Глава 2. Что входит в рукопашь

Вводная часть

Глава 1. Общее понятие о рукопаши

 

Рукопашь – это название рукопашного боя, существовавшее на Владимирщине и, возможно, в каких-то других местностях. Безусловно, русские боевые искусства имели сходные черты по всей России. Однако и отличия тоже существовали.

Если доверять определениям наших толковых словарей, рукопашная – это схватка без огнестрельного оружия. В старину в рукопашную бросались либо тогда, когда исчерпывали весь огненный бой, то есть припас, либо когда противник оказывался слишком близко для стрельбы. Тогда в ход шли все подручные средства от штыка до кулака.

Соответственно под определение рукопашного боя подпадает и штыковой бой, и бой на палках или саперных лопатках, и бой на ножах. Но я в этой книге буду рассматривать только бой без оружия. Его можно назвать спортивным разделом рукопашного боя.

К тому же я пока не в состоянии дать достоверное описание всех видов рукопашного боя, существовавших в России. Поэтому я осознанно сокращаю изложение рукопашной до того, что мне лучше известно. Именно этот вид рукопашного боя я изучал во время этнографических поездок по Ивановской и Владимирской областям. Здесь он звался рукопашью и имел свои особенности.

В частности, рукопашь не знала или не использовала высоких ударов ногами. С самого начала девяностых в России было обнародовано множество версий русского боевого искусства, и почти все они, так или иначе, использовали высокие удары ногами. Лично мне это казалось странным и во многом заимствованным у восточных единоборств.

Утверждать это я не возьмусь, потому что любой рукопашник при необходимости должен выполнить любой удар. Но мне всё же кажется, что тут срабатывала не столько этнографическая точность, сколько разумный подход, требующий оснастить наши бойцовские школы всем современным арсеналом.

Лично же мой же опыт показывает, что высокие удары ногами вообще применялись только в бою с заклятыми врагами. Об этом говорил и мой учитель Поханя, бывший в юности вожаком бойцовской ватаги. И драки моего детства и юности велись исключительно либо на кулаках, либо в борьбе. А я первый раз дрался в самом начале шестидесятых прошлого века. И дрался я за свою жизнь много, включая большие драки между районами, в которых участвовало до сотни человек с каждой стороны. И до сих пор помню, как гордился в 17 лет тем, что сам научился пинать ногой в подбородок. Так почти никто не делал и не мог. Этого просто не было в нашей бойцовской культуре.

Потом уже я узнал, что бить человека ногами запрещено и по блатным понятиям -это опускает. Конечно, бьют и запинывают, но это и осознается как беспредел. Блатная среда и детские игры хранят многочисленные следы прежней народной культуры. Отношение к ногам, как к средству опускания, как и само понятие «опущенный» - следы глубокой, мифологической древности.

Опущены все мы, мы скинуты однажды из верхнего мира, мира душ, в срединный, с Небес на землю. Немногим удалось сохранить память о такой древности и остатки гордости. Поэтому они блюдут честь и не хотят подчиняться тем, кто победил. Остальные решили принять свою судьбу и терпеть. Поэтому их и зовут терпилами.

Народная демонология очень ревностно следила за всем, что касается отношений верх и низа. Низ – это ад. Там живут бесы, черти, демоны. Оттуда крадутся к нам враги и соблазны. Всё, что живет внизу – в воде или под землей – угроза человеку. Поэтому многие твари, вроде змей, лягушек, крыс, червей, считались народом опасными существами.

Причем, только внешне они похожи на животных, по существу же это бесы, сильные и опасные духи. Поэтому русские сказки рассказывают, что, когда сжигают умершего колдуна, из него начинают разбегаться все возможные гады земные. Гад же по-русски – это Змей. Тот самый соблазнитель и искуситель, из-за которого человечество и потеряло Рай.

Очевидно, что в этих воззрениях отразилась христианская, то есть иудейская по своему происхождению культура. Культуры других народов рассматривали тех существ, которых собирает колдун, не как бесов, а как духов помощников. Это характерно для всех видов так называемых шаманских культур, к которым, вероятно, относилась и славянская волшба или волхование. Но означает эта охота за Силой или особыми способностями определенное отношение к миру.

