Международные органы в механизме защиты прав личности



Семинар

Теория государства

1. Теории возникновения государства и связанные с ними функции государства.

Происхождение государства

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда -- отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена -- торговли (купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели--половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Формирование государства -- длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале -- Древний Восток, затем -- Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя -- земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества -- патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство -- профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества -- государственность.

Теории происхождения государства.

Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, -- Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Органическая теория - ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.

В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII--XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии, обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители -- это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли свое отражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 года) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770--1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней -- быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX -- начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, - война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы,-- писал он,-- начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства - образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания».

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

Психологическая теория - представителями данной теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность. Поэтому свойства человеческой психики, оказывающие определенное влияние, не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но также нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

2. Устройство современного государства; органы обслуживания и органы притеснения свободы личности.

УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Сущность государства определяется формой правления и территориального устройства. Под формой правленияпонимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройстваотражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Институт монархии сохранился и функционирует во многих государствах. В некоторых странах (Болгария, Румыния, Франция) сильны монархические настроения. Такие настроения дают о себе знать и в России.

Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий - ограниченные, конституционные (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.

Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются.

Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер является фактическим главой государства.

Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Наиболее распространенная в современном мире форма правления - республики. Источником власти в них является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрези- дентская).

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства, осуществляет контроль над правительством и может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, представляет собственные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место независимо от характера избрания - парламентом, собранием выборщиков или непосредственно народом. Его роль обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от роли главы государства в конституционных монархиях.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выслушает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США - с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять и депутаты от другой партии.

В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 г. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке, в среднеазиатских республиках бывшего СССР) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов. Кое-где, например в Заире, Малави, президенты были объявлены пожизненными главами государств.

Третьей основной разновидностью республики является полупрези- дентская, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

В качестве примера полупрезидентской республики наиболее характерна Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент вправе распустить парламент при обязательном условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения, в период действия которого, однако, утрачивает право на роспуск парламента.

Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад политических сил в нем, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер- министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также путем вынесения ему вотума недоверия.

К президентски-парламентскому типу республик близка и Россия. Согласно Конституции, президент избирается населением по двухтуровой мажоритарной системе, обладает правом издания законодательных актов, назначения премьер-министра (с согласия Государственной думы) и членов кабинета. По своему усмотрению он может отправить правительство в отставку' и при определенных обстоятельствах распустить Государственную думу (ст. 111 и 117 Конституции РФ). Дума может требовать от президента отставки правительства.

Специфику основных государственных институтов (в частности, форм правления) во многом определяет институт выборов. Выборы - это процедура формирования органов власти или наделения полномочиями должностного лица посредством голосования населения. Благодаря выборам осуществляется легитимация власти, определяется содержание политики, обеспечивается контроль за правящей элитой.

Порядок подготовки и проведения выборов в представительные органы власти и избрания должностных лиц государства принято называть избирательной системой.Основные типы избирательной системы - мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

При мажоритарной системе победителем считается кандидат, получивший наибольшее число голосов. При пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Суть смешанной системы заключается в избрании части депутатского корпуса по мажоритарной системе, а части - по пропорциональной.

Мажоритарная система позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте, пропорциональная - обеспечивать широкий спектр политических позиций и мнений избирателей, содействовать плюрализму и многопартийности.

Смешанная избирательная система способна сочетать достоинства мажоритарной и пропорциональной систем.

По национально-территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное государство отличают единая конституция, признаваемая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств (Великобритания, Испания) некоторые регионы пользуются административной автономией, рамки которой определяет центральная власть. Как правило, в их ведение передают прежде всего вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т. п.

С точки зрения внутреннего устройства все унитарные государства условно можно разделить на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных. В нее входят в основном малые страны - Греция, Ирландия, Исландия, Люксембург, Португалия.

Вторую группу составляют децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции, департаменты) обладают широкой автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние. К этой группе государств относятся такие крупные страны, как Италия, Испания, Франция.

Третья группа государств, промежуточная между первой и второй, - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налогообложение, финансирование, лицензирование предприятий, социальное обеспечение и др.) они целиком зависят от центральных властей. В эту группу' входят Великобритания, Нидерланды, Скандинавские страны.

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между' ними и центром компетенций и имеющих собственные органы власти.

Федеративный принцип призван обеспечить равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и друтими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и иных интересов.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию, исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики, отсутствие у субъектов федерации права на выход из нее, отсутствие у центрального правительства права на изменение границ государств - членов федерации, возможность изменения конституции государства только с согласия членов федерации, возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной, наличие двухпалатного парламента с равным представительством государств-членов по крайней мере в верхней палате, двойная система законодательных и исполнительных органов, судебная, правовая, гражданства, разделение власти и полномочий федерации и государств-членов.

