Тема: ПСИХОЛОГИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА



Вопросы для обсуждения:

1. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка. Ее связь с другими видами деятельности. Рисование и творчество.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Занятия по изобразительной деятельности имеет большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.). В процессе познания предметов и их изображения включаются операции сравнения, уподобления, выделения сходства и различия и на этой основе осуществляется объединение предметов в группы, сходные по тем или иным качествам. Дети в процессе создания изображения узнают свойства и изобразительные возможности орудий (карандаша фломастера, кисти, ножниц и др.) и материалов (красок, сангины, угольного карандаша, пастели, цветных мелков и др.). Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения: общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам.

Казакова Т.С. указывает на то, что рисование, лепка и аппликация, виды изодеятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным способом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Рассматривая созданные коллективные работы: рисунки, аппликации, скульптурные изображения, - дети учатся высказывать оценочные суждения. У них формируется наблюдательность, развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественно-творческой деятельности, к искусству и действительности, формируются эстетические чувства.

Какое же значение имеют продуктивные виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, конструирование?

1.У детей формируются те качества личности, которые необходимы для последующего обучения в школе;

2. На занятиях осуществляются и специальная подготовка детей к школе.

3.Овладевая знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства и конструирования дети получают возможность успешно усваивать соответствующий материал на уроках в школе.

Психологи рассматривают творчество как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира - природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению , это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества. Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность, как отмечала , отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.

В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память, по мнению , имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного 20 навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий, из которых слагается графическое воспроизведение зрительного образа, сохраняемого образной памятью.

2. Характеристика доизобразительной стадии рисования.

Период марания неоднороден и довольно продолжителен. Ребенок начинает с подражания действиям учителя (мамы, папы, бабушки и так далее), потом он начинает учиться рассматривать свои простые каракули, проводить линии, создавать в дальнейшем более сложные каракули и, в итоге, создавать полноценные законченные изображения.

В своём старании передать свои мысли и эмоции при помощи цвета, формы и образов малыш проходит несколько стадий.

Доизобразительный период, как правило, начинается у малыша на втором году его жизни и сводится на нет в промежутке между тремя и четырьмя годами. В этот период детские рисунки еще не способны передавать ничего конкретного, их еще тяжело сопоставить с реальностью так как, они заключают в себе только линии различной формы, толщины и длины – как правило, именно их взрослые и называют каракулями. Однако учтите, что для малыша это очень значимый процесс, так во время марания малыш начинает первые эксперименты с различными изобразительными средствами

У полуторагодовалого малыша нет надобности в рисовании. Для него представляют интерес только действия с бумагой и карандашом: он мнет, стучит, жует, рвет, разбирает, грызет и т.д. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы в детском поле зрения периодически были различные изобразительные материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры и так далее. Однако помните о том, что все эти принадлежности должны быть не только яркими, чтобы привлекать внимание крохи, но и безопасными. Нужно дать ребенку возможность рассмотреть и изучить все эти предметы так, как ему хочется. Пойдите ему на встречу, конечно, кроме случаев, когда подобное знакомство не представляет угрозу его здоровью.

Второй период доизобразительной стадии марания начинается тогда, когда малыш начинает экспериментировать с пятнами и штрихами. Это говорит о том, что у малыша начинают формироваться представления о свойствах материалов и о причинно-следственной связи от различных действий с ними. Вот почему так важно не лишать малыша возможности вволю почеркать по листу бумаги или по другой подходящей для этих целей поверхности. Вы можете помочь малышу развивать фантазию, превратив безликие и бессмысленные точки, линии и штрихи в знакомые малышу образы: ветер, снег, дождь и так далее.

 

Третий период стадии марания – это этап создания замысловатых и уже довольно сложных каракуль. Дети уже вполне овладевают вращательными движениями кистей рук, начинают во время рисования двигать рукой по листу бумаги, начиная закруглять одни линии, преломляя другие под разными углами. Кроме того, в детских рисунках этой стадии могут появиться зигзаги, перекрещивания нескольких линий и простейшие спирали.

Кажущаяся бессмысленность детских каракулей обманчива. Рисунки малыша данного периода очень важны, так как без них дальнейшее развитие его творческих способностей невозможно.

Следующий важный творческий этап в жизни малыша – это период очень простых изображений. Случайно и неожиданно для самого ребенка получившееся изображение неизменно привлекает детское внимание. Малыш с удовольствием замечает, что его каракуля становится похожа на знакомый образ или изображение чего-либо, а также кого-либо, к примеру, на предмет или животное. Происходит это в среднем в возрасте двух с половиной лет. Отметим, что малыш еще не способен придать своему рисунку объективное сходство с реальными объектами. Однако у юного художника уже начинает формироваться замысел, то есть простейшее представление о будущем рисунке и способе создания задуманного «произведения».

