемъ умножился, что въ 1666 году здѣшнiе жители просили преосвященнаго Питирима, митрополита Новгородскаго, объ устройствѣ въ Кулгалѣ церкви, выставляя причиною «дальную волокиту» для христiанскихъ требъ Пудожской погостъ, за 17 верстъ, по рѣкѣ Водлѣ; сухопутной дороги тогда еще не было. Грамота Преосвященнаго, данная на постройку храма по прошенiю Кулгальцевъ хранится нынѣ въ приходской церкви.

 

 


Приложение 2

Кольская карта 1613 года

 

 


Приложение 3


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!