СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 24 страница



 

ТЮТЧЕВ Федор Иванович (23.11.1803–15.07.1873), великий русский поэт и мыслитель, один из тонких и проникновенных выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Родился в родовом имении отца Овстуг Орловской губ., под Брянском. В семье господствовала мать поэта Екатерина Львовна, урожденная Толстая. Но наибольшее влияние на духовное развитие будущего поэта оказал первый его воспитатель С. И. Раич, родной брат московского митрополита Филарета .

После окончания Московского университета Тютчев был определен на службу за границу. Вместе с ним поехал беззаветно преданный ему дядька Н. А. Хлопов, лелеявший поэта с четырехлетнего возраста. Дядька завел хозяйство на русский лад, устроил в мюнхенской квартире Тютчева православный уголок с иконами древнего письма, перед которыми теплились неугасимые лампады.

Скромный до застенчивости, лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался помещать свои произведения в печати, и лишь к сер. 1830–х, благодаря настояниям своего сослуживца кн. И. С. Гагарина, тетрадка стихотворений поэта, при посредстве П. А. Вяземского, была послана Пушкину , который сразу напечатал их. «Мы не могли не порадоваться, — писал впоследствии И. С. Тургенев, — собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина. Тютчев стоит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. На одном Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежал и которая так ярко и сильно отразилась в Пушкине. Самый язык Тютчева поражает счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов. Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления».

Четыре мотива преобладают в философско-поэтическом миросозерцании Тютчева: одушевленность природы; гармония Космоса; хаотическая подоплека бытия и, наконец, непоколебимая вера в Россию и ее великую историческую миссию.

Самодовлеющая духовная жизнь Природы представлялась Тютчеву истиной непреложной, аксиомой очевидной и не требующей доказательств. Эпиграфом к своим стихам Тютчев мог бы поставить афоризм: «Вслушайтесь в Природу — и вы услышите музыку Жизни». И все эти шелесты, шорохи, шепоты, звуки, движения, и краски, и тени, и свет, и ночные голоса, и струящиеся ароматы, и безмолвие сонных вод, «и тихих, теплых майских дней румяный, светлый хоровод» — все это сливалось у него в одну предвечную симфонию, в торжественный гимн всемирного бытия. Эту свою заветную мысль он выразил в известном стихотворении:

 

Не то, что мните вы, Природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

Тютчев полагал, что Природа и Космос — понятия однозначащие, и так же как Природа немыслима без вечного дыхания Жизни, так и Космос есть воплощение неиссякаемой жизненной энергии. Порядковое начало — непреложный закон и первооснова всех явлений органических и неорганических объемлющей нас действительности. Именно оно — это начало — предопределяет ритмическую смену времен, идей, миров и поколений, проникая все и налагая неизгладимую печать на внешние формы и внутреннее содержание всего сущего.

 

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в Природе:

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

 

В общей схеме мирозданья люди — лишь мелькающие призраки; если мысль их немощна, а слово бессильно выразить и ее, то из чего же, собственно, должна складываться духовная жизнь человека? — На это Тютчев ответил своим стихотворением «Silentium»:

 

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои!

Пускай в душевной глубине

И всходят, и зайдут оне,

Как звезды ясные в ночи:

Любуйся ими и молчи.

Другому, как понять тебя?

Как сердцу высказать себя?

Поймет ли он, чем ты живешь? —

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи.

Питайся ими и молчи.

Лишь жить в самом себе умей.

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их заглушит наружный шум,

Дневные ослепят лучи:

Внимай их пенью и молчи.