Ребенок объясняет родителям: «Я буду рисовать кошку, воду, дом и так далее». Все зависит только от фантазии малыша. Ребёнок сосредоточенно черкает по листу, комментируя каждое свое действие и дополняя получающийся образ словами, таким образом, он стремится сделать рисунок более полным и содержательным. Если малыш еще мало говорит, то как правило, он мяукает, рисуя кошку, или гудит как паровоз, рисуя рельсы. Этот период важен тем, что малыш может попытаться нарисовать все, что ему захочется, так как у него еще нет страха перед возможной неудачей, который появляется у детей более старшего возраста.

Ребенок в этом возрасте хочет выразить какой-либо образ на бумаге, однако его сил и навыков еще вовсе не достаточно для того, чтобы мама или папа смогли бы без помощи юного художника понять, что же на рисунке изображено. Все дело в том, что глазомер и руки ребенка еще не приспособлены для рисования, у него пока нет навыка черчения правильных линий.

Как правило, малыш начинает с создания простых форм: нечетких кругов, своеобразных многоугольников, углов и линий. Потом начинается стадия «головоногих». Это такие рисунки, на которых все персонажи уже имеют довольно тщательно вырисованную голову, от которой сразу же начинаются руки и ноги.

 

3. Развитие изобразительной деятельности:

 а) развитие графических образов,

 б) особенности композиции рисунка,

 в) цвет детского рисунка,

 г) развитие содержания детского рисунка.

Рассмотрим линии, по которым происходит развитие основных действий изобразительной деятельности.

Действие восприятия -- одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, возможно последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей опирается на определенный уровень сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной деятельности действие восприятия и формируется.

В соответствии с общими закономерностями развития детского восприятия и усложнением изобразительных задач, определяющих требования к восприятию, можно определить усложнение содержание и способов восприятия в разные возрастные периоды.

Восприятие в дошкольном возрасте становится более:

- полным (выделяет большее количество изобразительных признаков (форм, цветов, величин, ребенок видит основное и детали);

- более точным (от выделения обобщенной, близкой к эталону, формы дошкольник постепенно подходит к выделению характерной (отличной от геометрической), а затем и индивидуальной; от выделения основного тона цвета к различению его оттенков; от освоения отношений по величине между одним-двумя предметами (частями предмета) к освоению отношений многих предметов или частей);

- более расчлененным аналитическим.

К семи годам ребенок овладевает целостным способом обследования (порядком, структурой), специфическим для изобразительной деятельности.

Другое ориентировочное действие, специфическое для изобразительной деятельности, -- замысливание образа. Процесс замысливания состоит в придумывании ребенком содержания рисунка (лепки), определении материала, приемов, последовательности изображения.

Замысел как одно из важнейших ориентировочных действий также развивается по нескольким направлениям, линиям. В пределах дошкольного возраста замысел становится более устойчивым. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа. Это связано с развитием речи, воображения, произвольности всех психических процессов, развитием социальных мотивов, осознанием себя.

Процесс замысливания образа связан с его наглядным представлением, видением возможного результата работы. Такое наглядное видение в единстве и содержания и формы художественного образа Н.П. Сакулина называла "изобразительное представление". Оно формируется не сразу. По данным Н.П. Сакулиной, такое замысливание кроме опыта непосредственного восприятия изображающих явлений требует запаса графических образов, наличия представлений графических структур, схем. Если ребенок получил яркие представления от непосредственно воспринятых предметов, явлений, но у него нет графического опыта, он не может представить себе наглядно будущий рисунок даже в общих чертах. Изображение выполняется путем проб и ошибок. Если же дошкольник адекватно его оценивает, то разочаровывается и отказывается рисовать ("не умею"). Если он равнодушен к результату и увлечен больше замыслом, чем его реализацией, то довольствуется схемами -- намеками на изображение. Если же ребенок сам нашел графический образ или научился у взрослых, то уже при определении темы он представляет себе готовый графический образ, имеющийся у него в запасе, и рисует наизусть, иногда комбинируя несколько таких образов. Шаблонные по форме замыслы дают шаблонные изображения.

Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков. В частности, знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке.

В особую группу выделяются технические умения и навыки. Они входят в изобразительные умения.

Художественно-творческая деятельность включает в себя действия контроля и оценки.

Таким образом, в дошкольном возрасте постепенно изобразительные действия становятся более точными, уверенными и смелыми, самостоятельными, разнообразными, обобщенными, творческими.

4.  Психологическое обоснование методов руководства изобразительной деятельностью

Метод руководства — способ решения педагогом поставленной задачи.