К числу федераций ныне относится около 20 государств с совокупным населением более 2 млрд, человек (Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, США, ФРГ, Швейцария и др ). Штаты в Америке, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде имеют право принимать собственные конституции и законы, вводить свое гражданство, обладают значительной самостоятельностью в решении внутренних проблем.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

При наличии в государственном устройстве России внешних атрибутов федерализма оно сочетает также элементы унитаризма и конфедерализма. Унитаризм проявляется в управлении субъектами федерации прежде всего через использование административно-финансовых ресурсов. Элементы конфедерализма состоят в том, что субъекты федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушают Конституцию и федеральное законодательство.

Кроме федераций существуют и иные объединения государств.

Во-первых, конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей при отсутствии единого гражданства. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Швейцарии (1815-1848), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и либо развивается в федерацию, как в случае США и Швейцарии, либо распадается, как это произошло, например, с Объединенной Арабской Республикой, в которую входили Египет и Сирия, с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии.

Во-вторых, существуют объединения государств вокруг бывших метрополий. Это прежде всего Британское Содружество наций и Франкония (бывшие колонии Франции), основывающиеся на общности языка, элементов культуры и наличии наднационального аппарата. Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объединения,- культура.

В-третьих, объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейский союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство.

Кроме типологизации государств по формам правления и национально-территориальному устройству имеются и другие критерии.

По отношению к религии государства могут различаться на светские и религиозные. В последних господствующая религия является основой правления, например, в Иране и Пакистане.

Государства могут типологизироваться по функции, имеющей приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить милитаристские или полицейские государства, которые характеризуются гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, военно-промышленного комплекса, репрессивных органов.

Деятельность современного демократического государства строится на взаимодействии с такими институтами политической системы, как партии и группы интересов. (Сирота Н. М., Политология, субъекты политики).

Международные органы в механизме защиты прав личности

Современное развитие человечества обусловливает потребности государств и населяющих их народов взаимодействовать друг с другом, что, в свою очередь, определяет необходимость создания единого международного правопорядка. Существенная роль в формировании миропорядка принадлежит ООН, которая наделена большими возможностями как для создания норм международного права, так и для его реализации. Можно без преувеличения утверждать, что современное международное право в значительной своей части сформировалось под непосредственным влиянием указанной международной организации[1].

Прежде всего, ООП смогла приступить к осуществлению последовательной систематизации международного права, которая направлена не просто на механическое объединение норм международного права, действующих в какой-либо сфере международных отношений, а на такое их объединение, которое позволяет обеспечить единое международно-правовое регулирование определенной группы международных отношений. Этот процесс получил название кодификации международного права[2].

Кодификация международного права в широком смысле осуществляется через ряд этапов, первым из которых является определение приоритетов и выбор тем, подлежащих кодификации. После того как тема работы определена, Комиссия международного права приступает к подготовке проекта статей, заслушивая и обсуждая представляемые доклады. Когда работа над проектом статей (международного договора) завершается, Комиссия представляет его Генеральной Ассамблее ООН, перед которой открывается три возможности: самой принять конвенцию, созвать дипломатическую конференцию или ограничиться принятием проекта и передачей его на рассмотрение государств.

Дипломатическая конференция или заседание Генеральной Ассамблеи ООП, проводимые с целью рассмотрения проекта конвенции, подготовленного Комиссией международного права ООН, являются по своей сути самыми важными средствами кодификации соответствующей отрасли международного права. На указанных заседаниях рассматриваются и самым подробным образом обсуждаются проекты статей, предложенные Комиссией международного права ООН, а равно как поправки, которые предлагают в ходе работы конференции или Генеральной Ассамблеи государства-участники. За последние десятилетия сложилась практика, получившая закрепление в ст. 9 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., о том, что проекты международных договоров принимаются большинством в 2/3 участвующих государств, если последние не решат об ином тем же большинством голосов[3].

Генеральная Ассамблея ООН в ряде случаев прибегает к такому способу правотворчества, как учреждение специальных комитетов, самостоятельно или в сотрудничестве с другими органами ООН или ее специализированными учреждениями, разрабатывающими проекты международных конвенций, которые в дальнейшем принимаются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и предлагаются для ратификации и присоединения государствам – членам ООН. Подобным путем, в частности, были приняты конвенции о борьбе с терроризмом, касающиеся борьбы с преступностью, военными преступлениями и пр.