По мировоззрениям древних индоевропейцев и палеоазиатов, мир был трехчленным. В средней части жили люди и обычные существа, в верхней, на Небесах, боги. В нижней – демоны или бесы. Люди ощущали свое родство с богами, гордились им и хотели попасть на Небо. И боялись существ из нижнего мира.

Мир описывался во множестве метафор, то есть иносказаний - Небеса – Земля – ад - одно из них. Другое – Мировое древо, вроде германского ясеня Иггдрассиля или тех растений русских сказок, по которым взбираются на Небеса. Но и изба русского крестьянина строится как образ мироздания. И само человеческое тело описывается как малый космос или мир. Поэтому у человека, в его теле, есть сакральный верх и сакральный низ. Низ связан с нижним миром, который противоположен божественному. Поэтому прикосновение низа тела оскверняет и как бы приобщает к нижнему миру, опускает в него.

К низу тела относится всё, что ниже пояса. Поставить ногу на обеденный стол – запачкать, осквернить стол. И вовсе не потому, что нога ходила по грязи. Руки пачкаются не меньше. Их можно просто вымыть. Но поставить на стол даже хорошо вымытую ногу – осквернение стола.

Как и сесть на него задом. До сих пор у русских считается неприличным сидеть на любом столе, даже письменном, такому человеку непроизвольно делают замечание, хотя у многих это считается шиком и признаком внутренней свободы.

Но более всего оскверняет прикосновение половых органов. Именно ими «опускают» в тюрьмах. Для этого вовсе не обязательно совершать гомосексуальные соития, достаточно провести членом по губам, и человек окажется «чертом». Тюремный «черт» - это не «пидор», то есть пассивный гомосексуалист. Это человек, живущий в той же камере в Нижнем мире – под шконкой, то есть койкой, у параши.

Низ и испражнения – признак ада. Ударить человека ногой – опустить его туда же. Это недопустимо с тем, кто избрал жить по людскому закону. Но может быть сделано с тем, кто ведет себя не по-людски. Тогда удар ногой – это знаковое действие, приводящее все в соответствие.

Однако описанное мною относится к пережиткам глубокой старины и к совсем иному мировоззрению. В современном мире нога потеряла свою связь с низом, а в рукопашном искусстве рассматривается лишь как орудие нанесения сильных ударов. Поскольку сами бьющие не придают ударам ногами никаких дополнительных значений, рассматривать их как-то особенно не имеет смысла.

Поэтому могу сказать свое мнение: пока речь идет о современной спортивной рукопашке, приемлемы все приемы и удары, которые дозволяются правилами. Однако это вовсе не означает, что мы не должны осознавать тех корней, из которых эта современная рукопашная развивалась.

Забвение корней чревато и еще одной потерей, помимо осознавания себя русским. Забывая корни, мы теряем способность понимать, что делало наших предков «чудо-богатырями». Я использую это Суворовское выражение не в том значении, в каком он говорил так о своих бойцах. Я имею в виду тех мастеров, которые существовали на Руси и назывались надёжа-бойцами.

Чудо-богатыри были у всех народов. Были они и у китайцев и японцев. Это те люди, которые отличались не столько силой, сколько тем, что могли творить в бою чудеса. Были они и у нас. Наши летописи изобилуют преданиями о таких воинах.

Сейчас подобные искусства сильно утеряны и в Китае, и в Японии. В этом признаются сами китайцы и японцы. Связано это, безусловно, с усилением государственности, что вело к подмене личного мастерства полицейскими силами. Но китайцев и японцев мы еще как-то можем понимать, поскольку из их прошлого дошли книги великих. А в них содержится мировоззрение, делавшее возможным чудеса.

На Руси такое мировоззрение почти уничтожено. Лишь немногие его следы живут в этнографических записях последних двух веков. Они еще вполне доступны для понимания и освоения. Но для этого нельзя быть китайцем или американцем в душе. Для этого нужно быть русским по мировоззрению.

Использование восточных или западных понятий упрощает изучение боевых искусств, но преграждает путь к мастерству. Мастер – это человек, безусловно, овладевший телесным уровнем движений. Но от него постоянно ожидают чего-то такого, на что способны лишь очень немногие. Мастер должен обладать Силой. Это очевидно. Но не менее важно, хотя и не столь очевидно, что он должен владеть мудростью. Ведь мы все хотим найти Учителя, который подскажет, как жить…

Чтобы овладеть Силой, надо идти за телесный уровень. Чтобы обрести мудрость, приходится работать не только с приемами, но и с мировоззрением. А это возможно только когда говоришь о таких вещах на родном языке!