 

В 1843–50 Тютчев выступает со статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Еще в 1830, потрясенный июльскими событиями во Франции, он предрекал начало новой, революционной эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных катаклизмов — первого акта всемирной катастрофы. Революцию 1848 поэт рассматривал как осуществление своего пророчества, начало неизбежной гибели, всеобщего разрушения европейской культуры и цивилизации. Единственной серьезной силой, противостоящей революционной стихии, считал Тютчев Россию (в аллегорической форме эта мысль выражена в стихотворении «Море и утес», 1848). Именно противостояние России и Революции, исход неминуемого поединка между ними, полагал он, и определит судьбу человечества. Продолжая и углубляя основные идеи славянофилов , Тютчев говорит о необходимости противопоставить Западной Европе Европу Восточную — союз славянских земель во главе с Россией — особый мир, развивающийся по иным, отличным от Запада историческим законам. Он обосновывает исключительную мессианскую всемирно-религиозную роль России соображениями религиозно-нравственного характера, в т. ч. такими свойствами русского народа, как смирение, готовность к самопожертвованию и самоотвержению, которые полярно противостоят «гордости», самоутверждению личности — характерным чертам западного мира. Тютчев говорит о необходимости религиозно-государственного подчинения Запада России, мечтает о расширении пределов «Царства Русского» «от Нила до Невы, от Эльбы до Китая» и считает тремя «заветными столицами» грядущей всемирной империи Москву, Рим и Константинополь («Русская география», 1848 или 1849).

Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, ее быт, весь религиозно-нравственный уклад русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, вовсе не похожий на западный шаблон, выросший на почве средневекового феодализма, римского права, оппозиционного парламентаризма и воинствующего латинского христианства. Эти начала, вскормившие европейскую цивилизацию, чужды русскому самосознанию, которое развивалось и крепло под влиянием идей иного порядка, и в первую очередь — Православия и Царского Самодержавия. И в то время, как на Западе, в течение долгих столетий, шла ожесточенная распря между Церковью и светской властью, в России царь и патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили и устрояли «тот светлый храм, ту мощную державу, ту новую, разумную ту Русь», которая, к великой зависти ее западных соседей, как бы невзначай, раскинулась на двух материках, на беспредельных пространствах от Вислы до Тихого океана, проникла и в Среднюю Азию.

Формально не примыкая ни к какому лагерю, Тютчев по своему мировоззрению близко стоял к славянофилам — к Ю. Ф. Самарину, А. С. Хомякову, Ф. М. Достоевскому и И. С. Аксакову . Так же, как они, Тютчев утверждал, что Европа никогда не простит России ее величия, ее первенствующего места в многомиллионной славянской семье и ее последнего решающего слова в конечных судьбах Западного мира.

Долгие годы, проведенные поэтом за границей, не только не ослабили, но скорее усилили его беззаветную любовь к своему народу. Чуткий и мудрый, Тютчев знал, что России предстоит пережить тяжкий кризис. Зловещие симптомы указывали на то, что многовековые устои русской государственности пошатнулись и что крепким, стародавним традициям нашим, выковавшим великую Империю, угрожает страшная, едва ли не смертельная, опасность от тлетворных веяний извне. Но в то же время Тютчев, всем своим нутром, постиг, что

 

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

 

Б. Б. 

 

У

 

У , двадцать первая буква русского алфавита, восходит к греческой букве «ипсилон». В церковном счислении означает четыреста.

 

УБРУС. — См.: НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ.

 

УВАРОВ Сергей Семенович (25.08.1786–4.09.1855), русский государственный деятель, близкий по идеям к славянофилам , министр народного просвещения (1833–49). Уваров посвятил свою жизнь осуществлению реформы народного просвещения на русских национальных началах. Он считал необходимым ввести в преподавание, имевшее прежде во многом космополитический характер, «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности , возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям». Образование должно носить общественный характер, из него следует удалить частное воспитание и иноземных воспитателей.

Главное для России — сохранить Православие, творческая духовная сила которого определяет всю русскую культуру. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру — то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». Самодержавие является определяющей формой нашего державного бытия, «представляет главное условие политического существования России». Любое, даже малозаметное, поползновение к его ограничению неминуемо повлечет снижение могущества, ослабление внутреннего мира и спокойствия страны. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей».

Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Против него организуется кампания травли и клеветы. Тем не менее многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые «лучше знали Русское и по-русски».