В настоящее время Комиссия международного права ООН продолжает рассмотрение некоторых актуальных вопросов международного права, таких как международная ответственность за акты, не запрещенные международным правом; оговорки к договорам; правопреемство государств в вопросах гражданства населения и т.д. По ряду вопросов Комиссия завершила работу и передала проекты статей на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН и государств-членов. К ним относятся проекты статей о международной ответственности государств, кодекс преступлений против мира и человечества, проект статей о юрисдикционных иммунитетах государства и его имущества и ряд других.

Оценивая деятельность ООН в сфере кодификации международного права, можно смело сказать, что современная система международного права существенно отличается от представлений о ней, господствовавших в конце 1940-х гг. Сегодня международное право предстает структурированным и цельным, по сравнению с тем, что было 60 лет назад, и этот факт бесспорно можно отнести к достижениям ООН.

Важнейшее направление влияния, которое оказывает ООП на развитие современного международного права, лежит в несколько иной юридической плоскости, чем вышеперечисленные. Речь идет о правоприменительном процессе, в рамках которого происходит толкование норм действующего международного права, а значит и его развитие. Сегодня, в отличие от того, что существовало 60 лет назад, ООН располагает достаточно развитым юрисдикционным механизмом, включающим Международный Суд ООН, Международные уголовные трибуналы ad hoc, а также Международный уголовный суд[4].(Белик В. Н., Осуществление защиты прав и свобод граждан).

3. Типология современных государств.

Типология государств

Современный мир отличается исключительным многообразием государств. С точки зрения формы правления (способа организации верховной власти) различают две основные разновидности государства: монархию и республику.
Монархии (власть главы передается по наследству) бывают:
• абсолютными, когда вся власть, никем и ничем не ограниченная, принадлежит монарху (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Катар, Бруней, Оман и др.);
• конституционными, когда полномочия монарха лимитированы. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
В дуалистических монархиях власть монарха ограничена представительным органом – парламентом (Иордания, Марокко, Кувейт и др.). Парламент издает законы, утверждает бюджет. Монарх выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций, имеет право назначать и смещать министров. Он также обладает правом абсолютного или отлагательного вето на решения парламента.
В парламентских монархиях монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит, а реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента. Функции монарха могут быть лишь представительскими (Япония, Швеция и т.п.), иногда за монархом номинально сохраняют определенные полномочия, которыми он пользуется только по решению правительства, парламента или какого-либо другого органа (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания и т.п.).
Есть также такие государства, где монарх имеет не только светскую, но и религиозную власть. Их называют теократическими (греч. theos – бог) монархиями.
Республики (глава государства выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей) подразделяются на президентские, парламентские и полупрезидентские.
В президентской республике (США, Аргентина, Бразилия, другие страны Латинской Америки, Африки) избираемый, чаще всего непосредственно народом, президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Ему принадлежит исполнительная власть. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед избирателями. Правительство при президенте выполняет различные исполнительские функции, служит совещательным и вспомогательным органом. Президент политически ответственен перед народом, а правительство – перед президентом.
Президент и парламент избираются отдельно, поэтому они взаимонезависимы. Законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент не вправе распустить парламент (США). Лишь в случае антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть вынесен импичмент .
Таким образом, в президентской республике четко проводится в жизнь принцип разделения властей – президентской, парламентской, судебной, что позволяет обеспечить их взаимный противовес.
В современном мире существуют и другие разновидности президентских республик:
• Коллегиальный глава государства (Швейцария, Гвинея-Бисау). Так, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляет Федеральный (Союзный) совет. Он избирается парламентом на коалиционной основе. Из состава членов Совета избирается поочередно президент сроком на один год. Он выполняет только представительские функции. Принцип парламентской ответственности отсутствует.
• Капитан-регентство. В Сан-Марино обязанности главы государства и правительства принадлежат двум капитанам-регентам, которые избираются парламентом. Они должны все вопросы решать единогласно. Поскольку срок полномочий капитанов-регентов составляет шесть месяцев, парламент может контролировать их деятельность.
• Суперпрезидентские (ряд африканских государств). Несмотря на то, что государственная система имеет представительные и судебные органы, вся полнота власти принадлежит президенту. Президентом может стать лидер правящей (как правило, единственно легальной) партии. Иногда институт президентства бывает пожизненным (чаще всего это происходит в результате военного переворота). В тех случаях, когда президента периодически выбирают парламентским или всеобщим голосованием, победа предопределена: президентом опять становится прежний глава государства, так как оппозицию он подавляет силой и не допускает к участию в выборах, а СМИ и весь пропагандистский аппарат находятся под его жестким контролем. Сами же выборы воспринимаются населением как своеобразный ритуал, в котором все заранее известно.
В парламентской республике (Италия, Германия, Греция, Австрия, Ирландия, Индия и др.) выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. Контроль парламента над правительством заключается в возможности выражения ему вотума недоверия или в ходе утверждения государственного бюджета. Членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом (в президентской республике это невозможно).
Исполнительная власть разделена: представительские функции выполняет глава государства (например, президент), а реальная власть принадлежит руководителю правительства (премьер-министру, канцлеру).