 

Рукопашь, о которой я рассказываю в этой книге, – это, безусловно, мое прочтение того, что было русским рукопашным боем. Я видел людей, которые владели им мастерски, и с тех пор я прекрасно знаю, что я не мастер. Мне, в отличие от многих других, было с кем себя сравнивать. И хоть это и обидно, всё время знать, что тебе еще очень далеко до мастерства, тем не менее, в моем положении есть и хорошая сторона: я знаю путь.

Этот путь я постараюсь изложить в этой книге. Основой его, безусловно, является владение телом. Телесный уровень боя чрезвычайно важен для того, кто хочет овладеть рукопашью. Однако путь идет и сквозь сознание, и сквозь душу, будя наш дух. Дух воина – это часть мастерства, и это понятно всем. Ничего мистического, всё очевидно: тело, сознание, душа и дух.

У мастера все эти части должны быть в единстве, а владение ими совершенным. И даже если не все захотят быть мастерами рукопаши, что естественно, это надо осознавать. Без понятия о мастерстве само понимание рукопаши будет ущербным.

Глава 2. Что входит в рукопашь

В отличие от борьбы, бокса или карате, рукопашь исконно была не каким-то ограниченным силовым или спортивным упражнением, а полноценным орудием выживания. Иными словами, рукопашь органично объединяет в себе все виды боя: кулаками, ногами и в борьбе. При этом при желании можно было ввести какие-то ограничения, скажем, избрав биться на кулачки или бороться. Но это именно ограничения, то есть границы, наложенные на цельное тело рукопаши.

Современные виды боевых искусств испытали воздействие спортивных правил или рынка, где являлись зрелищными. Они во многом искусственны. Рукопашь рождалась естественно и в далеком прошлом, когда нашим предкам приходилось сражаться за жизнь всеми доступными им средствами. Это отличает её от всех спортивных единоборств.

Но есть отличия и от таких зрелищных боевых искусств, как так называемый миксфайт – смешанные бои, в которых люди дерутся, нанося удары руками и ногами и борются. Само название подсказывает: в миксфайте смешиваются разные виды боя. Чаще всего руки, то есть работа руками, берутся из бокса, ноги – из карате, а борьба из дзюдо или самбо. И это отчетливо просматривается в действиях бойца. Пока он бьется на кулачках, в нем узнается боксер, когда он переходит к борьбе – самбист или дзюдоист.

Рукопашь использует почти те же самые приемы, но так, как они развивались исторически, а это значит, до появления в России бокса или дзюдо. Это очень важное отличие, которое необходимо отметить: работа рук, ног и борьба в рукопаши не заимствованы из других единоборств.

Конечно, анатомия человека предполагает вполне определенные способы воздействия на его тело. В силу этого всегда бросок узнается как бросок, а удар как удар. И везде, любой разбирающийся человек отличит бросок из самбо от броска из греко-римской борьбы. Как отличит он и удар боксера от удара каратиста. Вот так же отличаются и приемы рукопаши, по крайней мере, если она взята из этнографических источников, а не сочинена в спортивном зале.

Я намеренно заостряю на этом внимание, потому что у большинства бойцов при чтении книг о боевых искусствах непроизвольно появляется искушение «понимать» прочитанное так, как им уже знакомо. Как это ни печально, но русская рукопашь за последний век стала знакома русскому человеку гораздо хуже восточных единоборств.

Узнавание в рукопаши чего-то привычного и уже понятного невольно вносит свое прочтение в исполнение приемов. Это не только убивает рукопашь, подменив её на какой-то новый миксфайт, но и уничтожает те возможности, которые в ней скрываются. У бойца будет получаться то, что он уже умел раньше, и никакой рукопаши.

Для тех, кто просто хочет участвовать в боях, это вполне приемлемо. Но найдется немало русских людей, которые бы хотели сохранить эту традицию в чистоте, хотя бы потому, что и это явление культуры должно жить. Мы слишком много утратили из наследия своих предков, чтобы разбрасываться последним.

Если удастся понять отличия рукопаши, то это не просто придаст красивый рисунок бою. Многочисленные школы ушу завораживающе смотрятся при сценическом исполнении. Однако, стоит ушуисту выйти на ковер для настоящей схватки, и все красоты осыпаются как шелуха. Многие из выступающих в ушу-саньда не знают ни одной школ традиционного ушу. Для настоящего боя они просто не нужны.