О. Платонов 

 

УВАРОВО , город в Тамбовской обл., центр Уваровского р-на. Расположен в юго-восточной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на правом берегу р. Вороны (бассейн Дона). Население 34,3 тыс. чел.

В 1699 основано поселение казаков. С 1702 село. В 1770 через Уварово был проложен почтовый тракт Борисоглебск — Кирсанов. Во 2-й пол. XIX — н. XX вв. Уварово — значительный центр торговли.

 

УГЛИЧ , город в Ярославской обл., центр Угличского р-на. Население 39 тыс. чел.

Основан в 937. Как город Углич впервые упоминается в 1148. В XII — н. XIII вв. входил в состав Владимиро-Суздальского княжества, с 1207 — Ростовского, с 1218 столица Угличского удельного княжества. В 1238 захвачен и сожжен монголо-татарами. В 1329 присоединен к Великому Московскому княжеству. В XIV—XV вв. центр удельного княжества. В 1608—11 город был разрушен поляками. С сер. XVII в. развиваются ремесла (кузнечное, медное, серебряное дело, выработка льняных тканей и кож) и торговля.

Сохранились: кремль с церковью Димитрия на Крови (1692), Спасо-Преображенским собором (1713), колокольней (1730) и др., а также Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря (1628), Богоявленский (XVII—XIX вв.) и Воскресенский (1677) монастыри, церковь Иоанна Предтечи (1681).

 

УГЛИЧСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из княжеств Северо-Восточной Руси. В н. XIII в. на правах удела входило в Ростовское княжество. В 1238 и 1293 было разорено монголо-татарами. В 1-й пол. XIV в. вошло в состав Московского великого княжества. Со 2-й пол. XIV в. удел московских князей. Своего расцвета достигло при брате Ивана III — Андрее Васильевиче Большом (1462— 92). Последним князем был царевич Димитрий, сын Ивана Грозного (см.: Димитрий Угличский).

 

УДЕРЖИВАЮЩИЙ, христианское мистическое понятие, связанное с противостоянием действию тайны беззакония , впервые использовано ап. Павлом (2 Сол. 2: 1-4, 6-8). Удерживающим здесь называется глава величайшего государства, каковым была в то время Римская империя. Русская Православная Церковь с полным правом и основанием относит эти слова св. апостола к русскому Царю, наследнику православных христианских императоров Рима и Византии, возглавителю Третьего Рима — Православного Самодержавного Царства. Он был священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через него и удерживала распространение зла. Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на нем религиозно-мистической миссии. После отречения Николая II роль Удерживающего перешла к Царице Небесной, о чем русскому народу было объявлено через явление иконы Божией Матери, названной «Державной» .

Е. Е. Алферьев 

 

УЕЗД, административно-территориальная единица, известная на Руси с XIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник , с н. XVII в. — воевода . С н. XVIII в. уезд — составная часть губернии. С 1775 уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей с числом жителей 20 — 30 тыс. муж. пола. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник — начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов.

 

УЖГОРОД, город в Закарпатской Руси на р. Уж у подножия юго-западного склона Восточных Карпат. Ужгород — один из древнейших русских городов. Возникновение его, по данным археологических раскопок (1848–50), относится к VIII—IX вв. Посад вокруг ужгородского Замчища известен с сер. XIII в. Сохранились остатки кремля (1598). В к. IX — н. X вв. Ужгород был сильно разорен кочевыми угорскими (венгерскими) племенами. С X в. входил в состав Киевской Руси . После распада последней на отдельные княжества Ужгород вместе с Закарпатской Русью в к. XI в. вошел в состав Венгерского королевства. В н. XVIII в. попал под власть Австрии, с 1867 — Австро-Венгерской империи. В 1944 возвращен России.

 

УЗДРИНСКАЯ ПУСТЫНЬ.См. ШЕНКУРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ женский монастырь.

 

УКРАИНА, древнерусское название окраинных, пограничных земель Русского государства между реками Южный Буг и Серет и в бассейне Западного Буга. Использовалось в значении «пограничная территория родной земли, Руси». После оккупации Малой Руси Польшей, а позже и Австро-Венгрией название «Украина» распространяется на всю Малороссию и используется для вытеснения ее исторического названия в целях полонизации и онемечивания русских людей.