Методы соответствуют цели, специфике вида деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Специфика методов обучения в том, что они по-разному применяются в логической цепочке развивающего обучения. Классификация их разработана в соответствии с характером познавательной деятельности дошкольников, основу которой составляет развитие самостоятельности и творческой активности:

Информационно - рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия осознания и запоминания учащимися новой готовой информации. Метод сбора информации – наблюдение, обследование предметов, показ способов действия и образец – это основа получения изображении, получение представлений, чувственного опыта.

Репродуктивной метод – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоения способов деятельности, суть и образец которых уже известен. Метод упражнений – целевые упражнения, игровые упражнения, которые воспитатель использует для развития глазомера, точных движений руки, цветоощущений, формоощущений.

Эвристический метод – направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Эвристический метод или частично поисковый – предпосылка исследовательского метода. Метод подводящие к творчеству – беседа, творческие задания.

Комбинируя методы руководства, воспитатель может более точно и эффективно достичь результата решения поставленных задач.

Применительно к изобразительной деятельности используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют наглядно образному отражению окружающего мира.

Предпочтение отдается наблюдению, обследованию и образцу.

Наблюдения, обследования - основные методы. Они разработаны Наталией Павловной Сакулиной. На основе учения - о сенсорном воспитании дошкольников - формирования рациональных способов чувственного познания мира на основе сенсорных эталонов: формы, цвета, величины.

Наблюдение - это непосредственное восприятие предметов в среде их обитания. Наблюдения подразделяются на игровые и целевые, краткосрочные и длительные — один из базовых методов сбора информации. Флерина Елена Ал, Сакулина Наталья Павловна, Роева Лидия Ал-на внесли вклад в разработку этого метода. Ценность метода в том, что можно видеть предмет или явление в развитии и во взаимосвязи с внешним миром. Формируются яркое, живое представление о предмете или явлении, что является основа изображения. Это ориентировочное действия, развивающие самостоятельность в приобретении знании, дает основу умозаключениям. Требование к наблюдениям: целенаправленность, эмоциональность, осмысленность, активность, повторность (увидели природу и движении, в развитии), учет возрастных особенностей. Дети наблюдают, учатся делать выводы.

В младшей группе нацеливают в наблюдениях на малое количество признаков — одуванчики: цвет, форма, количество (желтые, круглые, много, мало)

В средней группе цветы разные - белые нарциссы и желтые одуванчики. Они ритмично расположены на плоскости зеленой лужайки.

В старшей группе — весенние цветы на лугу, на деревьях, ласковое голубое небо, свежая зелень листвы.

В подготовительной группе — подснежники сиреневые в лесу, одуванчики на лугу, сирень на ветках куста. Цветовая палитра весны.

Обследование основной метод, развивающий целенаправленное восприятие предмета осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Обследование развивает культуру восприятия, формирует представление, развивает формообразующие движения руки ребенка. Метод используется в подготовке занятия обучающего типа. Это целенаправленное восприятие признаков предмета и выделение основных движений руки для последующего изображения в плоскости рисунка или объеме лепки. Ребенок осваивает алгоритм движения по внешним признакам предмета: величина, форма, цвет, части, соединение в общую конструкцию. Это метод обучения и одновременно одна из задач обучения. Овладение методом обследования дает самостоятельность в познании.

Этапы обследования:

1.Целостное восприятие предмета, его эмоциональные признаки.

2.Аналитическое восприятие предмета через выделение изобразительных признаков: строения — самая крупная часть, ее назначение и т.д. Определение ее формы, формы других частей относительно друг друга; выделение цветовых и величинных признаков. Порядок обследования следующих по величине частей такой же.

3.Целостное эмоциональное восприятие предмета.

Роль обследующего жеста в последующем изображении предмета - как двигались по форме, так и будем изображать.

В младших группах обследование проводится индивидуально с каждым ребенком, для достижения оптимальных результатов в нахождении внешних признаков и формообразующих движений. Движения пальцев и ладоней помогают освоить признаки.

В старшем возрасте дети переходят на сравнительный анализ. Анализ предмета - эталона и последующих предметов категории. Развивается техника визуального (глазами) обследования и выделения в речи найденных признаков. Применяется комплексный сбор информации (по Воробьевой программа «Гармония»)

Показ способов действия — организует восприятие, углубляет знания, память, помогает освоить новую информацию о способах использования изобразительных материалов и способов создания изображения. Обычно он применяется в занятиях обучающего типа, когда идет освоение новых знаний и умений. Обучение строится на алгоритмах действия. Для детей характерно неустойчивое внимание, поэтому к показу действий следует предъявлять жесткие требования:

1.Обеспечение наглядности,

2.Четкость действий совместно с речевым обозначением,

3.Активизация детей во время показа.