Таким образом, хотя глава правительства официально не является главой государства, однако реально он – первое лицо в политической иерархии. Он входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее.
Глава государства (президент), как правило, избирается парламентским путем (членами парламента или коллегией выборщиков). Исключение представляет Австрия, где президент избирается всеобщим голосованием. Правительство независимо по отношению к главе государства (президенту).
Полупрезидентская республика (Франция, Россия, Казахстан, Польша, Болгария, Финляндия, Португалия, Шри Ланка, и др.) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской форм правления. В ней сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Президент избирается на всеобщих прямых выборах. Он назначает правительство, премьер-министра, который политически ответственен перед ним.
Президент может распустить парламент и назначить новые выборы. Он обладает правом отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы. У президента и парламента могут быть разные сроки деятельности (Франция: у президента – 7 лет, парламента – 4 года).
Правительство, как правило, опирается на парламентское большинство. Оно ответственно и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.
Партийная принадлежность президента, премьер-министра, парламентского большинства может быть разной.
Другим основанием, определяющим разнообразные модели государств в современном мире, является форма устройства государства. По типу государственного устройства (национально-территориальная организация, взаимодействие центральных и местных, региональных органов власти) различают унитарное, федеративное, конфедеративное государственное устройство.
В унитарном государстве существует единый верховный центр власти (Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Италия, Испания, Египет и др.). Для него характерны единая территория, единая конституция, централизованная судебная система, единая система органов государственной власти, единое гражданство. Административно-территориальные части такого государства не обладают политической самостоятельностью. Центральная власть передает в их ведение некоторые функции, а административно-территориальные образования обязаны их исполнять.
Унитарное государство может осуществлять управление как на основе принципов унитаризма , так и на основе принципов децентрализации .
Федеративное государство имеет два официальных государственных уровня. С одной стороны, существуют общесоюзные – федеральные – органы власти, устанавливаются единые гражданство, валюта и т.п. С другой стороны, в состав государства входят федеральные единицы (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и т.п.), обладающие определенной юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации являются ее субъектами и имеют собственное административно-территориальное деление, систему законодательных, исполнительных и судебных органов, свою конституцию, соответствующую союзной, могут издавать законодательные акты, не противоречащие федеральным и т.д. Таким образом, в федеральных государствах существуют единые социально-экономическое пространство, денежное пространство, границы, высшая власть (США, Канада, Россия, Германия, Швейцария, Австрия, Индия, Бразилия, Мексика и др.).
Федеративные субъекты, как правило, мало различаются между собой и федерацией по институциональным характеристикам.
По мнению известного английского политолога Престона Кинга (род. 1936), субъекты федерации не суверенны. Федеративный центр может постепенно подорвать или даже уничтожить закрепленные за субъектами полномочия, политические институты и атрибуты независимости. История развития федеративных государств подтверждает, что центральная власть стремится расширить свои властные полномочия в ущерб правам субъектов.
Таким образом, современные унитарные и федеративные государства развиваются в противоположных направлениях:
? унитарные государства тяготеют к децентрализации;
? федеративные, наоборот, – к централизации.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, имеющих собственные структуры власти. Государства объединяются в целях координации своей деятельности по некоторым вопросам в области обороны, внешней политики, транспорта, связи и т.д. и создают специальные совместные органы. Поскольку конфедерация создается для достижения определенной цели, она представляет собой довольно неустойчивое объединение.
Конфедеративными образованиями в свое время были древнегреческий Ахейский союз (280–146 гг. до н.э.), Конфедерация Новой Англии (1643), Северо-Германский Союз (1815–1867 гг.), США (1776–1789 гг.), Швейцария (со времен средневековья до 1848 г.). Сейчас «чистых» конфедераций нет. Конфедеративный принцип в современных условиях встречается в структуре таких международных объединений, как ООН, Евросоюз, СНГ, НАТО и т.п. (М.В. БУТЫРИНА. Политология: Учебно-методическое пособие. 2007).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!