О. Платонов 

 

УЛАНОВА Галина Сергеевна (26.12.1909/8.01.1910–1998), великая русская балерина. С 1928 — в Мариинском театре, в 1944–60 — в Большом театре. Ее искусству была свойственна абсолютная гармония всех выразительных средств танца. Среди лучших партий Улановой Одилия-Одетта в «Лебедином озере» П. И. Чайковского , Мария в «Бахчисарайском фонтане» Б. В. Асафьева , Золушка и Джульетта («Ромео и Джульетта» и «Золушка» С. С. Прокофьева) , Жизель (в балете Адана). С 1960 как балетмейстер-репетитор Большого театра подготовила целый ряд первоклассных русских балерин, в т. ч. Е. Максимову, Н. Тимофееву, Л. Семеняку.

 

УЛАН-УДЭ . — См.: ВЕРХНЕУДИНСК.

 

УЛИЧИ, одна из племенных групп восточных славян (русских). По сообщению «Повести временных лет» , уличи жили в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах Черного моря. Уличи вели упорную борьбу с киевскими князьями за свою самостоятельность. Город уличей — Пересечень в течение трех лет (ок. 946) осаждал киевский воевода Свенельд. В сер. X в. уличи были включены в состав Древнерусского государства. Под натиском кочевых племен уличи и тиверцы отошли на север. Последнее упоминание о них в летописях относится к сер. X в.

 

УЛЬЯНОВО, село в Калужской обл., центр Ульяновского р-на. Расположено на р. Вытебети (бассейн Оки). Население 3 тыс. чел.

Основано в XV в. как селище Плохино. Во 2-й пол. XVII в. крупное торговое село (основной товар — пенька, славилась в Англии под названием «плохинка»). В к. XVII в. подарено Петром I своему сподвижнику — государственному и военному деятелю Я. В. Брюсу.

 

УЛЬЯНОВСК. — См.: СИМБИРСК.

 

УМ , способность мыслить, рассуждать, познавать, в понятиях Святой Руси одна половина или одно из двух свойств духа человека (вторая — нрав).

Ум — дар Божий. «Бог ума дает», — говорит русский человек. В древнерусском сборнике «Мудрость мудрого Менандра» (XIV в.) говорится: «Ум — большое богатство для человека. Человеческому уму время — учитель». «Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться. Лучше с умным камень поднимать, чем с глупым вино пить» («Повесть об Акире Премудром») . «Принимающему большую власть подобает большой ум иметь» («Пчела») .

Умный человек, кому Бог дал ясный, проницательный ум, пользуется всеобщим уважением. «По платью встречают, по уму провожают, — говорят русские пословицы. — Богу молись, а добра ума держись. Ум на деньги не купишь. Не пером пишут, умом. Доходит ум и до Бога. Пускай ум наперед. Счастье без ума — дырявая сума».

О неумном, глупом человеке говорили: «Не твоего ума дело. Пора бы за ум взяться. Учись доброму, худое на ум не пойдет. Ум за разум заходит. Пора на ум наводить. Дурак закинет, а умный доставай. Не дал Бог ума, найдется сума».

Самый дорогой дар природы — веселый, насмешливый и добрый ум. Уважение к чужому мнению, уму — признак своего (В. О. Ключевский) .

Старайся дать уму как можно больше пищи. Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать (Л. Н. Толстой) .

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь (А. П. Чехов) .

О. Платонов 

 

УМАНЬ, город в Малороссии (Черкасская обл.) на р. Уманка. Известен с 1616, под оккупацией Польши. С 1648 центр борьбы с польскими оккупантами, место пребывания Уманского полка. В 1667 снова захвачен Польшей. В 1793 возвращен России. В 1768 один из центров восстания русского народа Малороссии — крестьян и казаков против польских и еврейских угнетателей — «колиивщины».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!