Список рекомендованной литературы

Дробышевский Артём Андреевич

Преподаватель по классу гитары студии гитарного мастерства «Largo»

«Развитие мелодического и гармонического слуха в классе гитары»

Невозможно переоценить то, насколько важен хороший музыкальный слух для любого музыканта. Можно с уверенностью сказать, что без развития слуха, усилия, направленные на развитие техники, разбор пьесы, поиск лучших аппликатурных решений и много другое, будут раскрыты не полностью.  

К счастью, и любой профессиональный музыкант это знает, музыкальный слух успешно развивается, и чем раньше начать работу над ним, тем лучше будет результат.

Для начала необходимо разобраться с тем, что современные музыковеды понимают под музыкальным слухом, и какие существуют его разновидности. А. Насретдинов выделяет множество видов музыкального слуха: гармонический, мелодический, внутренний, фактурный, архитектонический, ритмический, тембральный, полифонический, абсолютный, ладовый, и даже цветной слух. Подробнее об этом можно прочитать в его книге «Физика и анатомия музыки». Получается, музыкальный слух – это совокупность способностей слышать, воспринимать и воспроизводить музыку во всей ее полноте. Я считаю, что главные виды слуха - это слух ритмический, тембральный, гармонический и мелодический (относительный). По их названиям нетрудно догадаться, за что они отвечают. Упрощая, можно сказать, что ритмический слух помогает правильно определить длительности нот и пауз друг относительно друга. Развитию этого вида слуха посвящено несколько работ А.И. Виницкого[1]. Тембральный слух - умение различать тембральную окраску инструментов и голосов, а также умение запомнить, а затем воспроизвести «правильный» тембр на инструменте. Этот аспект многократно раскрывался в мастер-классах Е.Ю. Финкельштейна, это про тот самый «округлый, плотный и мощный»  звук взамен «острого, холодного, ногтевого» тона[2]. Гармонический слух помогает определить гармонические обороты, услышать, какого вида аккорды были использованы в композиции, а значит, подобрать верные аккорды и определить взаимосвязь нот в созвучии. Мелодический слух - это способность определять звуковысотные соотношения, он нужен, чтобы разобраться с расстоянием между нотами в мелодии и аккордах.

Все  виды музыкального слуха тесно связаны между собою, однако нуждаются в отдельной тренировке.

Моя статья посвящена развитию мелодического и гармонического слуха, поскольку без понимания, в какую сторону движется мелодия, без элементарных представлений о функциях аккордов и тяготениях между ними, невозможно становление музыканта. Традиционно считается, что развитие слуха целиком лежит на преподавателе сольфеджио. Однако реальное положение дел показывает малую эффективность такого подхода. Это можно объяснить тем, что уроки сольфеджио предполагают групповые занятия с учениками разного уровня и подготовки, необходимость совмещения собственно сольфеджио с элементарной теорией музыки, кроме того, популярность этого предмета у учащихся и регулярность посещений оставляют желать лучшего. Отмечу, что тембр гитары и фортепиано, и сама логика этих инструментов кардинально отличаются. Ученику бывает трудно перенести знания и навыки, приобретенные на уроках сольфеджио на свой инструмент.

Значит, необходимо уделить внимание развитию слуха на уроках специальности. На мой взгляд, работа по развитию мелодического слуха должна начинаться с простейших мелодий, взятых из народной и популярной музыки, из фильмов и мультфильмов, детских песенок и т.д. Важно, чтобы ученик хорошо знал эту музыку и мог ее напеть, при этом точность интонирования не играет большой роли. Для начала необходимо разделить мелодию на фразы, а затем на мотивы из нескольких нот. После этого ученику предлагается напеть мотив, выяснить направление движения мелодии (вверх, вниз, волнообразно). Первую ноту учащийся может найти самостоятельно, либо ее подсказывает преподаватель. Дальше ученику предлагается представить направление мелодии (работает внутренний слух), а затем «нащупать» ее на грифе. На первых порах преподаватель должен ненавязчиво подсказывать и комментировать действия ученика, помогая ему поверить в себя и получить удовольствие от процесса. Здесь важно, чтобы материал соответствовал способностям ученика и вызывал его интерес. В дальнейшем мелодии будут усложняться, но для старта лучше подобрать максимально простые.

Гармонический слух, как правило, развивается сложнее. Начинать лучше не с подбора гармоний, а с аккомпанемента. За первый год обучения необходимо освоить открытые мажорные, минорные и доминантсептаккорды и типичные их последовательности на примерах известных ученику песен. Следует постепенно усложнять ритмические и фактурные варианты аккомпанемента. Это позволит приобрести минимальный слуховой опыт и первые представления о мажоре и миноре, функциях аккордов и их сочетаниях. Чтобы научиться различать виды аккордов, хорошо помогает ассоциативный метод: мажор звучит весело, торжественно, величественно, минор – грустно, дождливо, траурно, доминантсепт – напряженно, по-блюзовому и т.д. Здесь важно не скупиться на эпитеты и образы, а также предоставить ученику возможность самому «распробовать» аккорд и подобрать свои ассоциации. Это дает очень хорошие результаты абсолютно со всеми учениками. Затем можно переходить к простейшим гармоническим оборотам, которые лучше начинать с тоники и доминанты, затем с добавлением субдоминанты. Если ученик войдет во вкус, он непременно будет стремиться подобрать аккорды самостоятельно, а значит, будет развиваться еще быстрее.

Материал для подбора на слух не должен превышать слуховой опыт ученика. Преподавателю следует подобрать те мелодии, или аккордовые последовательности, которые будут понятны учащемуся, а еще лучше, если это будет совместный выбор. Практика показывает, что часто ученики абсолютно не разбираются в музыке и ее жанрах, даже не могут назвать любимых исполнителей. Однако я искренне считаю, что и это преподаватель в силах исправить. Можно в качестве дополнительного задания предлагать к ознакомлению хорошую музыку разных жанров и эпох. По крайней мере, необходимо сделать первый шаг в этом направлении.

Подводя итог, хочу отметить исключительную важность всестороннего развития юного гитариста. Работа с учеником предполагает целый комплекс мероприятий, в том числе, развитие музыкального слуха. Чтобы заинтересовать ученика такой «факультативной» работой, нужно быть гибким и находчивым педагогом. Только увлеченный, творческий и трудолюбивый учитель сможет вырастить такого же ученика, личность, настоящего музыканта.

 

Список рекомендованной литературы

Виницкий А.И. Ритмика для гитариста. Учебное пособие +CD

Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. М. Советский композитор, 1991

Дробышевский А.А. Музыкальный слух гитариста. Методическое пособие с аудиоприложением.

Лихачев Ю.Я. Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке. СПб. Композитор, 2012

Лихачев Ю.Я. Программа по гитаре. Современная развивающая методика обучения. СПб. Композитор, 2013

Насретдинов А. Физика и анатомия музыки. М. Бослен, 2015

Попов С. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. М. Guitar College, 2000

Старчеус М. С. Слух музыканта. — М., МГК им. П. И. Чайковского, 2003

 


[1] См. Список рекомендованной литературы

[2] Например, здесь https://youtu.be/-RyJtVvbWZo


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!