В отношении рукопаши это не так. Именно её отличия от современных единоборств позволяют овладеть дополнительными возможностями, как на уровне исполнения приемов, так и в тактике поединка.

Правда, для овладения этими преимуществами недостаточно овладеть лишь ударами и бросками. И даже продумывания хитрых связок или тактики поединка тоже маловато. Необходимо знать устройство или, как говорили в старину, состав человека.

Думаю, это само собой понятно. Ни один удар и, тем более, бросок, не получится, если ты не знаешь, как устроено человеческое тело. Притом, и свое и противника. Собственно говоря, все удары и броски – это воплощенное знание тела. Чем ты лучше его знаешь, тем тоньше твое понимание его устройства, тем верней и изящней твои приемы.

Именно это и определяет отличия рукопаши от других единоборств. Современные спортивные единоборства, по преимуществу, строятся на естественнонаучной анатомии. Но естественная наука далеко не во всем верна. Самое малое, она ничего не знает про душу и дух. А это в бою важнее всех анатомий!

Наши предки видели человека далеко не только телом. Почему и говорили о составе, то есть о том, из чего составлен человек. Их знания можно оспаривать и даже осмеивать, называя суевериями. Это удобно – не надо ничего изучать и проверять. Но если ты хочешь побеждать в настоящих боях, ты будешь рад любому, даже крошечному преимуществу над противником.

Там, где вопрос стоит о жизни, мгновения, которые ты выигрываешь, крошечные преимущества в скорости или силе могут решить всё. Поэтому не стоит разбрасываться тем, что люди веками собирали по крупицам. Чтобы их «заблуждения» отбросить, их стоит сначала уважительно изучить, понять, а потом проверить.

Но сначала Основа – начальные понятия о бое руками, ногами и в борьбе. Так сказать, телесный уровень боя.

 

Глава 3. Суть рукопаши

 

В боевых искусствах есть вещи, как бы само собой разумеющиеся. Этакие очевидности, в которые попадают все те, кто не хочет думать. К примеру, могу сказать про то, как прекрасные спортсмены, мастера спорта по боевым искусствам проигрывают в уличных драках. Я имел небольшую боксерскую подготовку – на уровне третьего разряда, - но был уличным бойцом и спокойно дрался на улице с мастерами спорта. И вообще неплохо бил боксеров.

Спортсмен предполагает, что и на улице ему предложат честные условия вроде тех, к которым он привык на соревнованиях. И тогда он, мастер спорта, честно изобьет неподготовленного человека. А тот не считает, что это честно, и бьет так, чтобы лишить противника его преимуществ. Приемы для этого существуют разные, но все они не нравятся спортсменам, которые успокоились и не хотят думать.

Спортивное мастерство, как и тупая сила, дает расслабляющее ощущение уверенности в себе и отучает думать. Человек, не имеющий такой подготовки, вынужден думать постоянно, и потому побеждает. Помню, как в юности мне говорил старый блатарь, вышедший из тюрьмы:

- Я всегда вырублю лоха. Просто потому, что ударю первым и ударю так, как ты не ждешь. Ты тут жировал и качался. А я голодал на зоне, я больной и слабый. Мне нельзя драться с тобой честно. Поэтому я тебя буду бить жестоко и безжалостно…

Рукопашники, которые не хотят думать, как само собой разумеющееся принимают, что противника надо победить, нанося ему удары, либо проведя бросок. Поэтому для всех рукопашников вроде бы понятно, что такое рукопашь и из чего она состоит. Им не надо говорить, что в рукопаши есть удары руками, удары ногами, броски, ломки и удушающие. Это всё очевидности.

Мало кто из рукопашников задумывается о том, что такое удар, бросок, удушение. Тем более, что такое противник и почему его надо бить. Бить надо, чтобы побеждать! А зачем побеждать и почему побеждать?! Эти вопросы остаются за рамками обычной рукопашной. Они решены до того, как парень пришел в спорт. Здесь просто так заведено, и он это принимает.

В действительности все эти вопросы существуют для любого из нас, и если к ним приглядеться, то увидишь, что рукопашь гораздо шире, чем принято думать. Она как бы проливается во внешний мир, где и хранятся ответы на все подобные вопросы.