В младшем возрасте следует медленно производить алгоритм действий, в старшем возрасте показывать только новую операцию, задавая детям вопросы о правилах выполнения знакомых действий.

Используют

-целый показ — алгоритм

-частичный показ — отдельное действие

-показ детьми знакомых действий

-словесное напоминание

-индивидуальный показ детям, имеющим нечетко развитое восприятие

-поэтапный показ, когда идет последовательное освоение приемов рисунка или лепки всей группой.

Показ следует использовать при ознакомлении с самим предметом эталоном группы типичных предметов, частичный показ при изображении 2-го предмета этой группы, далее следует использовать показ детьми или словесную инструкцию.

Если воспитатель хорошо организует поисковую деятельность через восприятие предмета путем обследования, то необходимость в использовании показа отпадает. Дети выделяют признаки, формообразующие движения и по аналогии со знакомыми способами изображения выполняют задание самостоятельно.

Таким образом, использование метода зависит от цели занятия, типа его, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Упражнения — действия по закреплению полученных алгоритмов. Они в зависимости от возраста бывают игровыми и целевыми.

Беседа — основной метод творческих занятий. Ее цель выявить уровень представлений, помочь рождению замысла, найти средства его реализации и решить задачу творчества.

Это организованный взрослым диалог, во время которого, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, воспитатель способствует формированию представлений об изображаемом предмете и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Беседа максимально стимулирует активность детей и применяется в вводной и заключительной части занятия. Беседа в сюжетном рисовании помогает вспомнить основную тему, эмоционально оживить образ, дать характеристику основным персонажам, их взаимоотношениям, уточнить композицию, приемы создания выразительности.

В работе по замыслу беседа оживляет впечатления, помогает задумать, затем словесно выразить замысел. Вопросами воспитатель уточняет, какие способы ребенок будет использовать в реализации замысла. В заключительной части занятия беседа помогает оценить полученный результат, сделать выводы о реализации первоначального замысла.

Беседа должна быть живой, эмоциональной, четко ставить вопросы.

Словесные приемы: пояснение, напоминание, совет. Поощрение как словесный прием, по совету Флёриной, следует применять как можно чаще.

Художественное слово — это метод творческого занятия. Оно создает чувственную основу занятия, повышает интерес к деятельности. Речь воспитателя должна быть четкой, яркой, образной, как эталон для подражания детям.

Словесные методы неотделимы в процессе руководства от наглядных и игровых.

Все методы взаимосвязаны и составляют единую систему руководства изображений деятельностью, начинающуюся со сбора информации и заканчивающуюся творческим продуктом детской изобразительной деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы: Классификация видов изобразительной деятельности в соответствии с возрастом детей.

2. Освоение умений и навыков изобразительной деятельности детьми 2-7 лет.

3. Особенности композиции детского рисунка. Особенности построения детьми изображений /по Ю.А. Полуянову/.

4. Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей.

5. Связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности дошкольников.

6. Выписать понятия: изобразительная деятельность, художественный образ, графический объект, схематизм детского рисунка, виды и выразительные средства изобразительной деятельности.

 

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности.

Художественный образ - форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.

Графические объекты: это любой нарисованный или вставленный объект, который можно редактировать и форматировать с помощью панели инструментов рисования (встроенным редактором графических объектов). Эти объекты являются частью текстового документа.

Схематизм в детском рисунке заключается в расположении изображаемых предметов, людей, животных и характере их изображения. Детский схематический рисунок не передает объем предметов и их уменьшение в зависимости от расстояния. Типичным является расположение предметов и персонажей в один ряд. Вдоль нижнего края листа бумаги дети обычно проводят линию и на ней изображают землю, людей, дома, деревья, а в верхней части небо, на которое помещают солнце, тучи, ветер. На детских схематических рисунках иногда обозначаются невидимые части предмета или тела человека: трамвай, а в нем люди во весь рост, живот (пупок) или сердце человека и т. д.
Схематизм детского рисунка свидетельствует о том, что дети изображают не только то, что видят, но и то, что знают об окружающем.

Рисование - вид изобразительной деятельности, основное назначение которого - образное отражение действительности.

Лепка – это вид изобразительной деятельности. В словаре Ожегова С.И. «Лепить,значит делать изображение, сооружать из пластического, мягкого материала».

Аппликация – это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.); изображение, узор, созданный таким способом [7].

Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Выразительные средства

Цвет: отражает предпочтения ребенка (любимый цвет), Эмоциональное состояние

1. Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией.

2. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении отдельных элементов рисунка.

3. Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Например: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.

4. Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация — склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна посредством и способом.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1866; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!