Бог желает, чтобы мы со всеми имели мир



   Из всех означенных выше Киприановых предложений преимущественно иметь всегда должно в уме и крепко держать в памяти седьмое, восьмое, девятое и десятое предложение: т.е. не делать никому никакой обиды; нанесенную нам обиду благодушно и терпеливо переносить; с ближними жить в мире; Бога любить всем сердцем. В этом весьма часто и многократно тяжко грешим мы, слабые и неразумные. Волю Божью, когда она ниспосылает нам многоразличные дарования душевные и вещественные, охотно принимаем мы и сердечно предаемся Ей.

   Когда же, по воле Божьей, без которой ничто (кроме греха) не делается в мире, постигают нас разные наказания, обиды, лишения, тогда мы ропщем, не признаем воли Божьей в постигших нас бедах или неприятностях и, как от не благоволения Божьего, отвращаемся от них, приписывая их человеческой злобе против нас, нерасположенности к нам, зависти и тому подобным греховным побуждениям со стороны других, не понимая или забывая, что самый тяжелый чужой грех, причинивший нам зло, допускается Богом в наказание нам для нашего же исправления. В этом состоит величайшее ослепление и непонимиание наше истинного значения ниспосылаемых нам Промыслом бедствий.

   Да будет же нам известно, что по всей широте земной и высоте небесной ничто не делается и не происходит, чтобы оно не происходило от первобытной причины — воли Божьей. Один грех составляет исключение из сказанного выше; он получил свое начало и происхождение от лукавого духа лжи, противящегося Богу, Истине. Об этом свидетельствует само слово Божье, изреченное устами Христа, Сына Божия, святых пророков и апостолов. Пророк Иеремия со слезами взывает: «Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои» (но не на грехи чужие) (см. Плач. 3:37—39). Когда злобно преследующие Иисуса Христа Иудеи утверждали, что их отец — Бог, Спаситель отвечал: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога изшел... Он послал Меня... Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего: он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:42—44). «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для:то го-то и:являлся Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоан. 3:8).

   О, как несмыслен и бесстыден тот человек, который утверждает, что все в мире (доброе и злое) бывает без содействия или попущения воли Божьей. Кассиан или Кассиодор (VI в.) ясно выразился: «Веровать нам должно, что ничего в мире не делается без воли Божьей, которая или приводит доброе дело в совершение многоразличными (часто непостижимыми) путями, или же только допускает совершиться злу с тем, чтобы оное обратилось в добро для пострадавшего».

   Древность языческая выдумала исполинов, которые объединившись начали войну против богов, чтобы выгнать их с Олимпа. Но христианам мифологические басни неприличны, оставим их. Я обращаюсь к вам, которые жалуются, печалятся и скорбят об обидах и несчастиях — вы подобны упомянутым исполинам. Те хотели низринуть своих богов с Олимпа, вы то же, не иное что, делаете, как и они — вы в гордости и дерзости своей, хотели бы у Всевышнего отнять скипетр мироправления и лишить вселенную промысла Божьего. Вся сотворенная природа беспрекословно служит, повинуется и подчиняется законам Верховного Законодателя, а прекраснейшее из творений — человек — один против Создателя своего поднимает бунт и хочет сопротивляться Всемогущему.

   Зачем мы тщетно негодуем? Все неприятные для нас наказания и чувствительные вразумления — болезнями, потерями, и другими бедствиями — ниспосылаются Богом для нашего исправления и сохранения в обществе внешнего порядка и внутренней богоугодной жизни. Вследствие непорядочности и греховности целой общины — в одном месте земля поглощает целые города, что происходит по благоволению Божьему; в другом месте — многие тысячи людей погубила моровая язва, — и это случилось по провидению Божьему. Там и сям сколько бывает разбоев, войн, тиранов — правителей, — все это бывает по Божьему попущению. Но оставим перечисление общественных бедствий, и обратимся к частным.

    Твой враг, о брат мой любезный, похитил у тебя имущество; другой оскорбил твою честь; третий другими различными обидами опечалил тебя — все это было тебе не только по Божьему попущению, но и по ниспосланию на тебя свыше — в этом совершенно будь уверен, ибо все посылается от Бога. Поэтому Божественная воля не только требует от нас, чтобы мы не делали никому обид и несправедливости не только потому, будто бы мы не в состоянии отмстить своим противникам, но Бог желает, чтобы мы нанесенные нам обиды благодушно и терпеливо переносили и со всеми имели и сохраняли мир, даже и в том случае, когда они не живут и не хотят жить с нами мирно. Чтобы яснее познать нам тайны воли Божьей, припомним себе вкратце изложенное уже нами выше (гл. I, отд. 2-е) учение о ней.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!