В действительной жизни нет противников в том смысле, в каком они есть на ковре. Там есть твои желания и помехи. Помехи надо преодолевать или убирать. Но если помеха – человек, это дело становится непростым. В подавляющем большинстве случаев с ними приходится договариваться и как-то платить. И лишь в самых крайних случаях, когда помеха не устраняется никак иначе, мы деремся. Это значит, что мы переступаем какую-то черту, до которой действуют одни законы, и оказываемся в мире иных законов, законов рукопаши.

Рукопашник застает себя сразу внутри этого особого пространства особых законов. Всё, что предшествовало началу драки, для него за рамками его мира. Но то, что осталось за рамками – это огромная жизнь и огромное поле взаимодействий, во время которых люди достигают желаемого. Мир же рукопаши – это крошечный кусочек большого мира, внутри которого совершается всего одно действие – устраняется помеха в виде человека.

Вот и всё, чему учит рукопашь. Это её суть.

Вполне естественно, что человек, хорошо владеющий искусством жить до устранения помехи и после него, легко обыгрывает рукопашника, если вытаскивает его в тот большой мир. Поэтому такие люди либо легко обходят помехи в виде рукопашников, либо становятся их хозяевами, нанимая их. И даже бьют.

Рукопашник должен исходно принять, что рукопашь не была видом спорта. Наши предки не знали такого понятия. Рукопашь была искусством боя. Но бой не начинается на огороженной канатами площадке и не заканчивается за её границами. Вся наша жизнь есть борьба. Борьба за выживание, за существование, за веру, за любовь, за уважение, достоинство, за лучшую жизнь…

Бой на кулаках – это лишь орудие устранения тупых помех. Но помехи бывают разными и очень хитрыми, особенно, когда это люди. Даже в уличной драке ты часто побеждаешь не кулаками, а «базаром», как говорится. Или решительностью, духом. И еще чаще хитростью, то есть разумом. Тем более кулаки плохо срабатывают против властей и хранителей порядка. Но это не значит, что с ними не приходится биться и побеждать.

Рукопашь – это мировоззрение и состояние сознания, которые должны работать в любых жизненных положениях, а не только на ковре. Разрыва и смены личности не должно быть. Поэтому многие понятия, известные по боям, надо пересмотреть и расширить на всю жизнь, чтобы восстановить целостность своего сознания. Для этого необходимо задаваться вопросами и искать на них ответы.

Еще раз тот же вопрос: кто такой противник и почему и зачем его надо бить? Я уверен, что сейчас ваш ответ будет иным, чем в начале. Теперь это уже не само собой разумеющееся. Теперь ясно, что поединку что-то предшествовало, и это отнюдь не тренировки и взвешивания. Ему предшествовала причина, по которой ты идешь разбивать голову другому человеку и подставлять свою. Ты оказался здесь не случайно, в твоей предыдущей жизни что-то было, что заставило тебя идти драться и дало для этого силу.

И это не связано с тем парнем, который стоит перед тобой на ковре. Если бы он был твоим обидчиком, ты бы дрался с ним не здесь. Он ни при чем. Тогда почему ты его бьешь? И зачем калечишься сам? Чтобы победить? Но зачем?

Даже долгие поиски дадут только один ответ:

Чтобы научиться побеждать. Чтобы научиться сражаться, преодолевать свой страх и стать воином. Но зачем?

Не ищите ответ впереди, в будущем. Он будет верным, что бы вы ни нашли. Но это не тот ответ. Конечно, это пригодится, если начнется война или если придется защищать свою жизнь или жизнь близких. Верно, но не то.

То в твоем прошлом. Будущее пугает, но не дает силы. Сила приходит из прошлого. Она хранится в наших душах болью от прошлых обид и поражений. И чаще всего, не в одной жизни.

Там живет глубинное знание, зачем тебе уметь устранять помехи в виде людей, вставших на твоем пути и разрушающих твою жизнь. Не обязательно вспоминать это в картинках, достаточно почувствовать, что это было, и ты слишком хорошо помнишь ту боль. И тогда ты всегда сможешь иметь в своем распоряжении достаточно силы для любых соревнований.

В знании, ради чего нужно владеть рукопашью, и скрывается её настоящая суть. Знание же это принадлежит духу воина, без которого нельзя стать настоящим рукопашником

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!